Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В
« 28» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«29» августа 2024г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир книг»
(направление: художественно- эстетическая творческая деятельность )
8-9 класс
2024-2025 учебный год.
Учитель: Боронина ТГ
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1_заседания МО учителей
от «28» августа 2024 г.
Руководитель_ ______Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024_г.
с. Поим 2024год.
Рабочая программа внеурочной деятельности " Мир книг"
8-9 класс
Направление: художественная творческая деятельность
Боронина Татьяна Геннадьевна
Поим 2024-2025
Пояснительная записка
Программа "Мир книг " составлена на основе «Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и «Адаптированной основной образовательной программы» образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовую основу разработки составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от «19» декабря 2014г №1599
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федераци и № 28 от 28 сентября 2020года «Об утверждении СанПин
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин №1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»
-Устав школы;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-9 классов " Мир книг" составлена на основе программы специальных( коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,М.:
Просвещение, 2014г.
Программа является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Актуальность программы
К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных
средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более
доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой
становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность.
Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный
информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.
Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Внеурочное занятие поможет решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для
ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Чтение является одним из самых эффективных способов стимулирования креативности. Прочитав интересную книгу, мы представляем героев,
места, события и даже чувства. Это помогает нам развивать воображение и умение воспринимать мир.
Цель: способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка, посредством чтения
художественной литературы; формирование духовно-нравственной личности, посредством развития познавательного интереса к литературе и
любви к чтению, расширение социального опыта ребёнка с ОВЗ через чтение литературы.
Задачи:
развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление.расширение
кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать навыки чтения и речевые умения;
развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по
интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место в учебном плане
Внеурочное занятие проводится один раз в неделю , 34 часа в год
Формы организации
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Экскурсия в библиотеку, музей
Просмотр фильмов
Чтение и слушание литературных произведений
Содержание программы «Мир книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего
литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках
литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных,
энциклопедических)., развивать творческие способности детей.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Занятия проводятся в следующих формах:
1.
2.
3.
4.
групповые формы работы;
индивидуальные формы работы;
Литературный дневник
подготовка и участие в конкурсах .
Результативность
1.
2.
3.
4.
5.
Умение работать с художественным текстом.
Формирование читательской самостоятельности учеников.
Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.
Воспитание коммуникативной культуры школьников.
Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия,
воли.
Требования к учащимся
Посещать внеурочные занятия систематически, регулярно; быть активными, любознательными и самостоятельными, уметь слушать и слышать.
Мониторинг
Тематика занятий разнообразна. Она может корректироваться с расчетом на пожелания и интересы детей. Курс начинается введением и
заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение года сведений и
сформированных умений. Это возможно в условиях ведения литературного дневника, конкурсов на самого лучшего чтеца, внеклассных занятий
по прочитанным книгам. Помимо этого школьники учатся быть дисциплинированными, самокритичными, ответственными, развивают
наблюдательность, самостоятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие
предметные умения:
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома .
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Овладевать правилами поведения в общественных местах;
Литература
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Вороновой, М.: Просвещение, 2014г.
2. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель», 2007
3. Интернет сайт: « Первое сентября».
4. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» , 2006
Содержание программы
№
Содержание
Кол-во часов
8 класс
1
Вводное занятие. "Для чего нужны книги" диспут
1
2-6
А.Анисимова "Поимские легенды и сказки"
5
7-8
Писатели-земляки .М.Лермонтов "Ашик-Кериб"
2
9-13
Писатели-земляки. А.Куприн. Рассказы
5
14-15
К.Паустовский " Снег"
2
16-17
Волшебные уроки для души Г.Х.Андерсен
2
18-31
Стихи, рассказы, повести о войне
14
32
Рисование на тему" Мой любимый литературный герой"
1
33
Мини-сочинение на "Моя любимая книга"
1
34
Итоговое занятие. Рефлексия
1
9 класс
№
1
Содержание
Вводное занятие. "Мир книг"
Кол-во часов
1
2-3
Сказки народов Пензенской области
2
4-8
Писатели-земляки. А.Куприн.
5
9-12
К.Паустовский "Исаак Левитан"
4
13-18
А.Гайдар "Тимур и его команда"
6
19
Волшебные уроки для души Г.Х.Андерсен
1
20-32
Стихи, рассказы, повести о войне
13
33
Мини-сочинение на "Моя любимая книга"
1
34
Итоговое занятие. Рефлексия
1