Танцевальная азбука - 8 класс

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР

Директор школы-интерната

_____________З.В.Кердяшова

____________М.В.Тихонова

«___»_______________20___ г.

«___»_____________20_____г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Танцевальная азбука»
для обучающихся 8 класса
(художественно-эстетическое направление)
2024 – 2025 уч.год
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: Серякова О.Н.
Первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании
МО учителей
Руководитель______________
«___»________________20___г.

Одобрено решением педсовета
Протокол № __от «__»___________20__г.гг.
1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука» реализует
художественно-эстетическое
направление
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования второго
поколения.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19
декабря 2014г. №1599;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28
сентября 2020 года «Об утверждении санитарных правил СанПин 2.4.3648-20»
«Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов
среды обитания»;
 Устав школы;
 Локальные акты и положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений,
ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых
технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Программа
изучается
с
учетом
системного
и
последовательного
освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и
показательными выступлениями.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать
на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из
основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся
важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке,
какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения
и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта
среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными
потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней
абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной
стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться
адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура
танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения
ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают,
облегчают переход от одного занятия к другому. На развитие творческого воображения
особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным
творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз
следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты
драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С.
Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца
2

также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у детей
способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный
для формирования и развития творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой
деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе
танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями
здоровья (умственной отсталостью).
Цель программы: развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их
в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством
обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося
достоянием
общечеловеческой
и
национальной
культуры.
Задачи программы:
1. Определить способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и
двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного
подхода.
3. Раскрыть способности у детей и сформировать в них умение воспринимать и
понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить детей с различными ритмическими движениями в соответствии с
характером музыки.
7. Познакомить с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая
роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях
школы-интерната. Развивать коммуникативные способности подростков через
танцевальные игры.
Каррекционно-педагогические:
- сформировать у детей адекватную самооценку, потребность в самореализации;
- сформировать мотивацию на улучшение и сохранение своего здоровья;
- сформировать мотивацию к познавательной деятельности.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные
репетиции· игра· беседа· праздник
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой
обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:· игровой;· демонстрационный (метод показа);· метод творческого
взаимодействия;· метод наблюдения и подражания;· метод упражнений;· метод
внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным
показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в
законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание
музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности,
которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений,
картинок, игрушек и др.).
Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс
доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических
занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности,
связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения
(танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Приемы:
• комментирование;
3

• инструктирование;
• корректирование.
2. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- сформированность ценности здорового образа жизни;
- уважение к истории культуры своего Отечества;
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные (учебно-организационные):
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности;
- оценивание своих возможностей.
Познавательные:
- осуществление поиска информации;
- умение давать определение понятиям;
- умение делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения и позиции;
- работа в группе — установление рабочих отношений;
- в процессе коммуникации достаточно точная, последовательная и полная передача
партнёру необходимой информации как ориентир для построения действия.
В результате освоения программы дети должны овладеть коммуникативным
навыком, осознать свою значительность в коллективе.
Предметные результаты
обучающиеся должны уметь:
- слушать музыку, понимать её характер, настроение,
- знать названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций,
комбинаций (эстрадного, классического и народного направления);
- следить за правильным положением корпуса, головы во время движения;
-знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее
психологическое и физическое состояние организма;
- Уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки,
хореографические комбинации, переходы и рисунки в не усложнённых вариантах;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкальноритмических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки,
комплексы партерного экзерсиса, стрейчинга;
- участвовать в 3-4 вокально-хореографических постановках.
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.
Обучающиеся должны знать:
достаточный уровень
- ребенок самостоятельно находит свое место в строю;
- принимает правильное положение;
4

- умеет держать интервал;
- четко выполняет инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с
темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения;
- ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
минимальный уровень
- выполняет несложные движения вместе с педагогом;
- не всегда находит место в строю;
- не всегда держит дистанцию;
- не соотносит свое положение по отношению к другим;
- ребенок не ориентируется в пространстве;
- не понимает инструкции педагога;
- не успевает за темпом мелодии, ему требуется
постоянная помощь.
3. Организация образовательного процесса
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально – тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных
способностей.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкальноритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены
занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о
хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на
занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. С детьми проводятся
беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически
мыслить. На этих занятиях воспитанники получают информацию о хореографическом
искусстве, его истории развития и традициях.
4. Материально – техническое обеспечение:
- наличие просторного зала для занятий ритмикой и танцем;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент;
- музыкальная аппаратура (музыкальный центр, магнитофон), аудиозаписи, CD
записи;
- специальная форма и обувь для занятий;
- костюмерная, костюмы для концертных номеров.
5. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа реализуется в объеме 34 часа (1 час в неделю)

5

6. Содержание курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука»
Раздел 1. Танец в жизни человека
Вводное занятие. ТБ. Истоки возникновения танца. Первый танец человека. Народный
танец. Изучение элементов танца. Закрепление. Гимнастический этюд. Элементы
«колесо», «шпагат», «мостик». Закрепление.
Основное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения танца, с первым танцем человека.
Возникновение танца как внутренняя потребность человека выразить свое отношение к
миру, людям.
Основы музыкальной грамоты включают понятие о средствах музыкальной
выразительности (темп, ритм, динамика и т.д.); знания необходимы для осознанного
восприятия музыки, способствуют развитию художественного вкуса.
Упражнения на согласование движений с музыкой развивают: способность выполнять
упражнения в определенном темпе, ритме, в соответствии с содержанием музыкального
произведения; зрительную и двигательную память; музыкальную восприимчивость.
Раздел 2.«Танцевальные жанры и стили».
Общие представления о многообразии танцевальных жанров и стилей. Бальные танцы.
Медленный вальс. Фигуры вальса. Поклон. Закрепление. Детские эстрадные танцы.
Изучение элементов танца. Отработка упражнений, техники исполнения танца.
Закрепление. Постановочно - репетиционная работа. Повторение.
Основное содержание:
Дать общие представления о многообразии танцевальных жанров и стилей. Модификация
жанров в современном танце. Разновидности танцев. Изучение некоторых танцев
определенного стиля.
Раздел 3. «Основа танца – залог успеха».
Теоретическая часть: Педагог акцентирует внимание на том, что знание основ танцазалог успеха. Изучение подготовительной позиции рук. Правильность постановки
корпуса, ног, рук, головы. Изучение подготовительной позиции ног. Знакомство с
терминами: «Battement tendu», «demy plie», «Rond de jamde partene».
Практическая часть: Позиции ног, рук. Правильное положение тела и его частей при
маршировке, при выполнении танцевальных движений. Подскоки в 1 позиции с
разворотом на 90- 120 градусов.
Положения рук в детских танцах и упражнениях: Положения рук в детских танцах и
упражнениях: «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой»,
«круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. «Сладкая грёза»муз.Чайковского.
Раздел 4. «Народные пляски».
Теоретическая часть: Положение рук в народных плясках: «руки на талии», «руки перед
грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко», … Положение рук во время
движения. « Парный танец» - музыка народная.
Ставим танец. Объяснение.
Практическая часть: Упражнения по диагонали, на ковре. Этюды: «Ах, вы сени мои
сени», «Ой, утушка, моя луговая». Разучивание движений: ковырялочка, моталочка, вынос
ноги на носок, в сторону с поворотом стопы внутрь, дробь, молоточки, припадание,
притопы. Элементы национальных танцев: движения кисти, верёвочка, квиточки, галоп,
мережка и др.
Раздел 5. «Эстрадные танцы для детей».
6

Теоретическая часть: Изучение двух видов композиций эстрадного танца с
зафиксированной последовательностью и свободным построением. Азбука хореографии.
Схемы танцев.
Практическая часть: Разучивание: «Чунга-Чанга» (повторение шагов с высоким
подниманием колен, движения рук-мельница, вверх-вниз, работа кисти, наклоны,
полуприседания, прыжки, покачивания).
«Морячка»(марш, хлопки, приставной шаг, притопы, кружение в парах, шаг с
«коблучка»).
«Чарли»(шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, переминающиеся шаги на месте,
полуприседание, кружение на носочках). Работа у станка. Па польки с разных позиций, па
галопа, перестроения в парах. Ритмическая гимнастика.
Раздел 6. «Разнообразие народного танца».
Теоретическая часть: Педагог рассказывает о разнообразии русского народного танца.
Рассматриваются танцы разного характера. Схемы танцев.
Практическая часть: Работа над техникой исполнения русского народного танца.
«Кадриль»- музыка из репертуара гр. «Дилижанс».
Повторение. Итоговое занятие.
В завершении обучения по программе «Танцевальная азбука» проводится
заключительный концерт, на который приглашаются родители.
7. Тематическое планирование программы «Танцевальная азбука» 8 класс

№
п/п

Содержание

Кол-во
часов
Т

Раздел 1. Танец в жизни человека. (7ч.)
1
Вводное занятие. ТБ. Истоки
возникновения танца
2
История возникновения народно танца
3
Разнообразие народного танца
4
Изучение элементов народно — сценического танца
5
Изучение элементов народно — сценического танца
6
Элементы гимнастики в танце
7
Закрепление

П

1
1
1
1
1
1
1

Раздел 2 . Танцевальные жанры и стили. (10ч.)
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Общие представления о многообразии танцевальных
жанров и стилей
Бальные танцы.
Медленный вальс.
Фигуры вальса. Поклон
Закрепление.
Эстрадные танцы
Изучение элементов эстрадного танца
Отработка упражнений, техники
исполнения танца
Закрепление
Постановочно – репетиционная

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

работа

18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

Раздел 3. «Основа танца – залог успеха» (5ч.)
Положения рук в танцах: «руки на пояс», «руки на пояс»,
«руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой», «круглые руки».
Упражнения с воображаемыми цветами. «Сладкая грёза»
муз.Чайковского.
Положение рук в народных плясках «руки на талии», «руки перед
грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко».
Положение рук во время движения. «Парный танец» - муз. народная.
Позиции рук. Позиции ног.
Раздел 4. «Народные пляски» (4ч.)
Изучение основных построений и рисунков народных плясок с их
отличительными элементами.
«Кадриль»- русский танец.
«Веснянка» - украинский танец.
Цыганский танец
Раздел 5. «Эстрадные танцы для детей» (5ч.)
1
Два вида композиций эстрадного танца (с зафиксированной
последовательностью и свободным построением).
Разучивание элементов эстрадного танца
Разучивание элементов эстрадного танца. Закрепление.
Раздел 6. «Разнообразие народного танца» (5ч.)
Русский народный танец «Барыня».
Русский перепляс
Повторение пройденного.
Повторение пройденного.
Итоговое занятие.
ИТОГО: (34ч.)

8

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
7 27

8. Информационно - методическое обеспечение программы
Печатные пособия:
1. Справочно-информационная литература
2. Комплекты журналов.
3. Картотека с образцами выполнения упражнений
4. Техника изучения танцев.
5. Календарно – тематическое планирование

Видео-, аудиоматериалы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Инструментальная музыка
Классическая музыка
Музыка для разминки
Музыка для эстрадных танцев
Народная музыка
Современная музыка
Современные эстрадные танцы для детей. mp4. - YouTube
Ансамбль «Березка» - танец «Сударушка» (29.05.2012) - YouTube
Хореографический этюд - YouTube

Гимнастический этюд - YouTube
Акробатический номер – YouTube
«Мы маленькие звезды» - YouTube
Ай, будет круто! - YouTube

Оборудование:
1. Музыкальный центр, ноутбук
2. Коврики
3. Маты

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».