Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР
Директор школы-интерната
_____________З.В.Кердяшова
____________М.В.Тихонова
«___»_______________20___ г.
«___»_____________20_____г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Танцевальная азбука»
для обучающихся 6 класса
(художественно-эстетическое направление)
2024 – 2025 уч.год
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: Серякова О.Н.
Первая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
МО учителей
Руководитель______________
«___»________________20___г.
Одобрено решением педсовета
Протокол № __от «__»___________20__г.гг.
1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука» реализует
художественно-эстетическое
направление
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования второго
поколения.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19
декабря 2014г. №1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28
сентября 2020 года «Об утверждении санитарных правил СанПин 2.4.3648-20»
«Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов
среды обитания»;
Устав школы;
Локальные акты и положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений,
ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых
технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Программа
изучается
с
учетом
системного
и
последовательного
освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и
показательными выступлениями.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать
на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из
основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся
важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке,
какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения
и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта
среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными
потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней
абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной
стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться
адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура
танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения
ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают,
облегчают переход от одного занятия к другому. На развитие творческого воображения
особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным
творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз
следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты
драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С.
2
Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца
также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у детей
способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный
для формирования и развития творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой
деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе
танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями
здоровья (умственной отсталостью).
Цель программы: развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их
в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством
обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося
достоянием
общечеловеческой
и
национальной
культуры.
Задачи программы:
1. Определить способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и
двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного
подхода.
3. Раскрыть способности у детей и сформировать в них умение воспринимать и
понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить детей с различными ритмическими движениями в соответствии с
характером музыки.
7. Познакомить с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая
роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях
школы-интерната. Развивать коммуникативные способности подростков через
танцевальные игры.
Каррекционно-педагогические:
- сформировать у детей адекватную самооценку, потребность в самореализации;
- сформировать мотивацию на улучшение и сохранение своего здоровья;
- сформировать мотивацию к познавательной деятельности.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные
репетиции· игра· беседа· праздник
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой
обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:· игровой;· демонстрационный (метод показа);· метод творческого
взаимодействия;· метод наблюдения и подражания;· метод упражнений;· метод
внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным
показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в
законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание
музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности,
которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений,
картинок, игрушек и др.).
Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс
доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических
занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности,
связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения
(танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
Приемы:
3
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
2. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- сформированность ценности здорового образа жизни;
- уважение к истории культуры своего Отечества;
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные (учебно-организационные):
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности;
- оценивание своих возможностей.
Познавательные:
- осуществление поиска информации;
- умение давать определение понятиям;
- умение делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения и позиции;
- работа в группе — установление рабочих отношений;
- в процессе коммуникации достаточно точная, последовательная и полная передача
партнёру необходимой информации как ориентир для построения действия.
В результате освоения программы дети должны овладеть коммуникативным
навыком, осознать свою значительность в коллективе.
Предметные результаты
обучающиеся должны уметь:
- слушать музыку, понимать её характер, настроение,
- знать названия танцевальных шагов, хореографических понятий, элементов, позиций,
комбинаций (эстрадного, классического и народного направления);
- следить за правильным положением корпуса, головы во время движения;
-знать о положительной роли вокально-хоровых и хореографических занятий на общее
психологическое и физическое состояние организма;
- Уметь выполнять основные элементы эстрадного танца, движения, шаги, прыжки,
хореографические комбинации, переходы и рисунки в не усложнённых вариантах;
- выполнять комплексы дыхательных, ритмико-гимнастических, музыкальноритмических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки,
комплексы партерного экзерсиса, стрейчинга;
- участвовать в 3-4 вокально-хореографических постановках.
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя
с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.
Обучающиеся должны знать:
достаточный уровень
- ребенок самостоятельно находит свое место в строю;
4
- принимает правильное положение;
- умеет держать интервал;
- четко выполняет инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с
темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения;
- ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
минимальный уровень
- выполняет несложные движения вместе с педагогом;
- не всегда находит место в строю;
- не всегда держит дистанцию;
- не соотносит свое положение по отношению к другим;
- ребенок не ориентируется в пространстве;
- не понимает инструкции педагога;
- не успевает за темпом мелодии, ему требуется
постоянная помощь.
3. Организация образовательного процесса
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально – тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных
способностей.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкальноритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены
занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о
хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на
занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. С детьми проводятся
беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически
мыслить. На этих занятиях воспитанники получают информацию о хореографическом
искусстве, его истории развития и традициях.
4. Материально – техническое обеспечение:
- наличие просторного зала для занятий ритмикой и танцем;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент;
- музыкальная аппаратура (музыкальный центр, магнитофон), аудиозаписи, CD
записи;
- специальная форма и обувь для занятий;
- костюмерная, костюмы для концертных номеров.
5. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа реализуется в объеме 34 часа (1 час в неделю)
6. Содержание курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука»
Раздел 1. Танец в жизни человека
Вводное занятие. ТБ. Истоки возникновения танца. Первый танец человека. Народный
танец. Изучение элементов танца. Закрепление. Гимнастический этюд. Элементы
«колесо», «шпагат», «мостик». Закрепление.
Основное содержание:
5
Познакомить детей с историей возникновения танца, с первым танцем человека.
Возникновение танца как внутренняя потребность человека выразить свое отношение к
миру, людям.
Основы музыкальной грамоты включают понятие о средствах музыкальной
выразительности (темп, ритм, динамика и т.д.); знания необходимы для осознанного
восприятия музыки, способствуют развитию художественного вкуса.
Упражнения на согласование движений с музыкой развивают: способность выполнять
упражнения в определенном темпе, ритме, в соответствии с содержанием музыкального
произведения; зрительную и двигательную память; музыкальную восприимчивость.
Раздел 2.«Танцевальные жанры и стили».
Общие представления о многообразии танцевальных жанров и стилей. Бальные танцы.
Медленный вальс. Фигуры вальса. Поклон. Закрепление. Детские эстрадные танцы.
Изучение элементов танца. Отработка упражнений, техники исполнения танца.
Закрепление. Постановочно - репетиционная работа. Повторение.
Основное содержание:
Дать общие представления о многообразии танцевальных жанров и стилей. Модификация
жанров в современном танце. Разновидности танцев. Изучение некоторых танцев
определенного стиля.
Раздел 3. «Основа танца – залог успеха».
Теоретическая часть: Педагог акцентирует внимание на том, что знание основ танцазалог успеха. Изучение подготовительной позиции рук. Правильность постановки
корпуса, ног, рук, головы. Изучение подготовительной позиции ног. Знакомство с
терминами: «Battement tendu», «demy plie», «Rond de jamde partene».
Практическая часть: Позиции ног, рук. Правильное положение тела и его частей при
маршировке, при выполнении танцевальных движений. Подскоки в 1 позиции с
разворотом на 90- 120 градусов.
Положения рук в детских танцах и упражнениях: Положения рук в детских танцах и
упражнениях: «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд», руки «лодочкой»,
«круглые руки». Упражнения с воображаемыми цветами. «Сладкая грёза»муз.Чайковского.
Раздел 4. «Народные пляски».
Теоретическая часть: Положение рук в народных плясках: «руки на талии», «руки перед
грудью», «положение рук в парах»: «свечка», «окошечко», … Положение рук во время
движения. « Парный танец» - музыка народная.
Ставим танец. Объяснение.
Практическая часть: Упражнения по диагонали, на ковре. Этюды: «Ах, вы сени мои
сени», «Ой, утушка, моя луговая». Разучивание движений: ковырялочка, моталочка, вынос
ноги на носок, в сторону с поворотом стопы внутрь, дробь, молоточки, припадание,
притопы. Элементы национальных танцев: движения кисти, верёвочка, квиточки, галоп,
мережка и др.
Раздел 5. «Эстрадные танцы для детей».
Теоретическая часть: Изучение двух видов композиций эстрадного танца с
зафиксированной последовательностью и свободным построением. Азбука хореографии.
Схемы танцев.
Практическая часть: Разучивание: «Чунга-Чанга» (повторение шагов с высоким
подниманием колен, движения рук-мельница, вверх-вниз, работа кисти, наклоны,
полуприседания, прыжки, покачивания).
«Морячка»(марш, хлопки, приставной шаг, притопы, кружение в парах, шаг с
«коблучка»).
6
«Чарли»(шаг на всей стопе, работа плечевого пояса, переминающиеся шаги на месте,
полуприседание, кружение на носочках). Работа у станка. Па польки с разных позиций, па
галопа, перестроения в парах. Ритмическая гимнастика.
Раздел 6. «Разнообразие народного танца».
Теоретическая часть: Педагог рассказывает о разнообразии русского народного танца.
Рассматриваются танцы разного характера. Схемы танцев.
Практическая часть: Работа над техникой исполнения русского народного танца.
«Кадриль»- музыка из репертуара гр. «Дилижанс».
Повторение. Итоговое занятие.
В завершении обучения по программе «Танцевальная азбука» проводится
заключительный концерт, на который приглашаются родители.
Тематическое планирование программы «Танцевальная азбука» 6 класс
№
п/п
Тема
Раздел 1. Танец в жизни человека.
1
Вводное занятие. ТБ. Истоки
возникновения танца
2
3
4
Народный танец
Изучение элементов танца
Закрепление
5
Гимнастический этюд
6
Элементы «кольцо», «шпагат»,
«мостик»,«колесо»
Закрепление
7
Описание примерного содержания
занятий
Знакомство с детьми, ознакомление
учащихся с ТБ и планом работы на
год
Возникновение народного танца
Изучение упражнений, фигур танца
Закрепление приобретенных навыков,
отработка элементов
Понятие «гимнастика», ознакомление
с гимнастическим этюдом
Изучение элементов «кольцо», «шпагат»,
«мостик», «колесо»
Закрепление навыков
Раздел 2 . Танцевальные жанры и стили
8
Общие представления о многообразии
танцевальных жанров и стилей
9
Бальные танцы.
10
11
Медленный вальс.
Фигуры вальса. Поклон
12
13
Закрепление.
Детские эстрадные танцы
14
Изучение элементов танца
15
Отработка упражнений, техники
исполнения танца
Закрепление
Постановочно – репетиционная
16
17
Кол-во часов
всего
7
1
Т
П
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
Знакомство с различными
танцевальными направлениями
1
1
Понятие «бальные танцы»,
ознакомление с танцем
Изучение шага вальса
Изучение фигур вальса, реверанс, выход
и уход со сцены
Закрепление танца
Понятие «детские эстрадные танцы»,
ознакомление с
танцем
Изучение танцевальных
движений, связок
Отработка синхронности,
мимики
Закрепление ЗУН
Знакомство со сценическим искусством
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
работа
18
19
20
21
22
Раздел 3. «Основа танца – залог
успеха»
Положения рук в детских танцах и
Позиции ног, рук. Правильное
упражнениях: «руки на пояс», «руки на положение тела и его частей при
пояс», «руки в стороны», «руки вперёд»,маршировке, при выполнении
руки «лодочкой», «круглые руки».
танцевальных
движений.
5
1
1
Упражнения с воображаемыми
цветами.«Сладкая грёза»
муз.Чайковского.
Положение рук в народных плясках
«руки на талии», «руки перед
грудью», «положение рук в парах»:
«свечка», «окошечко».
Положение рук во время движения.
«Парный танец» - муз. народная.
Позиции рук. Позиции ног.
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
28
Раздел 4. «Народные пляски»
Изучение основных построений и
рисунков народных плясок с их
отличительными элементами.
«Кадриль»- русский танец.
«Казачок» - украинский танец.
Татарский танец.
Раздел 5. «Эстрадные танцы для
детей»
Два вида композиций эстрадного
танца (с зафиксированной
последовательностью и
свободным построением).
«Чунга-Чанга»
29
«Морячка» «Чарли»
30
Раздел 6. «Разнообразие народного
танца»
Русский народный танец «Кадриль».
23
24
25
26
27
и актерским мастерством, постановка
танца на сцене
Движения с воображаемыми
цветами.«Сладкая грёза»
муз.Чайковского.
Положение рук в народных плясках
«руки на талии», «руки перед грудью»,
«положение рук в парах»: «свечка»,
«окошечко».
Положение рук в народных
плясках.
Положение рук в народных плясках.
Правильное положение тела и его
частей при маршировке, при
выполнении танцевальных движений.
Положение рук во время
движения.
Выполнение элементов танца
Выполнение элементов танца
Выполнение элементов танца
1
1
1
3
Знакомство с различными стилями
эстрадного танца.
1
ит
1
1
1
1
Повторение шагов с высоким
1
подниманием колен, движения
рук-мельница, вверх-вниз, работа кисти,
наклоны, полуприседания, прыжки,
покачивания.
Марш, хлопки, приставной шаг, притопы, 1
кружение в парах, шаг с «коблучка».
Шаг на всей стопе, работа плечевого пояса,
переминающиеся шаги на месте,
полуприседание, кружение на носочках.
5
1
Работа над техникой исполнения.
1
8
1
1
31
32
33
34
Русский перепляс
«Светит месяц»
под
музыку Шаг с высоким подниманием ноги,
имитация руками игры на народных
инструментах, дробный топающий шаг.
«Вдоль по улице метелица метёт»- Повторение движений рук в танце.
разучивание движений.
Музыкальные игры: «танцующие Проведение игр.
звери», «мультяшки», «мяч соседу».
Итоговое занятие. Повторение.
Повторение изученного за год.
Подведение итогов, награждение.
ИТОГО:
7. Информационно - методическое обеспечение программы
Печатные пособия:
1. Справочно-информационная литература
2. Комплекты журналов.
3. Картотека с образцами выполнения упражнений
4. Техника изучения танцев.
5. Календарно – тематическое планирование
Видео-, аудиоматериалы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Инструментальная музыка
Классическая музыка
Музыка для разминки
Музыка для эстрадных танцев
Народная музыка
Современная музыка
Современные эстрадные танцы для детей. mp4. - YouTube
Ансамбль «Березка» - танец «Сударушка» (29.05.2012) - YouTube
Хореографический этюд - YouTube
Гимнастический этюд - YouTube
Акробатический номер – YouTube
«Мы маленькие звезды» - YouTube
Ай, будет круто! - YouTube
Оборудование:
1. Музыкальный центр, ноутбук
2. Коврики
3. Маты
9
1
1
1
1
1
1
1
1
34
7 27
10