Танцевальная азбука - 3 класс

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР

Директор школы-интерната

_____________З.В.Кердяшова

____________М.В.Тихонова

«___»_______________20___ г.

«___»_____________20_____г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Танцевальная азбука»
для обучающихся 3 класса
(художественно-эстетическое направление)
2024 – 2025 уч.год
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: Серякова О.Н.
Первая квалификационная категория

Рассмотрено на заседании
МО учителей
Руководитель______________
«___»________________20___г.

Одобрено решением педсовета
Протокол № __от «__»___________20__г.гг.
1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука» реализует
художественно-эстетическое направление
в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования второго
поколения.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19
декабря 2014г. №1599;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28
сентября 2020 года «Об утверждении санитарных правил СанПин 2.4.3648-20»
«Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов
среды обитания»;
 Устав школы;
 Локальные акты и положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Танцевальное искусство учит детей красоте и выразительности движений,
ориентировано на развитие физических данных, на формирование необходимых
технических навыков, знакомит с достижениями мировой и российской культуры.
Программа
изучается
с
учетом
системного
и
последовательного
освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и
показательными выступлениями.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать
на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из
основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся
важнейшим условием развития личности. Подросткам с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке,
какой является для них и наша школа-интернат, в которой они проживают. Для обучения
и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта
среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными
потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней
абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной
стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой – помочь ему научиться
адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура
танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения
ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают,
облегчают переход от одного занятия к другому. На развитие творческого воображения
особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным
творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз
следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты
2

драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С.
Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца
также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у детей
способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный
для формирования и развития творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой
деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. В данной программе
танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями
здоровья (умственной отсталостью).
Цель программы: развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их
в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством
обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося
достоянием
общечеловеческой
и
национальной
культуры.
Задачи программы:
1. Определить способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и
двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного
подхода.
3. Раскрыть способности у детей и сформировать в них умение воспринимать и
понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить детей с различными ритмическими движениями в соответствии с
характером музыки.
7. Познакомить с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая
роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях
школы-интерната. Развивать коммуникативные способности подростков через
танцевальные игры.
Каррекционно-педагогические:
- сформировать у детей адекватную самооценку, потребность в самореализации;
- сформировать мотивацию на улучшение и сохранение своего здоровья;
- сформировать мотивацию к познавательной деятельности.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные
репетиции· игра· беседа· праздник
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой
обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:· игровой;· демонстрационный (метод показа);· метод творческого
взаимодействия;· метод наблюдения и подражания;· метод упражнений;· метод
внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным
показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в
законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание
музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности,
которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений,
картинок, игрушек и др.).
Игровой метод. У подростков с легкой умственной отсталостью игровой рефлекс
доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических
занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности,
связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения
(танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку).
3

Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
2. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- сформированность ценности здорового образа жизни;
- уважение к истории культуры своего Отечества;
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Регулятивные (учебно-организационные):
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности;
- оценивание своих возможностей.
Познавательные:
- осуществление поиска информации;
- умение давать определение понятиям;
- умение делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения и позиции;
- работа в группе — установление рабочих отношений;
- в процессе коммуникации достаточно точная, последовательная и полная передача
партнёру необходимой информации как ориентир для построения действия.
В результате освоения программы дети должны овладеть коммуникативным
навыком, осознать свою значительность в коллективе.
Предметные результаты
обучающиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному,
- находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку,
- приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не
опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться),
равняться в шеренге, в колонне;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не
сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
- выполнять игровые и плясовые движения;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Обучающиеся должны знать:
достаточный уровень
- ребенок самостоятельно находит свое место в строю;
- принимает правильное положение;
- умеет держать интервал;
- четко выполняет инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с
темпом, ритмом, динамикой музыкального произведения;
4

- ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
минимальный уровень
- выполняет несложные движения вместе с педагогом;
- не всегда находит место в строю;
- не всегда держит дистанцию;
- не соотносит свое положение по отношению к другим;
- ребенок не ориентируется в пространстве;
- не понимает инструкции педагога;
- не успевает за темпом мелодии, ему требуется
постоянная помощь.
3. Организация образовательного процесса
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально – тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и
всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных
способностей.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
музыкальноритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены
занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о
хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на
занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. С детьми проводятся
беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически
мыслить. На этих занятиях воспитанники получают информацию о хореографическом
искусстве, его истории развития и традициях.
4. Материально – техническое обеспечение:
- наличие просторного зала для занятий ритмикой и танцем;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент;
- музыкальная аппаратура (музыкальный центр, магнитофон), аудиозаписи, CD
записи;
- специальная форма и обувь для занятий;
- костюмерная, костюмы для концертных номеров.
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия
музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной
отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
5. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа реализуется в объеме 34 часа (1 час в неделю)
6. Содержание курса внеурочной деятельности «Танцевальная азбука»
Программа предусматривает работу с детьми по двум направлениям: теоретический –
познание хореографического искусства и практический – выражение личностного
восприятия и эмоционального исполнения.
5

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны
получать дети в процессе обучения. Знания по музыкальной грамоте, выразительному
языку танцев, знание о характерных чертах и истории танцевальных культур различных
эпохи народов, знания по танцевальному этикету.
В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений и
танцев:
-Раздел "Ритмика" включает ритмические упражнения и музыкальные игры, которые
формируют восприятие музыкального материала, развивают чувство ритма, обогащают
музыкально-слуховые представления, развивают умение координировать движения с
музыкой.
-Раздел "Танцевальная азбука" включает изучение основных позиций и движений
классического, и народного танца. Эти упражнения способствуют гармоничному
развитию тела, технического мастерства, воспитывают осанку, помогают усвоить
основные правила хореографии.
-Раздел "Партерная гимнастика" дает возможность сохранить и улучшить здоровье
ребенка; устранить и предупредить физические недостатки - сутулость, косолапость,
плоскостопие, искривление позвоночника; развить правильную осанку, гибкость и силу
тела, выносливость.
-Раздел "Танец" включает в себя изучение танцевальных движений, которые
складываются в рабочие комбинации; разучивание народных плясок, современных,
бальных и массовых танцев; разыгрываются этюды с воображаемыми предметами и
этюды на развитие актерского мастерства.
-Раздел "Творческая деятельность" включает в себя проведение музыкально
танцевальных игр, а также самостоятельную работу учащихся.
Система упражнений, выстроенная от простого к сложному, с учетом основных
педагогических принципов (систематичность, постепенность, последовательность) при
условии многократного повторения заданий помогает успешному выполнению и
усвоению требований программы.

Повторение. Итоговое занятие.
В завершении обучения по программе «Танцевальная азбука» проводится
заключительный концерт, на который приглашаются родители.

6

Тематическое планирование программы «Танцевальная азбука» 3класс
№

Программное содержание

Количество
часов
Т

Раздел 1

Ритмика 6ч.

Тема

«Подготовка к занятиям» 6ч.

1

Танец в нашей жизни (беседа). Для чего нужен танец. Как

П

1

научиться танцевать.
2

1

Игры-миниатюры (качели, кораблик, шарик). Приставной
шаг.

3

1

Игры – превращения («деревянные и тряпичные куклы»,
«цветочек», «Верёвочки», «мельница»). Приставной шаг.

4

Что надеть. Где и когда танцевать. Дыхание. Как проверить 0.5

0.5

пульс.
5

Что такое разминка. Зачем она нужна.

6

Осанка. Упражнения на осанку.

Раздел 2

Танцевальная азбука 8ч.

Тема

«Основа танца - залог успеха» 4ч.

7

Положения рук в детских танцах и упражнениях: «руки на

1
1

1

пояс», «руки на пояс», «руки в стороны», «руки вперёд»,
руки

«лодочкой»,

воображаемыми

«круглые

цветами.

руки».
Сладкая

«

Упражнения
грёза»

-

с

муз.

Чайковского.
8

Позиции рук. Позиции ног.

1

9

Положение рук в народных танцах: «руки на талии», «руки

2

перед грудью», «положение рук в парах»: «свечка»,
«окошечко», … Положение рук во время движения.
«Парный танец» - муз. народная.
Тема

«Ходьба разного характера» 4ч.

10

Марш (шаг энергичный, бодрый, торжественный).
7

1

11

1

Марш со сменой ведущих(расчёт своего действия на
звучание музыкальной фразы, бодрый чёткий шаг, плавные
движения рук).

1

Шаг энергичный, спокойный, осторожный, шаг с высоким
12

поднятием ноги в коленях.

13

Песня о Родине И. Дунаевского (закрепление изученных

1

шагов).
Раздел 3

Партерная гимнастика 7ч.

Тема

«Движения в соответствии с характером музыки» 4ч.

14

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами,

1

движение хороводным шагом со сменой положения рук, не
останавливая движений.
15

Пружинящий шаг.

1

16

Бег, галоп, поскоки. «Мячики» -этюд муз. Шитте.

2

Тема

«Упражнения для рук» 3ч.

17

Ветерок и ветер. Мельница. «Лендлер»- Бетховен.

18

«Ленточки»,

«Волна»,

«Крылья»,

«Поющие

1
1

руки».

Импровизации.
19

«Колокола», « Колокольчики», «Тарелки», «Вертушки».

Раздел 4

Танец 6ч.

Тема

«Виды танца» 6ч.

20

Изучение

основных

построений

и

рисунков

1

6

танцев

(элементы классического, народного и бального танцев)
Раздел 5

Творческая деятельность 7ч.

21

Отработка и детальный разбор номера. Отработка всего

5

номера.
22

Музыкальные игры: «танцующие звери», «мультяшки»,

1

23

«мяч соседу».
Повторение. Итоговое занятие.

1

Итого 34ч.

2.5

7. Информационно - методическое обеспечение программы

Печатные пособия:
Справочно-информационная литература
Комплекты журналов.
8

31.1

Картотека с образцами выполнения упражнений
Техника изучения танцев.
Календарно – тематическое планирование
Видео-, аудиоматериалы:
Инструментальная музыка
Классическая музыка
Музыка для разминки
Музыка для эстрадных танцев
Народная музыка
Современная музыка
Современные эстрадные танцы для детей. mp4. - YouTube
Ансамбль «Березка» - танец «Сударушка» (29.05.2012) - YouTube
Хореографический этюд - YouTube
Гимнастический этюд - YouTube
Акробатический номер – YouTube
«Мы маленькие звезды» - YouTube
Ай, будет круто! - YouTube

Оборудование:
Музыкальный центр, ноутбук
Коврики
Маты

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».