Школа рисования 1-2 классы

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Школа рисования»
(художественно-эстетическое направление)
1-2 классы

Учитель:
Серякова Е.Н.

РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
2024 г.

Пояснительная записка
Количество часов -1 ч в неделю, 34 ч в год.

Уровень программы – адаптированный.

Адаптированная
рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года)
Перечень нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Примерная адаптированная основная образовательная программа внеурочной
деятельности, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;

Устав школы-интерната.

СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.
2021г. Об утверждении Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»

Программа курса «Школа рисования» представляет собой внеурочную деятельность
учащихся художественно-эстетического направления, составлена для учащихся 1-2
классов школы на 2 года обучения (67 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность занятия – 40 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества,
проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование
нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное
настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и
тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир,
приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память,
пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их
восприятия цвета, формы, объема предметов.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания
рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку
предлагаются различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с
использованием ниток, трафаретов, шаблонов. На каждом занятии даётся подробное
объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и
внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных
наблюдений и воображения.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия проводятся в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Не все дети имеют возможность посещать учреждения
дополнительного образования, в частности, художественную школу. А данная
программа позволяет удовлетворить потребность детей 7 – 10 лет в реализации своих
художественных желаний и возможностей.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные
способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих
предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что
они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Во многих дошкольных
учреждениях детей знакомят с нетрадиционным рисованием. Но из поступающих в нашу
школу первоклассников только 40 -50 % посещали детский сад. Поэтому для них такое
рисование становится открытием.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник
способствует развитию у ребёнка:


мелкой моторики рук и тактильного восприятия;



пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного
восприятия;



внимания и усидчивости;



наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;



в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и
самоконтроля.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для
младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании
нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Данное
пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов во внеурочной
деятельности. Краткое описание используемых техник рисования позволит любому
преподавателю проводить кружковые занятия.
Цели программы:


формирование художественной культуры школьников, развитие природных
задатков, творческого потенциала,



расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий,
воображения;



воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей
действительности, на произведения искусства.

Задачи:


ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением,
выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;



создать условия для развития творческих способностей детей;



способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности;
усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы;
культуры деятельности;



создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и
самооценки

Формы работы и контроля.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка –
это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он
предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность
удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в
свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству.
Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности,
сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не

получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки
ребёнка.

4. Планируемые результаты.
Критерии

Показатели

Личностные
результаты :

Воспитательные результаты

Инструментарий

1 уровня

У учащихся будут
сформированы:

Методика «Что ты

- учебно-познавательный
интерес к новому
материалу и способам
решения новой задачи;

- понимание нравственной

ценишь в людях?»

сущности правил культуры

(С. Колосов)

- способность к оценке
своей работы;

______________________________

- чувство прекрасного и
эстетические чувства

2 уровня

поведения, общения и речи
Воспитательные результаты


ответственное отношение

Методика оценки
уровня развития
морального сознания
(Л. Колберг)

к собственным поступкам
и деятельности, осознанное
принятие ценностей
нравственного поведения

Воспитательные результаты
3 уровня
нравственно-этический опыт
взаимодействия с окружающими
людьми в соответствии
с общепринятыми
нравственными нормами.
Воспитательный
эффект

позитивная адекватная
«Я – Концепция», Методика

Детские
исследовательские
проекты.

«Календарь
полезных дел»
(Л.И. Понизовская)

___________________________________________
Метапредметные
результаты

Познавательные УУД:
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков;

Диагностика
сформированности
умения работать по
правилу.

- произвольно и осознанно владеть
общими приёмами рисования

Регулятивные УУД:
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную
задачу;

Диагностика
обследования
сформированности
работать по образцу
«Домик».

- планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения
и оценку учителя и других членов
кружка

Коммуникативные УУД:

Диагностика

Ученики научатся:

«Изучение

- допускать возможность существования
у людей различных точек зрения;

межличностных

- формулировать собственное мнение и
позицию;
- задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности

отношений»
(Т. Лири)

Прогнозируемый
эффект (на уровне НОО)

Ученики научатся:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
Ученики получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие
природы, предметов.

Учебно -тематическое планирование. Внеурочные занятия по программе
«Школа рисования» 2023 – 2024 уч.г.1 класс.
1 час в неделю. 33 ч. за уч. год
Учитель: Серякова Е.Н.
№ п/п

Тема занятия

№ур в четверти

1.

Вводный инструктаж по
технике безопасности на
занятиях. Знакомство с
инструментами и
материалами.

1

2.

Знакомство с основныим
жанрами изобразительного
искусства.

2

3.

Изучение смешанных
жанров.

3

4.

Цветы на клумбе.

4

5.

Ветка рябины.

5

6.

Кисть винограда.

6

7.

Осенний букет.

7

8.

Волшебные ладошки.

8

Дерево
дружбы (коллективная
работа)

9.

Осень.

1

10.

Осенний натюрморт.

2

11.

Ваза для цветов.

3

12.

Звёздное небо.

4

13.

Бабочка.

5

14.

На что похоже?

6

15.

Волшебные цветы.

7

16.

В гостях у сказки.

8

17.

Моё имя.

1

18.

Посуда.

2

19.

Рисование подсвечника.

3

20.

Коллективная работа . Зима

4

21.

Ветка ели.

5

22.

23 февраля (групповая
работа)

6

23.

Небо, солнце и вода.

7

24.

Зимний пейзаж.

8

25.

Воздушные шары.

9

26.

Любимые игрушки.

1

27.

Ёжики на опушке.

2

28.

Морские ежи.

3

29

Знакомство с Гжельской
росписью. Роспись
изображённой посуды.

4

30

Знакомство с Гжельской
росписью. Роспись
изображённой посуды

5

31

Волшебный цветок.

6

32

Волшебный цветок.

7

33.

На что похоже?
(прямоугольники)

8

Итого за год: 33 часа
Календарно-тематическое планирование. Внеурочные занятия по программе
«Школа рисования» 2024 – 2025 уч.г.2 класс.
1 час в неделю. 34 ч. за уч. год
Учитель: Серякова Е.Н.
1 четверть. 8 часов
1

На что похоже? (круги)

1

2

На что похоже?
(треугольники)

2

3

Осенняя ночь.

3

4

Стрекозы.

4

5

Лесной натюрморт (грибы и
ягоды).

5

6

Космос.

6

7

Геометрический орнамент.

7

8

Растительный орнамент.

8

Итого за 1 четверть: 8 часов
2 четверть. 8 часов
9

Волшебные узоры.

10

Загадки.

11

Рисование вазы.

3

12

Изображение
геометрических фигур.

4

13

Орнамент «в полосе» из
чёрной бумаги.

5

14

Пробуем рисовать портрет.

6

15

Закат над морем.

7

16

Одуванчики

8

1
2

Итого за 2 четверть: 8 часов
3 четверть. 10 часов.
17

Ирисы.

1

18

Тюльпаны.

2

19

Букет роз.

3

20

Морской пейзаж.

4

21

Стилизация растений,
овощей и фруктов.

5

22

Стилизация зверей и птиц.

6

23

Создание стилизованной
картины.

7

24

Городецкая роспись.

8

25

Хохломская роспись.

9

26

Дымковская игрушка.

10

Итого за 3 четверть: 10 часов
4 четверть. 8 часов.
27

Композиция на тему
«Скворцы прилетели».

1

28

Модная одежда.

2

29

Аксессуары.

3

30

Коллаж мечты.

4

31

Дорисуй (коллективная
работа)

5

32

Рисование на свободную
тему

6

33

Рисование на свободную
тему

7

34

Выставка работ.

8

Итого за 4 четверть: 8 часов.
Итого за год: 34 часа

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М. 2007 г.
2. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. Мозаика-Синтез, 2005 г.
3. Итернет-ресурсы.

4. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Каро, 2007
г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».