Рабочая программа по учебному курсу Изобразительное искусство 2 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З. В.
«_____» ______20____г.

УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
2 класс
Основная базовая
(адаптированная)

Учитель:
Серякова Е.Н.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

2024 г.

Учебный предмет «Изобразительное искусство»
2 класс
Пояснительная записка

Количество часов -1 ч в неделю, 34 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.
2021г. Об утверждении Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть
прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия
формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения
изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о
них
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке)
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и
др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в
следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации
―развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть
адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.

Содержание тем учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство».
2 класс
34 ч /в год
Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по
образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и
воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование,
проведение бесед о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников,
книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного
искусства.
Введение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках
изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и
инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их
хранения.
Подготовительный период обучения Формирование организационных умений:
правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами
(карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность
на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на
плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),
прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности
―рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
―рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по
образцу);
―рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу); ―штрихование внутри контурного изображения;

правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки); ―рисование карандашом линий и
предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: ―правила обведения шаблонов;
―обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию:
геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате,
круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента;
чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в
центре и т.п.).
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И.
Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И
.Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И.
Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюмы). Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных
промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений;
их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации; -нахождение необходимой для выполнения
работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
-рисование по воображению.

Учебно-тематическое планирование предмета «Изобразительное искусство»
2класс
Количество часов за уч. год -34ч
Количество часов в неделю – 1ч.
№п
\п

1
2
3

4
5

6
7

8
9

10
11

12

13
14
15
16
17
18

19
20

Тема урока

«Рисование с натуры»
Рисование с натуры овощей и фруктов.
Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый,
подосиновик, мухомор)
Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по
образцу)
Декоративное рисование
Самостоятельное составление учащимися узора в
полосе
Рисование геометрического орнамента в квадрате
(построение осевых линий, полученные
треугольники раскрасить)
Рисование в квадрате узора из веточек с
листочками (на осевых линиях)
Декоративное рисование – узор из цветов для
коврика прямоугольной формы.
Рисование на тему
Рисование на тему «Деревья осенью».
Рассматривание иллюстраций в детских книжках
Рисование геометрического орнамента в
прямоугольнике (по образцу)
Декоративное рисование
Декоративное рисование – орнамент в квадрате.
Знакомство с Городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на
осевых линиях)
Рисование на тему
Рисование на тему «Веточка ели с ёлочными
игрушками»
Рисование с натуры
Рисование с натуры веточки ели.
Рассматривание иллюстраций в детских книжках.
Рисование с натуры ёлочных украшений.
Рисование с натуры праздничных флажков.
Декоративное рисование
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа
или свитера)
Рисование узора в круге – расписная тарелка (круг
- готовая форма)
Рисование на тему
Рисование на тему «Снеговики»
Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди
водорослей»

К-во
часов

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Изобразительное
искусство»
1)осознание
себя
как
гражданина
России;
формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
7)способность
к
осмыслению
социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8)принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование
установки
на
безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной
жизни.
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов,
инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с
ними;
-пользование материалами для рисования,
аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих
рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и
национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от
характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям
учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и
конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом,
акварельными красками с целью передачи фактуры
предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации; -нахождение необходимой для
выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям

Рисование несложных предметов, сочетающих в
себе различные геометрические формы (домик квадрат и треугольник, тележка- прямоугольник и
два колеса и т. п)
«Рисование с натуры»
22 Рисование с натуры игрушки- рыбки.
23 Рисование с натуры предмета прямоугольной
формы (ранец, портфель, сумка)
Беседы об изобразительном искусстве
24 Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для
картины.
25 Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство
с Дымковской росписью. Рисование узора в полосе
26 Рисование в полосе узора из чередующихся
геометрических фигур, данных учителем.
Декоративное рисование
27 Декоративное оформление открытки «Ракета
летит»
28 Рисование узора в полосе из цветов и листочков.
29 Узор из цветов в круге (круг - готовая форма)
«Рисование с натуры»
30 Рисование с натуры башенки из элементов
строительного материала
31 Рисование с натуры праздничного флажка
32 Рисование с натуры весенних цветов
Рисование на тему
33 Рисование на тему «Весна»
34 Беседа по картинам «Лето»
Итого за год: 34часа
21

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной
деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
-рисование с натуры и по памяти после
предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта;
-рисование по воображению.

Перечень учебно-методической литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Дополнительная литература
1.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр
«Вентана-Граф»,2009г.
2.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4
классах.- М.: Просвещение,
1988г.
3.
Полхов - Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое
пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
4.
Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие. – М .: «Мозаикасинтез», 2003г.
5.

Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие. - М. : «Мозаика-синтез», 2003г.

6.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват.
учреждений. Под. ред.
Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».