Русский язык
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.
УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
3 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учитель: Еронина К.Г.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2024 год.
Русский язык
Учебный предмет «Русский язык»
3 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -4 ч в неделю, 136 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
умственной
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.20 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.21 № 2 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды и обитания"
Программа ориентирована на использование учебника: Э.В. Якубовская, Я.В.Коршунова ,
«Русский язык» для 3 класса Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные
программы:
«Просвещение», 2024 г. 7-е издание, стереотипное
Русский язык
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
―Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности Обучение
русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у
них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет
выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика
отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в
структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее
коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда
одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для
постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и
отработки необходимых умений. Введение в программу добукварного периода
обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление
различных нарушений речи школьников.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Русский язык
Содержание учебного курса «Русский язык» 3 класс.
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме
вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке
нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в
зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему?
и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в
этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать
по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно
согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к
словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по
ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь
черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с
помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем,
данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с
употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или
Русский язык
чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с
предлогами в и на, о ком?о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Русский язык
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Уровни достижения
Минимальный уровень:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим
проговариванием;
- записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок; - выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбирать заголовок к нему..
Достаточный уровень:
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
Русский язык
- дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (название предметов,
действий и признаков предметов);
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами с помощью
учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак); деление текста на предложения;
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие р-л, свистящие и шипящие,
твердые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в
сильной позиции).
Русский язык
Учебно - тематическое планирование уроков по русскому языку
3 класс
Количество часов за уч. год -136 ч
Количество часов в неделю – 4 ч.
№
п/п
1.
2.
№
п/п
разде
ла
I
1.
Наименование разделов и тем
Повторение. Предложение
Повторение.
Выделение предложений из текста.
2.
К-во
часов
13ч
1
3.
4.
Выделение предложений из текста.
Контрольное списывание.
1
1
5.
5.
Предложение и его схема.
1
6.
7.
8.
6.
7.
8.
1
1
1
9.
9.
Предложение и его схема.
Диктант. Работа над ошибками.
Предложение-вопросы и
предложения-ответы.
Завершение начатого предложения.
10.
10.
Различение набора слов и
предложения.
1
11.
12.
13.
Порядок слов в предложении.
Письмо по памяти.
Предложение. Закрепление знаний.
14.
11.
12.
13.
II
1.
15.
2.
Звуки гласные и согласные
1
16.
17.
3.
4.
1
1
18.
5.
19.
6.
Ударение в словах.
Гласные ударные и безударные.
Выделение ударной гласной в
слове.
Гласные ударные и безударные.
Выделение ударной гласной в
слове.
Картинный диктант. Диктант.
20.
7.
1
21.
8.
22.
9.
23.
10
24.
25.
11
12
IV
Работа над ошибками.
Деление слов на слоги.
Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я
в
начале слова или слога.
Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я
в
начале слова или слога.
Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я
в
начале слова или слога.
Контрольное списывание.
Перенос части слова при письме.
Согласные звуки и буквы .
Твёрдые и мягкие согласные.
Знакомство с алфавитом.
Учащиеся должны уметь:
1
3.
4.
Гласные звуки и буквы -
Требования к уровню подготовленности
учащихся
(к каждому разделу)
1
1
1
1
12ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
11 ч.
1. составлять предложения, выделять
предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок
слов в предложении;
2. анализировать слова по звуковому
составу;
3. различать гласные и согласные, сходные
согласные, гласные ударные и
безударные;
4. определять количество слогов в слове по
количеству гласных, делить слова на
слоги, переносить части слова при
письме;
5. списывать текст целыми словами;
6. писать под диктовку текст (20-25 слов),
включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит.
Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Русский язык»
1) осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) формирование уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) владение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли
Русский язык
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
1. Различение твёрдых и мягких
согласных перед гласными.
2. Обозначение мягкости согласных
на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.
3. Обозначение мягкости согласных
на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.
4. Буква мягкий знак (ь) на конце
слова.
5. Буква мягкий знак (ь) в середине
слова.
6. Диктант. Работа над ошибками.
7. Повторение пройденного
8. Повторение пройденного.
9. Различение твёрдых и мягких
согласных.
10. Картинный диктант.
11. Различение твёрдых и мягких
согласных.
V
Гласные после шипящих
согласных Ш,Ж,Ч,Щ
1. Написание жи-ши в словах.
2. Написание ча-ща в словах.
3. Написание чу-щу в словах.
4. Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу
VI
Парные звонкие и глухие
согласные
1. Составление пар звонких и глухих
согласных
2. Составление пар звонких и глухих
согласных
3. Различение б-п, в-ф.
44.
45.
46.
47.
4.
5.
6.
7.
48.
8.
49.
9.
50.
10.
51.
11.
52.
53.
12.
13.
54.
14
55.
15
56.
57.
16
17
58.
18
59.
60.
19
20
VIII
1.
61.
Различение д-т, г-к.
Различение ж-ш, з-с.
Различение ж-ш, з-с.
Наблюдение за звонкими и глухими
согласными.
Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.
Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова.
Диктант. Работа над ошибками.
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова.
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова.
Правила правописания в словах.
Закрепление знаний.
Картинный диктант.
Правила правописания в словах.
Закрепление знаний.
Правила правописания в словах.
Закрепление знаний.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Слово. Название предметов.
Различение названия предметов по
вопросам кто? что?
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 ч.
1
1
1
1
20 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч.
1
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств,
доброжелательности и сопереживания
чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни. Наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к
самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
Программа определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным
для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Уровни достижения:
Минимальный уровень:
-делить слова на слоги для переноса;
-списывать по слогам и целыми словами с
рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
-записывать под диктовку слова и короткие
предложения (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- дифференцировать и подбирать слова,
обобщающие предметы, действия, признаки;
-составлять предложения, восстанавливать в них
нарушенный порядок слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок;
- выделять из текста предложения на заданную
тему;
-участвовать в обсуждении темы текста и
выбирать заголовок к нему.
Достаточный уровень:
Русский язык
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
2. Различение названия предметов по
вопросам кто? что?
3. Обобщающее название для группы
однородных предметов.
4. Письмо по памяти.
5. Выделение названий предметов из
предложения
6. Выделение названий предметов из
предложения
7. Выделение названий предметов из
предложения
8. Большая буква в именах.
Отчествах, фамилиях людей и в
кличках животных.
9. Большая буква в именах.
Отчествах, фамилиях людей и в
кличках животных.
10 Диктант. Работа над ошибками.
X
Название действий.
1. Различение названия действий по
вопросам что делает? что делают?
2. Различение названия действий по
вопросам что делает? что делают?
3. Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала?
что сделал? что сделала?
4. Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала?
что сделал? что сделала?
5. Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала?
что делали? что сделал? что
сделала? что сделали?
6. Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала?
что делали? что сделал? что
сделала? что сделали?
7. Различение названий действий по
вопросам что сделает? что
сделают?
8. Различение названий действий по
вопросам что сделает? что
сделают?
9. Постановка вопросов к названиям
действий.
10. Подбор названий действий к
названиям предметов по вопросам.
11. Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
XI
Названия признаков.
1. Определение признаков предмета
по вопросам какой? какая? какое?
какие?
2. Определение признаков предмета
по вопросам какой? какая? какое?
какие?
3. Различение предметов по их
признакам.
4.
5.
Письмо по памяти.
Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.
1
1
-списывать рукописный и печатный текст целыми
словами с орфографическим проговариванием;
1
1
-записывать под диктовку тексты, включающие
слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
1
-дифференцировать и подбирать слова различных
категорий по вопросу (название предметов,
действий, признаков предметов);
-составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами с помощью
учителя, постановка знаков
препинания в конце предложения ( точка,
вопросительный и восклицательный знак);
1
1
1
--деление текста на предложения;
1
8ч
1
1
1
-дифференцировать на слух и в произношении
звонкие и глухие р-л, свистящие и шипящие,
твёрдые и мягкие согласные;
-правильно обозначать их соответствующими
буквами на письме ( в сильной позиции).
1
1
1
1
1
1
1
1
12 ч.
1
Проверка, оценка и коррекция знаний
Уметь находить в тексте и различать по вопросам
слова обозначающие предметы действия,
признаки.
1
1
Уметь выделять в тексте слова обозначающие
признаки.
1
1
Уметь - группировать слова – названия
признаков приводить в качестве примеров слова
этих категорий.
Русский язык
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
6. Постановка вопросов к названиям
признаков предмета
7. Выделение названий признаков
предмета из предложения.
8. Контрольное списывание.
9. Названия предметов, действий и
признаков.
10 Названия предметов, действий и
признаков.
11 Диктант.
12 Работа над ошибками.
XIII Предлоги.
1. Предлоги в, на, с, из, у.
2. Предлоги к, по со словами.
3. Предлог от со словами.
4. Контрольное списывание.
5. Предлоги над, под со словами.
6. Предлог о со словами.
7. Картинный диктант.
8. Предлоги к, по, от, над, под, о со
словами
9. Предлоги к, по, от, над, под, о со
словами
10. Повторение пройденного.
Предложение.
7. Выделение предложения из текста.
8. Выделение предложения из текста.
9. Предложение законченное и
незаконченное.
10 Предложение законченное и
незаконченное.
11 Распространение предложений.
12 Контрольное списывание.
13 Распространение предложений.
14 Распространение предложений.
1
1
1
1
Проверка, оценка и коррекция знаний
1
1
1
10 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
112.
113.
114.
115.
15
16
17
18
Слова в предложении.
Слова в предложении.
Диктант. Работа над ошибками.
Порядок слов в предложении.
1
1
1
1
116.
19
Порядок слов в предложении.
1
117.
20
Составление предложений.
1
118.
21
Составление предложений.
1
119.
120.
22
23
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
Составление предложений.
Составление предложений.
Повторение
Правило правописания в слове.
Правило правописания в слове.
Название предметов и признаков
Письмо по памяти
Название действий.
Картинный диктант
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Предложение.
Предложение.
Контрольное списывание.
Повторение пройденного за год.
Повторение пройденного за год.
1
1
16 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проверка, оценка и коррекция знаний
Уметь находить предлоги знать их написание.
Проверка, оценка и коррекция знаний
Уметь находить в тексте, различать по вопросам,
правильно согласовывать их в речи со словами
обозначающими. предмет .
Уметь - группировать слова – названия
предметов и названия действий, приводить в
качестве примеров слова этих категорий.
Проверка, оценка и коррекция знаний
Проверка, оценка и коррекция знаний
Уметь находить в тексте и различать по вопросам
слова обозначающие предметы действия,
признаки.
Уметь выделять в тексте слова обозначающие
признаки.
Уметь - группировать слова – названия
признаков приводить в качестве примеров слова
этих категорий.
Уметь находить предлоги знать их написание.
Знать написание разделительного Ъ перед
гласными.
Проверка, оценка и коррекция знаний Коррекция
знаний.
Русский язык
134.
135.
136.
14
15
16
Повторение пройденного за год.
Повторение пройденного за год.
Повторение пройденного за год.
Итого за год
1
1
1
136ч.
Проверка, оценка и коррекция знаний.
Коррекция знаний.