Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З. В.
«_____» ______20____г.
УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Речевая практика»
2 класс
Основная базовая
(адаптированная)
Учитель: Еронина К.Г.
Кистенёва Н.А.
Золотова Н.С.
Серякова Е.Н.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
2024 г.
Учебный предмет «Речевая практика» 2 класс
Пояснительная записка
Количество часов -2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
умственной
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.
2021г. Об утверждении Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
4. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В.
Устная речь: учебник для 2 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации
школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими
людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики
является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести
базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых
ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевой акт компонентов;
Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
Учить строить устные связные высказывания;
Воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что
программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы)
обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников и
младших школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет
включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень речевого общения детей
с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного освоения учебного материала
любого из учебных предметов.
Программа по образовательной области «Русский язык» Включает следующие
учебные предметы:
Речевая практика – 1 – 4 класс;
Русский язык – 1 – 4 класс;
Чтение – 2 – 4 класс.
Рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» составлена в соответствии с
программой «Русский язык» (А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская),
опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 0-4 классы» И.А. Бгажнокова, СПб: филиал изд-ва «Просвещение»,
2007 и учебником «Устная речь. 2 класс» С.В. Комаровой.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в
конце 2 класса
Учащиеся должны уметь:
1. Выполнять задания словесной инструкции,
2. Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать
вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и
воспитателей,
7. Называть свою улицу,
8. Участвовать в ролевых играх,
9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстрационный материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших классах (IV класс):
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы
учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план.
Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
№
Раздел
Содержание
Развитие у детей у детей способности воспринимать
1. Аудирование
и понимать обращенную к ним речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов
и слов (2 слога, 2 – 3 слова).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков,
дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух –
трех согласных.
Слова, близкие по звучанию.
Отработка у школьников четкости произношения,
2. Дикция и выразительность
речи
эмоциональной выразительности речи. Голос, сила
голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса. Мимика и жесты.
Лицо, выражение лица. Практическое использование
мимики в речевых ситуациях.
3. Подготовка речевой
ситуации и организация
высказывания
В содержание раздела входит перечень лексических
тем и речевых ситуаций по названным темам,
связанных со школьной жизнью и бытом детей, их
играми, взаимоотношениями с окружающими.
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья,
доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник,
разговор по секрету, я в зеркале, разговор с
игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной
перемене, любимое занятие и др.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.
Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по
теме.
Составление предложений с опорой на заданную
синтаксическую конструкцию. Фиксация символами
каждого предложения.
Составление из символов связного высказывания из
3 – 5 предложений.
Использование
личных
местоимении
вместо
существительного для связи предложений в тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой
игре по теме.
4. Культура общения.
Проведение специальной работы по обогащению
речи учащихся словами, оборотами, служащими для
выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон
речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение
собеседников в ходе беседы. Тренировочные
упражнения на готовом речевом материале.
Учебно-тематический планирование предмета «Речевая практика»
2 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Название темы
Школьная жизнь – 8 ч
Добро пожаловать!
У нас новая ученица
Кто нас лечит и кормит
Правила для школьника.
Дежурим с другом (подругой)
«Ура! Перемена!»
Истории о лете
Я расскажу вам, где отдыхал
Игры и игрушки – 5 ч
«Игрушки»
«Моя любимая игрушка»
«Магазин игрушек»
«Уложим куклу спать»
«Мы уже не малыши»
Играем в сказку – 7 ч
Знакомство со сказкой «Три медведя»
Инсценировка сказки «Три медведя»
Знакомство со сказкой «Три поросенка»
Инсценировка сказки «Три поросенка»
.Знакомство со сказкой «Красная
Шапочка»
Инсценировка сказки «Красная Шапочка»
Знакомство со стихотворением С.
Михалкова «Мой щенок»
Я дома – 4 ч
В воскресенье все дома
Расскажи о себе
Я звоню себе домой
Я звоню в экстренные службы
Мои товарищи в школе - 4 ч
Играем во дворе
Не надо больше ссориться
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
Наш товарищ заболел
Готовим новогодний праздник - 3 ч
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Новогодние поздравления
Новогодние поздравления
Зимняя прогулка – 4 ч
Зимняя одежда
Зимние забавы
Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Речевая практика»
Минимальный уровень:
-формулировка
просьб
и
желаний
с
использованием
этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в
соответствии
с
речевыми
возможностями; -восприятие на
слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по
их содержанию с опорой на
иллюстративный материал; выразительное
произнесение
чистоговорок,
коротких
стихотворений с опорой на
образец чтения учителя; -участие
в беседах на темы, близкие
личному опыту ребенка; -ответы
на
вопросы
учителя
по
содержанию
прослушанных
и/или просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание
содержания
небольших по объему сказок,
рассказов
и
стихотворений;
ответы на вопросы; -понимание
содержания детских радио- и
телепередач, ответы на вопросы
учителя; -активное участие в
диалогах по темам речевых
ситуаций;
-высказывание
своих
просьб
и
желаний;
выполнение
речевых
действий
(приветствия,
прощания, извинения и т.
п.),
используя
соответствующие
этикетные
слова
и
выражения
35.
Мы катаемся с горы
1
36.
37.
Мы лепим снеговика
1
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Мойдодыр – 12 ч
Я умываюсь
Я чищу зубы
Режим дня школьника
Я правильно одеваюсь
Вещи в моем шкафу
Я собираюсь на прогулку
Содержу одежду в чистоте
1
1
1
1
1
1
1
44.
45.
Опрятному человеку нужны помощники
Я обуваюсь
1
1
46.
Я ухаживаю за обувью.
1
47.
Я по лужам прогулялся
1
48.
Мишка заболел
1
49.
Я за порогом дома
Садитесь, пожалуйста! (Поведение в
автобусе)
1
50.
Мы не знаем, как пройти, Как быть?
1
51.
Где я живу
1
52.
53.
Моя дорога в школу
За покупками в магазин
1
1
54.
Я иду в кружок. Кто со мной?
1
55.
Мы в гостях на день рождении
1
56.
День рождения !Знакомимся с гостями
1
57.
1
58.
День рождения!
Провожаем гостей
Накрываем на стол
59.
Поздравляем маму
1
60.
1
61.
Мир природы – 8 ч
«К нам весна шагает…»
Первоцветы
62.
63.
64.
65.
66.
Весенняя прогулка.
«А у нас в квартире кот! А у вас?»
Учу попугая говорить
У меня есть щенок!
Здравствуй лето!
1
1
1
1
1
67.
68.
Здравствуй, лето!
Итоговое занятие
1
1
Итого за учебный год: 68 ч
1
1
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина
России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
народов;
3)развитие
адекватных
представлений о собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в повседневной
жизни;
6)владение
навыками
коммуникации и принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению
социального окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей и социальных ролей;
8)принятие
и
освоение
социальной роли обучающегося,
формирование
и
развитие
социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9)развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей;
11)формирование
готовности к самостоятельной
жизни.