Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 2 класс

Русский язык

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.

УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
2 класс
Основная базовая
(адаптированная)

Учитель: Еронина К.Г.
Кистенёва Н.А.
Золотова Н.С.
Серякова Е.Н.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___
2024 г.

Русский язык
Учебный предмет «Русский язык»
2 класс
Пояснительная записка.

Количество часов -4 ч в неделю, 136 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

умственной

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Программа ориентирована на использование учебника: Э.В. Якубовская , Н.В. Павлова
Русский язык. 2 класс: Просвещение М.:, 2013.

Русский язык

В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
―Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию; ―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности Обучение
русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у
них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет
выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика
отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в
структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее
коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда
одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для
постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и
отработки необходимых умений. Введение в программу добукварного периода
обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление
различных нарушений речи школьников.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.

Русский язык

Содержание учебного курса «Русский язык» 2 класс.
Повторение.
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по
начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.
Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух -трех слов.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака
ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярно сходные (р- л), свистящие и шипящие, аффрикаты,
их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение
мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются слова,
обозначающие предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
- различение основных частей хорошо знакомых предметов;
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
- группировка действий по признаку их однородности;
- различение предметов по их действиям;
- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими
предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом,
к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника
Предложение.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых
школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в
процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь
в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,

Русский язык

распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок
слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в
законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Практическое знакомство с построением простого предложения:
-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
- закачивание начатого предложения;
-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
-выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

Русский язык

Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Уровни достижения
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;-запись под диктовку слов и коротких предложений
(2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);

Русский язык

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (10-15
слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Русский язык
Учебно-тематический планирование предмета «Русский язык»
2класс
Количество часов за уч. год -136 ч
Количество часов в неделю – 4 ч.
№п\п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Тема урока
«П О В Т О Р Е Н И Е»
« Предложение».
« Предложение и его схема».
« Предложение и его схема».
« Распространение предложений».
« Распространение предложений».
« Слово».
« Составление предложений с данным
словом».
« Составление предложений с данным
словом».
« Звуки и буквы».
« Звуки и буквы».
Контрольное списывание №1.
Диктант.
«З В У К И И Б У К В Ы»
Звуки и буквы
«Гласные звуки и буквы».
«Гласные звуки и буквы».
«Согласные звуки и буквы».
«Слова, которые различаются одним
звуком».
«Слова, которые различаются
количеством звуков».
«Слова, которые различаются
последовательностью звуков»
« Ударение в словах».
« Выделение ударного гласного в слове».
« Выделение ударного гласного в слове».
Контрольное списывание №2.
Слог
« Деление слов на слоги».
« Деление слов на слоги».
« Гласные в образовании слогов».
« Перенос слов по слогам».
« Перенос слов по слогам. Картинный
диктант».
« Деление слов со звуками И-Й на
слоги».
« Различай Л-Р».
Контрольное списывание №3
Диктант.
Парные звонкие и глухие согласные
«Различай Б-П»
«Различай В-Ф»
«Различай Г-К»
«Различай Д-Т»

К-во
часов

№п\п
тема

1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1

8.

1
1
1
1

9.
10.
11.
12.

1
1
1
1

13.
14.
15.
16.

1

17.

1

18.

1
1
1
1

19.
20.
21.
22.

1
1
1
1
1

23.
24.
25.
26.
27.

1

28.

1
1
1

29.
30.
31.

1
1
1
1

32.
33.
34.
35.

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Русский язык»

Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина
России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
народов;
3)развитие
адекватных
представлений о собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в повседневной
жизни;
6)владение
навыками
коммуникации и принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению
социального окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей и социальных ролей;
8)принятие
и
освоение
социальной роли обучающегося,
формирование
и
развитие
социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9)развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми и

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

Русский язык
«Различай Ж-Ш»
1
«Различай З-С »
1
«Различай звонкие и глухие согласные»
1
«Различай звонкие и глухие согласные»
1
Контрольное списывание №4
1
Диктант. Работа над ошибками
1
Повторение по теме: Парные звонкие и
1
глухие согласные
Повторение по теме: Парные звонкие и
1
глухие согласные
Повторение по теме: Парные звонкие и
1
глухие согласные
Шипящие и свистящие согласные
« Шипящие согласные»
1
«Свистящие согласные»
1
«Различай шипящие и свистящие
1
согласные»
«Различай шипящие и свистящие
1
согласные»
Контрольное списывание №5
1
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале
слова или слога.
« Буква Е в начале слова или слога»
1
«Буква Ё в начале слова или слога»
1
«Буква Ю в начале слова или слога»
1
«Буква Я в начале слова или слога»
1
«Буква Е, Ё, Ю,Я в начале слова или
1
слога»
Контрольное списывание №6
1
Диктант. Работа над ошибками.
1
Твёрдые и мягкие согласные
«Гласные Ы-И после твёрдых и мягких
1
согласных»
«Гласные О-Ё после твёрдых и мягких
1
согласных»
«Гласные У-Ю после твёрдых и мягких
1
согласных»
«Гласные А-Я после твёрдых и мягких
1
согласных»
«Гласная Е после мягких согласных»
1
« Различай твёрдые и мягкие согласные»
1
« Различай твёрдые и мягкие согласные»
1
Контрольное списывание №7
1
Диктант. Работа над ошибкам
1
1
Мягкий знак на конце слова.
« Буква Ь для обозначения мягкости
1
согласных на конце слова»
« Письмо слов с мягкими согласными на
1
конце»
« Различай твёрдые и мягкие согласные
1
на конце слова»
« Различай слова с твёрдыми и мягкими
1
согласными на конце»
Контрольное списывание №7
1
Диктант. Работа над ошибками
1
«С Л О В О»

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
10)формирование эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств;
11)развитие этических чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей;
12)формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат,
бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)формирование готовности к
самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:
- различение гласных и
согласных звуков и букв;
ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных
согласных по звонкостиглухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для
переноса;
- списывание по слогам и
целыми словами с рукописного и
печатного текста с
орфографическим
проговариванием;-запись под
диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и
твердости согласных звуков на
письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной
отработки);
- дифференциация и подбор слов,
обозначающих предметы,
действия, признаки;
- составление предложений,

Русский язык
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.

87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

105.
106.

Название предметов
« Предмет и его название»
« Названий предметов, отвечающие на
вопрос что?»
« Название частей предмета»
«Различай сходные предметы и их
названия»
«Обобщающее слово для группы
однородных предметов»
« Названий предметов, отвечающие на
вопрос кто?»
«Обобщающее слово для группы
однородных предметов»
« Различай слова, отвечающие на
вопросы кто? и что?»
« Различай слова, обозначающие один и
несколько одинаковых предметов»
Большая буква в именах людей.
Большая буква в именах и фамилиях
людей.
Большая буква в кличках животных
Большая буква в именах и фамилиях
людей, кличках животных.
Диктант. Работа над ошибками
Название действий
« Действие и его название. Названия
действий, отвечающие на вопрос что
делает?»
«Названия действий, отвечающие на
вопрос что делают?»
« Побор названий действий к названиям
предметов. Кто как голос подаёт?»
«Кто как передвигается»
«Кто? Что делает? Что делают?»
«Что? Что делает? Что делают?»
Диктант. Работа над ошибками.
Предлоги
« Предлог как отдельное слово»
« Употребление предлога в
предложении»
« Контрольное списывание с
заданием»
Слова с непроверяемыми гласными
«Выделение «трудной» гласной в словах»
«Выделение «трудной» гласной в словах»
«Написание гласных в словахродственниках»
Диктант. Работа над ошибками.
Слова с непроверяемыми гласными
«Выделение «трудной» гласной в словах»
«Выделение «трудной» гласной в словах»
«Написание гласных в словахродственниках»
«П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е»
«Выделение предложения из текста»
«Правила записи предложения»

1
1

72.
73.

1
1

74.
75.

1

76.

1

77.

1

78.

1

79.

1

80.

1
1

81.
82.

1
1

83.
84.

1

85.

1

86.

1

87.

1

88.

1
1
1
1

89.
90.
91.
92.

1
1

93.
94.

1
1
1
1
1
1

95.
96.
97.
98.
99.
100.

1
1
1
1
1

101.

1
1

105.
106.

102.
103.
104.

восстановление в них
нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных
картинок;
- выделение из текста
предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы
текста и выбора заголовка к
нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и
согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему;
- списывание рукописного и
печатного текста целыми
словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку текста,
включающего слова с
изученными орфограммами (1015 слов);
- дифференциация и подбор слов
различных категорий по вопросу
и грамматическому значению
(название предметов, действий и
признаков предметов);
- составление и распространение
предложений, установление
связи между словами с помощью
учителя, постановка знаков
препинания в конце
предложения (точка,
вопросительный и
восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём
идет речь), выбор одного
заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4
предложений из составленного
текста после его анализа.

107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Русский язык
Контрольное списывание №9
1
«Предложение и его схема»
1
«Различай набор слов и предложение»
1
«Порядок слов в предложении»
1
«Завершение начатого предложения»
1
Контрольное списывание №10
1
«Составление предложений по
1
предметной картинке»
«Составление предложений по сюжетной
1
картинке»
«Предложения – вопросы и предложения
1
- ответы»
Диктант.Работа над ошибками.
1
Повторение по теме: Предложение
1
Повторение по теме: Предлоги
1
Повторение по теме: Слова с
1
непроверяемыми гласными
Повторение по теме: Название предметов
1
Контрольное списывание
1
ПОВТОРЕНИЕ
«Звонкие и глухие согласные»
1
«Твердые и мягкие согласные»
1
«Мягкий знак на конце слов»
1
«Названия предметов»
1
«Большая буква в именах и фамилиях
1
людей, кличках животных.»
«Названия действий»
1
«Предложение»
1
Контрольный диктант. Работа над
1
ошибками.
«Повторение по теме: Предлоги»
1
«Повторение по теме: Гласные буквы Е,
1
Ё, Ю, Я в начале слова или слога.»
«Повторение по теме: Мягкий знак на
1
конце слова»
«Повторение по теме: Шипящие и
1
свистящие согласные»
«Повторение по теме: Слова с
1
непроверяемыми гласными»
« Контрольное списывание с заданием»
1
Словарные слова
1
Итого за год: 136 часов.

107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Русский язык


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».