Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
______________ З.В. Кердяшова
«___» ___ 20___ г.
Директор школы-интерната
____________ М.В.Тихонова
«___» ___ 20 ___ г.
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу
«Чтение»
для обучающихся 7 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Учитель: Т.Е.Звонова
РАССМОТРЕНО
Протокол № __ заседания учителей
От «___» ___ 20___ г.
Руководитель _______ Н.А.Кистенёва
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № __ от «____ » ___ 20 ___г.
2024-2025 уч. год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами
освоения АООП;
4. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. - Действующий Устав ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
7. - Учебный план ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
8. - Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой;
9. - АООП ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Цель: Совершенствование техники чтения, обеспечение языкового и речевого развития школьников, направленное наих социальноличностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:
формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы пониманияхудожественного
текста;
развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи каксредства
общения;
воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественномпроизведении,
осмысление нравственных понятий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по чтению для 7 класса специального (коррекционного) общеобразовательного учреждений VIII вида составлена на
основе программы для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора
педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издат.
«ВЛАДОС», 2011 г.)
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение», последовательность изучения разделов по годам
обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им
для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи
обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному,
трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной
деятельности.
Обучение чтению имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 7 классов продолжается формирование техники
чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать
содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности,
формирование положительных черт характера и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества,
включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программный материал школьного курса по чтению в 5-9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей
учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений.
В 7 классе продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные
произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и
зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве.
Уроки внеклассного чтения направлены на развитие читательского интереса и самостоятельности, на расширение кругозора учащихся.
В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На уроках чтения осуществляется логические связи с
уроками истории, географии, изобразительного искусства.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса – 903.Виды работ. Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего
заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника внеклассного чтения.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по чтению в 7 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в году. В программу включены уроки внеклассного чтения,
заучивание наизусть 10 стихотворений.
4. Планируемые результаты работы
Достаточный
Минимальный
Объяснительное чтение доступных текстов русских
писателей
Чтение коротких текстов целыми словами (с сохранением
элементов послогового чтения)
Чтение (слог-слово)
Пересказ прочитанного
Выделение основного в тексте
Чтение с соблюдением пауз и пунктуации
Ответы на вопросы учителя
Выделение главных действующих лиц
Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций
Чтение доступных текстов и отрывков из изучаемых
произведений
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (136 часов).
№
п/п.
Раздел-тема
Кво час
Прогнозируемыйрезультат.
Направления коррекционной
работы.
Развитие речи,памяти.
I четверть – 32 часа.
1-2
Устное народное
творчество.
2
Знать, что относится кустному народному
творчеству.
3-5
Сказки. Сивка-бурка.
3
Знать отличие сказкиот других жанров.
6
Журавль и Цапля.
1
Уметь читать поролям.
7
Умный мужик.
1
Уметь выделять зачин, концовку
сказки, читать по
ролям.
8-10
Былина. Три поездки Ильи
Муромца.
3
Знать что такое былины, уметь
находить общие
признаки со сказкой.
11
Диагностическая проверка
техники чтения.
1
Уметь читать на время.
Развитие связной устной речи.
Народные песни. «Ах,
кабы на цветы
1
13
не морозы…»
По улице мостовой.
1
14
Пословицы.
1
15
Загадки.
1
сравнения.
Уметь
подби
рать
слова
из
текста
к
иллюстраци
и.
Зна
ть
отл
ичи
е
дан
ног
о
жан
ра.
Знать
что
такое
загадки,
уметь
отличат
ь от
других
жанров.
Уметь
объяснят
ь
значение
.
12
Знать что такоенародная песня.
Уметь находить
Формированиеэмоциональноволевой сферы.
Формированиеэмоциональноволевой сферы.
Формированиеаналитико- синтетической деятельности.
Обогащениесловаря.
16-17
Внеклассноечтение по
сказкам
2
18
А.С.Пушкин –биография.
1
1923
А.С.Пушкин
«Сказка о цареСалтане …»
5
24
Обобщение по
1
Знать
основные
моменты
из жизни
и
творчеств
а
писателя.
Уметь
читать по
ролям;
находить
художеств
енные
определен
ия и
сравнения,
подбирать
к
иллюстрац
иям
отрывки
из текста.
Знать
отрыв
ок из
сказк
и.
Уметь
составлять
Расширение кругозора. Развитие речи и
памяти.
Развитие памяти.Формирование аналитико- синтетической деятельности.
сказке
А.С.Пушкина
«Сказка о царе
Салтане»
ответы на вопросы,
находить отрывки из
текста.
2526
А.С.Пушкин
«Зимний
вечер»
2
Знать наизусть.
2728
А.С.Пушкин
«У лукоморья»
2
Уметь находить
отрывки из текста ;
выразительно читать
отрывки
29
М.Ю.Лермонто
в – биография.
1
Знать основные
моменты из жизни и
творчества писателя.
30
Проверка
техники чтения
за I четверть.
1
Уметь читать на
время.
31-32
М.Ю.Лермонто
в «Бородино»
2
Познакомить с
произведением, уметь
описать
иллюстрацию,
подобрать выражения
Развитие памяти.
Расширение кругозора. Развитие речи и
памяти.
Развитие диалогическойречи.
Обогащениесловаря.
II четверть -31 час.
33
И.А.Крылов –
биография.
1
Познакомить с
творчеством писателя.
Формированиеаналитикосинтетической деятельности.
34-35
И.А.Крылов
«Кукушка и
петух».
И.А.Крылов
«Волк и
Журавль».
2
Познакомить с
признаками басни.
Обогащениесловаря.
1
Уметь находить и
объяснять мораль.
Формированиеаналитико- синтетической деятельности.
37-38
И.А.Крылов
«Слон и
Моська»
2
Уметь читать по
ролям.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
39
Внеклассное
чтение .Басни
И.А.Крылова.
1
Знать басни, что такое
мораль, уметь
объяснять мораль.
Развитие диалогическойречи.
40
Н.А.Некрасов – 1
биография.
Познакомить с
творчеством писателя.
Обогащениесловаря.
36
41
Н.А.Некрасов
«Несжатая
полоса».
1
Познакомить с
Развитие диалогическойречи, обогащение словаря.
произведением, уметь
описать
иллюстрацию,
подобрать выражения;
читать по ролям.
Словесное рисование, Формированиеаналитико- синтетической деятельности.
подбор выражений,
объяснение,
выборочное чтение.
42-43
Н.А.Некрасов
«Генерал
Топтыгин».
2
44
Л.Н.Толстойбиография.
1
Познакомить с
творчеством писателя.
Развитие диалогической
речи.
45-54
Л.Н.Толстой
«Кавказский
пленник»
10
Формированиеаналитико- синтетической деятельности. Развитие диалогической
речи, обогащение словаря.
55
А.П.Чеховбиография.
1
Уметь озаглавливать
части, составлять
план, пересказывать,
объяснять выражения,
составлять
характеристику
главных героев,
составлять словесное
описание, выборочное
чтение, чтение по
ролям.
Познакомить с
творчеством писателя.
56-57
А.П.Чехов
«Хамелеон»
2
Уметь составлять
характеристики
героев.
Формированиеаналитико- синтетической деятельности.
58
Проверка
техники чтения
за II четверть.
1
Уметь читать на
время.
Обогащениесловаря.
59
60-63
В.Г.Короленко- 1
биография.
Познакомить с
творчеством писателя.
В.Г.Короленко
«Дети
подземелья».
4
Уметь подбирать
слова из текста,
передающие
душевное состояние
мальчика.
Обогащениесловаря.
III четверть – 41 час.
64
М.Горькийбиография.
1
Познакомить с
творчеством писателя.
65-69
М.Горький
«Детство»
5
70-
М.Горький «В
4
Уметь составлять
характеристики
героев; составлять
план, пересказывать
по плану.
Уметь озаглавливать
Обогащениесловаря.
Формирование
73
людях».
76-77
М.В.Исаковски
й «Ветер».
2
78
М.ВИсаковски
й «Весна»
1
79-81
К.Г.Паустовски 3
й «Последний
черт»
Внеклассное
1
чтение .
произведения
К.Г.
Паустовского.
М.М.Зощенко
3
«Великие
путешественни
ки».
Уметь читать
осознанно, отвечать
на вопросы.
Уметь пересказывать
прочитанное.
К.Г.Симонов
«Сын
артиллериста»
Уметь выразительно
читать; учить
отрывок.
82
83-84
85-87
3
части, составлять
коллективно план;
пересказывать.
аналитико- синтетической деятельности.
Уметь выразительно
рассказывать стих.
Развитие памяти.Формирование навыков выразительного
чтения.
Формирование
эмоционально-волевой сферы.
Развитие памяти.
Уметь составлять
Формированиеаналитико- синтетической деятельности.
характеристику героев
по плану.
Развитие памяти.
88-89
В.П.Катаев
«Флаг»
2
90
Н.И.Рыленков
«Деревья».
1
91
Н.И.Рыленков
«Весна без
вещуньи
кукушки».
1
92-93
Н.И. Рыленков
«Все в тающей
дымке».
2
94-95
Ю.И.Коваль
«Капитан
Клюквин»
96-100 ЮИ.Коваль
Уметь находить
отрывок к
иллюстрации,
составлять словесное
рисование.
Уметь читать
выразительно.
Развитие диалогическойречи.
Формированиеэмоционально-волевой сферы.
Уметь находить
отрывки для
выборочного чтения;
выразительное
чтение.
Уметь выразительно
читать.
Формированиеэмоционально-волевой сферы.
2
Уметь составлять
характеристику по
плану.
Развитие связной устной речи.
5
Чтение по ролям;
Формирование
Формированиеэмоционально-волевой сферы.
«Картофельная
собака».
составление характеристики;
пересказ.
101
Проверка
техники чтения
за III учебную
четверть
1
Уметь читать на
время
102104
Ю.Я.Яковлев
«Багульник».
3
Уметь составлять
характеристику
героям, план,
пересказывать.
4
Уметь отвечать на
вопросы , составлять
характеристику.
IV четверть – 32 часа.
105108
Уметь составлять характеристику героям, план, пересказывать.
Обобщение по 4
изученным
произведениям
русской
литературы 19 и
20 веков.
А.Г.Алексин
4
«Двадцать
девятое
февраля».
3
К.Я.
Ваншенкин
«Мальчишк
а».
Уметь отвечать на
вопросы,
пересказывать.
120
Урок
внеклассног
о чтения о
ВОВ.
Познакомить с
рассказами о войне.
121122
К.Я.
Ваншенкин
«Снежки».
3
Выразительно
читать.
123-
О поэтах ,
2
Познакомить с
109112
113116
117119
Уметь делить текст на
части . составлять
план, пересказывать.
Выразительно
читать.
124
героях ВОВ.
125126
Стихи о войне.
129130
134135
136
поэтами, участниками
ВОВ.
мышления. Умения
сопоставлять поступки героев.
Подготовка к
конкурсу стихов.
Развитие памяти,мышления.
Умения сопоставлять поступки героев.Давать им
оценки.
Обобщение по 2
теме «78-летию
со дня победы
посвящается»
Ваншенкин
2
К.Я. «Снежки.»
Знать авторов, стихи,
фильмы о войне.
Уметь выразительно
читать.
Выразительно читать
Развитие памяти.
Викторина по
пройденному
материалу
Правильно строить
предложения
Развитие памяти,мышления.
Умения сопоставлять поступки героев.
Давать имоценки.
Итого – 136 часов.
2
1
Формированиеэмоционально-волевой сферы.
5. Перечень компонентов учебно – методического комплекса.
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В.
Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.
2. А.К.Аксенова. Чтение. Учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2024г.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. 224с. (коррекционная педагогика).
4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. (коррекционная педагогика).
Дидактический материал
1. Иллюстрации картин
2. Дидактические карточки
3. Презентации по изучаемым тем
Система оценивания
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного
произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3)
делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает
неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4)
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в
ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно
выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4
ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части
рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении
наизусть нетвердое усвоение текста.