Рабочая программа по учебному курсу Чтение 6 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР
______________ З.В. Кердяшова
«___» ___ 20___ г.

Директор школы-интерната
____________ М.В.Тихонова
«___» ___ 20 ___ г.

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу
«Чтение»
для обучающихся 6 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

Учитель: Т.Е.Звонова

РАССМОТРЕНО
Протокол № __ заседания учителей
От «___» ___ 20___ г.
Руководитель _______ Н.А.Кистенёва
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № __ от «____ » ___ 20 ___г.

2024-2025 уч. год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами
освоения АООП;
4. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. - Действующий Устав ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
7. - Учебный план ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
8. - Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой;
9. - АООП ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Цель: Совершенствование техники чтения, обеспечение языкового и речевого развития школьников, направленное наих социальноличностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:

 формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы пониманияхудожественного
текста;

 развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи каксредства
общения;

 воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественномпроизведении,
осмысление нравственных понятий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по чтению для 6 класса специального (коррекционного) общеобразовательного учреждений VIII вида составлена на
основе программы для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора
педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издат.
«ВЛАДОС», 2011 г.)
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение», последовательность изучения разделов по годам

обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им
для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи
обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному,
трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной
деятельности.
Обучение чтению имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 6 классов продолжается формирование техники
чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать
содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности,
формирование положительных черт характера и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества,
включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программный материал школьного курса по чтению в 5-9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей
учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений.
В 6 классе продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные
произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и
зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве.
Уроки внеклассного чтения направлены на развитие читательского интереса и самостоятельности, на расширение кругозора учащихся.
В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На уроках чтения осуществляется логические связи с
уроками истории, географии, изобразительного искусства.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 6 класса – 60-70 слов.
3. Виды работ. Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего
заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника внеклассного чтения.

3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану в 6 классе отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю.

4. Планируемые результаты работы
Достаточный

Минимальный

Объяснительное чтение доступных текстов русских
писателей
Чтение коротких текстов целыми словами (с сохранением
элементов послогового чтения)

Чтение (слог-слово)

Пересказ прочитанного
Выделение основного в тексте
Чтение с соблюдением пауз и пунктуации

Ответы на вопросы учителя
Выделение главных действующих лиц

Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций

Чтение доступных текстов и отрывков из изучаемых
произведений

№

Наименование раздела

Всего часов

Теория

Практика

1

___________________

28

28

28

2

___________________

23

23

23

3

___________________

33

33

33

4

___________________

52

52

52

Итого

136

Рабочая программа по чтению в 6 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год. В программу включаются уроки внеклассного
чтения, заучивание наизусть 8 стихотворений.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (136 часов).

№
п/п.

Раздел - тема

Кол-во часов

Прогнозируемы
й результат

28

Уметь
сознательно,
правильно, бегло
и выразительно
читать вслух и
«про себя».
Уметь выделять
главную мысль
произведения и
его частей,
разбирать
содержание
читаемого с
помощью
вопросов,
выделять
непонятные
слова, делить
текст на части,
пересказывать по
составленн6ому
плану.

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

I четверть – 32 часа.

I.

1

----------------------------------------------

По В. Пескову «Отечество».

1

Развитие речи,памяти.

Развивать связную речь через заучивание.

М.Ножкин «Россия».

1

3

М.Пришвин «Моя Родина».

1

4

В.Бинки «Сентябрь».

1

Развивать связную речь через пересказ.

5

И.Бунин «Лес, точно терем расписной…»

1

Развивать связную речь через заучивание.

6

Ю..Качаев «Грабитель».

1

Развивать связную речь.

7

Б. Житков «Белый домик».

1

2

Развивать связную речь.

Формирование эмоциональноволевой сферы.

8
9

10-12

Диагностическая проверка техники
чтения.
Б.Житков «Белый домик».

А. Белорусец «Звонкие ключи».

13-15 К.Паустовский «Заячьи лапы».

16

17

18-19

Урок внеклассного чтения по сказкам.

И.Тургенев «Один день в берёзовой роще».

Е.Носов «Хитрюга».

1

Формирование эмоциональноволевой сферы.
Формирование аналитико- синтетической деятельности.

3

Обогащение словаря.

1

3

Совершенствовать словесную сферу деятельности.

1

Расширение кругозора. Развитие речи и
памяти.

1

Развитие памяти.Формирование аналитико- синтетической
деятельности.

2

20

В.Бианки «Октябрь».

1

21

С.Михалков Будь человеком.

1

Совершенствовать технику чтения путём
отработки выразительности.

Б.Заходер «Петя мечтает».

1

Расширение кругозора. Развитие речи
и
памяти.

По Д. Биссету «Слон и муравей».

1

Развитие диалогическойречи.
Обогащениесловаря.

По Д. Биссету «Кузнечик Денди».

1

Формированиеаналитикосинтетическойдеятельности.

Дж. Родари «Как один мальчик с палкой играл»

1

Обогащениесловаря.

22

23

24

25

Развитие памяти.

26-27

Дж. Родари «Пуговкин домик».

2

Формирование
аналитикосинтетической
деятельности.

28

Проверка техники чтения за I четверть.

1

Развитие эмоциональноволевой сферы.

29

Урок внеклассного чтения по рассказам В. Астафьева.

1

Развитие диалогической
речи.

II.

______________________________________________________

23

30

Былина «Илья Муромец Соловей-разбойник».

1

Знать произведения
данного раздела. Уметь
читать вслух и «про
себя», беседовать по
содержанию, описывать
иллюстрации, делить
текст на части и
озаглавливать их,
пересказывать по
составленному плану,
заучивать наизусть.
Обогащениесловаря.

31

Ф. Глинка «Москва».

1

Развитие диалогической
речи, обогащение
словаря.

32

В. Бианки «Ноябрь».

1

Совершенствовать
словесную систему
мышления.

1

Формирование
аналитикосинтетической
деятельности.

II четверть – 32 часа.

33

По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».

1

Развитие диалогической
речи.

По С. Алексееву «Медаль».

1

Формированиеаналитикосинтетической деятельности.
Развитие диалогическойречи,
обогащение словаря.

По С. Алексееву «Гришенька».

1

Обогащениесловаря.

37

По Е. Холмогоровой «Серебряный лебедь».

1

Формированиеаналитикосинтетической деятельности.

38

По Е. Холмогоровой «Боевое крещение».

1

Развивать познавательную
деятельность.

1

Обогащениесловаря.

34

35

36

39

40

По С. Алексееву «На берегу Невы».

По Е. Холмогоровой «День рождения Наполеона».

По Е. Холмогоровой «В дни спокойные».

1

Развитие волевых качеств,
познавательных интересов.

41

42

43

По Н.
Носову
«Как
Незнайка
сочинял
стихи».
Е. Пермяк
«Тайна цены».

1

1

Перевод с
1
польского Д.
Гальпериной
«Здравствуйте!»

Обогащениесловаря.

Развитие связной речи через пересказ.

Формирование

аналитико- синтетической деятельности.

44

В. Бианки
«Декабрь».

1

Формированиеэмоционально-волевой сферы.

45

Е. Благинина
«Новогодние
загадки».

1

Развитие памяти.Формирование навыков
выразительного
чтения.

46

И. Никитин
«Встреча
зимы».
А. Дорохов
«Тёплый снег».

1

Формирование
эмоционально-волевой сферы.

48

А. Пушкин
«Вот север,
тучи
нагоняя…»

1

Развитие памяти.

49

Урок
внеклассного
чтения

1

Развитие познавательной деятельности.

Д. Хармс
«Пушкин»

1

Формированиеаналитико- синтетической
деятельности.

47

50

1

III.

51

____________

В. Бианки
«Январь»

33

1

Знать произведения данного раздела. Уметь
читать вслух и «про себя», беседовать по
содержанию, описывать иллюстрации, делить
текст на части и их озаглавливать,
пересказывать по составленному плану,
заучивать наизусть.
Развитие памяти.

52-55

Х.-К. Андерсен
«Ель».

56-57 А. Чехов
«Ванька».

4

Развитие диалогическойречи.

2

Формированиеэмоционально-волевой сферы.

58

И. Никитин
«Весело
сияет…»

1

Формированиеэмоционально-волевой сферы.

59

Проверка
техники чтения
за II четверть.

1

Формированиеэмоционально-волевой сферы.

60

И. Суриков
«Белый снег
пушистый…»

1

Развитие связной устной речи.

2

Формирование

61-62 М. Зощенко
«Ёлка».

навыков осознанного
чтения.
63

Урок
внеклассного
чтения по
рассказам В.
Бианки.

1

Развитие познавательной деятельности.

64

Повторение.

1

Формированиеаналитико- синтетической деятельности.

III четверть – 42 часа.

65

Ю. Рытхэу
«Пурга».

66

Ю.
Дмитриев
«Таинственн
ый ночной
гость».

67

В. Бианки
«Февраль».

68-70

С. Маршак
«Снежная
королева»

71-79

По Х.-К.
Андерсену
«Снежная
королева».

80

Урок
внеклассног
о чтения по
сказкам Х.К.
Андерсена.
С. Смирнов
«Первые
приметы»

81

В.Бианки
«Март».

1

мышления. Умения
сопоставлять поступки героев.
Развитие памяти,мышления.
Умения сопоставлять поступки героев.Давать им
оценки.

83

По В. Пескову
«Весна идёт».

1

Развитие памяти.

IV

__________

52

84

М. Пришвин
«Жаркий час».

1

Формированиеэмоционально-волевой сферы.

Г.
Скребицкий
«Весенняя
песня».

2

Развитие памяти,мышления.
Умения сопоставлять поступки героев.
Давать имоценки.

82

85-86

Знать
произведения
данного раздела. Уметь
читать вслух и «про
себя», беседовать по
содержанию,
описывать
иллюстрации, делить
текст на части и
озаглавливать
их,
пересказывать
по
составленному плану,
заучивать наизусть.

87

В. Жуковский
«Жаворонок»

88

А. Толстой
«Детство
Никиты».

Уметь называть
авторов, изученные
произведения.

89

А.
Твардовский
«Как после
мартовских
метелей».
А. Плещеев
«И вот шатёр
свой
голубой…»
В. Бианки
«Апрель».

Уметь читать
выразительно

90

91

92-94 К.
Паустовский
«Стальное
колечко».
95-96 По В.
Астафьеву
«Злодейка».
97

Урок
внеклассного
чтения по
рассказам Д.
МаминаСибиряка.

Показать фильмы о войне с Развитие памяти,мышления.
участием детей.
Умения сопоставлять
поступки героев

Уметь читать
выразительно
Уметь отвечать на
вопросы,
Уметь читать по
ролям, пересказывать,
отвечать на вопросы
по содержанию.\
Уметь читать и
пересказывать
прочитанный текст,
отвечать на вопросы
Уметь пересказывать
подготовленный
рассказ.

Уметь давать оценку работенад
произведением.

98-99 Повторение.

Уметь воспроизвести
в памяти изученные
произведения.

По Е.
Барониной
«Рассказы
про зверей».
В.
Драгунский
«Кот в
сапогах».
Д. Хармс
«Заяц и ёж».

Уметь читать вслух и
«про себя»,
пересказывать.

100101

102103

104

Проверка
техники
чтения за II
четверть.
IV четверть – 30 часов.
105

106112

113

114

По Р.
Киплингу
«РиккиТиккиТави».
В. Набоков
«Дождь
пролетел и
сгорел на
лету…»
Урок
внеклассного
чтения по
произведения

Уметь читать вслух и
«про себя» и
пересказывать.
Уметь читать вслух и
«про себя»
пересказывать.
Уметь читать на
время.

Уметь читать вслух и
«про себя»,
пересказывать.
Уметь читать
выразительно.

Уметь читать
наизусть
стихотворения
данного поэта.

м С. Я.
Маршака.

115

В. Бианки
«Май».

Уметь читать
осознанно,
пересказывать.

116

М. Дудин
«Наши песни
спеты на
войне».
В. Медведев
«Звездолёт
«Брунька»».

Уметь читать
выразительно.

117119

120122

123124

По К.
Паустовском
у «Корзина с
еловыми
шишками».
По А. де
СентЭкзюпери
«Маленький
принц».

125

В. Астафьев
«Зорькина
песня».

126

Н. Рыленков
«Нынче втер,
как
мальчишка
весел…»

Уметь читать
осознанно, отвечать
на вопросы,
пересказывать.
Уметь читать
осознанно, отвечать
на вопросы,
пересказывать.
Уметь читать
осознанно, отвечать
на вопросы по
содержанию,
пересказывать
прочитанный текст
Уметь читать
осознанно, отвечать
на вопросы по
содержанию,
пересказывать
прочитанное
Уметь читать
осознанно, отвечать
на вопросы по
содержанию,
пересказывать

127

128

129131

Проверка
техники
чтения за IV
четверть.
Урок
внеклассного
чтения по
произведения
м К.
Паустовского
.
Повторение.

Литературная
гостиная:
«Учитесь
видеть
красоту!»
133- Обобщающий
урок по
136
изученным
разделам.
Итого- 136 часов.
132

Уметь заучивать
наизусть
Уметь читать на
время

Уметь осознанно
прочитать
понравившийся
отрывок из рассказа,
передать его
содержание
Уметь воспроизвести
в памяти изученные
произведения и их
содержание
Уметь видеть красоту
в литературе и её
произведениях

5. Перечень компонентов учебно – методического комплекса.
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В.
Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.
2. И.М. Бгажникова, Е.С. Погостина Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. 224с. (коррекционная педагогика).
4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. (коррекционная педагогика).
Дидактический материал
1. Иллюстрации картин
2. Дидактические карточки
3. Презентации по изучаемым тем

Система оценивания
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного
произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3)
делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает
неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4)
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в
ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно
выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4
ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части
рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении
наизусть нетвердое усвоение текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».