Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
______________ З.В. Кердяшова
«___» ___ 20___ г.
Директор школы-интерната
____________ М.В.Тихонова
«___» ___ 20 ___ г.
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу
«Чтение»
для обучающихся 5 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Учитель: Т.Е.Звонова
РАССМОТРЕНО
Протокол № __ заседания учителей
От «___» ___ 20___ г.
Руководитель _______ Н.А.Кистенёва
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № __ от «____ » ___ 20 ___г.
2024-2025 уч. год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1.- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами
освоения АООП;
4. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. - Действующий Устав ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
7. - Учебный план ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
8. - Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой;
9. - АООП ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Цель: Совершенствование техники чтения, обеспечение языкового и речевого развития школьников, направленное наих социальноличностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:
формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы пониманияхудожественного
текста;
развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи каксредства
общения;
воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественномпроизведении,
осмысление нравственных понятий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по чтению для 5 класса специального (коррекционного) общеобразовательного учреждений VIII вида составлена на
основе программы для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора
педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издат.
«ВЛАДОС», 2011 г.)
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение», последовательность изучения разделов по годам
обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им
для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи
обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному,
трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной
деятельности.
Обучение чтению имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 5 классов продолжается формирование техники
чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать
содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности,
формирование положительных черт характера и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества,
включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программный материал школьного курса по чтению в 5-9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей
учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений.
В 5 классе продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные
произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и
зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве.
Уроки внеклассного чтения направлены на развитие читательского интереса и самостоятельности, на расширение кругозора учащихся.
В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На уроках чтения осуществляется логические связи с
уроками истории, географии, изобразительного искусства.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 5 класса – 45-60 слов.
3. Виды работ. Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего
заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника внеклассного чтения.
3.Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану в 5 классе отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в
зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
4. Планируемые результаты работы
Достаточный
Минимальный
Объяснительное чтение доступных текстов русских
писателей
Чтение коротких текстов целыми словами (с сохранением
элементов послогового чтения)
Чтение (слог-слово)
Пересказ прочитанного
Выделение основного в тексте
Чтение с соблюдением пауз и пунктуации
Ответы на вопросы учителя
Выделение главных действующих лиц
Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций
Чтение доступных текстов и отрывков из изучаемых
произведений
Рабочая программа по чтению в 5 классе рассчитана на 4 часа в неделю, 136 ч. в год. В программу включены урокивнеклассного чтения часа, заучивание наизусть -6-10 стихотворений.
№
Наименование разделов
Всего
часов
3
17
46
9
12
9
3
14
46
9
Устное народное творчество
Сказки
Картины родной природы
Лето
Осень
IV
О друзьях - товарищах
V
Басни И. Крылова
VI
Спешите делать добро
VII Картины родной природы
Зима
Лето
VIII О животных
IX
Из прошлого нашего народа
14
X
Из произведений зарубежной литературы 17
Итого – 136
I
II
III
Теория Практика
3
17
46
9
12
9
3
14
46
9
3
17
46
9
12
9
3
14
46
9
13
14
17
13
14
17
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (136 часов).
5 класс
№
п/п.
Раздел - тема
Кол-во
часов
Прогнозируемый
результат
Основные виды учебной
деятельности
обучающихся
I четверть – 31 час.
I.
Устное народное творчество.
3
1
Считалки, заклички – приговорки,
потешки.
1
Пословицы и поговорки.
1
3
Загадки.
1
II.
Сказки.
17
2
Знать жанры УНТ и их
отличительные
особенности. Уметь
заучивать наизусть
данные виды жанров.
Развитие устной связной
речи через работу над
считалками, закличкамиприговорками,
потешками.
Развитие памяти внимания,
мышления.
Коррекция умения
разгадывать загадки.
Знать, что представляют
сказки, как жанр УНТ,
содержание данных
сказок. Уметь читать
вслух и «про себя», по
ролям, беседовать по
содержанию, описывать
иллюстрации, сравнивать
героев по
противоположным чертам
характера.
«Никита Кожемяка» (Русская сказка).
1
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя.
5
«Как наказали медведя» (Тофаларская
сказка).
1
Коррекция чтения целыми
словами, без ошибок,
выразительно.
6
«Золотые руки» (Башкирская сказка).
1
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя.
7
Диагностическая проверка техники
чтения.
1
8
«Морозко» (Русская сказка).
1
Развитие умения
пересказывать отрывки
из текста.
Развитие и коррекция
долговременной
памяти.
4
9
«Два Мороза»
1
10
«Три дочери» (Татарская сказка).
1
11-13
14-18
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях».
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая
Шейка».
19
Урок внеклассного чтения по сказкам.
III.
Картины родной природы.
Лето.
Коррекция недостатков
монологическойи
диалогической речи.
Коррекция правильного
произношения,
грамматического строя
речи.
3
5
1
9
Знать произведения о
лете, их авторов. Уметь
читать вслух, «про себя».
беседовать по
содержанию, Работать с
иллюстрациями, выделять
главную мысль
произведения.
Развитие умения
устанавливать
несложные причинноследственные,
временные связи
между отдельными
фактами и явлениями
на материале
художественного
текста.
Развитие умения
устанавливать несложные
причинно-следственные
временные связи.
Коррекция навыков
чтения целыми словами,
без ошибок,
выразительно.
Развитие связной речи,
памяти.
20
21
Г. Скребицкий «Июнь»
И. Суриков «Ярко солнце светит…»
1
Развитие памяти.
Формирование аналитикосинтетической
деятельности.
1
Совершенствование техники
чтения путём отработки
выразительности.
22-25
А. Платонов «Июльская гроза».
4
Развитие памяти и памяти.
26
Проверка техники чтения за I четверть.
1
Проверка техники чтения за 1
четверть.
27
А. Прокофьев «Берёзка».
1
Расширение кругозора.
Развитие речи и
памяти.
28
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к
закату.
1
Развитие диалогической
речи.
Обогащениесловаря.
Осень.
12
Знать произведения об
осени и их авторов.
Уметь читать вслух и
«про себя», беседовать
по содержанию,
описывать иллюстрации,
пересказывать по
данному плану.
29
30-31
По Г. Скребицкому «Сентябрь».
1
По И. Соколову-Микитову «Золотая
осень».
2
II четверть – 32 часа.
Формирование
аналитикосинтетической
деятельности.
Обогащениесловаря.
32
К. Бальмонт «Осень».
1
Формированиеаналитикосинтетической
деятельности.
33
Урок внеклассного чтения по
рассказам Д. Мамина – Сибиряка.
1
Развитие эмоциональноволевой сферы.
34-35
Повторение.
2
36
По Г. Скребицкому «Добро
пожаловать»
1
Развитие диалогической
речи.
37
1
Обогащениесловаря.
38
По В. Астафьеву «Осенние
грусти».
И. Бунин «Первый снег».
1
Развитие диалогической
речи, обогащение словаря.
39
Урок внеклассного чтения.
1
Коррекция навыков чтения
целыми словами, без
ошибок, осознанно.
IV.
О друзьях-товарищах.
9
40-41
Ю. Яковлев «Колючка»
2
Знать произведения
данного раздела и их
авторов. Уметь читать
вслух и «про себя»,
беседовать по
содержанию, описывать
иллюстрации, оценивать
поступки героев при
пересказе.
Формированиеаналитикосинтетической
деятельности.
1
Развитие диалогической
речи.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и
дома».
1
Формированиеаналитикосинтетическойдеятельности.
Развитие диалогическойречи,
обогащение словаря.
В. Медведев «Фосфорический
мальчик».
1
Обогащениесловаря.
45-47
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
3
Формированиеаналитикосинтетическойдеятельности.
48
Я. Аким «Твой друг»
1
Развитие памяти через
заучивание наизусть.
V.
Басни.
3
42
43
44
49
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
И. Крылов «Ворона и Лисица»
1
Знать изучаемые басни и
баснописца, их написавшего.
Уметь читать по ролям,
описывать иллюстрации,
выделять мораль.
Обогащениесловаря.
50
И. Крылов «Щука и Кот».
1
Совершенствование техники чтения
путём отработки выразительности.
51
И .Крылов «Квартет».
1
VI.
Спешите делать добро.
14
52
53
54
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
Проверка техники чтения за II четверть.
1
1
1
Обогащениесловаря.
Знать произведения данного
раздела. Уметь читать вслух и
«про себя», беседовать по
вопросам, делить текст на
части, озаглавливать и
пересказывать по
составленному плану.
Развитие связной речи через пересказ.
Формирование
аналитико- синтетической
деятельности.
55-58
В. Осеева «Бабка».
4
Формирование эмоциональноволевой сферы.
59
А. Платонов «Сухой хлеб».
1
Развитие
умения
пересказывать по вопросам,
самостоятельно.
Развитие памяти.
60-61
Повторение.
2
62
А. Платонов «Сухой хлеб».
1
63
В. Распутин «Люся».
1
III четверть – 42 часа.
Развитие связной речи.
64
В.Брюсов «Труд».
65
Р. Рождественский «Огромное
небо».
VII.
Картины родной природы.
Зима.
46
9
1
Формированиеаналитикосинтетической деятельности.
1
Развитие памяти.
Знать произведения данного
раздела. Уметь читать вслух и
«про себя», отвечать на
вопросы по содержанию,
описывать иллюстрации,
делить текст на части,
озаглавливать их и
пересказывать по
составленному плану,
заучивать наизусть.
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…».
1
Развитие диалогическойречи.
Г. Скребицкий «Декабрь».
1
Формирование эмоциональноволевой сферы.
68
К. Бальмонт «К зиме».
1
Формирование эмоциональноволевой сферы.
69-70
Г. Скребицкий «Всяк по-своему».
2
Формирование эмоциональноволевой сферы.
71
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
1
Развитие связной устной речи.
72
С. Есенин «Берёза».
1
Формирование
66
67
навыков осознанного
чтения.
73
71-74
75
А. Пушкин «Зимняя дорога».
1
Развитие связной речи через
заучивание.
Урок внеклассного чтения по
рассказам Г. Скребицкого.
1
Формированиеаналитикосинтетической деятельности.
Весна.
16
Г. Скребицкий «Март».
1
Знать произведения
данного раздела. Уметь
читать вслух и «про
себя», беседовать по
вопросам, описывать
иллюстрации, делить
текст на части и
озаглавливать их,
пересказывать по
составленному плану,
заучивать наизусть.
Развитие связной речи.
76
А. Толстой «Вот уж снег последний в
поле тает…»
1
Расширение словарного
запаса.
77
Г. Скребицкий «От первых проталин
до первой грозы».
1
Развитие артикуляционного
аппарата.
78
Г. Скребицкий «Весна-красна».
1
Развитие внимания,
воображения, память через
различные виды заданий.
79
Г.Скребицкий «Грачи прилетели».
1
Совершенствование словесной
системы мышления.
80
Г. Скребицкий «Заветный кораблик».
1
Развитие связной речи через
пересказ.
81
Г. Скребицкий «В весеннем лесу».
1
Развитие внимания,
воображения, памяти при
работе с текстом.
82
А. Тостой «Весенние ручьи».
1
Совершенствование техники
чтения путём отработки
выразительности.
83
А. Пушкин «Гонимы вешними
лучами…»
1
Развитие связной речи через
заучивание.
84
А. Блок «Ворона».
1
Развитие связной речи через
заучивание.
85
Е. Серова «Подснежник».
1
Развитие связной речи через
заучивание.
86
И. Соколов-Микитов «Весна».
1
Развитие памяти, связной речи
через чтение и пересказ.
87
И. Бунин «Крупный дождь в лесу
зелёном…»
1
Развитие связной речи через
выразительное чтение.
88
С. Есенин «Черёмуха».
1
Развитие связной речи через
заучивание наизусть.
89
Я. Аким «Весна, весною, о весне».
1
Развитие связной речи через
выразительное чтение.
90
Обобщающий урок по разделу
«Весна».
1
Развитие связной речи,
долговременной памяти,
внимания.
VIII.
О животных.
13
Знать произведения
данного раздела. Уметь
читать вслух и «про
себя», беседовать по
вопросам к тексту,
описывать иллюстрации,
делить текст на части и
пересказывать по
составленному плану,
заучивать наизусть.
91-92
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и
Жучка».
2
Развитие связной речи через
чтение и пересказ.
93-95
А. Толстой «Желтухин».
3
Развитие связной речи через
чтение и пересказ.
96
К. Паустовский «Кот Ворюга».
1
Развитие связной речи
посредством чтения и
пересказа.
97-99
Б. Житков «Про обезьянку».
3
Развитие связной речи
посредством чтения и
пересказа.
100
Э. Асадов «Дачники».
1
Развитие связной речи
посредством выразительного
чтения.
101
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны
Дмитриевны».
1
Развитие связной речи
посредством чтения и
пересказа.
102
С. Михалков «Будь человеком».
1
Развитие связной речи
посредством заучивания
наизусть.
IX.
Из прошлого нашего народа.
14
Знать произведения
данного раздела. Уметь
читать вслух и «про
себя», беседовать по
вопросам к тексту,
описывать иллюстрации,
делить текст на части ,
озаглавливать их и
пересказывать по
составленному плану,
заучивать наизусть.
103
Проверка техники чтения за IV
четверть.
1
Развитие правильного, беглого
и осознанного чтения.
104
По О. Тихомирову «Москва собирает
войско».
1
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
105
По О. Тихомирову «Куликовская
битва».
1
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
IV четверть – 31 час.
106
По О. Тихомирову Слава
героям».
1
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
107
По С. Алексееву «Рассказы о
войне 1812 года».
1
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
108
Н. Некрасов «Мороз, Красный
нос».
1
Развитие связной речи путём
выразительного чтения.
109-112
А. Куприн «Белый пудель».
4
Развитие связной речи путём
чтения вслух и «про себя»,
пересказа.
113
По Л. Жарикову «Снега,
поднимитесь метелью…»
1
Развитие выразительности чтения
путём выразительного чтения.
X.
Из произведений зарубежных
писателей.
17
114
Ю. Коринец «У могилы
неизвестного солдата».
1
Развитие связной речи путём
выразительности чтения.
115
Обобщающий урок по разделу
«Из прошлого нашего народа».
1
Развитие долговременной
памяти, воображения,
мсышления.
Знать произведения
данного раздела. Уметь
читать вслух и «про
себя», беседовать по
вопросам, описывать
иллюстрации, делить
текст на части и
озаглавливать их,
пересказывать по
составленному плану.
116-117
В. Гюго «Гаврош».
2
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
118-122
М. Твен «Приключения Тома
Сойера».
5
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
123
Проверка техники чтения за IV
четверть.
1
Развитие правильного, беглого и
осознанного чтения.
124-127
С. Лагерлёф «Чудесное
путешествие Нильса с дикими
гусями».
4
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
128-131
Г.К. Андерсен «Русалочка».
4
Развитие связной речи путём
чтения и пересказа.
132
Обобщающий урок по разделу
«Из произведений зарубежных
писателей».
1
Развитие долговременной
памяти.
133-136
Урок внеклассного чтения по
произведениям зарубежных
писателей.
3
Развитие познавательной
деятельности.
Перечень компонентов учебно – методического комплекса.
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В.
Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.
2. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2021 г.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. 224с. (коррекционная педагогика).
4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. (коррекционная педагогика).
Дидактический материал
1. Иллюстрации картин
2. Дидактические карточки
3. Презентации по изучаемым тем
Система оценивания
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного
произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3)
делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает
неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4)
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в
ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно
выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4
ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части
рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении
наизусть
нетвердое
усвоение
текста.