Рабочая программа по учебному курсу Изобразительное искусство 1 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.

УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учителя: Золотова Н.С.

РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

с. Поим 2024 год

Учебный предмет «Изобразительное искусство»
1 класс
Пояснительная записка
Количество часов -1 ч в неделю, 33 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве,
общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании,
лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции,
цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения
изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке)
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и
др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития
обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в
следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные
работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета;
контролировать свои действия
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации
―развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть
адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.

Содержание тем учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство».
1 класс
33 ч /в год
Программой предусматриваются следующие виды работы: рисование с натуры и по
образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению;
рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование, проведение бесед о
содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной
иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного
искусства; правила поведения и работы на уроках
изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и
инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их
хранения.
Подготовительный период обучения Формирование организационных умений:
правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами
(карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность
на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных
геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание,
называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на
плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки;
формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной
регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),
прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности
―рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
―рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование
по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
―рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу); ―штрихование внутри контурного изображения;
правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и

упорядоченная штриховка в виде сеточки); ―рисование карандашом линий и
предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: ―правила обведения шаблонов;
―обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию:
геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате,
круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента;
чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в
центре и т.п.).
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи
и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В.
Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А.
Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюмы). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов
в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов
(хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений;
их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рисование с натуры предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации; -нахождение необходимой для выполнения
работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого объекта;
-рисование по воображению.

Учебно-тематический планирование предмета «Изобразительное искусство»
1класс
Количество часов за уч. год -33ч
Количество часов в неделю – 1ч.
№п\п

1
2
3

1
2
3

4
5

4
5

6
7
8

6
7
8

9

9

10

1

11 2

12 3
13
14
15
16
17
18

4
5
6
7
1
2

19 3
20 4
21 5
22 6
23 7
24 8
25 9
26 1
27
28
29
30

2
3
4
5

Тема урока

К-во
часов

Рисование предметов по замыслу учащихся
Рисование предметов различных по форме и цвету
Рисование предметов различных по форме и
размеру
Рисование прямых линий в разных направлениях
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных
линий. Лесенка.
Дугообразные линии. Кораблик плывет по волнам.
Замкнутые круговые линии. Ветка ягод.
Рисование предметов различных по величине.
Елочки, грибы, цветы, ягоды.
Рисование по показу овощей и фруктов. Предметы
круглой и овальной формы
Рисование по опорным точкам дома. Рисование по
клеткам несложных геометрических узоров.
Рисование узора в полосе: чередование кругов и
квадратов. Рассматривание в иллюстрациях
простейших изображений предметов.
Рисование по шаблону круга, деление его на
четыре равные части, построение в нем квадрата.
Рисование по показу флажков и бус.
Рисование в полосе узора из веточек ели.
Рисование веточки ели с игрушками.
Рисование по памяти елочных игрушек.
Рисование на тему «Снеговик»
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и
шапочка)
Рисование геометрического орнамента
Рисование с натуры связки воздушных шаров
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление
в полосе узора для закладки.
Рисование с натуры игрушки-кораблика
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта
Рисование с натуры башенки из элементов
строительного материала.
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

1
1
1

Рисование по замыслу «Что бывает
прямоугольным?».
Рассматривание иллюстраций к книге
Декоративное рисование – узор в круге.
Тематический рисунок « Я ракету нарисую».
Геометрический узор в полосе из треугольников.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Личностные и
предметные
результаты освоения
учебного предмета
«Ручной труд»
Учащиеся должны
уметь:
Организовывать свое
рабочее место,
правильно сидеть за
партой, правильно
держать альбом и
карандаш;
-выполняя рисунки,
использовать только
одну сторону листа;
-обводить шаблоны
несложной формы,
соединять точки,
проводить от руки
вертикальные,
горизонтальные,
наклонные, округлые.
Линии;
-ориентироваться на
плоскости листа;
-закрашивать рисунок,
соблюдая контуры и
направление штрихов(
сверху вниз, слева
направо, наискось);
-различать и называть
цвета;
-узнавать и показывать
основные
геометрические формы и
тела;
-передавать в рисунке
основную форму
предмета;
-узнавать и различать в
иллюстрциях
изображения предметов,
животных, растений,
известных их
ближайшего окружения,
сравнивать их между
собой

31 6
32 7
33 8

Рассматривание дымковской игрушки «Жарптица», иллюстраций к сказке П.Ершова «КонёкГорбунок».
Рисование с натуры праздничного флажка.
Рисование узора в полосе растительных элементов.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Три
медведя». Рисунок к сказке «Три медведя».
Итого за год: 33 часа

1
1
1
33 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».