Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________ Кердяшова З.В.
__________Тихонова М.В.
«_____» ______20____г.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Трудовое обучение (Ручной труд)»
3 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учитель: Еронина К.Г.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2024 год.
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Учебный предмет «Трудовое обучение (Ручной труд)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов - 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года),
и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.20 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.21 № 2 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды и обитания"
Рабочая программа курса «Трудовое обучение» составлена на основе требований
Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для
детей с ОВЗ, программы В.В.Воронковой «Программы специальных
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4
классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному
учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена
Министерством образования РФ.
Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия,
настойчивости, умение работать в коллективе;
уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать
их по окончании работы.
Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой
организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения
школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований
при
выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным
и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и
их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.
Личностные результаты
1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
3. Развитие мыслительной деятельности;
4. Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного
материала
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с
помощью учителя, а затем самостоя¬тельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие
пространственные признаки предметов.
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Содержание курса
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек
и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки,
пластилина.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек
квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для
наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся
выполняют работу с помощью учителя.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание
кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц,
животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий,
чтения книг, просмотра кинофильма).
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной
бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов
(кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по
линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по
готовым проколам.
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов
закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц.
Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые
учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной
выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по
краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком)
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по
шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по
стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных
приемов работы учителем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание
рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление
вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной
речи
и окружающий мир.
Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых
нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые
учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными
материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по
вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью
учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону
листа бумаги и объемного изделия, длинные и
короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические
формы.
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Учебно-тематический планирование предмета «Трудовое обучение (Ручной труд)
3 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
п/
п
№ п/п
Наименование разделов и тем
раздела
I
К-во
часов
Работа с природным материалом. 5 часов.
1
Экскурсия в природу.
1
2
Изготовление совы из сосновой шишки.
1
3
Изготовление мышки из желудя.
1
4
Изготовление поросенка из желудя.
1
5
Изготовление человечка из желудей.
1
II
Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Ручной труд»
-самостоятельно ориентироваться в задании;
- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;
- составлять план работы по вопросам
учителя;
- подбирать материалы и инструменты для
работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.
- выполнять изделие с помощью учителя и
самостоятельно;
- проводить анализ своего изделия;
Работа с бумагой и картоном. 6 часов
6
Окантовка картона полосками бумаги.
1
7
Окантовка картона полосками бумаги
1
- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
8
Закладка с шахматным узором.
1
- названия материалов и инструментов.
9
Закладка с шахматным узором.
1
10
Изготовление квадратных деталей из
картона для лото
1
Изготовление квадратных деталей из
картона для лото
11
III
1
Работа с пластическими материалами. 8 часов
12
Аппликация из песка.
1
13
Аппликация из песка.
1
14
Аппликация из песка.
1
15
Аппликация из песка.
1
16
Лепка из пластилин птички
1
17
Лепка из пластилина сказочной птицы
1
роль трудовой деятельности в жизни
человека;
• влияние трудовой деятельности
человека на окружающую среду и
здоровье человека;
• виды труда и технологий, содержание
общих приемов трудовой деятельности;
• назначение, сферы применения,
основные свойства различных
материалов (природных, бумаги и
картона, пластических, текстильных,
металла, древесины);
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
18
Лепка из пластилина собачки
1
19
Лепка из пластилина собачки
1
VI
Работа с природным материалом-5 ч.
20
Аппликация из листьев. Бабочка.
1
21
Поделки из шишек по рисунку. Петух.
1
- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
23
Поделки из шишек. Медведь.
1
- названия материалов и инструментов
24
Поделки из шишек. Поросенок.
1
25
Поделки из шишек. Белка.
1
V
Работа с пластическими материалами.-5 ч.
26
Чудо – посуда. Лепка из пластилина.
1
27
Сервиз. Лепка из пластилина
1
- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
28
Лепка животных по наблюдениям.
1
- названия материалов и инструментов
29
Комнатный цветок. Лепка из пластилина.
1
30
Овечка. Лепка из пластилина.
1
VI
Работа с бумагой и картоном-4 ч.
31
Изготовление игрушки. Мышка
1
32
Изготовление игрушки. Птичка
1
- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
33
Изготовление игрушки. Лисичка
1
- названия материалов и инструментов
34
Изготовление полумасок.
1
Изготовление карнавальных головных
уборов.
Работа с бумагой и картоном-9 ч.
35
Беседа « Как появились ножницы»
1
Беседа об истории бумаги.
-самостоятельно ориентироваться в
задании;
36
Аппликация «Зимний лес»
1
- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;
37
Аппликация «Аквариум»
1
- составлять план работы по вопросам
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
38
Объемная картина «Бумажный туннель»
1
учителя;
39
Изготовление закладки из картона.
1
40
Изготовление поздравительной открытки
1
- подбирать материалы и инструменты
для работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.
41
Изготовление обложки для книги
1
42
Изготовление складной открытки.
1
43
Изготовление папки для тетрадей.
1
VII
44
- выполнять изделие с помощью учителя
и самостоятельно;
- проводить анализ своего изделия
Работа с текстильным материалом-10 ч.
Ознакомление с косым обметочным швом
1
Ознакомление с косым обмёточным швом
1
45
- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
- названия материалов и инструментов
46
Изготовление закладки из фотопленки
1
47
Пришивание вешалки косыми стежками.
1
48
Изготовление кармашка для счетных
палочек.
1
49
Изготовление кармашка для счетных
палочек.
1
50
Изготовление вышитой салфетки.
1
51
Изготовление вышитой салфетки.
1
52
Изготовление вышитой салфетки
1
53
Изготовление вышитой салфетки
1
VIII
Работа с бумагой и картоном. 9 ч
54
Картон. Виды картона и его назначение.
Свойства картона, как материала.
1
-самостоятельно ориентироваться в
задании;
55
Изготовление открытой коробки без
клапанов.
1
- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;
56
Изготовление открытой коробки с
клапанами.
1
- составлять план работы по вопросам
учителя;
57
Работа в технике «квилинг». Бабочка
1
58
Работа в технике «квилинг». Кувшинка
1
59
Работа в технике «квилинг». Виноград
1
- подбирать материалы и инструменты
для работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.
60
Работа в технике «квилинг». Лягушка
1
- выполнять изделие с помощью учителя
Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
61
Работа в технике «квилинг». Колос
1
и самостоятельно;
62
Работа в технике «квилинг». Цветочный
горшок с подставкой
1
- проводить анализ своего изделия
IX
Работа на пришкольном участке.
63
Уборка закрепленной клумбы
1
64
Вскопка почвы
1
- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
65
Вскопка почвы
1
- названия материалов и инструментов
66
Боронование почвы
67
Высадка декоративных растений
68
Высадка декоративных растений
1
1
Итого за учебный год
68ч