Рабочая программа по учебному курсу Труд (технология)3 класс

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________ Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Трудовое обучение (Ручной труд)»
3 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Еронина К.Г.

РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

с. Поим 2024 год.

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс

Учебный предмет «Трудовое обучение (Ручной труд)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество часов - 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года),
и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.20 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.21 № 2 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды и обитания"
Рабочая программа курса «Трудовое обучение» составлена на основе требований
Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для
детей с ОВЗ, программы В.В.Воронковой «Программы специальных

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4
классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному
учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена
Министерством образования РФ.

Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия,
настойчивости, умение работать в коллективе;
уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать
их по окончании работы.
Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой
организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения
школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:







словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Ручной труд»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами,
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований
при
выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным
и конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс

распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и
их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.
Личностные результаты
1. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, т
3. Развитие мыслительной деятельности;
4. Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5. Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
6. Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного
материала
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с
помощью учителя, а затем самостоя¬тельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие
пространственные признаки предметов.

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс

Содержание курса
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек
и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки,
пластилина.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек
квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для
наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся
выполняют работу с помощью учителя.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание
кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц,
животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий,
чтения книг, просмотра кинофильма).
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной
бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов
(кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по
линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по
готовым проколам.

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов
закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц.
Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые
учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной
выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по
краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком)
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по
шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по
стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных
приемов работы учителем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание
рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление
вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной
речи
и окружающий мир.
Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых
нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые
учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными
материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по
вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью
учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону
листа бумаги и объемного изделия, длинные и
короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические
формы.

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
Учебно-тематический планирование предмета «Трудовое обучение (Ручной труд)

3 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
п/
п

№ п/п

Наименование разделов и тем

раздела
I

К-во
часов

Работа с природным материалом. 5 часов.

1

Экскурсия в природу.

1

2

Изготовление совы из сосновой шишки.

1

3

Изготовление мышки из желудя.

1

4

Изготовление поросенка из желудя.

1

5

Изготовление человечка из желудей.

1

II

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Ручной труд»

-самостоятельно ориентироваться в задании;
- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;
- составлять план работы по вопросам
учителя;
- подбирать материалы и инструменты для
работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.
- выполнять изделие с помощью учителя и
самостоятельно;
- проводить анализ своего изделия;

Работа с бумагой и картоном. 6 часов

6

Окантовка картона полосками бумаги.

1

7

Окантовка картона полосками бумаги

1

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;

8

Закладка с шахматным узором.

1

- названия материалов и инструментов.

9

Закладка с шахматным узором.

1

10

Изготовление квадратных деталей из
картона для лото

1

Изготовление квадратных деталей из
картона для лото

11
III

1

Работа с пластическими материалами. 8 часов

12

Аппликация из песка.

1

13

Аппликация из песка.

1

14

Аппликация из песка.

1

15

Аппликация из песка.

1

16

Лепка из пластилин птички

1

17

Лепка из пластилина сказочной птицы

1

роль трудовой деятельности в жизни
человека;
• влияние трудовой деятельности
человека на окружающую среду и
здоровье человека;
• виды труда и технологий, содержание
общих приемов трудовой деятельности;
• назначение, сферы применения,
основные свойства различных
материалов (природных, бумаги и
картона, пластических, текстильных,
металла, древесины);

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс

18

Лепка из пластилина собачки

1

19

Лепка из пластилина собачки

1

VI

Работа с природным материалом-5 ч.

20

Аппликация из листьев. Бабочка.

1

21

Поделки из шишек по рисунку. Петух.

1

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;

23

Поделки из шишек. Медведь.

1

- названия материалов и инструментов

24

Поделки из шишек. Поросенок.

1

25

Поделки из шишек. Белка.

1

V

Работа с пластическими материалами.-5 ч.

26

Чудо – посуда. Лепка из пластилина.

1

27

Сервиз. Лепка из пластилина

1

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;

28

Лепка животных по наблюдениям.

1

- названия материалов и инструментов

29

Комнатный цветок. Лепка из пластилина.

1

30

Овечка. Лепка из пластилина.

1

VI

Работа с бумагой и картоном-4 ч.

31

Изготовление игрушки. Мышка

1

32

Изготовление игрушки. Птичка

1

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;

33

Изготовление игрушки. Лисичка

1

- названия материалов и инструментов

34

Изготовление полумасок.

1

Изготовление карнавальных головных
уборов.
Работа с бумагой и картоном-9 ч.
35

Беседа « Как появились ножницы»

1

Беседа об истории бумаги.

-самостоятельно ориентироваться в
задании;

36

Аппликация «Зимний лес»

1

- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;

37

Аппликация «Аквариум»

1

- составлять план работы по вопросам

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
38

Объемная картина «Бумажный туннель»

1

учителя;

39

Изготовление закладки из картона.

1

40

Изготовление поздравительной открытки

1

- подбирать материалы и инструменты
для работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.

41

Изготовление обложки для книги

1

42

Изготовление складной открытки.

1

43

Изготовление папки для тетрадей.

1

VII
44

- выполнять изделие с помощью учителя
и самостоятельно;
- проводить анализ своего изделия

Работа с текстильным материалом-10 ч.
Ознакомление с косым обметочным швом

1

Ознакомление с косым обмёточным швом

1

45

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;
- названия материалов и инструментов

46

Изготовление закладки из фотопленки

1

47

Пришивание вешалки косыми стежками.

1

48

Изготовление кармашка для счетных
палочек.

1

49

Изготовление кармашка для счетных
палочек.

1

50

Изготовление вышитой салфетки.

1

51

Изготовление вышитой салфетки.

1

52

Изготовление вышитой салфетки

1

53

Изготовление вышитой салфетки

1

VIII

Работа с бумагой и картоном. 9 ч

54

Картон. Виды картона и его назначение.
Свойства картона, как материала.

1

-самостоятельно ориентироваться в
задании;

55

Изготовление открытой коробки без
клапанов.

1

- самостоятельно сравнивать образец с
натуральным объектом;

56

Изготовление открытой коробки с
клапанами.

1

- составлять план работы по вопросам
учителя;

57

Работа в технике «квилинг». Бабочка

1

58

Работа в технике «квилинг». Кувшинка

1

59

Работа в технике «квилинг». Виноград

1

- подбирать материалы и инструменты
для работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи
технические термины.

60

Работа в технике «квилинг». Лягушка

1

- выполнять изделие с помощью учителя

Трудовое обучение (Ручной труд) 3 класс
61

Работа в технике «квилинг». Колос

1

и самостоятельно;

62

Работа в технике «квилинг». Цветочный
горшок с подставкой

1

- проводить анализ своего изделия

IX

Работа на пришкольном участке.

63

Уборка закрепленной клумбы

1

64

Вскопка почвы

1

- правила техники безопасности при
работе с теми или иными материалами и
инструментами;

65

Вскопка почвы

1

- названия материалов и инструментов

66

Боронование почвы

67

Высадка декоративных растений

68

Высадка декоративных растений

1

1

Итого за учебный год

68ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».