Рабочая программа по учебному курсу Мир природы и человека 3 класс

Мир природы и человека 3 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.

УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Мир природы и человека»
3 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Еронина К.Г.

РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

с. Поим 2024 год.

Мир природы и человека 3 класс

Учебный предмет «Мир природы и человека»
3 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -1 ч в неделю, 34 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N
203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.20 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.21 № 2 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды и обитания"
Программа ориентирована на использование учебника: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова
Т. О « Живой мир» Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 3 класс. Матвеева
Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. « Живой мир» М.: Просвещение, 2014 .

Мир природы и человека 3 класс
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений,
раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями
и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География»,
создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об
основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи
живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить
учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе
обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном
этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов,
картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием
или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира,
живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более
точного их восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
3) культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;

Мир природы и человека 3 класс
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
11) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
13) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием
при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося
на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3
классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

Мир природы и человека 3 класс

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной
деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Мир природы и человека 3 класс
Содержание тем учебного предмета (курса) «Мир природы и человека».
3 класс 34 часа в год
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей,
количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой
дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и
появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в
осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления).
Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид,
распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши.
Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними
животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и
хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений

Мир природы и человека 3 класс

Учебно-тематический планирование предмета «Мир природы и человека»
3 класс
Количество часов за уч. год -34 ч
Количество часов в неделю – 1ч.
№
урока

Название темы

Колво
час.

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Мир природы и человека»

1.

Времена года
Осень .Сезонные изменения в природе.
Закрепление представлений о влиянии
солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над
горизонтом осенью. Экскурсия.
Направление солнечных лучей.
Оформление календаря природы.
Изменение продолжительности дня и ночи.
Восход, заход солнца.
Явления и состояние неживой природы:
облачность, туман, небольшой дождь,
холодный -теплый ветер. Экскурсия.
Календарь. Название месяцев.
Растения и животные осенью Наблюдение
за растениями сада осенью. Увядание трав,
цветов. Экскурсия
Цветочные клумбы. Труд людей.
Наблюдения за растениями сада, леса.
осенью. (Яблоня, вишня, липа, орешник.)
Перелётные птицы. Насекомые в осенний
период.
Домашние животные осенью. Лесные
животные: мыши, змеи, лягушки.
Осенние работы в саду, огороде.
Труд людей осенью.
Неживая природа.
Состояние неживой природы: дождь,
холодный-теплый ветер, заморозки. Воздух
и его значение в жизни человека, животных,
растений.
Термометр. Измерение t воздуха.
Измерение температуры воздуха.
Практическая работа.
Стороны горизонта. Экскурсия.
Направление ветра. Экскурсия

1

Живая природа. Растения.

1

Личностные результаты освоения программы по
предмету мир природы и человека в 3 классе
включают индивидуально-личностные качества и
социальные
(жизненные)
компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные
установки:
1) осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю
России.
2) формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории
3) культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
9) принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности;
10) развитие
навыков
сотрудничества
с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
11) формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
12) развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
13) формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) формирование
готовности
к
самостоятельной жизни.
Предметные
результаты освоения
программы

2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.
13.

14.

15.

16.

Сравнение и распознавание растений по их
признакам: деревья, кустарники, травы.
Экскурсия.
Части растений: корень, стебель, ветки,
почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья.
Внешний вид, распознавание. Плоды.
Ягодные кустарники. Внешний вид,
распознавание. Ягоды.
Лес. Растения леса. Экскурсия.
Деревья хвойные и лиственные.
Кустарники леса.
Семена. Орехи. Лесные ягоды.
Ягоды съедобные и несъедобные.

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

Мир природы и человека 3 класс
17.

18.

19.

20.
21.

22.

23.

24.
25.
26.
27.

28.
29.

30.
31.
32.

33.

34.

Явления и состояние неживой природы
вначале зимы (заморозки, оттепель, метель,
туман, ветер). Продолжительность дня и
ночи. Экскурсия.
Наблюдение за высотой солнца над
горизонтом зимой. Направление солнечных
лучей. Экскурсия.
Состояние неживой природы: холодный
ветер, снегопад, метель, вьюга. Труд людей
зимой.
Грибы съедобные и несъедобные. Травы
полезные и травы опасные.
Домашние животные зимой. Дикие
обитатели леса: кабан, лось, заяц.
Внешний вид, питание , повадки, образ
жизни, детеныши. Приспособление диких
животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова,
кролик. Внешний вид, питание, детеныши.
Домашние животные зимой. Уход за
домашними животными.
Сравнение домашних и диких животных.
Сходства и различия: кабан-свинья, заяцкролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки,
образ жизни.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие
птицы: соловей, жаворонок.
Зимующие птицы. Птицы перелетные.
Строение гнезд. Забота о потомстве.
Дыхание человека. Температура тела
человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце. Кровь. Пульс. Окружающая среда
и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу
овощей, фруктов, молочных продуктов,
мяса.
Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений.
Наблюдение за состоянием солнца весной.
Продолжительность дня и ночи. Экскурсия.
Наблюдения за растениями сада, огорода
весной. Экскурсия. Появление первых
цветов (медуница, мать и мачеха).
Экскурсия
Лесные животные весной.
Детеныши.Сезонные работы в саду,
огороде, труд людей весной.
Лето. Признаки лета.Май – конец весны.
Экскурсия.

Итого за учебный год 34 часов

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1

1

1

включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с умственной отсталостью
не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий
класс,
но
рассматриваются
как
одна
из
составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП
определяет
два
уровня
овладения
предметными
результатами:
минимальный
и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня
по отдельным предметам не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту
программы. В случае если обучающийся не
достигает минимального уровня овладения по всем
или большинству учебных предметов, то по
рекомендации
медико-психолого-педагогической
комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) образовательная организация может
перевести
обучающегося
на
обучение
по
специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный
уровень
освоения
предметных
результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения
программы по предмету мир природы и человека в 3
классе.
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах
безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации (волк ― дикое животное, зверь
(млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной
деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами
окружающего мира;

Мир природы и человека 3 класс

Учебный предмет «Мир природы и человека» 3 класс
Перечень учебно-методической литературы

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 3 класс. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. « Живой
мир» М.: Просвещение, 2014.

Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 3 класс. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. « Живой
мир» М.: Просвещение, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».