Рабочая программа по учебному курсу Речевая практика 3 класс

Речевая практика 3 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.

УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Речевая практика»
3 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Еронина К.Г.

РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г

с. Поим 2024 год.

Речевая практика 3 класс

Учебный предмет «Речевая практика» 3 класс
Пояснительная записка
Количество часов -2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.

Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

умственной

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.20 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"
СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.21 № 2 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды и обитания".
4. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В.
Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.

Речевая практика 3 класс

Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой
коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные
средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного
развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью.
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных
результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения
других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (
диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее
условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в
процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический
план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В
процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;

Речевая практика 3 класс

Содержание курса
Основное содержание программы.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то
новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.
д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение.
Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи,
просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного.Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных
по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок,
стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь.
Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон
голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в
специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения
этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома»,
«Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».
Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню»,
«Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я
зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень»,
«Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение
Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.

с

друзьями.

Речевая практика 3 класс

Речевое общение с малознакомыми людьми.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Предметные результаты.
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в
аудиозаписи;
- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами
этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до
школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание,
опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе «Речевая
практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с
историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир,
пациент и др.)
— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и
правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в
рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

Речевая практика 3 класс

Учебно-тематический планирование предмета «Речевая практика»
3 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
урока

Название темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Снова в школу!
Снова в школу!
Снова в школу!

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Отправляюсь в магазин.
Отправляюсь в магазин.

37.
38.
39.
40.

Мы собрались поиграть…
Мы собрались поиграть…
Мы собрались поиграть…
В библиотеке.
В библиотеке.
В библиотеке.
Сказки про Машу.
Сказки про Машу.
Сказки про Машу.

Отправляюсь в магазин.
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Телефонный разговор
Я – зритель
Я – зритель
Я – зритель
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
Какая сегодня погода?
Снегурочка.
Снегурочка.
Снегурочка.
Весёлый праздник.
Весёлый праздник.
Весёлый праздник.
Учимся понимать животных
Учимся понимать животных
«Узнай меня»
«Узнай меня»
Упражнения в составлении
диалогов для
передачи различных чувств.
Составление предложений по теме:
«Я иду на день рождения»
«Настя и Марфуша в гостях у Морозко»
«Привычки хорошие и плохие»
Просмотр видеофильма «Я пешеход»

Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Речевая практика»

Минимальный уровень:
- формулировка просьб и
желаний
с
использованием
этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
восприятие на слух сказок и
рассказов; ответы на вопросы
учителя по их содержанию с
опорой
на
иллюстративный
материал;
выразительное
произнесение
чистоговорок,
коротких
стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы,
близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по
содержанию
прослушанных
и/или просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень:
понимание
содержания
небольших по объему сказок,
рассказов
и
стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских
радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
выбор
правильных
средств
интонации с опорой на образец
речи учителя и анализ речевой
ситуации;
активное участие в диалогах по
темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и

Речевая практика 3 класс

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Письменное общение. Поздравительная открытка.
Произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов
по подражанию.
Рассматривание иллюстраций к сказке
« Гуси - лебеди».
Составление предложений к картинкам.
Рассматривание иллюстраций к сказке
« Гуси - лебеди».
Составление предложений к картинкам.
Прослушивание сказки
«Волк и семеро козлят» в исполнении чтецов или
учителя.
Прослушивание сказки
«Волк и семеро козлят» в исполнении чтецов или
учителя.
Составление рассказа по картинкам « В зоопарке у
зверей».
Составление загадок о животных с опорой на
наглядный материал.
Использование нужной силы голоса в различных
ситуациях.
Произнесение чистоговорок, стихотворных
диалогов по подражанию.
Произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов
по подражанию.
Составление текста «Весна пришла» по плану.
Культура общения. Выражение просьбы.
Культура общения. Выражение извинения.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

55.

Речевое общение со старшими.

1

56.

Составление простых распространённых
предложений на заданную тему «Мои друзья».
Работа с деформированным текстом на тему «Мир
природы».

1

58.

Работа с деформированным текстом на тему «Мир
природы».

1

59.

Работа с деформированным текстом на тему «Мир
природы».
Речевое общение с малознакомыми людьми.
Это я!

1

Тексты бывают разные.
Составление небольших рассказов на тему: «Я
дома»
Самое беспокойное на свете слово.

1
1

57.

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Составление рассказа по вопросам. «Вот моя школа»
Составление диалога на тему «В гости на день
рождения».
Составление поздравления на день рождения.
Составление диалога на тему «В гости на день
рождения».
Составление поздравления на день рождения.

Итоговое занятие
68.
Итого за учебный год: 68 ч

1

1
1

1
1
1
1
1

желаний; выполнение речевых
действий
(приветствия,
прощания, извинения и т. п.),
используя
соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие
в
коллективном
составлении рассказа или сказки
по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой
на картинный или картинносимволический план.

Речевая практика 3 класс

Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение,
2016.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».