Мы рисуем 1 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В
« 28» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«29» августа 2024г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы рисуем» (направление: художественно- эстетическая
творческая деятельность ) 1 класс
2024-2025 учебный год.

Учитель: Боронина ТГ

РАССМОТРЕНО
Протокол № 1_заседания МО учителей
от «28» августа 2024 г.
Руководитель_ ______Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024_г.
с. Поим 2024год.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы рисуем»
Направление: художественная творческая деятельность
Боронина Татьяна Геннадьевна
Поим 2024-2025

Пояснительная записка
Программа "Мы рисуем " составлена на основе «Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и «Адаптированной основной образовательной программы» образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовую основу разработки составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от «19» декабря 2014г №1599
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федераци и № 28 от 28 сентября 2020года «Об утверждении СанПин
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин №1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»
-Устав школы;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Программа является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Данная программа направлена на:
-Создание условий для полноценного и комплексного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-организацию эстетического воспитания обучающихся;

-творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся.
Общая характеристика внеурочного курса.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды очень часто имеют трудности в социализации и адаптации в образовательном
пространстве. Эти трудности, с одной стороны, обусловлены индивидуальными особенностями детей, характером имеющихся нарушений в
развитии, а с другой стороны, низким уровнем толерантности и трудностями интеграции таких детей в среде сверстников.
В то же время рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, распространение представлений о ценности подрастающий личности
усиливают значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является социально-образовательная
подготовка и максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья шанса
сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного социального поведения. Все это определяет значительную актуальность
проблем социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их качественной интеграции в общественно значимые
отношения. Важная роль в осуществлении данного процесса принадлежит искусству. Адаптационные возможности искусства по отношению к
ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка,
содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации
как в процессе творчества, так и в процессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает
процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими. Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству,
любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций.
Программа построена с включением в темы занятий разнообразных приемов и методов, способствующих формированию и поддержанию у
обучающихся мотивации к творчеству. Использование ИКТ, сказочные ситуации, театрализованные действия, стимулируют фантазийные
поиски обучающихся, в результате чего каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя творцом, художником.
Место внеурочного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет . В 1 классе– 66 часов, проводятся 2 раза в неделю по 30минут
Дидактические принципы построения программы:

o

Наглядности;

o

доступности;

o

последовательности и постепенности;

o

систематичности;

o

научности и достоверности;

o

сознательности.

o

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель программы.
Повышение уровня социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной
деятельности и изобразительного искусства.
Задачи программы.
Образовательные.


Формировать умение передавать глубину пространства на плоскости листа (ближе, дальше, край листа, центр), форму предметов,
настроение в работе, отражать в композиции сюжет.



Формировать теоретическое и практическое понимание основных элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, мазок, тон,
основные и дополнительные, холодные и теплые цвета.



Расширять и углублять представления о свойствах красок и графических

материалов, о контрастах форм, о правилах смешивания красок на палитре
для получения нужных оттенков.


Формировать навыки правильного подбора и использования художественных материалов в соответствии со своими замыслами,
выполнения работы на заданные темы.
Коррекционно-развивающие.



Коррекцию моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации,
дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия).



Развитие и коррекция познавательной деятельности путем развития у обучающихся правильного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве.



Развитие и коррекция зрительно-двигательной координации через использование вариативных и многократно повторяющихся
графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Воспитательные



Способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других

детей, творческий отклик на события окружающей жизни, усидчивость).


Способствовать формированию видения и восприятия художественной

культуры в жизни, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру, нравственных и эстетических чувств, познавательного интереса к окружающему миру.



Формировать положительное отношение к занятиям изобразительной

деятельностью, навыки использования приобретенных знаний и умений в
практической деятельности и в повседневной жизни.


Формирование общей культуры обучающихся.
Методы и приемы работы:
Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку с ОВЗ. Важен
и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты
коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того,
выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное
положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет большое значение в воспитательном процессе.


Экспериментирование с изобразительными техниками гуашевого и акварельного рисования;



создание ситуаций успеха;



игровые приемы;



рассматривание и обсуждение;



показ технических приемов;



пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;



использование сюрпризных моментов;



использование синтеза искусств.
Формы работы с обучающимися:



самостоятельная деятельность;



совместная деятельность педагога и обучающихся.
Структура занятия:
1. Постановка темы занятия и задач предстоящей работы.

2. Знакомство с данной темой, различными методами и формами, демонстрационный показ педагогом работы (рисунок).
3. Воспроизведение детьми знаний, умений и навыков, которые потребуются
для выполнения предложенных заданий.
1. Выполнение различных заданий, задач, упражнений, в том числе
направленных на решение коррекционно-развивающих задач.
5. Проверка выполненных работ.
6. Уборка рабочего места.
7. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:


Осознавать роль художественного искусства в жизни людей.



Эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции.



Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.



Высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Формирование базовых учебных действий.
Личностные базовые учебные действия:



Осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.



Формирование положительного отношения к мнению педагога, сверстников.



Развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно.



Умение обращаться за помощью, принимать помощь.



Умение организовать своё рабочее место и содержать его в порядке.



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения.



Формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно).



Формирование мотивации к творческому труду.



Формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Регулятивные базовые учебные действия:


Входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под
руководством воспитателя;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью
педагога;



определять план выполнения заданий на занятиях внеурочной деятельности под руководством педагога;



корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством педагога;



проверка работы по образцу;



участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью воспитателя.
Познавательные базовые учебные действия:



Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством воспитателя;



уметь слушать и отвечать на простые вопросы педагога;



называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с
помощью воспитателя;



овладение приемами работы различными графическими материалами.



создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;



пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;



наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством педагога.
Коммуникативные базовые учебные действия:



Участвовать в диалоге на занятии в жизненных ситуациях;



выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;



оформлять свои мысли в устной речи;



соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;



умение отвечать на вопросы различного характера;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;



сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;



доброжелательно относиться, взаимодействовать на занятиях внеурочной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:



Названия основных и составных цветов.



Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия; аппликация, композиция, силуэт, пятно, роспись.



Изобразительные основы декоративных элементов.



Материалы и технические приёмы оформления.



Названия инструментов, приспособлений.
Обучающиеся получат возможность научиться:



Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, красками и другими нетрадиционными материалами.



Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.



Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.



Владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением.



Моделировать художественно-выразительные формы геометрических и растительных форм.



Предметные результаты.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

-названий художественных материалов,
инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения,
санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;

-названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения,
правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- характерных признаков изображаемых
предметов;

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

- значений новых слов.

- характерных признаков изображаемых предметов;
- значений новых слов.
- рисовать простым карандашом, кисточкой волнистые, ломаные, прямые линии в разных
направлениях самостоятельно;
- рисовать предметы простой формы самостоятельно от руки;

Обучающиеся овладеют умениями:
- рисовать простым карандашом, кисточкой
волнистые, ломаные, прямые линии в
разных направлениях с помощью педагога,
опорных точек;
- рисовать предметы простой формы с
помощью опорных точек, шаблона;
- рисовать растения сразу кистью с
помощью педагога;
- изображать предметы с опорой на
образец, используя помощь педагога;
- рисовать в соответствии с предложенным
порядком действий с помощью педагога.
- изображать с натуры,
изображать предметы несложной формы;
-ориентироваться в пространстве листа;

- рисовать растения сразу кистью самостоятельно, передавая отличительные признаки и учитывая
строение;
- изображать предметы с опорой на образец самостоятельно;
- рисовать в соответствии с предложенным порядком действий.
- ориентироваться в пространстве листа;
- создавать простые композиции на заданную тему.

Оценка достижений планируемых результатов.


Контроль полученных знаний, умений и навыков проводится методами итоговой рефлексии и самооценивания.



Обсуждение выполненных работ активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения.



Выполненные работы применяются в оформлении класса для проведения мероприятий, школьных выставок, конкурсов, для подарков
родственникам.
Используемая литература.

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс - М.: ВАКО, 2008. -212с.- (в помощь школьному
учителю).
2. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М. Неменский -М: Просвещение, 2005. -188с.
3. Флерина Е.А.-Изобразительное творчество для детей дошкольного возраста.
4. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
5. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С. Кузин.-М.,2011
6. Н.В. Миклеева «Комментированное рисование»
7. Пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией
Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.
8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2000 г.
9. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2013г.
10. Пособие "Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста" Н.А. Черепкова 2021г
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru.
2. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
3. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
4. Газета «1 сентября»: www.1september.ru

5. nedcoeem.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : http://pedsovet.org
6. «Proшколу.ru».
Содержание программы
№ Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Вводное занятие
Блок "Рисование из геометрических фигур, линий
Блок"Натюрморт"
Блок"Пейзаж"
Блок " Страна Вообразилия"
Блок "Зимние напевы"
Блок "Птицы"
Блок "Портрет"
Блок "Весна- красна"
Блок "Животные"
Блок "Цветущая весна"
Экскурсия в природу
Итоговое занятие
Итого 66 часов

Кол-во
часов
1
2
8
8
8
7
5
6
4
6
5
4
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».