Рабочая программа по учебному курсу Развитие психомоторики и сенсорных процессов 4 класс

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской
области «Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«28 » 08 2024 г.

«30» 08 2024 г.

Рабочая программа
по учебному курсу
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)

Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.

ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024 г.

с. Поим 2024 год

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

Пояснительная записка
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Количество часов -2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Статус документа.
Настоящая программа составлена на основе авторской программы «Развитие
психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 – 4 классов специальных
(коррекционных) учреждений 8 вида Авторы: Метиева Людмила Анатольевна,Удалова
Эльвира Яковлевна Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает, в
основном, общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучаемого
предмета.

Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;

- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ (Поимская школа –интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»

Структура документа.
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов представляет
собой целостный документ, включающий 5 разделов:
 пояснительную записку;
основное содержание;
требования к уровню подготовки учащихся;
режим работы;

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс





учебно-тематический план
оборудование;
список литературы

Специфика.
детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них
психологических новообразований, коммуникативно-речевых умений, владение которыми
в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять
адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе
обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности.
Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение
нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме
(поэтапность), для постоянного повторения и обработки необходимых умений.
Цели обучения, задачи.
Создать систему поэтапной педагогической поддержки в образовательном
процессе. Программа нацелена на решение специальных, образовательных,
коррекционных и воспитательных задач:
 исправление и компенсация недостатков, отклонений в психологическом развитии
ребёнка;
 повышение возможностей ребёнка в обучении, поведении, коммуникативных
способностей;
 формирование навыков саморегуляции и самоконтроля,
 раскрытие его потенциальных творческих резервов.
В программе предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников.
Первый уровень – базовый - предполагает реализацию требований к ученику в объёме
программного материала.
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма
материала и его содержательного потенциала.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников,
которые содержат следующие компоненты: знать/ понимать-перечень необходимых для
усвоения каждым учащимся знаний; уметь-перечень конкретных умений и навыков.

Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога,
составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам,
обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

— Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты
питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
— Определять возраст людей.

Режим работы
Количество часов по программе – 68 ч.
Количество часов в неделю по учебному плану – 2 ч.
Количество часов в год – 68 ч.

Учебно-тематическое планирование уроков развития психомоторики и
сенсорных процессов
4 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
п/п

№ п/п
раздела

1.
I
2.
3.

4.

5
6
7
8
9
10

Наименование разделов и тем

Обследование вновь принятых детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы
мышц (по инструкции
Соотношение движений с поданным звуковым
сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка —
бег назад и т. д.)
Выполнение целенаправленных действий по
трехзвенной инструкции педагога (поворот направо —
два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о
выполнении
Выполнение целенаправленных действий по
трехзвенной инструкции педагога (поворот направо —
два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о
выполнении
Совершенствование точности мелких движений рук
Графический диктант с усложненными заданиями
Вычерчивание геометрических фигур (окружность,
квадрат, треугольник)
Дорисовывание симметричной половины изображения
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов
(елочка, снежинка, яблоко)

К-во
часов

1
10
1
1

1

1

1
1
1
1
1

Требования к уровню
подготовленности
учащихся

Обучение
целенаправленным
действиям по
инструкции педагога,
состоящих из четырех
звеньев.
Координация
движений. Игры
«Тигр», игры с мячом,
обручем
Обучение
целенаправленным
действиям по
инструкции педагога,
состоящих из двух-трех
звеньев.
Пальчиковая
гимнастика с речевым
сопровождением
Развитие моторики
руки, формирование
графических навыков.
Обводка и рисование по
трафарету. Штриховка в

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

разных направлениях.
Синхронность
движений.
Синхронность работы
обеих рук (шнуровка,
нанизывание). Работа с
ножницами.

II
11

12

13
14
15

III
16
17
18
19

20
21
22
23
24

25

26
27
28

Тактильно-двигательное восприятие
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по
разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый,
колючий, деревянный, горячий)
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по
разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый,
колючий, деревянный, горячий)
Закрепление тактильных ощущений при работе с
пластилином и глиной
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
Игры с мелкой мозаикой

5
1

Кинестетическое и кинетическое развитие
Сочетание движений и поз различных частей тела (по
инструкции педагога), вербализация поз и действий
Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

4
1

Восприятие формы, величины, цвета,
конструирование предметов
Группировка предметов по двум самостоятельно
выделенным признакам, обозначение словом
Сравнение и группировка предметов по форме,
величине и цвету
Сравнение и группировка предметов по форме,
величине и цвету
Составление сериационных рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 4—5 предметов
Использование простых мерок для измерения и
сопоставления отдельных параметров предметов (по
длине, ширине, высоте)
Использование простых мерок для измерения и
сопоставления отдельных параметров предметов (по
длине, ширине, высоте)
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра
«Назови цвет»
Конструирование
сложных
форм
предметов

12

1

1
1
1

1

Определение на ощупь
предметов с разными
свойствами (мягкие,
жесткие, гладкие,
шершавые)
Температурные
ощущения от теплых,
горячих предметов.
Восприятие чувства
тяжести. Словесное
обозначение
барических ощущений.
Определение на ощупь
формы плоскостных
предметов по контуру.
Работа с пластилином и
глиной (твердое и
мягкое состояние).
Работа с мозаикой

1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1

Формирование набора
эталонов
геометрических фигур и
их вариантов(круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник, куб, шар),
обобщение словом.
Сравнение предметов
предметов по основным
параметрам величины
(размер, высота, длина,
толщина).
Группировка предметов
по 1-2 признакам (по
форме и величине).
Группировка предметов
по 1-2 признакам (по

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

29
30
31
IV
32

33

34
35
36
37
38

V
49

40
41
42

43

44
45

46

47

(«Технический конструктор», мелкие пазлы)
Узнавание предмета по одному элементу
Узнавание предмета по словесному описанию.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Узнавание предмета по словесному описанию.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Развитие зрительного восприятия
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (сравнение 2—3-предметных
(сюжетных) картинок
Нахождение отличительных и общих признаков на
наглядном материале (сравнение 2—3-предметных
(сюжетных) картинок
Нахождение нелепиц на картинках
Нахождение нелепиц на картинках
Дидактическая игра «Лабиринт»
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра
«Нарисуй по памяти»
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

Восприятие особых свойств предметов
Развитие дифференцированных осязательных
ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их
словесное обозначение
Температура. Градусники для измерения температуры
тела, воды, воздуха
Температура. Градусники для измерения температуры
тела, воды, воздуха
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений
(сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное
обозначение
Дифференцированное восприятие ароматов (запах
фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра
«Угадай предмет по запаху»
Упражнения в измерении веса предметов на весах
Определение противоположных качеств предметов
(чистый — грязный, темный — светлый, вредный —
полезный)
Определение противоположных качеств предметов
(чистый — грязный, темный — светлый, вредный —
полезный)
Определение противоположных действий,
совершаемых с предметами (открыть — закрыть,

форме и цвету.
1
1
1
7
1

1

1
1
1

1

10
1

1
1
1

1

1

Формирование
произвольности
зрительного восприятия
и развития зрительной
памяти.
Нахождение различий у
двух сходных
сюжетных картинок.
Определение изменений
в предъявляемом ряду
картинок, игрушек,
предметов..
Различение
наложенных
изображений
предметов.
Запоминание 3-4
предметов, игрушек и
воспроизведение их в
определенной
последовательности.
Упражнения для
профилактики и
коррекции зрения
Температурные
ощущения от теплых,
горячих, холодных
предметов. Измерение
температуры воздуха с
помощью градусника.
Вкусовые качества
продуктов, обозначение
словом вкусовых
ощущений.
Восприятие
контрастных ароматов
(резкий-мягкий,
свежий-испорченный).
Восприятие
контрастных ароматов
(резкий-мягкий,
свежий-испорченный.
Сравнение трех
предметов по весу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

48

VI
49
50

51
52

53
54
VII
55
56
57
58

59

60

VIII
61
62
63
64
65
66
67
68

расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)
Определение противоположных действий,
совершаемых с предметами (открыть — закрыть,
расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)
Развитие слухового восприятия
Различение звуков по длительности и громкости
(неречевых, речевых, музыкальных)
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте
тона
(неречевых,
речевых,
музыкальных).
Дидактическая игра «Определи самый громкий
(высокий) звук»
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая
игра «Запрещенный звук»
Определение
на
слух
звучания
различных
музыкальных инструментов. Дидактическая игра
«Угадай, что звучит»
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении и на улице по словесной
инструкции
Ориентировка в помещении и на улице по словесной
инструкции
Определение расположения предметов в ближнем и
дальнем пространстве
Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве,
вербализация
пространственных
отношений
Моделирование
расположения
предметов
в
пространстве,
вербализация
пространственных
отношений
Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному
расположенного (горизонтально, вертикально, под
углом)
Восприятие времени
Определение времени по часам
Длительность временных интервалов. Дидактическая
игра «Береги минутку»
Длительность временных интервалов. Дидактическая
игра «Береги минутку»
Работа с календарем и моделью календарного года
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Последовательность
основных
жизненных
событий.Возраст людей
Итоговая диагностическая игра
«Чему мы научились?»
Повторение

6
1
1

1

Различение
музыкальных и
шумовых инструментов
по звукам.
Характеристика звуков
по громкости и
длительности.
Различение мелодии по
характеру.

1

1
1
4
1
1
1
1

1

1

6
1
1
1
1
1
1
1
1

Ориентировка в
помещении.
Обозначение словом
направления движения.
Ориентировка в поле
листа (выделение всех
углов).
Словесное обозначение
пространственных
отношений между
конкретными
объектами.
Словесное обозначение
пространственных
отношений между
конкретными
объектами
Словесное обозначение
каждого месяца.
Называние месяцев в
определенной
последовательности.
Словесное обозначение
каждого месяца.
Называние месяцев в
определенной
последовательности.
Работа с календарем.
Рисование модели
«Времена года».
Знакомство с часами и
составляющими
(циферблат, стрелки).
Значение минутной.
Секундной, часовой
стрелок.

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

Итого

68ч

Оборудование
1.
2
3.
4.
5.
6.

Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие всех свойств внимания.
Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие всех свойств памяти
Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие всех свойств мышления.
Умные игры. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007.
Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие сенсорных эталонов цвета.
Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие сенсорных эталонов формы.

7. Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие сенсорных эталонов величины.
8.

Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие фонетико – фонематической стороны

9. Наглядность к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие ориентировки в пространстве и на пространстве листа.
10. Раздаточный материал к коррекционно – развивающим заданиям
на развитие тонкой моторики.
Литература
1. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и
игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. (Специальная психология).
2.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика : (дошкольный возраст : советы педагогам и
родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М.
Мастюкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

3.

Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В.
Фомина. - М. : Сфера, 2001. - 77 с. : ил.

4.

Р.Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р.Волков -Волгоград «Учитель»
2003г -56с

5. Алябьева Е.А Занятия по психогимнастике.Методическое пособие./Е.А АлябьеваМ.:Сфера,2008.-158с.
6. КряжеваН.Л Развитие эмоциональног мира детей./КряжеваН.Л.-Ярославль.-1996
7.

Чистякова М.И Психогимнастика./ М.:-Сфера, 1990г

8. Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.
9. Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ
М. 2003 г

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

10. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.
11. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ
Москва 2004г

Приложение 1
Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого,
М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в
колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе.
Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком
ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более
50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед
второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо»
из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем
одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное
изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с
соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с
сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка,
ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого
темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков
цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают
в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры
из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить
количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной
от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия,
определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал
экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон):
шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки;
услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего
звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу,
вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения
предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше —
ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени
(часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна
закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно,
объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок
самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного
объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании
помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные
затруднения в комментировании своих действий.
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у
которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».