Мир природы и человека 4 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________Кердяшова З.В.
__________Тихонова М.В.
« 28 » 08 2024 г.
«30 » 08 2024 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Мир природы и человека»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024 г.
с. Поим 2024 год.
Мир природы и человека 4 класс
Учебный предмет «Мир природы и человека»
4 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -1 ч в неделю, 34 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;
стандарта
обучающихся
с
умственной
- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ (Поимская школа –
интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на использование учебника: Матвеева Н. Б., Попова М. А.,
Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 4 класс.
Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. « Живой мир» М.: Просвещение, 2014.
Мир природы и человека 4 класс
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений,
раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями
и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География»,
создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи курса « Мир природы и человека»:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об
основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи
живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить
учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе
обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном
этапе обучения и при изучении нового содержания);
рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов,
картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием
или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира,
живыми объектами;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более
точного их восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования
― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
3) культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
Мир природы и человека 4 класс
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
11) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
13) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
14) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием
при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося
на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3
классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Мир природы и человека 4 класс
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной
деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Мир природы и человека 4 класс
Содержание тем учебного предмета (курса) «Мир природы и человека».
4 класс 34 часа в год
Сезонные изменения в неживой природе
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды,
количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях
месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь,
моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Растения .
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2— 3 наиболее
распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие
растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и
др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений:
корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых
растений.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.
д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид,
распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за
ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы — друзья
сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и
её влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте
воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Лесничество.
Повторение
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в программу
коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки контрольных
работ и др., имея на это объективные причины.
Мир природы и человека 4 класс
Учебно-тематический планирование предмета «Мир природы и человека»
4 класс
Количество часов за уч. год -34 ч
Количество часов в неделю – 1ч.
№
урока
Название темы
Колво
час.
Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Мир природы и человека»
Предметные
результаты освоения
программы
включают
освоенные
обучающимися
знания
и
умения,
специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с
умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения
о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный
уровень
является
обязательным
для
большинства
обучающихся с умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня по
отдельным
предметам
не
является
препятствием к продолжению образования
по данному варианту программы. В случае
если
обучающийся
не
достигает
минимального уровня овладения по всем
или большинству учебных предметов, то по
рекомендации
медико-психологопедагогической комиссии и с согласия
родителей
(законных
представителей)
образовательная
организация
может
перевести обучающегося на обучение по
специальной индивидуальной программе
развития.
Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни
освоения программы по предмету мир
1.
Времена года. Осень .
Название осенних месяцев.
1
2.
1
7.
Сбор урожая. Фрукты.
Сбор урожая. Овощи.
Растения осенью.
Дикорастущие растения.
Культурные растения.
Труд людей осенью.Сезонные работы в
саду и огороде .
Сезонные работы в поле.
Почва. Состав почвы.
Простейшие свойства почвы, их значение
для растений.
Значение почвы для жизни животных.
Способы обработки почвы. Инструменты.
Обобщение и закрепление полученных
знаний.
Домашние и дикие животные осенью.
8.
Разнообразие животных в природе.
1
9.
Осенние работы в саду, огороде.
Труд людей осенью.
Неживая природа.
Состав почвы (песок, глина)
Состав почвы (камни)
1
Формы поверхности земли: холмы, горы
Формы поверхности земли: равнины,
овраги.
Сезонные изменения в природе, погоде:
декабрь. (Экскурсия)
Живая природа. Растения
Растения сада, огорода, леса
Сходство и различие растений сада, огорода
и леса
Парк (сквер). Создание человеком парков
Лекарственные растения. Календула.
Зверобой.
Растения поля. Рожь, пшеница
Растения поля. Овёс, гречиха
Уход человека за растениями поля, их
значение в жизни человека
Зима – начало года
Труд людей зимой
1
1
3.
4.
5.
6.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Мир природы и человека 4 класс
1
природы и человека в 3 классе.
Животные зимой. Растения зимой.
Минимальный уровень:
1
Домашнее животное – корова, лошадь.
относить
изученные
объекты
к
Домашнее животное – овца, свинья.
1
определенным группам (корова - домашнее
Дикие животные: лось, олень. Внешний
1
животное);
вид, пища, повадки
Зимующие и перелетные птицы
называть сходные объекты, отнесенные к
Домашние птицы: гусь, индюк, утка.
1
одной и той же изучаемой
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний
1
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
вид, места обитания, пища.
знать требования к режиму дня школьника и
Голова и мозг человека. Профилактика
1
понимать необходимость
травматизма головного мозга.
его выполнения;
Режим дня школьника. Отдых и труд.
1
Здоровье человека. Профилактика
знать основные правила личной гигиены;
заболеваний.
иметь представления об элементарных
Сезонные изменения в природе весной.
1
правилах безопасного поведения в природе
Влияние солнца на изменения в природе.
и обществе;
Труд людей весной. Животные весной.
Растения весной.
Достаточный уровень:
Насекомые. Внешний вид, образ жизни,
1
узнавать и называть изученные объекты в
питание. Полезные насекомые. Разведение и
натуральном виде в естественных условиях;
использование человеком пчёл. Пасека.
относить
изученные
объекты
к
Насекомые-вредители
определенным группам с учетом различных
Состояние природы и её влияние на
здоровье человека. Забота человека о
оснований для классификации (волк ―
чистоте воды, воздуха, забота о земле.
дикое животное, зверь (млекопитающее),
Охрана редких растений и исчезающих
1
животное, санитар леса);
животных. Зоопарк. Заповедник.
знать правила гигиены органов чувств;
Лесничество
Труд людей летом. Животные летом.
1
проявлять активность в организации
Растения летом. Обобщение и закрепление
совместной деятельности и ситуативного
полученных знаний.
общения
с
детьми;
адекватно
взаимодействовать
с
объектами
окружающего мира;
Итого за учебный год 34 часов
Мир природы и человека 4 класс
Учебный предмет «Мир природы и человека» 3 класс
Перечень учебно-методической литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 4 класс. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. « Живой
мир» М.: Просвещение, 2014.
Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 4 класс. Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. « Живой
мир» М.: Просвещение, 2014.
Мир природы и человека 4 класс
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся
с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных
обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце
изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные
наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на
практике.
«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но
ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи
или испытывает трудности в применении знаний на практике.
«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в
ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического
материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Мир природы и человека 4 класс
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»
4 класс
Тесты 1 четверть
«Сезонные изменения»
1. Почему осенью становится холоднее?
а) солнце поднимается выше; б) солнце опускается ниже.
1. Напиши названия осенних месяцев
___________________________________________________
1. Когда это бывает? Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи – длиннее.
а) осенью; б) зимой.
1. В каком месяце, зайцы и белки линяют – меняют летний мех на зимний?
а) сентябрь; б) ноябрь
1. Как называются животные, которые сами заботятся о себе?
а) дикие; б) домашние
1. Какое животное впадает зимой в спячку?
а) мыши; б) ёж
1. Кто из животных делает запасы на зиму?
а) заяц; б) белка
1. Когда это бывает? Солнце светит очень мало. Дни короткие, а ночи длинные.
а) осенью; б) зимой.
1. Как называются деревья, на которых растут листья?
а) хвойные; б) лиственные.
1. Как называются растения, которые живут одно лето?
а) многолетние; б) однолетние
Мир природы и человека 4 класс
Тесты 2 четверть
«Живая природа. Растения»
1. Как называются растения, которые выращивает человек?
а) культурные; б) дикорастущие.
1. Из зёрен какого растения выпекают белый хлеб?
а) пшеница; б) гречиха.
1. Рожь, овёс, пшеница, рис – это….
а) овощные; б) зерновые
1. Капуста, морковь, огурцы – это…
а) зерновые; б) овощные.
1. У свеклы, редиски, моркови в пищу используем…
а) корнеплоды; б) листья.
1. Где растут яблони, груши, вишни, сливы?
а) в лесу; б) в саду.
1. Берёза, тополь, липа, дуб – это..
а) хвойные деревья; б) лиственные деревья.
1. Редкими растениями называются те, которых…
а) много; б) осталось очень мало.
1. Как называется книга, в которой рассказывается об исчезающий растениях?
10.Какие растения становятся редкими?
а) культурные; б) дикорастущие
Мир природы и человека 4 класс
Тесты 3 четверть
«Живая природа. Животные»
1. Как называются животные, о которых заботится человек?
а) домашние; б) дикие
2. Корова, свинья, овца – это…
а) дикие животные; б) домашние животные
3.Большинство домашних животных питаются…
а) животной пищей; б) растительной пищей
4.Какое домашнее животное человек использует для перевозки грузов, выступают в цирке?
а) корова; б) лошадь
5.Какое домашнее животное разводят для получения мяса, шерсти?
а) свинья; б) овца.
6.Водоплавающие птицы – это…
а) курица, индюк; б) гусь, утка, лебедь.
7.Домашние птицы…
а) хорошо летают; б) плохо летают.
8.У каких птиц окраска чаще всего бывает белого цвета?
а) домашних; б) диких.
9.Хозяйство, где разводят кур, называется…
а) птицеферма; б) зооферма
10.Эти птицы бывают домашние и дикие
а) утки; б) куры
Мир природы и человека 4 класс
Тесты 4 четверть
«Безопасное поведение
1.Что такое режим дня?
а) делаем всё в одно и то же время; б) делаем, когда захотим.
2.Как называется прибор для измерения времени?
а) часы; б) компас
3.В какое время суток нужно делать зарядку?
а) днём; б) вечером.
4.Когда нужно изолировать больного? ( не ходить в школу)
а) стукнул ногу; б) при инфекционной болезни.
5.Вызвать врача домой..
а) при высокой температуре; б) при насморке.
6.Когда нужно соблюдать постельный режим?
а) при зубной боли, б) при инфекционной болезни.
7.К инфекционной болезни относится..
а) грипп, ветрянка, корь; б) ушиб, порез, ожог.
8.Признаки отравления – это…
а) тошнота, рвота, боли в животе; б) насморк, кашель.
9.При пожаре звоните
а) 03; б) 01
10.При запахе газа нужно звонить
а) 04; б) 02