Речевая практика 4класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________Кердяшова З.В.
«28 »
__________Тихонова М.В.
08 2024 г.
«30 » 08 2024 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Речевая практика»
4 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учитель: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от «28 » 08 2024 г.
Руководитель_________Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от «29 » 08 2024 г.
с. Поим 2024 год.
Речевая практика 4класс
Учебный предмет «Речевая практика» 4 класс
Пояснительная записка
Количество часов -2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Нормативно – правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ;
стандарта
обучающихся с
умственной
- СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания»;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ (Поимская школа –
интернат» ;
- Устав школы-интернат;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа – интернат»
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная
речь: учебник для 4 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2014.
Речевая практика 4класс
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой
коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные
средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного
развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью.
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных
результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения
других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить связные устные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (
диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее
условия для формирования универсальных учебных действий.
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в
процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе
инсценирования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический
план;
- научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В
процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Речевая практика 4класс
Содержание курса
Основное содержание программы.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение обучающихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то
новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т.
д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение.
Использование письменного общения в жизни.
Аудирование
Слушание коротких сказок и рассказов в исполнении чтецов с магнитофонной записи,
просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или
просмотренного. Повторение оппозиционных слоговых структур, предложений, различных
по количеству слов. Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания. Четкое выразительное произнесение чистоговорок,
стихотворных диалогов по подражанию. Громкая, спокойная, тихая, шепотная речь.
Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях. Вежливый тон
голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в
специально подобранных диалогах. Различение на рисунках (пиктограммах) выражения
этих чувств.
Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: "Делимся новостями", "Я выбираю книгу ", "Петушок - золотой гребешок",
"У телевизора", "На улице", «В гостях у леса », Привычки хорошие и не очень" , "Мы - друзья или
враги природы?" , "Летние каникулы".
Культура общения
Выражение просьбы. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями.
Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией.Речевое общение с
малознакомыми людьми.
Речевая практика 4класс
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование базовых учебных действий:
Личностные:
― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
Речевая практика 4класс
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с
опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец
чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой
ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Речевая практика 4класс
Учебно-тематический планирование предмета «Речевая практика»
4 класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Название темы
Повторение предложений, разных по
структуре
Повторение предложений, разных по
структуре
Прослушивание коротких сказок с
последующим пересказом
Прослушивание коротких сказок с
последующей инсценировкой
Прослушивание коротких сказок с
последующей инсценировкой
Прослушивание коротких сказок с
последующей инсценировкой
Многообразие тона речи. Тренировочные
упражнения в передаче радости (восторга)
Многообразие тона речи. Тренировочные
упражнения в передаче удивления
Тренировочные упражнения в передаче
испуга, горя.
Практическое использование силы голоса,
тона и темпа речи
Лексическая тема: "Делимся новостями"
Лексическая тема: "Делимся новостями"
Лексическая тема: "Делимся новостями"
Лексическая тема: "Я выбираю книгу "
Лексическая тема: "Я выбираю книгу "
Лексическая тема: "Я выбираю книгу "
Лексическая тема: "Я выбираю книгу "
Общение: "Петушок - золотой гребешок"
Общение: "Петушок - золотой гребешок"
Общение: "Петушок - золотой гребешок"
Общение: "Сочиняем сказку"
Общение: "Сочиняем сказку"
Общение: "Сочиняем сказку"
Прослушивание сказок с последующим
пересказом
Лексическая тема: "У телевизора"
Лексическая тема: "У телевизора"
Лексическая тема: "У телевизора"
Лексическая тема: "На улице"
Лексическая тема: "На улице"
Лексическая тема: "На улице"
Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Речевая практика»
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и
желаний
с
использованием
этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в
соответствии
с
речевыми
возможностями;
восприятие на слух сказок и
рассказов; ответы на вопросы
учителя по их содержанию с
опорой
на
иллюстративный
материал;
выразительное
произнесение
чистоговорок,
коротких
стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы,
близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по
содержанию
прослушанных
и/или просмотренных радио- и
телепередач.
Достаточный уровень:
понимание
содержания
небольших по объему сказок,
рассказов
и
стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских
радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
выбор
правильных
средств
интонации с опорой на образец
речи учителя и анализ речевой
ситуации;
активное участие в диалогах по
Речевая практика 4класс
34.
35.
36.
Лексическая тема: В гостях у леса
Лексическая тема: В гостях у леса
Лексическая тема: В гостях у леса
Лексическая тема: В гостях у леса
Общение: "Задушевный разговор"
Общение: "Задушевный разговор"
37.
Общение: "Задушевный разговор"
31.
32.
33.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Общение: "Приглашение"
Общение: "Приглашение"
Общение: "Приглашение"
Общение: "Поздравляю"
Общение: "Поздравляю"
Общение: "Поздравляю"
44.
45.
1
1
60.
61.
Общение: "Поздравляю"
Упражнения в составлении
диалогов
для передачи различных чувств.
Упражнения в составлении
диалогов
для передачи различных чувств.
Лексическая тема:"Привычки хорошие и не
очень"
Лексическая тема:"Привычки хорошие и не
очень"
Лексическая тема:"Привычки хорошие и не
очень"
Лексическая тема:"Привычки хорошие и не
очень"
Составление диалогов по предложенной
речевой ситуации
Составление диалогов по предложенной
речевой ситуации
Культура общения с малознакомыми
людьми
Культура общения с малознакомыми
людьми
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
Лексическая тема: "Мы - друзья или враги
природы?"
Составление предложений по теме "Лето"
Составление предложений по теме "Лето"
62.
63.
64.
65.
Составление предложений по теме "Лето"
Составление предложений по теме "Лето"
Лексическая тема: "Летние каникулы"
Лексическая тема: "Летние каникулы"
1
1
1
1
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и
желаний; выполнение речевых
действий
(приветствия,
прощания, извинения и т. п.),
используя
соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие
в
коллективном
составлении рассказа или сказки
по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой
на картинный или картинносимволический план.
Речевая практика 4класс
Лексическая тема: "Летние каникулы"
1
Лексическая тема: "Летние каникулы"
67.
Итоговое занятие
68.
Итого за учебный год: 68 ч
1
1
66.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение,
2016.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.