Речевая практика 1 класс
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.
УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Речевая практика»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учителя: Золотова Н.С.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2024 год.
Речевая практика 1 класс
Учебный предмет «Речевая практика»
1 класс
2 ч в неделю, 66 ч в год
Пояснительная записка
Количество часов -2 ч в неделю, 66 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года),
и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
4. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой
С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2011.
Речевая практика 1 класс
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру
русского языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание); ―Формирование первоначальными «дограмматическими»
понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; ―Коррекция
недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию; ―Развитие навыков
устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения
(после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и
товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных
небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный
материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных
картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Речевая практика 1 класс
Содержание учебного курса «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный
отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций,
записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор
картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по пдобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Речевая практика 1 класс
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -восприятие
на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал; -выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя; -участие в беседах на темы, близкие личному
опыту ребенка; -ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы
на вопросы учителя; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
Речевая практика 1 класс
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Учебно-тематический планирование предмета «Речевая практика»
1класс
Количество часов за уч. год -66 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Название темы
Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Школа. Учебные принадлежности.
Работа по картинке «Знакомство с
кабинетом и учителем музыки».
Работа по картинке «Знакомство с
учителем физкультуры».
Работа по картинкам «Рисование детей
мелом на асфальте».
Знакомство во дворе. Работа по
картинкам «Как тебя зовут?»
Знакомство во дворе. Работа по
картинке, составление рассказа.
Теремок. Работа с картинками «Кто в
теремочке живёт?»
Теремок. Работа с картинками,
составление рассказа.
«Знакомство в гостях». Выявление
представлений детей по теме.
«Знакомство в гостях». Называние
предметов и различных действий с
ними, характеристика признаков
данных предметов: величина, цвет,
форма, вкус, материал.
«Знакомство в гостях». Участие в
вопросно – ответных диалогах.
«Знакомство в гостях». Составление
разных по содержанию предложений.
«Знакомство в гостях». Составление
разных по содержанию предложений.
«Знакомство в гостях». Ролевая игра
«Давайте познакомимся!».
Использование новых слов и
предложений в ролевой игре.
«Школьная жизнь: покупка школьных
Колво
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с
использованием этикетных слов и
выражений; -участие в ролевых
играх в соответствии с речевыми
возможностями; -восприятие на
слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их
содержанию
с
опорой
на
иллюстративный
материал;
выразительное
произнесение
чистоговорок,
коротких
стихотворений с опорой на образец
чтения учителя; -участие в беседах
на темы, близкие личному опыту
ребенка; -ответы на вопросы
учителя
по
содержанию
прослушанных
и/или
просмотренных
радиои
телепередач.
Достаточный уровень:
1
1
1
1
1
-понимание содержания небольших
по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских
радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя; -активное участие
в диалогах по темам речевых
ситуаций;
-высказывание своих просьб и
Речевая практика 1 класс
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
принадлежностей». Выявление
представлений детей по теме.
«Школьная жизнь: покупка школьных
принадлежностей». Называние
предметов и различных действий с
ними, характеристика признаков
данных предметов: величина, цвет,
форма, вкус, материал.
«Школьная жизнь: покупка школьных
принадлежностей». Узнавание
предметов по их частям или по
признакам.
«Школьная жизнь: покупка школьных
принадлежностей». Участие в вопросно
– ответных диалогах.
Ролевая игра «Магазин «Школьник»
«Игры и игрушки: в магазине игрушек».
Выявление представлений детей по
теме.
«Игры и игрушки: в магазине игрушек».
Называние предметов и различных
действий с ними, характеристика
признаков данных предметов: величина,
цвет, форма, вкус, материал.
Зимняя прогулка. Введение в тему.
Рассматривание картинок и называние
предметов зимней одежды и обуви.
Зимняя прогулка. Рассматривание
картинки, обсуждение ситуации по
вопросам учителя.
Зимняя прогулка. Конструирование
реплик, с которыми девочка может
обратиться к маме (воспитателю).
Зимняя прогулка. Моделирование
возможных диалогов между
девочкой и мамой (воспитателем).
Зимняя прогулка. Проигрывание
ситуация «Кукла одевается на
прогулку».
Зимняя прогулка. Развитие
ситуации. Актуализация словарного
запаса в игре «Кто знает, пусть
продолжает».
Зимняя прогулка. Рассматривание
картинки. Свободные высказывания
учащихся по содержанию картинки.
Выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию
картинки.
Зимняя прогулка. Конструирование
реплик, с которыми мальчик может
обратиться к девочке.
Конструирование ответных реплик.
Зимняя прогулка. Составление
рассказа «На прогулке».
1
желаний; выполнение речевых
действий
(приветствия,
прощания, извинения и т. п.),
используя соответствующие
этикетные слова и выражения
Личностные результаты
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1)осознание себя как гражданина
России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование
уважительного
отношения к иному мнению,
истории
и
культуре
других
народов;
3)развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире;
5)овладение социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
6)владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7)способность
к
осмыслению
социального окружения, своего
места
в
нем,
принятие
соответствующих
возрасту
ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной
роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества
с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10)развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей;
11)формирование
готовности
к
самостоятельной
жизни.
Речевая практика 1 класс
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Зимняя прогулка. Рассматривание
картинки «Снеговик». Анализ
ситуации по вопросам учителя.
Зимняя прогулка. Моделирование
возможных диалогов между
мальчиком и девочкой, при лепке
снеговика.
Зимняя прогулка. Составление
рассказа с опорой на картинный
план «Мы ходили кататься на
горку».
Помощники. Рассматривание
картинок, анализ ситуации по
вопросам учителя.
Слушание и соотнесение с
иллюстрациями стихотворения А.
Барто «Помощница».
Помощники. Составление
предложений на тему «Что я умею
делать дома» с опорой на условнографическую схему.
Помощники. Конструирование
высказываний-просьб с опорой на
картинку.
Помощники. Конструирование
высказываний-предложений,
адресованных однокласснику в
ситуации подготовки к уборке, с
опорой на условно-графическую
схему.
Помощники. Моделирование
возможных диалогов распределения
обязанностей при подготовке к
уборке в классе.
Помощники. Рассматривание
картинки. Выбор предложения,
наиболее подходящего к её
содержанию.
Помощники. Конструирование
высказываний: просьбы, вопроса.
Помощники. Проигрывание
возможного диалога между героями
с использованием составленных
предложений.
Помощники. Составление рассказа о
том, как проходит день школьника
после возвращения из школы.
Спокойной ночи! Рассматривание
учащимися картинки к уроку,
свободные высказывания по
картинке.
Спокойной ночи! Анализ деталей
ситуации, не выделенных
учащимися самостоятельно, по
вопросам учителя.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Речевая практика 1 класс
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Рассказывание учителем отрывков
из «Сказки о глупом мышонке» С.
Маршака. Выкладывание учащимися
разрезных предметных картинок,
изображающих героев сказки, на
второй странице разворота по мере
изложения текста сказки учителем.
Ролевая игра по сюжету сказки С.
Маршака «Сказка о глупом
мышонке» с использованием в
качестве атрибутов картинок из
Приложения или игрушек.
Спокойной ночи! Рассматривание
разрезных картинок. Называние
изображённых предметов,
составление предложений о том, для
чего они нужны.
Спокойной ночи! Рассматривание
картинки. Выполнение действий по
заданию учителя.
Слушание стихотворения Ю. Горея
«Колыбельная». Выполнение
игровых действий в соответствии с
текстом песенки.
Разучивание стихотворения Ю.
Горея «Колыбельная». Пение слов на
мотив колыбельной песни. Игровые
действия с куклой.
Спокойной ночи! Рассматривание
картинок. Выбор картинки,
соответствующей предложению,
произнесённому учителем.
Спокойной ночи! Анализ ситуации,
изображённой на картинке, по
вопросам учителя.
Составление предложений на тему
«Перед сном» с опорой на личный
опыт учащихся.
Игра «Дополни предложение»:
коллективное составление рассказа с
опорой на содержание картинок на
листе альбома и личный опыт
учащихся. Составление учащимися
коротких рассказов «Как я ложусь
спать».
Доброе утро! Введение в тему.
Рассматривание детьми картинки,
свободные высказывания по
картинке.
Доброе утро! Анализ деталей
ситуации, не выделенных
учащимися самостоятельно, по
вопросам учителя.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Речевая практика 1 класс
Доброе утро! Обсуждение
возможного настроения героев
ситуации. Тренировочные
упражнения в произнесении реплик
с различной интонацией: мама
говорит спокойно, тихо или быстро;
сын отвечает бодро или нехотя.
61. Доброе утро! Рассматривание
учащимися картинок к уроку.
Конструирование возможных реплик
взаимного приветствия.
62. Доброе утро! Проигрывание
различных диалогов на основе
содержания картинок.
63. Доброе утро! Игра «Живые загадки»
64. Беседа «Как начинается твоё утро?»
65. Доброе утро! Составление коротких
рассказов из личного опыта!
66. Актуализация полученных знаний.
Итого за учебный год: 66 ч
60.
1
1
1
1
1
1
1