Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.
УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Речевая практика»
1 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учителя: Кистенева Н.А.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2025 год.
Учебный предмет Речевая практика 1 класс
Пояснительная записка
Количество часов -2 ч в неделю, 66 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года),
и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Речевая практика:
1 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы . С.В.
Комарова, - 10 изд., обновл._ Москва: Просвещение, 2025
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского
языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание); ―Формирование первоначальными «дограмматическими»
понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; ―Коррекция
недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию; ―Развитие навыков
устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения
(после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и
товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных
небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный
материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных
картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Содержание учебного курса «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный
отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций,
записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор
картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по пдобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая
практика»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -восприятие
на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал; -выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя; -участие в беседах на темы, близкие личному
опыту ребенка; -ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы
на вопросы учителя; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Список учебно –методической литературы
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М.,
Просвещение, 2013.
2. Речевая практика: 1 класс, Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы . С.В. Комарова, - 10 изд., обновл._ Москва: Просвещение, 2025
Учебно-тематический план предмета «Речевая практика»
1класс
2 часа в неделю. 66 ч. за уч.год
Количество часов за уч. год -66 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№
урока
Название темы
Колво
час.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Давайте познакомимся!
Давайте познакомимся!
Давайте познакомимся!
Давайте познакомимся!
Знакомство во дворе.
Знакомство во дворе.
Знакомство во дворе.
Знакомство во дворе.
Дорога домой.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.
11.
12.
10
11
12
Дорога домой.
Дорога домой.
Дорога домой.
1
1
1
13.
13
1
14.
14
15.
15
16.
16
17.
1
18.
2
19.
20.
21.
22.
23.
3
4
5
6
7
24.
8
25.
9
26.
10
27.
28.
29.
11
12
13
Русская народная сказка
«Теремок»
Русская народная сказка
«Теремок»
Русская народная сказка
«Теремок»
Русская народная сказка
«Теремок»
Русская народная сказка
«Теремок»
Русская народная сказка
«Теремок»
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Знакомство в гостях
Покупка школьных
принадлежностей.
Покупка школьных
принадлежностей.
Покупка школьных
принадлежностей.
Покупка школьных
принадлежностей.
В мире игрушек.
В мире игрушек.
В мире игрушек.
30.
14
В мире игрушек.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Речевая
практика»
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и
желаний с использованием
этикетных
слов
и
выражений;
-участие
в
ролевых
играх
в
соответствии с речевыми
возможностями;
восприятие на слух сказок и
рассказов;
-ответы на вопросы учителя
по их содержанию с опорой
на
иллюстративный
материал; -выразительное
произнесение чистоговорок,
коротких стихотворений с
опорой на образец чтения
учителя; -участие в беседах
на темы, близкие личному
опыту ребенка; -ответы на
вопросы
учителя
по
содержанию прослушанных
и/или
просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание
содержания
небольших
по
объему
сказок,
рассказов
и
стихотворений; ответы на
вопросы;
-понимание
содержания детских радиои телепередач, ответы на
вопросы учителя; -активное
участие в диалогах по темам
речевых ситуаций;
-высказывание своих
просьб и желаний;
1
выполнение речевых
16 ч.
действий
1
(приветствия,
1
прощания, извинения и
т.
п.),
используя
1
соответствующие
этикетные слова и
1
выражения
1
31.
15
Готовимся к празднику.
32.
16
33.
34.
1
2
Готовимся к празднику.
Итого за 2 четверть
Готовимся к празднику.
Готовимся к празднику.
35.
3
Новогодние чудеса.
36.
37.
4
5
Новогодние чудеса.
Новогодние чудеса.
38.
6
Новогодние чудеса.
1
Личностные результаты
39.
40.
7
8
Зимняя прогулка.
Зимняя прогулка.
1
1
41.
9
Зимняя прогулка.
1
42.
43.
10
11
1
1
44.
12
45.
13
46.
14
47.
15
Зимняя прогулка.
Русская народная сказка
«Зайкина избушка»
Русская народная сказка
«Зайкина избушка»
Русская народная сказка
«Зайкина избушка»
Русская народная сказка
«Зайкина избушка»
Помощники
48.
16
Помощники
1
49.
17
Помощники
1
50.
18
Помощники
1
51.
19
52.
1
53.
2
54.
3
55.
4
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко»
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко»
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко»
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко»
Весенние праздники.
56.
5
Весенние праздники.
1
57.
6
Весенние праздники.
1
58.
7
Весенние праздники.
1
1)осознание
себя
как
гражданина
России;
формирование
чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование
уважительного отношения к
иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)развитие
адекватных
представлений
о
собственных возможностях,
о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4)овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5)овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
6)владение
навыками
коммуникации и принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7)способность
к
осмыслению социального
окружения, своего места в
нем,
принятие
соответствующих возрасту
ценностей и социальных
ролей;
8)принятие и освоение
социальной
роли
обучающегося,
формирование и развитие
социально
значимых
1
1
1
1
1
1
1
1
1
59.
8
Спокойной ночи!
60.
9
Спокойной ночи!
61.
10
. Спокойной ночи!
62.
11
Спокойной ночи!
63.
12
Доброе утро!
64.
65.
66.
13
14
15
Доброе утро!
Доброе утро!
Доброе утро!
Итого за учебный год
мотивов
учебной
деятельности;
1
9)развитие
навыков
сотрудничества
с
1
взрослыми и сверстниками
1
в
разных
социальных
ситуациях;
1
10)развитие
этических
1
чувств, доброжелательности
и
эмоционально1
нравственной
1
отзывчивости, понимания и
66 ч.
сопереживания
чувствам
других
людей;
11)формирование
готовности
к
самостоятельной жизни.
1