Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская школаинтернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Кердяшова З.В.
УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» ______20____г.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык»
2 класс
Основная. базовая
(адаптированная)
Учителя: Золотова Н.С.,
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
с. Поим 2025 год.
Учебный предмет «Русский язык»
2 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -4 ч в неделю, 136 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности для человека факторов среды обитания».
Программа ориентирована на использование учебника Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова
«Русский язык» 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. 9-е изд., обновл. Москва:
Просвещение, 2025 г.
Учебник предназначен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной
программы в предметной области "Язык и речевая практика", в соответствии с ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
―Формирование первоначальными «до грамматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию; ―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности Обучение
русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у
них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет
выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика
отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в
структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее
коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей
познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда
одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаются условия для
постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и
отработки необходимых умений. Введение в программу добукварного периода
обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся, в том числе исправление
различных нарушений речи школьников.
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Содержание учебного курса «Русский язык» 2 класс.
Повторение.
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по
начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове.
Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух -трех слов.
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака
ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярно сходные (р- л), свистящие и шипящие, аффрикаты,
их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение
мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются слова,
обозначающие предметы:
- называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
- называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
- различение основных частей хорошо знакомых предметов;
- сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
- называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
- группировка действий по признаку их однородности;
- различение предметов по их действиям;
- умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими
предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом,
к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника
Предложение.
Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых
школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в
процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь
в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,
распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок
слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в
законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Практическое знакомство с построением простого предложения:
-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
- закачивание начатого предложения;
-составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
-выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Уровни достижения
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;-запись под диктовку слов и коротких предложений
(2-4 слова) с изученными орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и
буквой Ь (после предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (10-15
слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому
значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Учебно-тематический планирование предмета «Русский язык»
2класс
Количество часов за уч. год -136 ч
Количество часов в неделю – 4 ч.
№п\п
Тема урока
К-во
часов
Личностные и предметные
результаты освоения учебного
предмета «Русский язык»
ПОВТОРЕНИЕ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Повторение. Звуки и буквы. Выделение звука
и буквы в слове.
Повторение. Звуки и буквы. Выделение звука
и буквы в слове.
Слово. Предмет и слово, называющее
предмет.
Слово. Предмет и слово, называющее
предмет.
Предложение. Правило записи предложения.
Предложение. Предложение и его схема.
Распространение предложений
Составление предложений с данным словом.
Составление предложений с данным словом.
Контрольное списывание №1.
Диктант.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.
Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы
Слова, которые различаются одним звуком.
Слова, которые различаются количеством
звуков
Слова, которые различаются
последовательностью звуков
Ударение в словах. Знакомство со знаком
ударения.
Выделение ударного гласного в слове
Выделение ударного гласного в слове
Контрольное списывание №2
Деление слов на слоги
Деление слов на слоги
Гласные в образовании слогов
Деление слов со звуками И-Й на слоги
Перенос слов по слога
Перенос слов по слога
Контрольное списывание
Контрольный диктант.
Различай Б-П
Различай Б-П
Различай В-Ф
Различай Г-К
Различай Д-Т
Различай Ж-Ш
1
личностные результаты
1
1)осознание
себя
как
гражданина
России;
формирование
чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование
уважительного отношения к
иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)развитие
адекватных
представлений
о
собственных возможностях,
о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4)овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
6)владение
навыками
коммуникации и принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
7)способность
к
осмыслению
социального
окружения, своего места в
нем,
принятие
соответствующих возрасту
ценностей и социальных
ролей;
8)принятие и освоение
социальной
роли
обучающегося,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
Различай З-С
Различение звонких и глухих согласных
Различение звонких и глухих согласных
Контрольное списывание №4
Диктант
Повторение по теме: Парные звонкие и
глухие согласные
Повторение по теме: Парные звонкие и
глухие согласные
Повторение по теме: Парные звонкие и
глухие согласные
Шипящие согласные
Свистящие согласные
Различение шипящих и свистящих согласных
Различение шипящих и свистящих согласных
Буква Е в начале слова или слога
Буква Ё в начале слова или слога
Буква Ю в начале слова или слога
Буква Я в начале слога
Буква Е, Ё, Ю,Я в начале слова или слога
Буква Е, Ё, Ю,Я в начале слова или слога
Контрольное списывание №6
Контрольный диктант.
Гласные Ы-И после твёрдых и мягких
согласных
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких
согласных
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких
согласных
Гласные А-Я после твёрдых и мягких
согласных
Гласная Е после мягких согласных
Гласная Е после мягких согласных
Различение твёрдых и мягких согласных
Контрольное списывание №7
Диктант. Работа над ошибками
Буква Ь для обозначения мягкости согласных
на конце слова
Письмо слов с мягкими согласными на
конце. Письмо по памяти.
Письмо слов с мягкими согласными на
конце. Письмо по памяти.
Различение твердых и мягких согласных на
конце слова
Различение слов с твёрдым и мягким
согласным на конце
Контрольное списывание №7
Диктант. Работа над ошибками
СЛОВО
Предмет и его название
Названий предметов, отвечающие на вопрос
что?
Название частей предмета
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
формирование и развитие
социально
значимых
мотивов
учебной
деятельности;
9)развитие
навыков
сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
11)развитие
этических
чувств, доброжелательности
и
эмоциональнонравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания
чувствам других людей;
12)формирование установки
на безопасный, здоровый
образ
жизни,
наличие
мотивации к творческому
труду, работе на результат,
бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям;
13)формирование
готовности
к
самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:
- различение гласных и
согласных звуков и букв;
ударных и безударных
согласных звуков;
оппозиционных согласных
по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для
переноса;
- списывание по слогам и
целыми словами с
рукописного и печатного
текста с орфографическим
проговариванием;-запись
под диктовку слов и
коротких предложений (2-4
слова) с изученными
Различение сходных предметов и их
75 названий
Обобщающее слово к группе однородных
76 предметов
Названий предметов, отвечающие на вопрос
77 кто?»
Обобщающее слово для группы однородных
78 предметов
79 Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?»
Слова, обозначающие один и несколько
80 одинаковых предметов
81 Большая буква в именах людей
82 Большая буква в именах и фамилиях людей.
83 Большая буква в кличках животных
Большая буква в именах и фамилиях людей,
84 кличках животных.
85 Диктант.
Действие и его название. Названия действий,
86 отвечающие на вопрос что делает?
Названия действий, отвечающие на вопрос
87 что делают?»
Побор названий действий к названиям
88 предметов. Кто как голос подаёт?»
Побор названий действий к названиям
89 предметов. Кто как голос подаёт?»
Различение названий действий по вопросам.
90 Картинный диктант.
Различение названий действий по вопросам.
91 Картинный диктант.
Различение названий предметов и названий
действий по вопросам. Контрольное
92 списывание.
Различение названий предметов и названий
действий по вопросам. Контрольное
93 списывание.
94 Диктант. Работа над ошибками.
95 Предлог как отдельное слово
Употребление предлога в предложении.
96 Письмо по памяти.
Употребление предлога в предложении.
97 Письмо по памяти.
98 Написание гласных в словах- родственниках
99 Написание гласных в словах- родственниках
100 Выделение «трудной» гласной в словах
101 Выделение «трудной» гласной в словах
102 Контрольный диктант
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
103 Выделение предложения из текста
104 Правила записи предложения
105 Контрольное списывание
106 Предложение и его схема
107 Различение набора слов и предложения
108 Порядок слов в предложении
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
орфограммами;
- обозначение мягкости и
твердости согласных звуков
на письме гласными
буквами и буквой Ь (после
предварительной
отработки);
- дифференциация и подбор
слов, обозначающих
предметы, действия,
признаки;
- составление предложений,
восстановление в них
нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию
сюжетных картинок;
- выделение из текста
предложений на заданную
тему;
- участие в обсуждении
темы текста и выбора
заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и
согласных звуков с опорой
на образец и опорную
схему;
- списывание рукописного и
печатного текста целыми
словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку
текста, включающего слова
с изученными
орфограммами (10-15 слов);
- дифференциация и подбор
слов различных категорий
по вопросу и
грамматическому значению
(название предметов,
действий и признаков
предметов);
- составление и
распространение
109 Завершение начатого предложения
110 Контрольное списывание
Составление предложений по предметной
картинке. Составление предложений по
111 сюжетной картинке.
Составление предложений по предметной
картинке. Составление предложений по
112 сюжетной картинке.
Предложения – вопросы и предложения 113 ответы. Письмо по памяти.
Предложения – вопросы и предложения 114 ответы. Письмо по памяти.
115 Диктант
116 Повторение по теме: Предложение
117 Повторение по теме: Предложение
118 Контрольное списывание
119 Работа над ошибками
ПОВТОРЕНИЕ
«Звонкие и глухие согласные». Картинный
120 диктант.
«Звонкие и глухие согласные». Картинный
121 диктант.
Твердые и мягкие согласные. письмо по
122 памяти.
Твердые и мягкие согласные. письмо по
123 памяти.
Мягкий знак на конце слов. Контрольное
124 списывание.
Мягкий знак на конце слов. Контрольное
125 списывание.
Названия предметов. Контрольное
126 списывание.
Названия предметов. Контрольное
127 списывание.
128 Названия действий.Картинный диктант.
129 Названия действий.Картинный диктант.
130 Контрольный диктант
131 Предложение. Письмо по памяти.
132 Предложение. Письмо по памяти.
133 Повторение
134 Повторение
135 Повторение
136 Повторение
Итого за год: 136 часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
предложений, установление
связи между словами с
помощью учителя,
постановка знаков
препинания в конце
предложения (точка,
вопросительный и
восклицательный знак);
- деление текста на
предложения;
- выделение темы текста (о
чём идет речь), выбор
одного заголовка из
нескольких, подходящего по
смыслу;
- самостоятельная запись 3-4
предложений из
составленного текста после
его анализа.
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»
2013.
2. Русский язык 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: в двух
частях / автор – составитель: Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – 9-е изд., обновл. Москва «Просвещение», 2025 г.