Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
З. В. Кердяшова
«28 » 08 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интерната
М. В.Тихонова
«30» 08 2024г.

Рабочая программа
по учебному предмету « Русский язык»
7 класс
( адаптированная)
Разработана и реализуется в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
( вариант 1)

Учитель: Т. Е.Звонова

РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседание МО учителей
от «28 » 08 2024г.
Руководитель
Н. А. Кистенева

ОДОБРЕНО
Решением педсовета
Протокол №1 от «29 »08 2024 г.

2024 – 2025 уч. год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся
5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ ( с изменениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации №1026 от 24.11.2022г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
№ 28 от. 28 сентября 2020 года Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от
28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания»
АООП ГКОУ « Поимская школа-интернат»,2024г.
Устав школы-интерната
Учебный план образовательной организации.
Русский язык как учебный предмет является одним из основных учебных
предметов и служит базой для общения и изучения других школьных
дисциплин, средством развития психических функций, воображения,

познавательных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному
развитию,
обеспечивают
гражданское,
нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации.
Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение цели –
овладение системой теоретических знаний и практических умений,
необходимых
для разностороннего развития личности и социальной
адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с индивидуальными возможностями

посредством содержания учебного предмета.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
 совершенствование грамматических умений в области фонетики,
морфологии и синтаксиса; совершенствование графических навыков;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 совершенствование
речевой
и
мыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
 формирование
пунктуационной
зоркости,
речевых
умений,
обеспечивающих
восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
 обогащение словарного запаса и коррекция грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к
речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Обучение русскому языку будет действенным при установлении тесной
связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения
анализировать,
обобщать,
группировать,
систематизировать
даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны
способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности
учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на
которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах, а также самостоятельная работа с
дополнительной литературой.
При проведении уроков русского языка предполагается использование
следующих методов:
 методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
 методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
 методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности;
 методов исследования (наблюдение, анкетирование);
 метода изучения продуктов творчества (сочинений,
эстетического творчества).

результатов

При обучении русскому языку используются следующие принципы:








принцип коррекционно — речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.

Для реализации основных целей и задач курса русского языка
применяются разнообразные типы уроков:
 урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения
материала);
 урок закрепления знаний, умений, навыков;
 урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);
 комбинированный урок;
 нестандартные уроки.
II.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Успехи в изучении русского языка во многом определяют
качество подготовки учащихся по другим школьным предметам, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
В процессе обучения русскому языку акцент делается на осознанное
усвоение полученных ими предметных знаний. Постоянное повторение
изученного материала сочетается с пропедевтикой новых
знаний.
Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, включение изученных
понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими
сознательно и прочно.
В результате освоения предметного содержания курса русского языка у
обучающихся с нарушением интеллекта должны сформироваться как
предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной
деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том
случае, если учащийся будет испытывать мотивацию к деятельности, для него
будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и
представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия
учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках русского
языка знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности,
качество усвоения материала возрастает.
Содержание
программы
имеет
концентрическое
строение,
предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся
к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное

возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В данной программе сохранены все разделы и темы, но для реализации
программы меньше времени на уроке отведено на изучение теоретических
основ предмета, за счет этого увеличено время на практическую работу по
закреплению навыков орфографии и пунктуации. На уроках будут
использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие
способности, вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающегося
таких важных умений, как информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие умения
работать по письменной и словесной инструкции. При изучении учебного
материала необходимо создать специальные условия в системе коррекционноразвивающего обучения: конкретность указания действий и вариативных
тренировочных упражнений, поэтапного обобщения, памяток-инструкций,
опоры на наглядность, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В основу программы по русскому языку взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление
на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество
контрольных и проверочных работ.
Программа по русскому языку в 7 классе включает следующие разделы:
1. Повторение
2. Состав слова. Текст
3. Части речи. Текст
4. Предложение. Текст
5. Повторение
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от
особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в
процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся
конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет
морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для
выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования
навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно
отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо
организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у
обучающихся навыки построения простого предложения и сложного
предложения.
Одновременно
закрепляются
орфографические
и
пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи,
так как возможности умственно отсталых учащихся излагать свои мысли в

письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений,
связному устному и письменному высказыванию. В то же время
предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется
внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
Программой предусмотрены уроки развития речи в соответствии с
особенностями изучаемой темы.
В конце учебного года при изучении раздела «Повторение»
рекомендуется предлагать обучающимся задания занимательного характера
различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету,
развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных
заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной
составной частью процесса обучения учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Целью контроля является определение
качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и
корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной
работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя
за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения
уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником
осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок,
анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем
программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский
язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 7 классе в соответствии
с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34
учебных недели).
Количество часов по четвертям
I
четверть
32 ч

II
четверть
32 ч

III
четверть
42 ч

IV
четверть
30 ч

Всего за
год
136 ч

Количество часов
Раздел
Повторение

Морфология
Части речи
Существительное
Прилагательное
Глагол
Местоимение
Предложение

74

Повторение

13

19

19

18

18
74

25
17
20
12

12

Итого

25
17
20
12
12
13
136

IV. Планируемые результаты освоения программ
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«Русский язык» для учащихся 8 класса включают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные
результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;

 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной
оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют
опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые
умения,
необходимые
для
обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным
для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 7 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
 знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
 разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
 образование слов с новым значением с опорой на образец;
 различение изученных частей речи по вопросу и значению;
 использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;










составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу или вопросам
учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
различение предложений, разных по интонации;
участие в обсуждении фактического материала
высказывания,
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме текста;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.

Достаточный уровень:
 знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
 разбор слова по составу с использованием опорных схем;
 образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
 определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, местоимения, глагола, наречия,
числительного) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
 нахождение орфографической трудности в слове и решение
орфографической задачи под руководством учителя;
 пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
 составление простых распространенных и сложных распространенных
предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
 установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по опорной схеме или вопросам учителя;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
 составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
 различение предложений различных по цели высказывания (с помощью
учителя);







отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Критерии и нормы оценки достижения планируемых предметных
результатов освоения программы учебного предмета

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку
проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,
контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
служит
средством
проверки
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней
трудности с расчетом на возможность выполнения всеми детьми, но
дифференцированного подхода к написанию.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных
предложений. Контрольные работы выполняются и оцениваются с учетом
индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым
учеником:
- отметка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1
негрубой орфографической ошибки;
- отметка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических
ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок,
если среди них есть однотипные;
- отметка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и
более орфографических и пунктуационных ошибок.
- отметка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь
ошибок.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава
слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена
гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении отметки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
При выставлении отметок «5» и «4» учитывается также аккуратность
выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные
правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические и

логопедические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 7 классе –
75 - 85 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое
проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50%
от числа слов текста.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается
на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуальных успехов учащихся.
Грамматический разбор - средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения
грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание
которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных
списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка
письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста
без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный
пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются
тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно
можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.
п.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе
творческие – сочинения и изложения оцениваются с учетом правильности,
полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения
или сочинения выводится одна общая отметка, охватывающая все стороны
данной работы:
- отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,
употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не
влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении
предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении
предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного
смысла, 5-6 орфографических ошибок.

- отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются
значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется
более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более
шести орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при
оценке изложения или сочинения.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на
установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
Изучение предмета «Русский язык» в 7 классе направлено на
формирование следующих базовых учебных действий.
















Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и других
обучающихся;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам
их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия

 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Диагностика БУДов проводится в формирования базовых учебных
действий», организации.
V. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 7 классе
Раздел 1. «Повторение»
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Разделительные мягкий (ь) и
твёрдый (ъ) знаки в словах. Правописание безударных гласных в словах.
Правописание звонких и глухих согласных в словах. Звуки и буквы. Закрепление
знаний. Диагностический контрольный диктант. Работа над ошибками.
Предложение нераспространённые и распространённые. Однородные члены
предложения. Диагностический контрольный диктант. Работа над ошибками.
Распространение предложений однородными членами. Составление предложений
с однородными членами. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами.
Обращение. Его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.
Предложение. Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Раздел 2. «Состав слова. Текст»
Корень. Однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Окончание.
Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне.
Правописания в корне. Закрепление знаний. Контрольный диктант за 1
четверть. Работа над ошибками. Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок. Правописания в корне и
приставке. Закрепление знаний. Знакомство со сложными словами.
Правописание сложных слов. Образование сложных слов. Состав слова.
Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Раздел 3. «Части речи. Текст»
Существительное.
Различение частей речи. Образование одних частей речи от других. Значение
существительных в речи. Использование существительных для сравнения
одного предмета с другим. Род и число существительных. Различение
существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ).
Правописание существительных с шипящей на конце. Существительные 1-го
склонения. Определение склонения существительных по начальной форме.
Существительные 2-го склонения. Существительные 3-го склонения.
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения. Ударные и безударные
окончания существительных 1-го склонения. Замена существительных с

ударным окончанием существительными с безударным окончанием.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го
склонения. Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го
склонения. Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го
склонения. Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.
Существительное. Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа над
ошибками.
Прилагательное.
Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей.
Использование прилагательных для сравнения предметов. Словосочетания
с прилагательными. Согласование прилагательного с существительным в
роде и числе. Различение окончаний прилагательных в единственном и
множественном числе. Постановка вопросов от существительного к
прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов
и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний
прилагательных мужского и среднего рода. Изменение прилагательных
женского рода по падежам. Постановка вопросов от существительным к
прилагательным в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов
и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний
прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе. Прилагательное. Закрепление
знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Глагол как часть речи.
Значение глаголов в речи. Использование глаголов для сравнения
предметов. Различение глаголов по временам. Изменение глаголов по
временам. Различение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Различение окончаний
женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. Время и число
глаголов. Закрепление знаний. Текст. Составной план текста. Понятие о
неопределённой форме глагола. Правописание глаголов в неопределённой
форме. Постановка глаголов в неопределённую форму. Использование частицы
не в значении отрицания. Наблюдение за правописанием частицы не с
глаголами. Глагол. Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа над
ошибками.
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения. Значение личных местоимений в речи. Местоимения 1-го
лица. Местоимения 2-го лица. Местоимения 3-го лица. Изменение местоимений 3го лица единственного числа по родам. Различение местоимений по лицам и
числам. Личные местоимения. Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа
над ошибками.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Однородные члены предложения без союза и с союзом и. Однородные члены
предложения с союзами а, но. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.
Обращение. Знаки препинания при обращении. Простое предложение.
Закрепление знаний. Части сложного предложения. Знаки препинания в сложном
предложении. Составление сложных предложений. Простое и сложное

предложения. Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Раздел 5. «Повторение».
Состав слова. Правописание в приставке и корне. Существительное.
Прилагательное. Административный контрольный диктант. Работа над ошибками.
Глагол. Местоимение. Проверочный диктант. Работа над ошибками.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 часа в неделю-136 часов
№
Раздел/тема
п/
п
п
о
р
аз
де
л
у
I четверть – 32 часа.

I.

Повторение (19 ч).

Прогнозируемый результат

- обобщить знания об алфавите, гласных и согласных звуках и буквах;
- объяснять роль разделительного мягкого и твёрдого знаков в словах;
- учить правильному правописанию звонких и глухих согласных,
ударных и безударных гласных в слове; - уметь различать нераспространённые и распространённые
предложения;
- определять роль однородных членов в предложении;
- уметь распространять предложения однородными членами;
- учить составлять предложения с однородными членами;
- объяснять подтверждение основной мысли текста фактами;
- знать значение обращения и его место в предложении.

- Знать состав слова и его части;
- уметь выделять в слове его части и объяснять их значение;
-объяснять право писание безударных гласных и сомнительных
согласных в корне слова;

- знать роль разделительного твёрдого знака после приставок;
- уметь отличать сложные слова от других слов и знать их
правописание;
- объяснять образование сложных слов.
- Уметь различать части речи;
- образовывать одни части речи от других;
- знать значение каждой изучаемой части речи;
- уметь изменять по родам и числам существительные;
- объяснять особенности отличия существительных по склонениям;
- знать их правописание;
- уметь устанавливать последовательность фактов в тексте;
- уметь согласовывать прилагательное с существительным в роде и
числе;
- объяснять изменение прилагательных ж., м. и среднего рода по
падежам;
- уметь различать глаголы по временам;
- уметь различать глаголы по числам;
- уметь различать глаголы в прошедшем времени по родам;
- объяснять составление плана текста;
- знать неопределённую форму глаголов;
- уметь использовать частицу НЕ с глаголами;
- уметь отличать местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.

- уметь находить в предложении однородные члены без союзов и
союзами И, А, НО;
- уметь находить в предложении обращение и выделять его на письме
запятыми;
- уметь находить части в сложном предложении и выделять их
знаками препинания;
- составлять сложные предложения.

- повторить состав слова;

- правописание приставки и корня;
- вспомнить изученные части речи и их отличие.

1

Алфавит. Гласные и согласные
звуки и буквы

2

Разделительные мягкий (ь) и
твёрдый (ъ) знаки в словах

3

Правописание безударных
гласных в словах

4 Правописание звонких
и глухих согласных в
словах
5 Звуки и буквы.
Закрепление знаний
6

Проверочный диктант

7

Работа над ошибками

8.

Предложения
распространённые и
нераспространённые
Однородные члены
предложения

9.

10. Диагностический
контрольный диктант
11. Работа над ошибками

12. Распространение
предложений
однородными
членами
13. Составление
предложений с
однородными
членами
14. Текст.
Подтверждение
основной мысли
текста фактами
15. Обращение. Его
место в предложении
16. Употребление
обращения в диалоге
17. Предложение.
Закрепление знаний
18. Проверочный диктант

19. Работа над ошибками

II.

Состав слова. Текст
(18 ч.)

1

Корень.
Однокоренные слова

2

Приставка

3

Суффикс

4

Окончание

5

Безударные гласные в
корне

6

Звонкие и глухие
согласные в корне

7

Правописания в
корне. Закрепление
знаний.
Контрольный диктант
за 1 четверть

8

9

Работа над ошибками

10

Гласные и согласные
в приставках

11. Разделительный
твёрдый знак (ъ)
после приставок
12. Правописания в
корне и приставке.
Закрепление знаний

13 Знакомство со сложными
словами

14 Правописание сложных слов
15 Образование сложных слов
16
17

18

Состав слова. Закрепление
знаний
Состав слова. Закрепление
знаний
Проверочный диктант

III. Части речи. Текст (74 ч.)

1

Различение частей речи

2

Образование одних частей
речи от других

3

Значение существительных в
речи

4

5

6

7

8

Использование
существительных для
сравнения одного предмета с
другим
Род и число
существительных
Различение существительных
м. и ж. р. с шипящей на
конце (ж, ш, ч, щ)
Правописание
существительных с шипящей
на конце
Существительные 1-го скл.

10

Определение склонения
существительных по
начальной форме
Существительные 2-го скл.

11

Существительные 3-го скл.

12

Различение существительных
1, 2 и 3-го скл.

9

13

14

Ударные и безударные
окончания существительных
1-го скл.
Замена существительных с
ударным окончанием
существительными с
безударным окончанием

Правописание безударных
падежных окончаний
существительных 1-го скл.
Ударные и безударные
16
окончания существительных
2-го скл.
17 Правописание безударных
падежных окончаний
существительных 2-го скл.
18 Ударные и безударные
окончания существительных 3го скл.
19 Правописание безударных
падежных окончаний
существительных 3-го скл.
20 Текст. Установление
последовательности фактов в
тексте
21 Склонение существительных в
ед. ч. Закрепление знаний
15

22 Контрольный диктант за 2
четверть
23 Работа над ошибками
24 Существительное. Закрепление
знаний
25 Значение прилагательных в
речи
26 Описание предмета и его частей

27 Использование прилагательных
для сравнения предметов
28 Словосочетания с
прилагательными
29 Согласование прилагательного
с существительным в роде и
числе
30 Различение окончаний
прилагательных в ед. и мн.
числе
31 Постановка вопросов от
существительного к
прилагательному в разных
падежах
32 Наблюдение за окончаниями
вопросов и окончаниями
прилагательных
33 Правописание падежных
окончаний прилагательных м. и
ср. рода
34 Изменение прилагательных ж.
р. по падежам
35 Постановка вопросов от
существительных к
прилагательным в разных
падежах
36 Наблюдение за окончаниями
вопросов и окончаниями
прилагательных
37 Правописание падежных
окончаний прилагательных ж. р.

38 Правописание падежных
окончаний прилагательных в ед.
ч.
39 Правописание прилагательных
в ед. ч.
40

Прилагательное. Закрепление
знаний

41

Прилагательное. Закрепление
знаний

42

Проверочный диктант

43

Работа над ошибками

44
Значение глаголов в речи

45

Использование глаголов для
сравнения предметов

46

Различение глаголов по
временам
Изменение глаголов по
временам

47

48

Различение глаголов по числам

49

Изменение глаголов
по числам

50

Изменение глаголов в
прошедшем времени по
родам

51

Различение окончаний ж. и
ср. рода у глаголов
прошедшего времени

52

Время и число глаголов.
Закрепление знаний

53

Текст. Составной план
текста

54

Понятие о Н. ф. глагола.

55

Правописание глаголов в
неопределённой форме

56

Постановка глаголов в
Н. ф.

57

Использование частицы
НЕ в значении
отрицания

58

Наблюдение за
правописанием частицы
НЕ с глаголами

59

Правописание частицы
Не с глаголами

60

Глагол. Закрепление
знаний

61

Глагол. Закрепление
знаний

62

Проверочный диктант

63

Работа над ошибками

6
4

Личные местоимения

6
5

Значение личных
местоимений в речи

6
6

Местоимения 1-го лица

6
7

Местоимения 2-го лица

6
8

Местоимения 3-го лица

6
9

Изменение местоимений 3го лица ед. ч. по родам

7
0

Различение местоимений по
лицам и числам

7
1

Личные местоимения.
Закрепление знаний

7
2

Личные местоимения.
Закрепление знаний

7
3

Проверочный диктант

7
4

Работа над ошибками

I
V

Предложение. Текст (12 ч.)

1

Однородные члены
предложения без союза и с
союзом И.
Однородные члены
предложения с союзами А,
НО
Однородные члены
предложения с союзами И,
А, НО
Обращение

2

3

4

5

Знаки препинания при
обращении

6

Простое предложение.
Закрепление знаний

7

Части сложного
предложения

8

Знаки препинания в
сложном предложении

9

Составление сложных
предложений

1
0

Простое и сложное
предложения. Закрепление
знаний
Проверочный диктант

1
1

1
2

Работа над ошибками

V

Повторение (13 ч.)

1

Состав слова

2

Правописание в приставке и
корне

3
4
5
6
7

Существительное

8

Работа над ошибками

9
1
0
1
1
1
3

Глагол

Прилагательное
Административный
контрольный диктант

Местоимение

VII. Учебно-методическое обеспечение программы
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе - Москва «Владос», 2004г.
2. Аксенова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания» в 5 –
9
классах
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя/ А. К. Аксёнова,
Н. Г. Галунчикова. - Москва «Просвещение», 2002 г.
3. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII
вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В.
Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
5. Плешакова Е.П. «Русский язык». Коррекционно – развивающие задания и
упражнения. Волгоград - 2009.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
8. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык.
Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова,
И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
9. Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2023.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599.
11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ. ( с изменениями)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».