Рабочая программа по учебному курсу Русский язык - 5 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
З. В.Кердяшова
«28 » 08 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интерната
М. В.Тихонова
«30» 08 2024г.

Рабочая программа
по учебному предмету « Русский язык»
5 класс
( адаптированная)
Разработана и реализуется в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
( вариант 1)

Учитель: Т. Е.Звонова

РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседание МО учителей
от «28 » 08 2024г.
Руководитель
Н. А.Кистенева

ОДОБРЕНО
Решением педсовета
Протокол №1 от «29 »08 2024 г.

2024 -2025 уч. год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся
5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ ( с изменениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации №1026 от 24.11.2022г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
№ 28 от. 28 сентября 2020 года Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от
28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания»
АООП ГКОУ « Поимская школа-интернат»,2024г.
Устав школы-интерната
Учебный план образовательной организации.
Русский язык как учебный предмет является одним из основных учебных
предметов и служит базой для общения и изучения других школьных
дисциплин, средством развития психических функций, воображения,

познавательных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному
развитию,
обеспечивают
гражданское,
нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации.
Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение цели –
овладение системой теоретических знаний и практических умений,
необходимых
для разностороннего развития личности и социальной
адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с индивидуальными возможностями

посредством содержания учебного предмета.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
 совершенствование грамматических умений в области фонетики,
морфологии и синтаксиса; совершенствование графических навыков;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 совершенствование
речевой
и
мыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
 формирование
пунктуационной
зоркости,
речевых
умений,
обеспечивающих
восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
 обогащение словарного запаса и коррекция грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к
речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Обучение русскому языку будет действенным при установлении тесной
связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения
анализировать,
обобщать,
группировать,
систематизировать
даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны
способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности
учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на
которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах, а также самостоятельная работа с
дополнительной литературой.
При проведении уроков русского языка предполагается использование
следующих методов:
 методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
 методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
 методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности;
 методов исследования (наблюдение, анкетирование);
 метода изучения продуктов творчества (сочинений,
эстетического творчества).

результатов

При обучении русскому языку используются следующие принципы:








принцип коррекционно — речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.

Для реализации основных целей и задач курса русского языка
применяются разнообразные типы уроков:
 урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения
материала);
 урок закрепления знаний, умений, навыков;
 урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);
 комбинированный урок;
 нестандартные уроки.
II.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Успехи в изучении русского языка во многом определяют
качество подготовки учащихся по другим школьным предметам, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
В процессе обучения русскому языку акцент делается на осознанное
усвоение полученных ими предметных знаний. Постоянное повторение
изученного материала сочетается с пропедевтикой новых
знаний.
Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, включение изученных
понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими
сознательно и прочно.
В результате освоения предметного содержания курса русского языка у
обучающихся с нарушением интеллекта должны сформироваться как
предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной
деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том
случае, если учащийся будет испытывать мотивацию к деятельности, для него
будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и
представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия
учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках русского
языка знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности,
качество усвоения материала возрастает.
Содержание
программы
имеет
концентрическое
строение,
предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся
к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное

возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В данной программе сохранены все разделы и темы, но для реализации
программы меньше времени на уроке отведено на изучение теоретических
основ предмета, за счет этого увеличено время на практическую работу по
закреплению навыков орфографии и пунктуации. На уроках будут
использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие
способности, вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающегося
таких важных умений, как информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие умения
работать по письменной и словесной инструкции. При изучении учебного
материала необходимо создать специальные условия в системе коррекционноразвивающего обучения: конкретность указания действий и вариативных
тренировочных упражнений, поэтапного обобщения, памяток-инструкций,
опоры на наглядность, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В основу программы по русскому языку взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление
на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество
контрольных и проверочных работ.
Программа по русскому языку в 5 классе включает следующие разделы:
1. Повторение
2. Состав слова. Текст
3. Части речи. Текст
4. Предложение. Текст
5. Повторение
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от
особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в
процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся
конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет
морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для
выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования
навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно
отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо
организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у
обучающихся навыки построения простого предложения и сложного
предложения.
Одновременно
закрепляются
орфографические
и
пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи,
так как возможности умственно отсталых учащихся излагать свои мысли в

письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений,
связному устному и письменному высказыванию. В то же время
предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется
внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
Программой предусмотрены уроки развития речи в соответствии с
особенностями изучаемой темы.
В конце учебного года при изучении раздела «Повторение»
рекомендуется предлагать обучающимся задания занимательного характера
различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету,
развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных
заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной
составной частью процесса обучения учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Целью контроля является определение
качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и
корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной
работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя
за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения
уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником
осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок,
анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем
программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский
язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 8 классе в соответствии
с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34
учебных недели).
Количество часов по четвертям
I
четверть
31 ч

II
четверть
31 ч

III
четверть
43 ч

IV
четверть
31 ч

Всего за
год
136 ч

Количество часов
Раздел
Повторение

Состав слова. Текст

35

35

25

25

Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение

51

10

10

Повторение

15

15

51

25
11
15

Итого

25
11
15

136

IV. Планируемые результаты освоения программ
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«Русский язык» для обучающихся 5 класса включают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные
результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;

 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной
оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют
опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые
умения,
необходимые
для
обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным
для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
 знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
 разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
 образование слов с новым значением с опорой на образец;
 различение изученных частей речи по вопросу и значению;
 использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;

 составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
 установление смысловых связей в словосочетании по образцу или вопросам
учителя;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
 различение предложений, разных по интонации;
 участие в обсуждении фактического материала
высказывания,
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме текста;
 письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
 разбор слова по составу с использованием опорных схем;
 образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
 определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, местоимения, глагола, наречия,
числительного) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
 нахождение орфографической трудности в слове и решение
орфографической задачи под руководством учителя;
 пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
 составление простых распространенных и сложных распространенных
предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
 установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по опорной схеме или вопросам учителя;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
 составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
 различение предложений различных по цели высказывания (с помощью
учителя);

 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
 письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора;
 письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых предметных
результатов освоения программы учебного предмета
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку
проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,
контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант
служит
средством
проверки
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней
трудности с расчетом на возможность выполнения всеми детьми, но
дифференцированного подхода к написанию.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных
предложений. Контрольные работы выполняются и оцениваются с учетом
индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым
учеником:
- отметка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1
негрубой орфографической ошибки;
- отметка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических
ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок,
если среди них есть однотипные;
- отметка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и
более орфографических и пунктуационных ошибок.
- отметка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь
ошибок.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава
слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена
гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении отметки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
При выставлении отметок «5» и «4» учитывается также аккуратность
выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные
правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические и

логопедические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 5 классе –
45-50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое
проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50%
от числа слов текста.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается
на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуальных успехов учащихся.
Грамматический разбор - средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения
грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание
которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных
списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка
письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста
без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный
пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются
тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно
можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.
п.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе
творческие – сочинения и изложения оцениваются с учетом правильности,
полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения
или сочинения выводится одна общая отметка, охватывающая все стороны
данной работы:
- отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,
употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не
влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении
предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении
предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного
смысла, 5-6 орфографических ошибок.

- отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются
значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется
более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более
шести орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при
оценке изложения или сочинения.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на
установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на
формирование следующих базовых учебных действий.
















Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и других
обучающихся;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия

 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Диагностика БУДов проводится в формирования базовых учебных
действий», организации.
V. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
Раздел 1. «Повторение»
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Гласные и согласные.
Несовпадение звука и буквы в слове. Твёрдые согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Текст. Различение
текста и не текста. Диагностический контрольный диктант. Работа над ошибками.
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание. Ударные и безударные
гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Текст. Определение темы
текста. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Проверочный диктант. Работа над
ошибками. Выражение в предложении законченной мысли. Распространение
предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные
члены предложения. Сказуемое. Главные члены предложения. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения. Текст. Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце
предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения.
Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками. Повествовательные,
вопросительные и повествовательные предложения. Предложение. Закрепление
знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Раздел 2. «Состав слова. Текст»
Корень. Однокоренные слова. Общее и различия в значении
однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание
– изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью
окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в
зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Изменение формы
слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание
гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка
безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки
парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных

звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных и
глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне.
Непроверяемые написания в корне. Контрольный диктант за 2 четверть. Работа
над ошибками. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
Состав слова. Закрепление знаний.
Раздел 3. «Части речи. Текст»
Имя существительное.
Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи.
Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по
вопросам и значению Употребление разных частей речи в предложении и
тексте. Значение существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые
существительные.
Собственные
и
нарицательные
существительные.
Правописание имён собственных. Текст. Тема и основная мысль текста.
Понятие о единственном и множественном числе. Употребление
существительных в единственном и множественном числе. Изменение
существительных по числам. Знакомство с понятием рода. Существительные
мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего
рода. Различение существительных по родам. Существительное. Закрепление
знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками. Коллективное изложение
текста, воспринятого на слух.
Имя прилагательное.
Значение прилагательных в речи. Различение признаков, обозначаемых
прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода
существительных. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания
прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.
Изменение прилагательных по родам. Прилагательное. Закрепление
знаний. Проверочный диктант. Работа над ошибками.
Глагол как часть речи.
Значение глаголов в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами.
Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время
глаголов. Контрольный диктант за 3 четверть. Работа над ошибками.
Различение глаголов по временам. Текст. Отбор примеров и фактов для
подтверждения основной мысли текста. Глагол. Закрепление знаний.
Повторение. Проверочный диктант. Работа над ошибками. Коллективное
изложение текста, воспринятого на слух по данному плану и опорным словам.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка
вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение
нераспространённых и распространённых предложений. Распространение
предложений. Знакомство с однородными членами предложения. Дополнение
предложения однородными членами. Предложение. Закрепление знаний.
Проверочный диктант. Работа над ошибками.

Раздел 5. «Повторение».
Состав
слова.
Существительное.
Прилагательное.
Административный
контрольный диктант. Работа над ошибками. Глагол. Предложение. Текст.
Повторение.

№ п\п Раздел\ тема
по
разделу
I четверть – 31 час.
I.
Повторение.

1
2
3
4

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
Гласные и согласные. Несовпадение звука и
буквы в слове.
Твёрдые и мягкие согласные перед И, Е, Ё,
Ю, Я.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине

Кол- Прогнозируемый
во
результат
часов
35

Повторить
алфавит.
Знать
правописание
безударных
гласных, звонких
и
глухих
согласных
в
слове.
Уметь
различать текст и
не
текст.
Вспомнить
правописание
слов
с
разделительным
мягким знаком.
Уметь выражать в
предложении
законченную
мысль
и
распространять
предложения.
Знать главные и
второстепенные
члены
предложения.
Уметь отличать
предложения по
интонации
и
соблюдать
нужные
знаки
препинания.

слова.
5
Правописание слов с разделительным
мягким знаком.
6
Текст. Различение текста и не текста.
7
Диагностический контрольный диктант.
8
Работа над ошибками.
9
Парные звонкие и глухие согласные, их
правописание.
10
Ударные и безударные гласные в корне.
11
Проверка безударных гласных х в слове.
12
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
13
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
14
Проверочный диктант.
15
Работа над ошибками.
16
Выражение в предложении законченной
мысли.
17
Распространение предложений.
18
Порядок слов в предложении.
19
Связь слов в предложении.
20
Главные члены предложения. Сказуемое.
21
Главные члены предложения. Подлежащее.
22
Второстепенные члены предложения.
23
Текст. Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения.
24
Наблюдение за знаками препинания в конце
предложения.
25
Вопросительные предложения.
26
Восклицательные предложения.
27
Повествовательные,
вопросительные
и
восклицательные предложения.
28-29
Предложение. Закрепление знаний.
30
Контрольный диктант за 1 четверть.
диктант.
31
Работа над ошибками.
32-35
Повторение.
II четверть – 31 час.
II.
Состав слова. Текст
25

Знать
состав
слова и его части.
Отличать
приставку
от
предлога. Уметь
проверять
написание
безударных
гласных, звонких
и
глухих
согласных
в
корне слова.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
III.

Корень и однокоренные слова.
Общее и различия в значении однокоренных
слов.
Включение
однокоренных
слов
в
предложения.
Окончание – изменяемая часть слова.
Установление связи между словами с
помощью окончания.
Приставка как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от
приставки.
Приставка и предлог.
Суффикс как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от
суффикса.
Изменение формы слова для проверки
безударной гласной в корне.
Единообразное написание гласных в корне
однокоренных слов.
Слово-корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе
однокоренных слов.
Проверка безударных гласных в корне
слова.
Проверка безударных гласных в корне
слова.
Изменение формы слова для проверки
парных звонких и глухих согласных в корне.
Единообразное написание парных звонких и
глухих согласных в корне однокоренных
слов.
Проверка парных звонких и глухих
согласных в корне слова.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Непроверяемые написания в корне.
Единообразное написание корня в группе
однокоренных слов.
Контрольный диктант за II четверть.
Работа над ошибками.
Состав слова. Закрепление знаний. Названия
предметов, действий, признаков.
Части речи. Текст.
51

Знать части речи
и их отличия.
Уметь
употреблять
разные части речи
в предложении.
Учить изменять

части речи по
родам и числам.
Знать склонения у
существительных,
время- у глаголов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Названия предметов, действий, признаков.
Понятие о частях речи. Существительное.
Глагол.
Прилагательное.
Различение частей речи по вопросам и
значению.
Употребление разных частей речи в
предложении и тексте.
Значение существительных в речи.
Одушевлённые
и
неодушевлённые
существительные.
Собственные
и
нарицательные
существительные.
Правописание имён собственных.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Понятие о единственном и множественном
числе.
Употребление
существительных
в
единственном и множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Существительные среднего рода.
Различение существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Проверочный диктант.
Работа над ошибками.
Коллективное
изложение
текста,
воспринятого на слух.
Значение прилагательных в речи.
Различение
признаков,
обозначаемых
прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от рода
существительных.
Окончания прилагательных мужского рода.
Окончания прилагательных женского рода.
Окончания прилагательных среднего рода.
Окончания
прилагательных
мужского,
женского и среднего рода.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Проверочный диктант.

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42-43
44
45
46

47
48
49-51

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
V.

1
2
3
4

Работа над ошибками.
Значение глаголов в речи.
Различение
действий,
обозначаемых
глаголами.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для
подтверждения основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
Повторение.
Проверочный диктант.
Работа над ошибками.
Коллективное
изложение
текста,
воспринятого на слух по данному плану и
опорным словам.
Контрольный диктант за 3 четверть.
Работа над ошибками.
Повторение.
Предложение. Текст
10

Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов
предложения к второстепенным членам.
Различение
нераспространённых
и
распространённых предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами
предложения.
Дополнение предложения однородными
членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Проверочный диктант.
Работа над ошибками.
Повторение.
15

Состав слова.
Существительное.
Прилагательное.
Административный контрольный диктант за

Уметь составлять
предложения
и
распространять
их. Составлять из
предложений
текст.

Повторить
изученный
материал
предложении.

о

2024-2025 уч. год.
5
Работа над ошибками.
6-7
Глагол.
8-9
Повторение по разделу.
10-11
Предложение.
12-13
Текст.
14-15
Повторение.
Итого – 136 часов.

VII. Учебно-методическое обеспечение программы
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе - Москва «Владос», 2004г.
2. Аксенова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания» в 5 –
9
классах
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя/ А. К. Аксёнова,
Н. Г. Галунчикова. - Москва «Просвещение», 2002 г.
3. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII
вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В.
Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
5. Плешакова Е.П. «Русский язык». Коррекционно – развивающие задания и
упражнения. Волгоград - 2009.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
8. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык.
Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова,
И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
9. Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599.
11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012
№
273-ФЗ.
(
с
изменениями)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».