Рабочая программа по учебному курсу Чтение 8 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу
«Чтение»
для обучающихся 8 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

2024-2025 учебный год

Учитель: Синельникова Ю.С.

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.

ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г.

с. Поим, 2024 год.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 8 класса составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1.- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ;
2. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 «Об утверждении
федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
3. - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми
результатами освоения АООП;
4. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020
г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об
утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. - Действующий Устав ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
7. - Учебный план ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
8. - Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией В.В.Воронковой;
9. - АООП ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Цель: Совершенствование техники чтения, обеспечение языкового и речевого развития
школьников, направленное наих социально-личностное становление, профессиональное
самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:

 формирование и дальнейшее совершенствование навыка
полноценного чтения как основы пониманияхудожественного текста;

 развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого,
развития, формирование речи каксредства общения;

 воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей,
содержащихся в художественномпроизведении, осмысление нравственных понятий.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по чтению для 8 класса специального (коррекционного)
общеобразовательного учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9
классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред.
доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и
науки Российской Федерации (издат.
«ВЛАДОС», 2011 г.)
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение»,
последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным
планом.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в
общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие
речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их

умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому
воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки
самостоятельной деятельности.
Обучение чтению имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников
8 класса продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках
чтения уделяется
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать
полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, называть
главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их
действия и поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,
обобщения.
При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания
нравственных качеств и свойств личности, формирование положительных черт характера и
всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества,
включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программный материал школьного курса по чтению в 5-9 классах подобран с учетом
психофизических и возрастных особенностей учащихся и расположен по степени
нарастания сложности и объема изучаемых произведений.
В 8 классе продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества,
подобраны доступные по содержанию художественные произведения и отрывки из
произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных
писателей русской и зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве.
Уроки внеклассного чтения направлены на развитие читательского интереса
самостоятельности, на расширение кругозора учащихся.
В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На
уроках чтения осуществляется логические связи с уроками истории, географии,
изобразительного искусства.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
Объем текста для 8 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90 слов.
Виды работ. Выделение главных действующих лиц, описание их внешности,
характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста.
Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений,
художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного.
Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение
статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг,
статей. Составление отзывов.
Умение передать главную мысль
произведения, оценить поступки
действующих лиц. Ведение дневника
внеклассного чтения.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному плану в 8 классе отведено 136 часов в год, 4 часа в неделю. Возможно
увеличение или уменьшение количества часов, взависимости от изменения годового
календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

и

4. Планируемые результаты работы
Достаточный

Минимальный

Объяснительное чтение доступных
текстов русских
писателей
Чтение коротких текстов целыми
словами (с сохранениемэлементов
послогового чтения)

Чтение (слог-слово)

Пересказ прочитанного

Ответы на вопросы учителя

Выделение основного в тексте

Выделение главных действующих лиц

Чтение с соблюдением пауз и пунктуации
Чтение и выполнение письменных и
печатных инструкций

Чтение доступных текстов и отрывков из
изучаемыхпроизведений

5. Содержание учебного предмета
Устное народное творчество (9 часов). Иметь представление о том, что такое устное
народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать
литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских
былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами,
понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки,
уметь определять главную мысть произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и
характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту
сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века (41 час). Иметь представление о моральноэтических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе
русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о
жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого,
познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками
из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении.
Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать
прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь
определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное
впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя,
самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к
нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое
произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности:
эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст –
сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий,
помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить
небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе
прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с
текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и
биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей первой половины XX века (22 часа). Иметь представление о
гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные события
жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни
А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества.
Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными
(стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей.
Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического
текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя).
Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и
пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь
определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое
устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать
устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание
на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь
представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в
переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого
прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью
учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения русских писателей второй половины XX века (20 часов).Познакомиться с
краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского,
В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества.
Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века,
познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и
прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато

передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев.
Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений
(внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам
(по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики,
строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану,
используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков
из стихотворных произведений.
Уроки внеклассного чтения (7 часов). Развивать навык самостоятельного чтения
рекомендованных учителем произведений. Уметь передать впечатление от прочитанного, кратко
пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Уметь работать в
группе по плану анализа стихотворного произведения, давать небольшой развернутый
аргументированный ответ по одному из пунктов плана. Устное словесное рисование (иллюстрация к
эпизоду).

6. Перечень компонентов учебно – методического комплекса.

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В.Воронковой. –
М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1.

2. А.К.Аксенова. Чтение. Учебник для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. –
8-е изд. – М.: Просвещение, 2022г.

3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. -224с.
(коррекционная педагогика).

4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006. (коррекционная педагогика).
Дидактический
материал

1. Иллюстрации

картин

2. Дидактические карточки
3. Презентации по
изучаемым темИнтернет
ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://pedsovet.su

4. http://www.zavuch.ru

Система оценивания
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного
произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст
на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает
наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении
смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на
части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно
исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при
чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит
текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение
основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

№

Программный

Кол-во

п|
п

материал

час.

7. Учебно-тематический план

I

Устное народное творчество

1.

Сказки.

1

25.

«Волшебное кольцо» (Русская народная сказка)

4

6.

Пословицы и поговорки.

1

7.

Баллады.

1

8.

В.А. Жуковский «Перчатка»

1

9.

И.З. Суриков «Нашла коса на камень»

1

10. Былины.

1

«Садко»

4

11
14.
15. Внеклассное чтение «Устное народное творчество».

1

II
А.С. Пушкин.
1.

А.С. Пушкин. Биография.

1

2.

М.Я. Басина «Публичное испытание»

1

3.

И.И. Пущин «Записки о Пушкине»

1

4.

А.С. Пушкин «Памятник»

1

5.

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

1

6.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

7.

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

1

8.

А.С. Пушкин «Няне»

1

9.

А.С. Пушкин «Сожженное письмо»

1

10. А.С. Пушкин «Я вас любил…»

1

11 А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
14.

4

15. Внеклассное чтение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

2.

М.Ю. Лермонтов.

16. М.Ю. Лермонтов. Биография.

1

17. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».

1

18. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

1

19. М.Ю. Лермонтов «Парус»

1

М.Ю. Лермонтов «Сосна»

1

20.
21 М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
25.
3.

5

И.А. Крылов.
И.А.Крылов. Биография.

1

27. И.А. Крылов «Волк на псарне»

1

26.

28

И.А. Крылов. «Осел и Соловей».

1

29. И.А. Крылов «Муха и Пчела»

1

30. Внеклассное чтение «Герои басен Крылова»

1

4.

Н.А.Некрасов

31. Н.А.Некрасов. Биография.

1

32. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

1

33. Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»

1

34. Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»

1

35. Н.А.Некрасов «Русские женщины».

1

36. Внеклассное чтение «Есть женщины в русских селеньях…»

1

5.

И.С. Никитин

37. И.С. Никитин. Биография.

1

38. И.С. Никитин «Русь»

1

39. И.С. Никитин «Утро на берегу озера».

1

6.

И.С. Тургенев

40. И.С. Тургенев. Биография.

1

41 И.С. Тургенев «Муму»
50.

10

7.

Л.Н.Толстой

51. Л.Н.Толстой. Биография.

1

52 Л.Н.Толстой «После бала»
54.

3

III
.
1.

А.П. Чехов

1.

А.П. Чехов Биография.

1

23.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

2

4.

Внеклассное чтение «Юмор и сатира в творчестве
Чехова»

1

2.

В.Г. Короленко

5.

В.Г. Короленко. Биография.

6- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
17.
3.

А.М. Горький

18
21

М. Горький «Макар Чудра»

4.

С.А. Есенин

1
12

4

22. С.А. Есенин. Биография.

1

23. С. Есенин «Спит ковыль»

1

24. С. Есенин «Пороша»

1

25. С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

1

26. Внеклассное чтение «Поэзия С. Есенина»

1

5.

А.П. Платонов

27 А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
28.
6.

А.Н. Толстой

29 А.Н. Толстой «Русский характер»
32.
7.

2

4

Н.А. Заболоцкий

33. Н.А. Заболоцкий. Биография.

1

34. Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

1

8.

К.Г. Паустовский

35 К.Г. Паустовский «Телеграмма»
36.

2

9.

Р.И. Фраерман

37 Р.И. Фраерман «»Дикая собака Динго, или повесть о
- первой любви»
43.

7

10. Л.А. Кассиль
44 Л.А. Кассиль «Пекины бутсы»
46.

3

11. А.Т. Твардовский
47 А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
50.

4

51. Внеклассное чтение «Тема войны в произведениях
русских писателей»

1

12. В.М. Шукшин
52 В.М. Шукшин «Гринька Малюгин»
54.

3

13. В.П. Астафьев
55 В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка»
56.

2

14. Р.П. Погодин
57 Р.П. Погодин «Алфред»
61.
.

5

15. А.А. Сурков
62. А.А. Сурков «Родина»

1

IV
.
14.

Проспер Мериме «Маттео Фальконе».

4

5.

Внеклассное чтение «По страницам любимых книг и
журналов»

1

итого

136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».