Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской
области «Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
Директор школы-интерната
____________Кердяшова З. В.
__________Тихонова М.В.
«_____» ______20____г.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Труд» (технология)
2 класс
Основная базовая
(адаптированная)
Учитель:
Серякова Е.Н.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
2024 г.
Учебный предмет «Труд» (технология)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество часов - 2 ч в неделю, 68 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в
соответствии
с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года),
и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
Устав школы-интерната.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья"
Рабочая программа курса «Трудовое обучение» составлена на основе требований
Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для
детей с ОВЗ, программы В.В.Воронковой «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4
классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному
учебному плану общеобразовательных
Министерством образования РФ.
учреждений
России
и
допущена
Главная цель курса — овладение основами трудовой деятельности, необходимой в
разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной
коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости,
умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование
трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты,
убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных
учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию
умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в
формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия
работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать
качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности,
воображения,
речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Место учебного предмета «Труд» (технология) в учебном плане.
На изучение предмета «Труд» (технология) во 2 классе отводится 2 часа в неделю и
68 часов в год.
Личностными результатами изучения трудового обучения является воспитание и
развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,
ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам,
младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе,
чуткость,
доброжелательность,
общительность,
эмпатия,
самостоятельность,
ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность,
трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и
результатам труда).
Метапредметными результатами трудового обучения является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять
учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять
его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск,
необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку
результата).
Предметными результатами изучения технологии являются 1)умения работать с
разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и
т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2)владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
3)сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать
материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и
санитарно-гигиенические требования и т.д.); 4)использование приобретенных знаний
и умений для решения практических задач.
Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение
самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что
известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения,
выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае
необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в
знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими,
присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации
человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета
«Трудовое обучение» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении
других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего
мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в
интеллектуально-практической деятельности ученика.
Планируемые результаты:
Планируемые предметные результаты освоения предметной области «Трудовое
обучение (Ручной труд):
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного
труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими предметами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда; умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы, рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; умение
составлять стандартный план работы по пунктам;
умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); умение выполнять
несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий
и самодисциплину;знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении
трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным
и конструктивным свойствам;
Личностные результаты
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе
Содержание учебного предмета «Трудовое обучение (Ручной труд)
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды.
Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация
рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными
способами: конструктивным, пластическим, комбинированным.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по
картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из
пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми
шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги.
Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: разметка с помощью
шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки
шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации; разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке,
угольнику, циркулем).
Работа с нитками
Умения
Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом,
муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием
учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам
дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности
выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего
изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей,
соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем
месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на
плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый,
нижний правый углы; соответственно этому
определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между,
сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих
пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними,
операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия,
Сравнивать образец изделия с натуральным объектом,
Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом
приемов изготовления.
Ответы на вопросы учителя полными предложениями,
Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.).
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных
изделий с помощью учителя:
Умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги;
Разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным
осям.
Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на
рабочей плоскости.
Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством
учителя:
Показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг),
Узнавание и называние форм объемных предметов.
Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки
предметов и пространственные отношения между ними,
Представление о величине предметов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и т.п.);
соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с
материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных
и коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей
компьютера;
Межпредметные связи
М а т е м а т и к а . Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате,
прямоугольнике, круге.
И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Основные и дополнительные цвета.
Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.
Развитие устной
речи
и окружающий мир.
Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых
нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые
учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными
материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по
вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью
учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону
листа бумаги и объемного изделия, длинные и
короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические
формы.
Учебно-тематический планирование предмета «Трудовое обучение (Ручной труд)
2класс
Количество часов за уч. год -68 ч
Количество часов в неделю – 2 ч.
№пп
Тема урока
К-во
№п\п
Личностные и
часов
тема
предметные
результаты освоения
учебного предмета
«Ручной труд»
Работа с пластилином.
1. Лепка на плоскости форм прямоугольных
тел (куб, параллелепипед).
1
1
2. Лепка дидактического материала с
применением стеки: кубик большой –
маленький; брусок высокий – низкий.
1
2
3. Лепка столярных инструментов: пилки,
рубанка.
1
3
4. Лепка по образцу и с натуры игрушек:
автобуса, легкового и грузового
автомобиля
1
4
5. Экскурсия с целью сбора природного
материала.
1
1
6. Изготовление по образцу птички из
желудей, перьев, палочек.
1
2
7. Самостоятельное изготовление по образцу
зайца из желудей, палочек, крылаток.
1
3
8. Самостоятельное изготовление по образцу
рыбки, черепахи из косточки, пластилина.
1
4
9. Самостоятельное изготовление по образцу
рыбки, черепахи из косточки, пластилина.
1
5
10. Самостоятельное изготовление по
иллюстрации свиньи из кукурузной
кочерыжки (еловой шишки), полочек
1
6
Складывание из данных деталей башни,
дома
Уметь анализировать
образец, участвовать в
коллективном анализе
образца изделия. Уметь
выполнять работу по
словесной инструкции.
Осуществлять
пространственную
ориентировку.
Работа с природным материалом.
Работа с бумагой и картоном.
Уметь анализировать
образец, пооперационно
выполнять выполнять
работу по инструкции
учителя, правильно
располагать материалы
на рабочей плоскости
11. Изготовление пакета из бумаги для
хранения изделий, украшение его
аппликацией;
1
1
12. Изготовление счётного материала в форме
полосок, квадратов, треугольников, кругов.
1
2
13. Изготовление счётного материала в форме
полосок, квадратов, треугольников, кругов
1
3
14. Изготовление стилизованных ягод из
1
связанных пучков нитей, плетение косички.
1
15. Изготовление стилизованных фигурок
(мальчика, девочки) из связанных пучков
нитей, шпагата
1
2
16. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями,
завязывание узелка.
1
3
17. Пришивание пуговиц с одним отверстием,
завязывание узелка.
1
4
18. Экскурсия в швейную мастерскую
1
5
19. Лепка предметов цилиндрической формы:
кружка, стакан для карандашей
1
1
20. Лепка предметов цилиндрической формы:
кружка, стакан для карандашей
1
2
21. Лепка с натуры посуды конической формы:
ведёрко, цветочный горшок
1
3
22. Лепка с натуры посуды конической формы:
ведёрко, цветочный горшок
1
4
23. Лепка с натуры и по представлению чайной 1
посуды в форме шара, конуса, круга (чайник
для заварки, чашка с блюдцем)
5
24. Лепка с натуры и по представлению чайной 1
посуды в форме шара, конуса, круга (чайник
для заварки, чашка с блюдцем)
6
Работа с нитками
Уметь анализировать
образец, пооперационно
выполнять выполнять
работу по инструкции
учителя, правильно
располагать материалы
на рабочей плоскости.
Уметь анализировать
форму предмета,
называть основные
геометрические фигуры.
Уметь поддерживать
порядок на рабочем
месте, бережно
относиться к
инструментам и
материалам.
Работа с пластилином
Работа с природными материалами.
25. Составление композиции по образцу и
представлению из засушенных листьев,
1
1
Уметь ориентироваться в
задании по вопросам
трав, мха, зёрен, песка, яичной скорлупы,
опилок (на твёрдой подложке)
26. Составление композиции по образцу и
представлению из засушенных листьев,
трав, мха, зёрен, песка, яичной скорлупы,
опилок (на твёрдой подложке)
1
2
27. Составление композиции по образцу и
представлению из засушенных листьев,
трав, мха, зёрен, песка, яичной скорлупы,
опилок (на твёрдой подложке)
1
3
28. Составление композиции по образцу и
представлению из засушенных листьев,
трав, мха, зёрен, песка, яичной скорлупы,
опилок (на твёрдой подложке)
1
4
учителя, сравнивать
образец изделия с
натуральным объектом
по вопросам учителя.
Уметь осуществлять
контроль правильности
расположения деталей и
соблюдения пропорций
Работа с бумагой и картоном.
29. Изготовление закладки
1
1
30. Изготовление закладки
1
2
31. Изготовление закладки
1
3
32. Изготовление из картона плоских ёлочных
украшений в форме грибков, овощей,
фруктов, рыбок, животных
1
4
33. Изготовление из картона плоских ёлочных
украшений в форме грибков, овощей,
фруктов, рыбок, животных
1
5
34. Изготовление из картона плоских ёлочных
украшений в форме грибков, овощей,
фруктов, рыбок, животных
1
6
35. Лепка по образцу стилизованных фигур
птиц: цыплёнка и утёнка
1
1
36. Лепка по образцу стилизованных фигур
птиц: утки и гуся.
1
2
37. Лепка по образцу стилизованных фигур
животных: кошки.
1
3
38. Лепка по образцу стилизованных фигур
животных: белки.
1
4
Уметь осуществлять
пространственную
ориентировку, анализ
изделия. Уметь
ориентироваться в
задании по вопросам
учителя, контролировать
с помощью учителя
правильность
выполнения работы.
Знать названия
инструментов и
материалов.
Работа с пластилином
Уметь осуществлять
текущий самоконтроль,
ориентировку в задании.
Знать названия
приспособлений и
материалов, технику
безопасности при работе
с инструментами.
39. Самостоятельная лепка с натуры игрушек:
зайца, лисы, медвежонка.
1
5
Работа с природными материалами.
40. Коллективное изготовление макета к
сказке «Теремок».
1
1
41. Изготовление макетов к прочитанным
сказкам группами в два ученика.
1
2
Работа с бумагой и картоном.
42. Изготовление закладки из тонкого картона
1
1
43. Изготовление аппликации «Грузовик»
1
2
44. Изготовление аппликации «Автофургон»
1
3
45. Изготовление сувениров и
поздравительных открыток
1
4
Уметь осуществлять
текущий самоконтроль,
ориентировку в задании.
Знать названия
приспособлений и
материалов, технику
безопасности при работе
с инструментами.
Работа с нитками.
46. Упражнение в раскрое ткани по готовой
выкройке в форме квадрата или
прямоугольника
1
1
47. Ознакомление с ручным стежком
(сметочный)
1
2
48. Вышивание закладки сметочным стежком.
1
3
49. Вышивание закладки сметочным стежком.
1
4
50. Оформление концов закладки кисточками.
1
5
51. Изготовление игольницы.
1
6
52. Изготовление игольницы.
1
7
53. Выполнение стежка «Шнурок», упражнения
на полосе бумаги в клетку.
1
8
54. Лепка по представлению свободных
композиций: «Колобок и лиса»
1
1
55. «Маша и медведь»
1
2
56. «Лиса и журавль»
1
3
57. «Репка»
1
4
Работа с пластилином
Уметь выполнять
практические
упражнения по
наматыванию ниток на
основу, называть
инструменты и
материалы
Уметь ориентироваться в
задании, сравнивать
образец с натуральным
предметом .Уметь
выполнять работу,
опираясь на предметную
карту. Осуществление
самоконтроля и
самооценки.
Осуществление
пространственной
ориентировки,
соблюдение пропорций.
Уметь показывать и
называть стороны
бумаги, углы, определять
пространственное
положение деталей.
Работа с бумагой и картоном.
58. Изготовление по образцу мебели (стол,
стул) из коробочек, картона.
1
1
59. Изготовление по образцу мебели (стол,
стул) из коробочек, картона.
1
2
60. Изготовление по образцу плоской модели
светофора.
1
3
61. Изготовление по образцу плоской модели
светофора
1
4
Работа с нитками
62. Изготовление по образцу подушечки для
иголок из картона, бумаги и ткани
1
1.
63. Изготовление по образцу подушечки для
иголок из картона, бумаги и ткани
1
2.
64. Вышивание закладки из ткани с крупным
переплетением. Оформление концов
закладки кисточками.
1
3.
65. Вышивание закладки из ткани с крупным
переплетением. Оформление концов
закладки кисточками
1
4.
66. Вышивание салфетки стежками
«Сметочный» и «Шнурок»
1
5.
67. Вышивание салфетки стежками
«Сметочный» и «Шнурок»
1
6.
68. Вышивание салфетки стежками
«Сметочный» и «Шнурок»
1
7.
Итого за год: 68часов
Знать технику
безопасности при работе
с иглой, уметь
выполнять практические
упражнения по шитью по
проколам. Уметь
самостоятельно работать,
опираясь на образец и
технологическую карту.
Уметь осуществлять
текущий самоконтроль,
делать краткую
самооценку. Знать
названия инструментов и
материалов.