Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская школа-интернат для обучающихся по
адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР
Директор школы-интерната
_____________З.В.Кердяшова
____________М.В.Тихонова
«___»_______________20___ г.
«___»_____________20_____г.
Адаптированная рабочая программа
внеурочной
коррекционной деятельности
«Ритмика»
для обучающихся 1- 9 класса
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: Серякова О.Н.
Рассмотрено на заседании
МО учителей
Руководитель______________
«___»________________20___г.
Одобрено решением педсовета
Протокол № __от «__»___________20__г.г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Федерального государственного образовательного стандарта» образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и «Адаптированной основной образовательной программы» образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014г. №1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020 года «Об утверждении санитарных правил
СанПин 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПи н 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
Устав школы;
Локальные акты и положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Цель: коррекция недостатков психического и физического развития
детей с ОВЗ средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников с ОВЗ,
исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных
качеств личности (дружелюбия, коллективизма, дисциплинированности), эстетическому воспитанию.
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива образования;
индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
Задачи обучения:
• образовательные:
освоение простых танцевальных элементов и терминов;
изучение различных игр и упражнений;
знакомство с видами танцев.
• коррекционно — развивающие:
коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие напряжения мышц, формирование
правильной осанки, формирование и развитие мышечной памяти;
развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве;
развитие мелкой моторики;
развитие подвижности суставов и силы мышц всего тела;
развитие внимания;
оказание коррекционного воздействия на физическое развитие;
формирование положительной мотивации.
• воспитательные:
воспитание интереса к творческой самореализации;
- воспитание умения работать в парах, в командах;
воспитание нравственных качеств (любовь к окружающим, патриотизм, умение сопереживать).
2. Общая характеристика предмета «Ритмика»
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и
психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развивают ся
важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по
"Коррекционной ритмике" построены на сочетании музыки, движения, речи.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально - ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Основную часть урока составляют:
упражнения на ориентировку в пространстве;
ритмико-гимнастические упражнения;
общеразвивающие упражнения;
упражнения на координацию движений;
упражнение на расслабление мышц;
упражнения с музыкальными инструментами;
игры под музыку;
танцевальные упражнения.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»;
«Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми
должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости о т задач
урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть
упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
3. Содержание разделов программы:
упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении
движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
ритмико-гимнастические упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»).
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища
вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами. Сгибание и
разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок
вперед и в
стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги
вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Отстукивание, прохлопывание,
протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке
уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев);
подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение
тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
• Упражнения с музыкальными инструментами. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в
кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.
Выделение пальцев рук. Отхлопывание простых ритмических рисунков с проговариванием стихов, подпевок и без них.
Игры под музыку. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки. Изменение направления и формы
ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется
стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и
игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта,
деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами,
хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым
сопровождением.
Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на
полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный
шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно,
выставление ноги с носка на пятку.
Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Личностные результаты освоения внеурочной деятельности «Ритмика»
В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к двигательной
деятельности.
Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические качества, осваивать физические и двигательные
действия, успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и
элементарную самостоятельность.
Предметные результаты освоения внеурочной деятельности «Ритмика»
обучающиеся должны уметь:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку,
приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
• выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Обучающиеся должны знать:
достаточный уровень
- ребенок самостоятельно находит свое место в строю;
- принимает правильное положение;
- умеет держать интервал;
- четко выполняет инструкции педагога, выполнять несложные движения в соответствии с темпом, ритмом, динамикой музыкального
произведения;
- ребенок допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
минимальный уровень
- выполняет несложные движения вместе с педагогом;
- не всегда находит место в строю;
- не всегда держит дистанцию;
- не соотносит свое положение по отношению к другим;
- ребенок не ориентируется в пространстве;
- не понимает инструкции педагога;
- не успевает за темпом мелодии, ему требуется
постоянная помощь.
4. Учебный план
1 класс (33 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
Знания, умения, навыки по разделу
1
I четверть
8
Должны уметь готовиться к занятиям; строиться в колонну по одному,
находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку,
занимать правильное исходное положение.
2
I I четверть
8
Ходить свободным естественным шагом , двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу; равняться в шеренге, в колонне
Ритмично выполнять несложные движения ногами и руками;
3
I I I четверть
9
Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
Ходить и бегать по кругу с сохранением правильной дистанции, не сужая
круг и не сходя с его линии;
4
I V четверть
8
Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
Выполнять игровые и плясовые движения;
Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
2 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
Знания, умения, навыки по разделу
1
I четверть
8
Принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием
и особенностями музыки и движения;
Организованно строиться (быстро, точно).
2
I I четверть
8
Сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
Самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам.
3
I I I четверть
10
Соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе.
4
I V четверть
8
Легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
движения;
Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме
с контрастными построениями.
3 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
Знания, умения, навыки по разделу
1
I четверть
8
Учащиеся должны уметь рассчитываться на первый, второй, третий для
последующего построения в три колонны, шеренги.
Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой.
2
I I четверть
8
Соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических
кругах;
Передавать хлопками ритмический рисунок мелодии.
3
I I I четверть
10
Повторять любой ритм, заданный учителем;
Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).
4
I V четверть
8
Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, игривость, грациозность, энергичность, нежность и тд..
4 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
1
I четверть
8
Знания, умения, навыки по разделу
Учащиеся должны уметь:
Правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального
отрывка.
2
I I четверть
8
Различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
Отмечать в движении ритмический рисунок , акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой
частей музыкальных фраз.
3
I I I четверть
10
Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на
приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски.
4
I V четверть
8
Различать основные, характерные движения некоторых
народных танцев.
5 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
Знания, умения, навыки по разделу
1
I четверть
8
Учащиеся должны уметь рассчитываться на первый, второй, третий для
последующего построения в три колонны, шеренги.
Самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой.
2
I I четверть
8
Соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических
кругах;
Передавать хлопками ритмический рисунок мелодии.
3
I I I четверть
10
Повторять любой ритм, заданный учителем;
Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).
4
I V четверть
8
Ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, игривость, грациозность, энергичность, нежность и тд..
6 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
1
I четверть
8
Знания, умения, навыки по разделу
Учащиеся должны уметь:
Правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального
отрывка.
2
I I четверть
8
Различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
Отмечать в движении ритмический рисунок , акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой
частей музыкальных фраз.
3
I I I четверть
10
Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на
приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски.
4
I V четверть
8
Различать основные, характерные движения некоторых бальных
танцев.
7 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
1
I четверть
8
Знания, умения, навыки по разделу
Учащиеся должны уметь:
Правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального
отрывка.
2
I I четверть
8
Различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
Отмечать в движении ритмический рисунок , акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой
частей музыкальных фраз.
3
I I I четверть
10
Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на
приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски.
4
I V четверть
8
Различать основные, характерные движения некоторых бальных
танцев.
8 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
Знания, умения, навыки по разделу
1
I четверть
8
2
I I четверть
8
3
I I I четверть
10
4
I V четверть
8
Учащиеся должны уметь:
-принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться;
-правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка.
-самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
-соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе.
-Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ
музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
-различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
-отмечать в движении ритмический рисунок , акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз.
-Различать основные, характерные движения некоторых бальных танцев;
-сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
-легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
упражнения»;
-ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с
контрастными построениями.
9 класс (34 часа)
№ п\п
Наименование
раздела
Количество
часов
Знания, умения, навыки по разделу
1
I четверть
8
2
I I четверть
8
3
I I I четверть
10
4
I V четверть
8
Учащиеся должны уметь:
-принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться;
-правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка.
-самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
-соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе.
-Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ
музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
-различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
-отмечать в движении ритмический рисунок , акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз.
-Различать основные, характерные движения некоторых бальных танцев;
-сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
-легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
упражнения»;
-ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с
контрастными построениями.
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
(литература)
1. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: математика, физическая культура,
ритмика, трудовое обучение. Издательство «Дрофа», 2009.
2. Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова. Музыкальная ритмика: учебно -методическое пособие. Издательство «Глобус»,2009.
3. Видеодиски «Уроки ритмики». Автор: учитель ритмики Семенкова Л. Ю..
4. Бекина, С.И.Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2 /С. И. Бекина,
Т.П. Ломова, Е. Н. Соковнина. -М, 1999. -С. 34 - 37.
5. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика/ А. И. Буренина - СПб, 2000. - 89 с.