Логопедические занятия 5-7 классы

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская школаинтернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора поУВР

Директор школы-интерната

_________З.В.Кердяшова
28 августа 2024 г.

______________М.В.Тихонова
30 августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
(для обучающихся 5 – 7 классов с системным недоразвитием речи
легкой и средней степени на фоне интеллектуальной недостаточности )
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Учитель-логопед Прасулова Н.М.
Высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
От 28 августа 2024 г.
Руководитель__________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №1 от 29.августа 2024 г.
с.Поим 2024 г

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» предназначена для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), обучающимися в 5- 7 классах по адаптированным образовательным программам, и разработана на
основе следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным
санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. №
38528.
 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В.Воронковой –
М.: ВЛАДОС, 2000 г.
 Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
 Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
 Учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1) обучающихся 5-9
класса ФГОС ОО УО Государственного казенного
общеобразовательного учреждения Пензенской области «Поимская школа – интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам».
 Сборник « Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вариант 1. под редакцией Якубовской Э.В.– М.: Просвещение, 2023;
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» способствует реализации рабочей программы воспитания ГКОУ «Поимская

школа-интернат» через использование воспитательного потенциала каждого занятия (инвариантный модуль «Организация коррекционноразвивающей среды»).
Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
 повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
 закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия) и
представлен в 5-7 классах с расчетом 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
 развитие желания вступать в устную коммуникацию для межличностного
 взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
 деятельности;
 умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами русского языка;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные результаты:

Минимальный уровень:
 производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
 дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
 различать гласные и согласные в слове на слух;
 образовывать новые слова разными способами;
 правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе и падеже, глаголы в роде и числе;
 употреблять личные местоимения в нужной форме;
 грамматически правильно связывать слова в предложении;
 грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи;
 интонационно оформлять высказывание;
 читать правильно, осознанно, целыми словами;
 писать под диктовку простой текст;
 активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
 быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
 подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость;
 знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова;
 пользоваться различными способами словообразования
и словоизменения;
 осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
 различать и уметь употреблять различные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
 пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
 анализировать речь (на уровне текста, предложения);
 конструировать предложения разных видов и использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль;
 писать изложения и сочинения;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
 владеть различными видами пересказа;
 писать под диктовку тексты (40-45 слов);
 активизировать усвоенную лексику через речевую практику.


Базовые учебные действия
На логопедических занятиях формируются следующие базовые учебные действия:
 личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
 коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
 регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
 познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному курсу
«Логопедические занятия» в 5-7 классах
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и
контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию
ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных
работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной
речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения,
характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более
дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней
успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
 высокий – 100 -80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
Полученные значения позволяют отследить динамику речевого развития обучающегося.

Содержание обучения
5 класс
Обследование устной и письменной речи
I. Речь. Предложение. Слово
Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Связь слов в
предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах
предложения. Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Деление
текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по картинке.
II. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий
знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя
мягкости согласного по смыслу и произношению.Понятие «согласные звуки и буквы». Парные звонкие и глухие согласные, их правописание
на конце слова.
III. Состав слова
Родственные и однокоренные слова. Корень слова.
Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове.
Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить
значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.
Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности
проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи. Имя существительное
Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён
существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление
предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа).
Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи. Согласование имени существительного с
именем прилагательным в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.
V. Связная речь. Текст
Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение
сплошного текста на предложения.Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.
Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование (Итоговая диагностика)

5класс
Учебно-тематический план.

№ Наименование тем и разделов
п/п
Обследование устной и письменной речи
1
Звуковой анализ.
2

Кол-во
часов
8
6

3

Предложение.

4

4

Предлоги.

5

5

Дифференциация звонких и глухих согласных.
12

6

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных.

6

7

Состав слова.

8

8

Словосочетание. Имя существительное

14

9

Предложение.

18

10

Текст.

15

11

Обследование
Итого

6
102

6-7 класс
Обследование
I. Речь. Предложение. Слово
Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Связь слов в
предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Понятие о второстепенных членах
предложения.
Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Деление текста на
предложения. Восстановление деформированного текста. Составление рассказа по картинке.
II. Звуки и буквы
Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий
знак в конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя
мягкости согласного по смыслу и произношению. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Понятие «согласные звуки и
буквы». Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце и в середине слова.
III. Состав слова
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне,
требующего проверки.
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Сложные слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками.
Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования
слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Приставка и
предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов
с предлогами. Буква ъ после приставок. Развитие способности проводить разбор слов по составу.
IV. Части речи
Имя существительное
Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён
существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление
предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа).
Поиск конкретных падежных форм в текстах. Разбор имени существительного как части речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Род и число имён прилагательных. Согласование имени
существительного с именем прилагательным в роде. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Согласование имён
прилагательных с именами существительными по падежам. Образование прилагательных от существительных. Разбор имени
прилагательного как части речи.
V. Связная речь. Текст

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение
сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.
Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста- повествования, текста- описания.
VI. Контроль знаний
Обследование (Итоговая диагностика)
6 класс
Учебно-тематический план.

№ Наименование тем и разделов
п/п
Обследование устной и письменной речи
1
Гласные первого и второго ряда
2

Кол-во часов
8
12

3

Дифференциация звонких и глухих согласных

14

4

Состав слова

16

5

Части речи
22

6

Связная речь

22

7

Обследование

8

Итого

102

7 класс
Учебно-тематический план

№ Наименование тем и разделов
п/п
1
Обследование устной и письменной речи
2
Звуки и буквы

Кол-во часов
8
6

3

Твердые и мягкие согласные

10

4

Дифференциация звонких и глухих согласных

10

5

Состав слова
16

6

Части речи

20

7
8

Предлоги
Связная речь

8
18

9

Обследование

6

Итого

102

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными
компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения,
при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих
заданий.
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.

Материально-техническое обеспечение программы и используемая литература.
Литература для учителя – логопеда:
1. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
2. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
3. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
4. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
5. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
6. М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус»,
2007.
7. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
8. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
9. Т.А. Ткаченко. Логопедические упражнения.- М. Эксмо, 2015.
10. Н.С.Жукова. Уроки логопеда. - М. Эксмо, 2013.
11. В.П. Невская. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
12. Нищева Н.В. «Артикуляционная гимнастика» Москва Детство-пресс 2020г.
13. Нищева Н.В. «Весёлая пальчиковая гимнастика гимнастика» Москва Детство-пресс 2020г.
14. К. Бухарина «Артикуляционная гимнастика»
15. Обучающая игра «Логопедический тренажер»
16. В.М. Акименко «Логопедическое обследование»Детство Санкт-Петербург,2013г.
17. В.М. Акименко «Коррекция и развитие детей» Санкт-Петербург 2016г.
18. Компьютерная игра «Логомер»
19. Говорящее зеркало
20. Логинова Е.А. «Методика профилактики и коррекции 4-х видов дисграфии «Море словесности»
21. «Почерк Леонардо» тренажёр коррекция зеркального письма Санкт-Петербург 2020г
22. Речевой тренажер Инклюзив коррекция речи
23. Инклюзив ЛОГО.

Литература для обучающихся
1. Е.Мазанова. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной
логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.; ООО
« Аквариум – Принт », 2006. – 56 с. : ил.
1. Е.В. Мазанова. « Учусь не путать буквы» .Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии». М. – 2006.
2. И.Ю. Оглоблина. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Владос. – 2016.
Электронные издания
1. Специализированные компьютерные программы: “Дельфа-142”,
2. Упражнения-презентации
3. Компакт-диски: « Мерсибо ». Начинаю читать; Пономаренко А.С. Развитие речи. Задания и упражнения для детей.
Занимательные уроки. Комплексная программа развития интеллекта.
Интернет - ресурсы
1. «Солнышко» — детский портал.
2. «Теремок» – детский портал. Развивающие игры для детей.
3. earlystudy.ru Сайт - Учимся играя
4. video.yandex.ru› В гостях у тётушки совы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».