Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Кердяшова З.В.
_____________________
«_____»_________2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
_______________Тихонова М.В.
__________________________
«_____»______________2024 г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся 2 класса
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант I
Учитель: Ляшенко О.А.
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол№____заседания МО учителей
От «___»_______2024г.
Руководитель___________Кистенёва Н. А.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №____от «__» ___________2024г.
с.Поим 2024год
Учебный предмет «Музыка» 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
Адаптированная
рабочая
программа составлена в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и
реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Нормативно- правовая база:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. П.1598 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1599), предъявляемым к структуре, условиям реализации и
планируемыми результатами освоения АООП;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября
2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2648-20 «Санитарно эпидемиологические требования
к организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 2от 28.01.2021 г. .
Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Действующий устав ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Учебный план ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией В.В Воронковой;
- АООП ГКОУ «Поимская школа – интернат».
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и состав ляет 34 часов в год (1 час
в неделю).
«Музыка» — учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Музыка».
Цель — приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими
и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства;
- формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Содержание учебного курса
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,
хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных
инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного
теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности,
музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки.
Содержание:
развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного
характера;
развитие умения различать звуки по высоте (высокие - низкие) и длительности
(долгие - короткие);
формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в
музыкальных произведениях;
формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль,
оркестр;
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта;
игра на музыкальных инструментах;
закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на
металлофоне.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений;
развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Содержание:
закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале;
исполнение песенного материала в диапазоне до1 - до2;
дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на
всем диапазоне;
развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и
индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
совместное согласованное пение;
одновременное начало и окончание исполнения;
развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и
отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни
Песенный репертуар - произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации
щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих
пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить
согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла
текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух
звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз
или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно- эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в
унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное;
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты.
Содержание:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки;
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Музыка».
Личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты:
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре-си;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные).
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен;
знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Формирование базовых учебных действий по предмету «Музыка»
1. Личностные учебные действия
обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика;
понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения
на основе интереса к его содержанию и организации;
положительное
отношение
к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
2. Коммуникативные учебные действия
обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и
сверстниками в процессе обучения;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с
людьми.
3. Регулятивные учебные действия
обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения, благодаря
им создавать условия для формирования и реализации начальных логических операций;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
принимать
цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
3. Познавательные учебные действия
представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют
основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников;
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей
обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются
на различных этапах обучения.
Второй класс.
№
1.
Тема
Учебно-тематический план по музыке
Всего 34 час.
Содержание
Музыкальный
Слушание
Муз.
материал для
музыки
материал
пения
для
слушания
Повторение
песенного
материала,
пройденного в
1 классе.
«Осень»
«Чему учат в
школе»
2.
«Урожай
собирай»
«Капитошка»
3.
«Весёлые гуси»
«Савка и
Гришка»
4.
5.
6.
7.
Закрепление
певческих
навыков и умений,
пройденных в 1
классе.
«Весёлая
дудочка»
«Осенняя
песенка»
«Грибы»
Закрепление
разучивание.
певческих
навыков и умений на
новом материале.
«Грибы»
продолжение
разучив.
«Веселый
музыкант»
разучивание.
Развитие
эмоциональной
отзывчивости и
реагирования
на музыку
различного
характера
«Гуси»
детская
песенка
Чайковск.
«Детский
альбом»
«Петушок
»,
«Ладушк
и»
Чайковск
.«Детский
альбом»
«Скок,
Развитие
скок,
эмоциональной поскок».
отзывчивости и детская
реагирования песенка.
на музыку
Чайковск.
различного
«Детский
характера
альбом»
«Идёт
коза
рогатая»
песенка.
Чайковск.
«Детский
альбом»
М.
Развитие
Глинка
умения
«Жаворон
различать
ок»
звуки по
С.
высоте –
Рахманин
высокие,
ов
низкие.
«Марш»
Шостаков
ич
«Шарман
ка»
К- Личностн
во ые и
час предметн
ые
результат
ы
освоения
учебного
предмета «
Музыка»
1
1
Учащиеся
должны
знать;
звуки по
высоте –
высокие,
низкие.
1
Различать
музыку по
характеру.
1
1
1
1
Уметь
исполнять
изученные
песни
ритмично,
выразитель
но.
1
8.
9
10
11
12
13
Контрольная работа.
Закрепление
певческих
навыков и умений.
Закрепление
певческих навыков и
умений на новом
материале,
исполнение
песенного материала
в диапазоне до1-до
2.
«Зимняя
песенка»
продолжение
разучив.
«Зимушка-зима»
разучивание.
Работа над чистотой «Зимушка-зима»
интонирования и над продолжение
выравниванием
разучивания
звучания на всем
диапазоне.
«Как на
тоненький
ледок»
разучивание.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Повторение
песен,
изученных в 1
четверти
«Зимняя
песенка»
разучивание.
Контрольная работа.
Работа над чистотой
интонирования.
1
Развитие
умения
различать
звуки по
длительности:
долгиекороткие
Умение
различать
звуки по
высоте:
высокиенизкие;
длительности:
долгиекороткие.
Рамиресс 1
«Жаворон
ок»
М.
Глинка
«Полька»
Шуман
«Марш»
«Песенка
Деда
Мороза»
из
мультфил
ьма
С.
Прокофье
в «Марш»
1
1
Различать
звуки по
высоте:
высокие –
низкие, по
длительнос
ти: долгие
– короткие.
1
Исполнять
песни в
диапазоне
до1 – до2.
1
1
Повторение
песен,
изученных во 2
четверти
Работа над чистотой
интонирования и
выравниванием звучания
на всем диапазоне.
Интонирование
выученных песен в
составе группы и
индивидуально.
Произведения без
сопровождения учителя и
инструмента
«Песенка зайчиков»
разучивание.
«Песенка зайчиков»
продолжение разучив.
«Спасибо»
разучивание.
«Моя Родина
разучивание
«Как пошли наши
подружки» разучив.
«Мамин праздник»
разучивание.
Совместное согласованное «Веселые матрешки»
пение. Одновременное
разучивание.
начало и окончание
«Веселые матрешки»
исполнения.
продолжение разучивания
Контрольная работа
Одновременное начало и
окончание исполнения.
Повторение песен,
изученных в 3 четверти.
1
Формирование
представлений о
плавном и отрывистом
проведении мелодии в
музыкальных
произведениях
Формирование
представлений о
различных музыкальных
коллективах: ансамбль,
оркестр
Знакомство с муз.
инструментами и их
звучанием: орган, арфа,
флейта.
«Полька»
«Белые к
Кабалевс
Чайковск
Чайковск
маленьки
Моцарт «
Шуберт «
Бах «Пре
Глинка «
27
28
29
30
31
Развитие
артикуляционного
аппарата
«Весенняя песенка»
разучивание.
«Весенняя песенка»
продолжение разучивания.
Формирование гласных «Пришла весна»
отчетливое произношение разучивание.
согласных.
«На параде»
разучивание.
Умение интонационно
Повторение песен,
выделять гласные звуки.
изученных в 4 четверти.
Контрольная работа.
Закрепление
33
певческих
навыков и умений,
пройденных во 2 классе.
34
Итого за учебный год 34 часа.
32
Повторение песен,
изученных в учебном году
Детские
Игра на музыкальных
инструментах
Детские
Детские
Закрепление навыков
игры на ударно –
шумовых инструментах
«Малень
М.Глинк
«Во саду
Р.н.п.