Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Кердяшова З.В.
_____________________
«_____»_________2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
_______________Тихонова М.В.
__________________________
«_____»______________2024 г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся 1 класса
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант I
Учитель: Ляшенко О.А.
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол№____заседания МО учителей
От «___»_______2024г.
Руководитель___________Кистенёва Н. А.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №____от «__» ___________2024г.
с.Поим 2024год
Учебный предмет «Музыка» 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
Адаптированная
рабочая
программа составлена в соответствии с
требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и
реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Нормативно- правовая база:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. П.1598 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1599), предъявляемым к структуре, условиям реализации и
планируемыми результатами освоения АООП;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября
2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2648-20 «Санитарно эпидемиологические требования
к организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 2от 28.01.2021 г. .
Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Действующий устав ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Учебный план ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией В.В Воронковой;
- АООП ГКОУ «Поимская школа – интернат».
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и состав ляет 66 часов в год (2 часа
в неделю).
«Музыка» — учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Федеральная адаптированная основная образовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Музыка».
Цель — приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими
и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства;
- формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Содержание учебного курса
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,
хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных
инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного
теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности,
музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки.
Содержание:
развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного
характера;
развитие умения различать звуки по высоте (высокие - низкие) и длительности
(долгие - короткие);
формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в
музыкальных произведениях;
формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль,
оркестр;
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта;
игра на музыкальных инструментах;
закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на
металлофоне.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений;
развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Содержание:
закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих
классах, а также на новом материале;
исполнение песенного материала в диапазоне до1 - до2;
дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на
всем диапазоне;
развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и
индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
совместное согласованное пение;
одновременное начало и окончание исполнения;
развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и
отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни
Песенный репертуар - произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации
щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих
пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить
согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла
текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух
звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз
или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно- эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в
унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное;
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона;
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты.
Содержание:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки;
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Музыка».
Личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты:
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре-си;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные).
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен;
знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Формирование базовых учебных действий по предмету «Музыка»
1. Личностные учебные действия
обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика;
понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения
на основе интереса к его содержанию и организации;
положительное
отношение
к
окружающей
действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
2. Коммуникативные учебные действия
обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и
сверстниками в процессе обучения;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с
людьми.
3. Регулятивные учебные действия
обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения, благодаря
им создавать условия для формирования и реализации начальных логических операций;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место;
принимать
цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
3. Познавательные учебные действия
представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют
основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников;
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями; наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей
обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются
на различных этапах обучения.
Учебно-тематический план по музыке
Первый класс.
№
Всего 66 час.
Тема
1
2
Обучение певческой
установки
3
4
5
6
7
8
9
Напевное звучание на
основе элементарного
овладения певческим
дыханием. Певческий.
диапазон «ре»; «си»
10
11
12
13
Напевное звучание при
точном интонировании
мотива.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Слуховое внимание и
чувство ритма в песнях
и специальных
ритмических
упражнений.
Музыкальный материал для
пения
Детская песенка «Лошадка»
разучивание.
Детская песенка «Лошадка»
продолжение разучивания
Детская песенка «Петушок»
разучивание.
«Петушок»
продолжение разучивания.
Детская песенка « Уж как шла
лиса по травке» разучивание.
Детская песенка « Уж как шла
лиса по травке» продолжение
разучивания.
Детская песенка «Заинька»
разучивание.
Детская песенка «Заинька»
продолжение разучивания.
«Осень» разучивание.
«Осень» продолжение
разучивания.
Детская песенка «Гном»
разучивание.
Детская песенка «Гном»
продолжение разучивания.
«Веселые гуси» разучивание.
«Веселые гуси» продолжение
разучивания
«Урожай собирай»
разучивание.
«Урожай собирай»
продолжение разучивания.
Повторение песен, изученных в
1 четверти
Деская песенка «Паравозик»
разучивание
«Паравозик» продолжение
разучивания.
«Капитошка» разучивание.
«Капитошка» продолжение
разучив.
Зима» разучивание.
«Зима» продолжение
разучивания.
Содержание
Слушание музыки
Развитие эмоционально
отзывчивости и
реагирования на музыку
различного характера.
Развитие эмоциональной
отзывчивости и
реагирования на музыку
различного характера
Развитие эмоциональной
отзывчивости и
реагирования на музыку
различного характера
Развитие умения
самостоятельно узнавать
песни по вступлению
24
Дыхание перед началом
музыкальной фразы
25
26
27
28
29
Экономный выдох,
удерживание дыхание
на более длительных
фразах.
«Что за дерево такое»
разучивание
«Что за дерево такое»
продолжение разучивания.
«Почему медведь зимой спит»
разучивание.
«Почему медведь зимой спит»
продолжение разучивания.
Песни к Новогоднему
празднику.
Развитие умения
самостоятельно узнавать
песни по вступлению
Развитие умения
самостоятельно узнавать
песни по вступлению
30
31
32
Исполнение легким
звуком песни
подвижного характера
33
34
Исполнение плавно
песни напевного хар-ра
35
36
Работа над пением в
унисон.
39
40
41
Выразительно-эмоцион.
исполнение выученных
песен с простейшими
элементами динамич.
оттенков
42
43
44
45
46
47
«Голубые санки» продолжение
разучивания.
«Кошечка» разучивание
«Кошечка» продолжение
разучивания.
«Родина моя» разучивание
Работа над пением в
унисон.
37
38
«Голубые санки» разучивание
Умение слышать
вступление и
правильное начало
песни вместе с
педагогом и без него.
«Родина моя» продолжение
разучив.
«Березонька» разучивание.
«Березонька» продолжение
разучивания.
«Как у наших у ворот»
разучивание.
«Как у наших у ворот»
продолжение
разучивания.
«Спасибо, любимая страна»
разучивание.
«Спасибо, любимая страна»
продолжение разучивания.
«Мы запели песенку»
разучивание.
«Мы запели песенку»
продолж. разучивания.
«Веснянка» разучивание.
Развитие умения
дифференцировать
различные части песни:
вступление, запев, припев,
проигрыш
Развитие умения определять
по форме и по характеру
музыкальные произведения:
марш, танец, песня – веселая,
грустная
Развитие умения определять
по форме и по характеру
музыкальные произведения:
марш, танец, песня – веселая,
грустная
Знакомство с музыкальными
инструментами и их
звучанием
48
49
50
51
Понимание содержания
песни на основе
характера ее мелодии и
текста (веселого)
52
53
54
55
Понимание содержания
песни на основе
характера ее мелодии и
текста (грустного)
«Жучка» детская песенкаразучивание
«Жучка» детская песенкапродолжение разучивания
«Цыплята» д.песенка
разучивание
«Цыплята» д.песенка
продолжение разучивания
д.песенка «Лошадка»
разучивание
д.песенка «Лошадка»
продолжение разучивания.
д.песенка «Лошадка»
продолжение разучивания.
«На параде» разучивание.
56
57
«На параде» разучивание.
58
59
60
Получение
эстетического
наслаждения от
собственного пения
61
«На параде» продолжение
разучивания.
«К нам приходит лето»
разучивание
«К нам приходит лето»
продолжение разучивания.
Повторение изученных песен
62
Повторение изученных песен
63
Повторение изученных песен.
64
65
Повторение изученных песен.
66
Повторение изученных песен.
Итого за учебный год 66 час.
Развитие умения передачи
словами внутреннего
содержания музыкальных
произведений.
Обучение детей игре на
ударно – шумовых
инструментах