Рабочая программа по учебному курсу Мир природы и человека 2 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З. В.
«_____» ______20____г.

УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Рабочая программа
по учебному курсу «Мир природы и человека»
2 класс
Основная базовая
(адаптированная)

Учитель: Еронина К.Г.
Кистенёва Н.А.
Золотова Н.С.
Серякова Е.Н.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
2024 г.

Учебный предмет «Мир природы и человека»
2 класс
Пояснительная записка.
Количество часов -1 ч в неделю, 34 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N
203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.
2021г. Об утверждении Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»

Программа ориентирована на использование учебника: Матвеева Н. Б., Котина М. С.,
Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 2 класс.
Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. « Живой мир» М.: Просвещение, 2014 .

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании
первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов; ―практического взаимодействия обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в
виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения закрепления
представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и
накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;
―постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность
учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Содержание тем учебного предмета (курса) «Мир природы и человека».
2 класс
34 часа в год
Сезонные изменения в природе.
Формирование представления о смене времён года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Название времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток.
Формирование представления о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание
водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром,
молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное
описание.
Растения и животные в разное время года. Наблюдения за растениями в разное время
года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов:
одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.
Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж.
Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года. Работа в саду, огороде. Поведение человека во
время грозы., дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных,
человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (з-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и
кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания.
Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты
в питании человека.
Растения садов и огородов Алтая.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки.
Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространённых в водоёмах села). внешний вид, среда
обитания, питание, образ жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека.
Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
 О простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и
человека;
 О растениях сада и огорода и их отличии;
 О разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних
животных;
 О роли питания в жизни человека;
 О гигиенических правилах;
 О сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
 О значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и
человека»
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения; -узнавание и называние изученных
объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видородовые понятия);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми;
-адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

Учебно-тематический планирование предмета «Мир природы и человека»
2 класс
Количество часов за уч. год -34 ч
Количество часов в неделю – 1ч.
№
урока

Название темы

Колво
час.

Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Мир
природы и человека»

1.

Сезонные изменения в природе.
Смена времён года.
Долгота дня и ночи в зимнее и
летнее время. Названия времён года.
Осень. Экскурсия в природу.
Осень рисунок по наблюдениям.
Явления и состояния неживой
природы: похолодание, дождь.
Наблюдение за растениями: тополь,
дуб, сирень, калина, шиповник.
Увядание трав. Экскурсия.
Работа в саду и огороде осенью.

1

Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды.
Первичные представления о
температуре, термометре.
Вода горячая и холодная.
Практическая работа «Наблюдение
за изменением температуры воды».
Значение воды для жизни растений,
животных и человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд.
Вода в природе: река, озеро (пруд),
болото.
Состояние воды зимой. Экскурсия
на водоём (болото). Рисунок «Зима»
по наблюдениям на экскурсии.
Сезонные изменения в природе.
Явления и состояния неживой
природы зимой. Наблюдение за
погодой зимой. Детские игры зимой.
Предупреждение травм и
несчастных случаев. Правила
поведения на зимних дорогах.
Наблюдение за зимующими птицами
подкормка: синица, сорока.
Живая природа. Растения.
Комнатные растения.
Названия и отличительные
признаки. Условия для жизни
растений.

1

Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование
чувства гордости за свою Родину; 2)формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
11)формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Программа
определяет
два
уровня
овладения
предметными
результатами:
минимальный
и
достаточный.
Достаточный
уровень
овладения
предметными
результатами не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам
(видородовые понятия); -называние сходных объектов,
отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе; -знание требований к
режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения; -знание основных правил личной гигиены и
выполнение их в повседневной жизни; -ухаживание за
комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
-составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
предложенному плану; -адекватное взаимодействие с

2.
3.
4.

5.

6.
7.
8.
9.

10.
11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.

1
1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

Растения влаголюбивые,
засухоустойчивые: традесканция,
кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые
19.
растения: фиалка, традесканция.
Уход за комнатными растениями.
20.
Огород. Овощи, их признаки. Овощи
21.
в питании человека.
Сад. Фрукты, их признаки. Фрукты в
22.
питании человека.
Животные.
23.
Домашние животные. Дикие
животные.
Сравнение домашних и диких
24.
животных: кошка – рысь, собака –
волк.
Необходимые условия для жизни
25.
домашних животных. Отношение
человека к животным.
Разнообразие пород кошек, их
26.
повадки. Разнообразие пород собак.
Их повадки.
27.
Рыбы. Внешний вид. Среда
обитания. Образ жизни. Польза от
рыбоводства и охрана рыбных
угодий.
Человек.
28.
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека.
Органы пищеварения: ротовая
29.
полость, пищевод, желудок,
кишечник.
Значение овощей и фруктов для
30.
правильного питания. Пища
человека. Правильное питание.
Режим питания. Питание и личная
31.
гигиена человека. Профилактика
пищевых отравлений.
Сезонные изменения в природе.
32.
Весна.
Явления природы весной. Появление
трав, цветов: одуванчик, ландыш..
Экскурсия. Появление перелётных
33.
птиц: скворцов, грачей. Наблюдение
за птицами
Повторение. Неживая и живая
34.
природа
Итого за учебный год 34 часов
18.

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на
улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в
натуральном виде в естественных условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам
с учетом различных оснований для классификации;
-знание отличительных существенных признаков групп
объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правила безопасного поведения в
природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
-проявление активности в организации совместной
деятельности и ситуативном общении с детьми;
-адекватное взаимодействие с объектами окружающего
мира;
-соблюдение
элементарных
санитарногигиенических норм.

Учебный предмет «Мир природы и человека» 2 класс
Перечень учебно-методической литературы

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 2 класс. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. «
Живой мир» М.: Просвещение, 2014.
Список литературы
Основная литература:
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
2. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О « Живой мир» Учебник для специальных
(коррекционных) школ VIII вида 2класс. Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О. «
Живой мир» М.: Просвещение, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».