Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З. В.
«_____» ______20____г.
УТВЕЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Рабочая программа
по учебному курсу «Чтение»
2 класс
Основная базовая
(адаптированная)
Учитель: Еронина К.Г.
Кистенёва Н.А.
Золотова Н.С.
Серякова Е.Н.
РАССМОТРЕНО
Протокол №___заседания МО учителей
от «___»____20____г.
Руководитель_________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г
2024 г.
Учебный предмет «Чтение» 1 класс
Пояснительная записка.
Количество часов - 4 ч в неделю, 136 ч в год.
Уровень программы – адаптированный.
Адаптированная рабочая
программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (приказ МОиН РФ №1599 от 19.12 2014 года), и реализует авторскую
программу под редакцией В.В. Воронковой.
Перечень нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N
203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав школы-интернат.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ №2 от 28.01.
2021г. Об
безопасности
утверждении
Сан
и безвредности
ПиН
1.2.3685-21
для человека
«Гигиенические
факторов
нормативы
среды обитания»
и требования
к обеспечению
СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.
2021г. Об утверждении Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4
классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
«Чтение» учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс, автор
Программа
ориентирована
на
использование
учебника:
– составитель: С.Ю.Ильина, А. К. Аксенова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение 2
класс, 1 и 2 часть» Москва «Просвещение», 2016 г.
В
младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности Обучение
чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них
коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет
выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражает
не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре
его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее
коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной
деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема
изучается в течение нескольких лет, создаются условия для постепенного наращивания
сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых
умений. Введение в программу добукварного периода обеспечивает коррекцию недостатков
речевого опыта учащихся, в том числе исправление различных нарушений речи школьников
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Содержание изучаемого предмета
Первое полугодие
Содержание чтения: короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в
школе, о школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни
животных и др.
Примерные лексические темы (на весь 2 класс): «Осень пришла – снова в школу пора», «В
гостях у сказки», «Почитаем — поиграем», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушказима», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идёт», «Чудесное рядом», «Лето
красное».
Техника чтения.
Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых по
содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты которых
даны в послоговой разбивке. Чтение слогов и слов, включённых в таблицы, для закрепления
и дифференциации слоговых структур, пройденных в 1 классе:
• слогов и слов со стечением согласных;
• слогов и слов с оппозиционными звуками;
• слогов и слов с разделительными ь и ъ;
• слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование звуковой культуры речи: закрепление правильного звукопроизношения,
развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и выполнения специальных
упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и коротких стихотворений вместе с
учителем! Сознательное чтение. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное
чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с
иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений с
голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Второе полугодие
Содержание чтения: небольшие по объёму произведения устного народного творчества:
сказки и отрывки из них: игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных
авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с
решением морально-этических проблем.
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в
них. Плавное чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных
слов текста (речевая зарядка). Соблюдение интонации конца предложения и пауз между
предложениями. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу
учителя. Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на адекватное
эмоциональное восприятие (кто из героев понравился; какой рассказ по настроению —
весёлый или грустный; что было страшного в рассказе и т. д.).Знакомство с новыми словами
с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Нахождение в тексте предложений, подтверждающих правильность ответа. Установление с
помощью учителя простых смысловых связей между событиями и поступками героев
Соотнесение предложений и абзацев текста с иллюстративным материалом. Элементарная
оценка прочитанного: хороший или плохой поступок, хорошее или плохое событие
(почему?). Опора в оценке на собственный опыт. Соотнесение содержания и его заглавия.
Использование наводящих вопросов для выяснения главной мысли произведения («Хорошо
или плохо поступили мальчики, не отогнав большую собаку от маленького котёнка?).
Развитие речи. Выработка умения правильно строить предложения при ответе на вопросы.
Правильное интонирование предложений по образцу учителя. Передача содержания
произведения по вопросам учителя или по заданиям в книге для чтения. Пересказ с опорой на
картинно-символический план к каждому предложению, на серию сюжетных картинок или
меловой рисунок на доске. Разучивание небольших стихотворений с голоса учителя,
выразительное их чтение по подражанию.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание
названия книги, её автора и основного содержания (о чём или о ком книга).Самостоятельное
чтение книг из классной библиотечки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление
выбора книги по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением её
результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги. Основные
требования к умениям учащихся за год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Чтение» 2 класс
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
4)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
7)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
8)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для
всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 1-2 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
выразительное чтение наизусть 2-3 стихотворений
Учебно-тематический планирование предмета «Чтение»
2 класс
Количество часов за уч. год -136 ч
Количество часов в неделю – 4ч.
№уро
ка
п/п
Колво
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30.
31.
32.
33.
1
1
1
1
34.
35.
1
1
Тема урока
Кончилось лето. Прочитай!
Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину
Первый урок
Мы рисуем
Грибной лес. Я. Аким. Прочитай!
Слон Бе- би. По В. Дурову
Птичья школа. Б.Заходер
Осенние подарки. По Н.Сладкову
В парке. Прочитай!
Падают, падают листья…М.Ивенсен
Осенний лес. По В.Корабельникову
Всякой вещи свое место. По К.Ушинскому. Прочитай!
Хозяин в доме. Д.Летнева
Зачем дети ходят в школу? По В.Голявкину Прочитай!
Серый вечер. По А.Тумбасову
Обобщающий урок по теме «Осень пришла – в школу
пора!»
Внеклассное чтение
Одна буква. По А.Шибаеву
Слоги (в сокращении) А.Усачёв. Прочитай!
Дразнилка. По С.Иванову
Черепаха. К.Чуковский
Шумный Ба-Бах. Дж.Ривз. Прочитай!
Загадки. Доскажи словечко.
Кто квакает, кто крякает, а кто каркает
Обобщающий урок по теме «Почитаем – поиграем»
Внеклассное чтение
Мышка вышла гулять. По Л.Толстому. Прочитай!
Волк и баран (Литовская сказка)
Сказка о том, как зайцы испугались серого волка. По
С.Прокофьевой
Рак и ворона (Литовская сказка)
Заяц и черепаха (Казахская сказка)
Благородный медведь (Мордовская сказка)
Прочитай! Как белка и заяц друг друга не узнали
(Якутская сказка)
Волк и ягнёнок (Армянская сказка)
Умей обождать! (Русская народная сказка)
Личностные и
предметные результаты
освоения учебного
предмета «Чтение»
Личностные
результаты
1)осознание себя как
гражданина России;
формирование чувства
гордости за свою Родину;
2)формирование
уважительного отношения
к иному мнению, истории
и культуре других
народов;
3)развитие адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
4)владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия;
5)способность к
осмыслению социального
окружения, своего места в
нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
6)принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
формирование и развитие
социально значимых
мотивов учебной
деятельности; 7)развитие
навыков сотрудничества с
взрослыми и
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Обобщающий урок по теме «В гостях у сказки »
Внеклассное чтение.
Умная собака (Индийская сказка). Прочитай!
Я домой пришла! По Э. Шиму
Лошадка (Русская народная присказка)
Кролики. По Е.Чарушину
Баран. В. Лифшиц
Прочитай! Храбрый утёнок. По Б.Житкову
Всё умеют сами. По Э.Шиму
Котёнок.
М. Бородицкая
Прочитай! Три котёнка. По В.Сутееву
Петушок с семьёй. По К.Ушинскому
Упрямые козлята
Пёс (в сокращении). В.Лифшиц
Обобщающий урок по теме «Животные рядом с нами».
Внеклассное чтение
Техника чтения
Первый снег (в сокращении). Я.Аким
Большой Снег. По Э.Киселёвой
Снежный колобок. По Н.Калининой
Снеговик-новосёл. По С. Вангели
Воробышкин домик. По Е.Шведеру
Зимние картинки (в сокращении). Г.Галина
Миша и Шура. Е.Самойлова
Купили снег. Ш.Галиев
Буратиний нос. По Г.Юдину
Живи, елочка! (сокращении).И. Токмакова
Про ёлки. По В.Сутееву
Коньки купили не напрасно. По В.Галявкину
Ромашки в январе. По М. Пляцковскому
Мороз и Заяц (Русская народная сказка)
Вьюга (Литовская народная сказка)
На лесной полянке. По Г.Скребицкому
Обобщающий урок по теме «Ой ты, зимушка-зима!».
Внеклассное чтение.
Коля заболел. По А.Митту
Подружки рассорились. Д. Летнёва
Вязальщик. По В.Голявкину
Самокат Г.Ладонщиков
Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э.Киселёвой
Торопливый ножик. По Е.Пермяку
Вьюга. По В.Сухомлинский
Трус. По И.Бутмину
Как я под партой сидел. По В.Голявкину
Петя мечтает. Б.Заходер
Мёд в кармане. По В.Витка
Канавка. По В.Донниковой
Назло Солнцу (Узбекская сказка)
Мостки. А.Барто
Песенка обо всём. По М.Дружининой
Лемеле хозяйничает. Л.Квитко
Неряха. По И.Туричину
Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо и что
такое плохо».
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
8)формирование
эстетических
потребностей, ценностей
и чувств; 9)развитие
этических чувств,
доброжелательности и
эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам
других людей;
Предметные результаты
Программа определяет два
уровня овладения
предметными
результатами:
минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень
овладения предметными
результатами не является
обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень
является обязательным
для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное
чтение текст вслух по
слогам и целыми словами;
пересказ содержания
прочитанного текста по
вопросам;
участие в коллективной
работе по оценке
поступков героев и
событий;
выразительное чтение
наизусть 1-2 коротких
стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после
предварительного
89.
Внеклассное чтение.
1
90.
Если снег повсюду тает…
1
91.
Март. Я. Аким
1
92.
Невидимка. По Ю. Ковалю
1
93.
Праздник мам. В.Берестов
1
94.
Подарок к празднику. По В.Драгунскому
1
95.
Снег и заяц (Бурятская сказка)
1
96.
Помощники весны. Г.Ладонщиков
1
97.
Лягушонок. По М.Пришвину
1
98.
Весна. Г.Ладонщиков
1
99.
Барсук. По Е.Чарушину
100. 1
Весенняя песенка. С. Маршак
101. 1
На краю леса. По И.Соколову-Микитову
1
102.
Подходящая вещь. По В.Голявкину
103. 1
Деньки стоят погожие. М.Пляцковский
104. 1
Ручей и камень. По С.Козлову
105. 1
Как птицы лису проучили(Русская народная сказка)
106. 1
Вкусный урок. По Т.Шарыгиной
107. 1
Почему скворец весёлый? С.Косенко
108. 1
Храбрый птенец. Э.Шим
109. 1
Кому пригодилась старая Митина шапка. По М.Быкову
110. 1
Обобщающий урок по теме «Весна идёт!».
111.
Внеклассное чтение.
Лосёнок. По Г. Цыферову
112. 1
Игра. О.Дриз
113. 1
Удивление первое. Г.Цыферов
114. 1
Осьминожек. По Г. Снегирёву
115. 1
Друзья. По С.Козлову
116. 1
Необыкновенная весна. По С.Козлову
117. 1
Не понимаю. Э.Мошковская
118. 1
Кот Иваныч. По Г.Скребицкому
119. 1
Золотой луг. По М.Пришвину
120. 1
Неродной сын. По В.Бианки
121. 1
Подарок. Ю.Кушак
122. 1
Всё здесь. Я.Тайц
123. 1
Небесный слон. По В.Бианки
124. 1
Обобщающий урок по теме «Чудесное рядом».
125. 1
126. 1
Ярко солнце светит
127. 1
Светляки. По И.Соколову – Микитову
128. 1
Петушок и солнышко. По Г.Цыферову
129. 1
Пошлым летом. И.Гамазкова
130. 1
Поход. С.Махотин
131. 1
Раки. По Е.Пермяку
1
132.
В гости к лету. В.Викторов
133. 1
Отчего так много света? И.Мазнин
134. 1
Обобщающий урок по теме «Лето красное».
135. 1
Внеклассное чтение.
Техника чтения
136. 1
Итого за учебный год 136 часов
анализа вслух
целыми словами
(сложные по
семантике и
структуре слова ―
по слогам) с
соблюдением пауз, с
соответствующим
тоном голоса и
темпом речи;
ответы на вопросы
учителя по
прочитанному тексту;
определение основной
мысли текста после
предварительного его
анализа;
определение главных
действующих лиц
произведения;
элементарная оценка их
поступков;
выразительное чтение
наизусть 2-3
стихотворений
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение»
2009.
2. Чтение 2 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида. В 1 ч. Ч.1(авт.-сост.
С.Ю. Ильина и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
3. Чтение 2 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида. В 2 ч. Ч.2(авт.-сост.
С.Ю. Ильина и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.