Рабочая программа по учебному курсу Сельскохозяйственный труд 9 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казённое образовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
интерната
__________ Кердяшова З.В.
«___» ____ 202__г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_______________ Тихонова М.В.
«____» ____ 202___г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
технология
(Сельскохозяйственный труд)
для обучающихся 9 класса
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант №1
Учитель: Ведерникова Е. П.
первая квалификационная категория

Протокол №

РАССМОТРЕНО
заседания МО учителей

от «____» _____________202__г.
Руководитель: ____________________
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №___ от «____»______202__ г.
с. Поим 2024 г.

1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету технология «Сельскохозяйственный труд» 9 класс разработана в соответствии:
- Федерального закона РФ « Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 « Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ( приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами освоения
АООП.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 « Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г.
Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
- Действующего Устава школы – интернат.
- Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой;
- Учебного плана образовательного учреждения.
Структура рабочей программы:
1.Пояснительная записка
1.1.Нормативная база
1.2.Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета
1.3.Общая характеристика учебного предмета
1.4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
1.5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
2. Основное содержание учебного предмета
3. Учебно-тематический план
4. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
5. Система оценивания результатов
6. Контрольно-измерительные материалы.
7. Календарно-тематическое планирование.
1.1. Нормативная база.
Настоящая образовательная программа по курсу «Сельскохозяйственный труд» составлена на основе учебного плана АООП УО (ИН) /вариант 1/
обучающихся 5 – 8 классов ФГОС ОО УО разработана на основе:




Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 кл. под редакцией доктора педагогических наук В. В.
Воронковой Москва, 2012 год
Адаптированной основной образовательной программы ГКОУ «Поимской школы-интерната» 2023г.

1.2. Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета
Цель рабочей программы: - допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.
Задачи рабочей программы:
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие
самостоятельности в труде", привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать только на
своем рабочем месте, убирать инвентарь по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы,
санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях с\х трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность, определять приемы работы и инструменты, нуж ные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых работ).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,
речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.
Уроки с\х труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых
школьников.
Рабочая программа является нормативно-правовым документом, обязательным для выполнения в полном объёме, предназначенным для
реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по сельскохозяйственному труду.
1.3. Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Сельскохозяйственный труд» является основным направлением трудового обучения в школе-интернате с. Поим.
Изучение предмета сельскохозяйственный труд в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующей цели:
допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида.
В процессе изучения предмета сельскохозяйственный труд решаются следующие задачи:
Образовательные:
- формировать знания учащихся о приёмах выращивания с/х растений и ухода за животными;
- формировать у учащихся навыков выполнения трудовых операций;
- формирование навыков последовательно выполнять практическую работу;

Коррекционные:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать недостатки трудовой деятельности;
- корригировать умение применять общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий;
- содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и
физической выносливости;
- способствовать выполнению учащимися практического задания самостоятельно;
Развивающие:
- совершенствовать умения и навыки работы с с/х инвентарём;
- развивать личностные качества учащихся, эмоционально – волевой сферы, навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;
Наряду с этими задачами на занятиях с\х трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
• коррекция мышления через анализ;
• коррекция мыслительных операций (логичность, последовательность);
• коррекция долговременной памяти (вспоминание, сравнение);
• коррекция памяти и внимания;
• коррекция волевых усилий;
• коррекция социального поведения.
Для реализации содержания по разделам «Растениеводство», которое включает « Овощеводство» и « Цветоводство» темы расширены и углублены, т.
к. в школе-интернате имеется учебно – материальная база для организации практической деятельности учащихся – школьный УОУ, теплица, кабинет
с/х труда (оснащён: наглядно – дидактическим материалом, наглядно – демонстрационным материалом, раздаточным материалом, макетами: фруктов,
овощей, домашних животных, домашней птицы, почвообрабатывающих и посевных с/х машин), пришкольная территория с цветочными клумбами,
рабатками и т. п. Темы по разделам «Животноводство» и «Механизация» сокращены, т.к. отсутствует материально – техническая база в школеинтернате. Образовательная область сельскохозяйственного труда является необходимым компонентом образования учащихся с ОВЗ, предоставляя
им возможность применить на практике знания по с/х труду. Предмет с/х труд изучается с 5-го по 9-ый класс данной ступени обучения.
Содержанием программы по направлению «Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным
образовательным линиям:
 культура труда;
 получение и использование учащимися информации;
 основы черчения, дизайна;
 элементы предпринимательства;
 знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
 влияние технологических процессов в с/х-ве на окружающую среду и здоровье человека;
Базовыми для программы по направлению « Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Каждый раздел
программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом
предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом
теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства –
сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы. Практические работы в
программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических
расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе
возможностями выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии.
При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста и в силу их психофизических особенностей.
Практическая деятельность при обучении с/х труду включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, но и
подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы
перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности. Большое
внимание обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций.
В программу 9 класса входят работы по уборке урожая томата и получение семян томата и огурца. На занятиях по растениеводству
учащиеся знакомятся с основами семеноводства, знакомятся с основами выращивания овощей в открытом грунте. А так же знакомятся с
основами ухода за молодым садом. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся с содержанием КРС в фермерском хозяйстве. На
занятиях по цветоводству учащиеся знакомятся с декоративно-цветущими комнатными растениями, а так же с выращиванием комнатных
растений (фиалки) и выращиванием рассады однолетних цветочных растений (агератум).
Основными формами проведения занятий являются практические работы, экскурсии, лабораторные работы, беседы – пояснения.
Интегративный характер содержания обучения с/х труду предполагает построение образовательного процесса на основе использования
межпредметных связей. Для обучения сельскохозяйственному труду наиболее важны связи с природоведением, естествознанием и математикой.
1.4 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В учебном плане АООП ОО УО (ИН) ВАРИАНТ 1 на изучение сельскохозяйственного труда в 9 классе отводится 8 часов в неделю, всего 272 часа.
Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в 9 классе: 34 учебных недели в
объеме 272 часа (8 часов в неделю).
1.5 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
 проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке сельскохозяйственный труд.
 желание выполнять практическое задание правильно, в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;
 умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в
выполнении практического задания;
 умение корригировать собственную деятельность по выполнению практического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным
учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;
 знание правил поведения в кабинете сельскохозяйственный труд , элементарные навыки безопасного использования необходимых с/х
инструментов;
 элементарные навыки самостоятельной работы с учебником сельскохозяйственный труд, другими дидактическими материалами;
 понимание связи отдельных сельскохозяйственных знаний с жизненными ситуациями; умение применять теоретические знания для решения
доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения
профильному труду (с помощью учителя);
 элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные
теоретические знания и умения.

Предметные результаты обучения.
Минимальный уровень:
 знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
 представления об основных свойствах используемых материалов;
 знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
 отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;
 представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины:
металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
 представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы;
 владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье,
пиление, строгание);
 чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
 представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
 понимание значения и ценности труда;
 понимание красоты труда и его результатов;
 заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
 понимание значимости организации рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
 выражение отношения к результатам собственной и чужой практической деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
 организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
 осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
 выслушивание предложений и мнений обучающихся, адекватное реагирование на них;
 комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
 проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
 осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
 выслушивание предложений и мнений обучающихся, адекватное реагирование на них;
 комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
 проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
 выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
 посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
 определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью
педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости
от задач предметно-практической деятельности;
 экономное расходование материалов;




планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
 осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
 понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Базовые учебные действия (БУД)
БУД составляют основу формирования учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Личностные УД:
 осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
 уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
 осознанно относиться к выбору профессии.
Регулятивные УД:
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
 осознавать познавательную задачу;
 читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника, рабочей тетради, другой
дополнительной литературе;
 осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
делать обобщения, выводы;
 выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
 понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
Коммуникативные УД:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого
действия используется следующая система оценивания:
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по
прямому указанию учителя;
4 - балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 - баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными
учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить
корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Система оценивания результатов.
Оценка - это процесс, деятельность (или действие) вербального оценивания или практического оценивания, не выраженного в баллах. Оценка - одно
из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.
Отметка (балл) - условное отражение оценки, выраженное в баллах, называется отметкой. В образовательном учреждении применима 5-бальная
система отметок:
«5» (отлично) – владеет материалом в полной мере;
«4» (хорошо) – владеет достаточно;
«3» (удовлетворительно) – владеет недостаточно;
«2» (неудовлетворительно) – не владеет учебным материалом. Отметка «неудовлетворительно» для обучающихся с умственной отсталостью
выставляется крайне редко: в тех случаях, когда ученик
может достичь минимального уровня усвоения программного материала, но не проявляет старания в учебной деятельности.
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
Показатель
0 баллов - Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - Смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла Способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов Самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности
ученика и овладении им социальным опытом. По критерию прочности предметные результаты могут оцениваться как удовлетворительные, хорошие
и очень хорошие (отличные). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов,
что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). Знание и умение обучающихся оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Письменная проверка знаний и умений обучающихся.
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается самостоятельность обучающегося,
особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными, либо комбинированными - это
зависит от цели работы, класса и объёма проверяемого материала. Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение
обучающимся требовалось 45 минут, причём за указанное время обучающиеся могли бы не только выполнить работу, но и проверить её. Оценка не
снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Оборудование:
- Ручной с/х инвентарь (лопаты, грабли, мотыги, вёдра, лейки, разбивочный шнур).
- Учебно – опытный участок, теплица, клумбы, рабатки.
- Наглядные пособия ( таблицы, плакаты, макеты, наглядно – демонстрационный материал,
наглядно – дидактический материал).

Тематический план
9 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Название темы
Работа на учебно – опытном участке. Уборка и учёт урожая томатов.
Уход за молодым садом.
Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая.
Осенняя обработка почвы.
Простейшая переработка овощей (капуста)

Количество часов
8
15
23
18
15

Учебно – тематическое планирование уроков технология (сельскохозяйственный труд) 9 класс
№
п\п
год

I.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
II.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

№
п\п
чет

Разделы и темы

Работа на учебно – опытном участке.
Уборка и учёт урожая томатов.
Уборка урожая томата.
Уборка томата и учёт урожая.
Получение семян томата.
Уборка плодов томата для получения семян.
Выделение семян из плодов томата.
Получение семян огурца.
Уборка семенников огурца.
Выделение семян из семенников огурца.
Уход за молодым садом.
Проверка состояния молодых посадок плодовых
деревьев.
Замена погибших молодых деревьев новыми
саженцами и подсыпка почвы в приствольных кругах
при оголении корневой шейки молодых деревьев.
Уход за молодым неплодоносящим садом.
Обработка почвы в приствольных кругах и полив
молодых деревьев.
Обработка почвы в приствольных кругах и полив
молодых деревьев.
Подготовка молодого сада к зиме.
Диагностическая контрольная работа.
Обвязка штамбов молодых плодовых деревьев толем.
Обрезка плодовых деревьев.
Формирование кроны молодого плодового дерева.

Кол Количество
часов
-во
теор
пра
часо
ия
кти
в
ка
8
3
5
1
1
1
1
1

Требования к уровню подготовленности учащихся
(к каждому разделу)

Формирование умений и навыков распознавания зрелых и
недозрелых плодов.
Формирование знаний распознавания томатов поражённых
фитофторой.
Формирование умений и навыков выборки семян из
перезревших плодов томата.

1
1
1
15

8

7

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формирование умений и навыков распознавания вида
плодового дерева; плодовой и листовой почки.
Формирование знаний проверки
состояния молодых плодовых деревьев.
Формирование умений и навыков рыхления почвы в
приствольных кругах и удобрения почвы в приствольных
кругах.
Формирование умений и навыков правильной обрезки
плодовых деревьев.

22.
23.
III
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
IV.
47.

Обрезка ветвей молодого плодового дерева на почку.
Уборка столовых корнеплодов и учёт урожая.
Сроки и способы уборки корнеплодов
Правила подкапывания и обрезка столовых
корнеплодов.
Уборка урожая моркови.

23

1
1
20

3
1
1

Формирование знаний правильного подкапывания
столовых корнеплодов.
Формирование умений и навыков уборки столовых
корнеплодов (моркови).Формирование умений и навыков
определения подсчёта урожая моркови.
Формирование знаний определения нестандартной
продукции.
Формирование умений и навыков определения
нестандартной продукции.
Формирование умений и навыков уборки столовых
корнеплодов (столовая свекла)
Формирование умений и навыков определения и подсчёта
урожая столовой свеклы.
Формирование умений и навыков правильной перекопки
почвы лопатой.

1
1
1

Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из
рядков, складывание в кучу ботвой в одну сторону,
обрезка ботвы.

1
Способы учёта урожая столовых корнеплодов.
Уборка урожая столовой свеклы.

1
1

Подкапывание корнеплодов свеклы и уборка из
рядков, складывание в кучу ботвой в одну сторону,
обрезка ботвы.

1

1
1
1

Учёт урожая в корзинах и вёдрах .
Определение массы столовых корнеплодов в одном
ведре и в одной корзине.
Подсчёт общей массы урожая и расчёт урожайности.

1
1
1
1
1

Отбор нестандартной продукции.
Закладка корнеплодов свеклы в овощехранилище,
засыпка отсеков песком и колючкой.

1
1
1
1
1
1

Уборка послеурожайных остатков с участка.

Осенняя обработка почвы.
Требования к качеству вспашки. Дно и стенка

18

4
1

14
Формирование знаний определения дна и стенки борозды.

48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
V.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

борозды.
Открытая и закрытая борозда. Глубина вспашки.
Вскапывание почвы на пришкольном участке
лопатами. Участок №1

1
1
1
1
1
1

Вскапывание почвы на пришкольном участке
лопатами. Участок №2

1
1
1
Обработка почвы конным плугом.
Обработка почвы с помощью мотоблока.
Контрольная практическая работа по итогам
четверти.
Вскапывание почвы на пришкольном участке
лопатами. Участок №3

1
1
1

Формирование умений и навыков правильной обработки
почвы лопатой.

Формирование умений и навыков правильной обработки
почвы лопатой.

Формирование умений и навыков обработки почвы
мотоблоком и плугом.

1
1
1

Вскапывание почвы на пришкольном участке
лопатами. Участок №4.
Простейшая переработка овощей (капуста)
Виды переработки овощей: соление, квашение,
консервирование.
Санитарно-гигиенические требования при
переработке овощей. Тара для квашения капусты.
Подготовка тары, очистка кочанов и их взвешивание,
подсчёт соли и её отвешивание.

1
10

5
1

1
5
Формирование знаний переработки овощей.

1
1

Формирование умений и навыков квашения капусты.
1
1

Норма соли и специй. Условия, необходимые для
квашения капусты и её хранения.
Резка моркови и капусты, посыпка солью, укропом,
складывание в бочки, утрамбовка.

1
1

Формирование знаний норм соли и специй при квашении
капусты.
Формирование умений и навыков квашения капусты со

72.
73.
74.
VI.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.

82.
83.
84.
VII
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

1
Правила соблюдаемые при квашении капусты.
Наблюдение за брожением капусты.
Обмолот и расфасовка мелкосеменных семян
цветов ( агератум) собранных осенью
Обмолот семян цветочных растений : цель, правила,
приспособления.

специями.

1
10

6

1
4

1
1
1
1

Изготовление бумажных пакетиков и полотняных
мешочков для фасовки семян.

1
1

Признаки доброкачественности и сортировка семян.
Использование объёмных предметов (напёрсток,
чайная ложка) для фасовки семян.

Формирование знаний правильного обмолота цветочных
растений.
Формирование умений и навыков определения признаков
доброкачественности и сортировки
семян.
Формирование умений и навыков определения вида,
качества и объёма семян, а также обмолота и очистки
семян.

1

1
Разбор, очистка, сортировка, фасовка семян в
бумажные пакетики и полотняные мешочки
Сортировка лука-севка
Условия хранения лука-севка.
Сорта лука- севка.
Необходимость тщательного просушивания лукасевка для его сохранности до весны.

Определение срока окончания сушки по степени
засыхания листьев и шейки лука.

1
11

7
1
1
1

1
4

1
1
1
1

Обрезка сухих листьев ножницами, отбор
нестандартной продукции.
Подсчёт урожая и урожайности лука с 1м/2.
Сортировка лука.
Взвешивание лука-севка после просушки и обрезки.

1
1
1
1

Формирование знаний распознавания сортов лука- севка.
Формирование знаний определения по срокам сушки лукасевка.
Формирование умений и навыков отбора нестандартной
продукции, подсчёт урожая лука с 1 м 2 и сортировка лука.

VIII
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
IX.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.

Овощеводство. Выращивание томата в открытом
грунте.
Строение растений томата.
Основные сорта томатов: скороспелые,
среднеспелые, позднеспелые.
Изготовление пакетиков для семян томатов.

18

12

6

1
1
1
1

Томат - как однолетнее растение.
Выращивание томата в открытом грунте в
центральных районах.
Выращивание томата в открытом грунте в южных
районах.
Механизация посева томата.
Уход за растениями томата в открытом грунте.

1
1
1
1
1
1
1
1

Подкормка растений томата.
Сортировка семян томата ( разбор на гнилые,
повреждённые, мелкие).

1

Сортировка и расфасовка семян в пакеты.

1
1
1

Вредители растений томата и борьба с ними.
Рассадный и без рассадный способ, выращивания
томата.
Выращивание томата в защищённом грунте.
Биологические особенности томата, выращиваемого
в защищённом грунте.
Сорта томатов для защищённого грунта.
Значение парника и теплицы в овощеводстве.
Выращивание рассады в теплицах, высадка, уход за
растениями томата в теплице.
Выращивание томатов в зимних теплицах.
Устройство и обогрев теплицы весенней и зимней.
Регуляция температуры в теплице.
Контрольная работа по итогам четверти.

Формирование знаний распознавания основных сортов
томата.
Формирование умений и навыков изготовления пакетов
для семян томата.
Формирование знаний выращивания томатов в
центральных и южных районах.
Формирование умений и навыков выемки семян из томатов
и правильной просушки семян.
Формирование умений и навыков разбора и сортировки
семян томатов.
Формирование знаний выращивания томатов рассадным и
безрассадным способом.
Формирование умений и навыков взвешивания на весах
определённого количества семян томата.

1
1
14

14
1
1
1
1
1
1
1

Формирование знаний определения сортов томата для
теплиц.
Формирование знаний выращивания рассады томатов в
теплицах.
Формирование умений и навыков подготовки земляной
смеси для томатов.
Формирование знаний распознавания различных видов
защищённого грунта.
Формирование умений и навыков ухода за всходами
томатов.

121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
X.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.

Теплицы стеллажная и грунтовая.
Повторение. Тепличные грунты.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Повторение.
Выращивание телят и молодняка крупного
рогатого скота.
Выращивание телят в профилакторный период.

29

1
1
1
1
1
1
1
16

.

13

1
1

Кормление телёнка и уход за ним в профилакторный
период.

1
1

Выращивание телят в молочный период.

1
1
1
1

Приготовление овсяного киселя и скармливание его
телятам.

1
1
1

Подготовка немолочных кормов и скармливание их
телятам.

1
1

Приготовление картофельного пюре и скармливание
его телятам.

1
1

Ежедневная уборка телятника для содержания телят
молочного периода.

1
Желудочно-кишечные заболевания у телят в
молочный период и меры их предупреждения.
Выращивание тёлок для ремонта стада.
Откорм молодняка крупного рогатого скота.

1
1
1
1
1

Формирование знаний выращивания телят и молодняка
крупного рогатого скота.
Формирование умений и навыков кормления телят и уход
за ними в профилакторный период.
Формирование знаний выращивания телят в молочный
период.
Формирование знаний желудочно-кишечных заболеваний
у телят в молочный период и меры их предупреждения.
Формирование знаний выращивания тёлок для ремонта
стада.

149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
XI
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
XII
177.

1
1
1
1

Правила безопасной работы при уходе за бычками на
откорм.

1
Уборка помещения и выгульного двора для бычков
на откорм.

1
1

Подготовка кормов к скармливанию и дневное
кормление бычков на откорм.
Пастбищное содержание крупного рогатого скота.
Сведения о пастбищах.

1
20

Кормовые травы пастбища.
Ядовитые травы пастбищ.
Пастьба коров.
Способы пастьбы.

14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Пастьба коров.

Формирование знаний о кормовых травах пастбища.
Формирование знаний о ядовитых травах пастбищ.
Формирование умений и навыков к подготовке телят к
выпасу на пастбище.

1
1

Пастьба телят.

1
1
1
1

Правила пастьбы телят.
Подготовка телят к выпасу на пастбище.
Пастьба телят.
Выращивание рассады однолетних цветочных
растений.
Общее представление об органах цветкового
растения (корень, стебель, лист, цветок)

6

10

4
1

1
1
1
1
6

Формирование знаний общего представления органов
однолетнего цветкового растения.
Формирование знаний о сроках посева семян однолетних
цветковых растений.

178.
179.
180.
181.
182.
183.

184.
185.
186.
XIII
187.
188.
189.
190.
191.

Разнообразие и форма стеблей и листьев. Виды листа.
Особенности цветковых растений (корневища,
луковица, клубень, корнеклубни).
Сортировка посева семян однолетних цветковых
растений. Состав почвенной смеси.
Подготовка ящиков для посева.
Подготовка почвенной смеси.
Набивка посевных ящиков смесью.
Прогревание ящиков, разметка рядков, раскладка
семян, заделка семян почвой, полив, укрытие
плёнкой.

Выращивание огурца в защищённом грунте.
Сорта и гибриды огурца для защищённого грунта.
Выращивание огурца в зимних теплицах.
Малообъёмная технология выращивания огурца в
зимних теплицах.

192.
193.
194.

Весенние теплицы и их подготовка к новому сезону.

195.

Подготовка весенней теплицы к новому сезону
выращивания овощей.

196.
197.
198.
199.
200.
201.
202.
203.

Формирование умений и навыков составления почвенной
смеси для посева однолетних цветковых растений.
Формирование умений и навыков разметки рядков для
посева семян однолетних цветковых растений.

1
1
1
1
1
1

26

18
1
1
1
1
1

1
1
1
8
Формирование знаний выращивания огурца в защищённом
грунте.
Формирование знаний выращивания огурца в зимних
теплицах.
Формирование знаний малообъёмной технологии
выращивания огурца в зимних теплицах.
Формирование знаний выращивания рассады огурца для
весенних теплиц.
Формирование умений и навыков выращивания огурца в
весенней теплице.
Формирование умений и навыков выращивания огурца
под плёночными укрытиями.

1
1
1

1
1

Выращивание рассады огурца для весенних теплиц.

1
1

Выращивание рассады огурца для весенней теплицы.
Выращивание огурца в весенних теплицах.
Вредители растений огурца в защищённом грунте.

1
1
1
1
1

204.
205.
206.
207.
208.
209.
210.
211.
212.
XIV
213.
214.
215.
216.
217.
218.
219.
220.
221.
222.
223.
224.
XV
225.
226.
227.

1
1
1

Болезни растений огурца в защищённом грунте.
Выращивание огурца в весенней теплице.

Выращивание огурца под плёночными укрытиями.
Контрольная работа по итогам четверти.
Лошади.
Значение и особенности лошадей.

1
1
1
1

12

Породы лошадей.
Содержание рабочих лошадей и уход за ними.
Кормление рабочих лошадей.
Одноконная упряжь и запряжка рабочих лошадей.
Запряжка рабочих лошадей.
Посев семян томата на рассаду в парнике.
Сроки посева семян томатов.
Целесообразность выращивания томата в школьных
условиях.
Сорта семян томата, выращиваемые в местных
условиях.

228.
229.
230.
231.

Глубина набивки котлована парника навозом.
Правила укладки навоза.
Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован.

232.
233.
234.

Добавка навоза после осаждения.
Подготовка земляной смеси для парника.
Полив раствором марганца.

12

1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1

Формирование знаний
Формирование знаний
Формирование знаний
уход за ними.
Формирование знаний

6

1
1
1
1
1
1
1
1

о значении и особенности лошадей.
о породах лошадей.
о содержании рабочих лошадей и
кормления рабочих лошадей.

Формирование знаний целесообразности выращивания
томатов в школьных условиях.
Формирование знаний набивки парника навозом и
правильной укладки навоза.
Формирование умений и навыков подготовки земляной
смеси для посева томатов в парнике.

250.

Разметка посевных рядков.
Раскладка и заделка семян, полив тёплой водой.
Формирование кроны молодого плодового дерева.
Формирование кроны молодого дерева
( скелетные и обрастающие ветви). Форма кроны
дерева.
Способы обрезки ветвей у плодового дерева. Обрезка
и укорачивание ветвей.
Влияние плодородия почвы и погоды на урожай
плодовых деревьев. Высокорослые и карликовые
плодовые деревья.
Обрезка.
Обрезка и укорачивание ветвей. Влияние обрезки
ветвей на урожайность.
Обрезка и укорачивание ветвей плодовых деревьев
по меловым отметкам. Внесение органических
удобрений в приствольные круги.
Перекопка приствольных кругов плодовых деревьев.
Побелка стволов.
Работа на учебно – опытном участке (весенние
работы). Выращивание лука- севка.
Особенности роста и развития растений лука.
Виды лука.
Подготовка лука- чернушки к посадке.
Способы посева лука- чернушки. Уход за посевом
лука- чернушки.
Подготовка почвы под посев лука- чернушки
(перекопка, боронование)
Разметка лент под посев лука- чернушки.

251.
252.
XVШ.
253.
254.
255.
256.

Замачивание в растворе марганца, просушка.
Посев лука- чернушки ленточным способом, полив.
Выращивание репчатого лука.
Виды лука.
Подготовка лука- севка для посадки.
Способы посадки лука- севка.
Подготовка почвы для посадки лука- севка

235.
236.
XVI.
237.

238.
239.

240.
241.
242.

243.
244.
XVII.
245.
246.
247.
248.
249.

8

5
1

1
1
3

1
1

Формирование знаний способа обрезки ветвей у плодового
дерева.
Формирование знаний
укорачивания ветвей плодового дерева и влияния обрезки
ветвей на урожайность.
Формирование умений и навыков обрезки и укорачивания
ветвей плодовых деревьев.
Формирование умений и навыков перекопки приствольных
кругов плодовых деревьев.

1
1
1

8

4

1
1
4

1
1
1
1
1

Формирование знаний роста и развития растений лука.
Формирование знаний о способах посева лука- чернушки.
Формирование умений и навыков подготовки почвы под
посев лука- чернушки.
Формирование умений и навыков посева лука- чернушки
ленточным способом.

1

6

3
1
1
1

1
1
3

1

Формирование знаний условия хранения лука-севка для
получения качественного урожая и способов посадки лукасевка.
Формирование умений и навыков перекопки почвы для
посадки лука- севка.

258.

( перекопка, внесение удобрений, боронование)
Разметка лент для посадки лука- севка с помощью
мотыги, шнура, колышков, разбивка на рядки.
Посадка.
Контрольная работа за четверть.

XIX.
259.
260.

Высадка рассады цветковых растений в цветник.
Сроки высадки рассады цветковых растений.
Размещение цветковых растений в цветнике.

257.

1

Формирование умений и навыков разметки и разбивки
почвы на ленты для посадки лука- севка.

1

7

4
1
1

3

Формирование знаний о сроках высадки рассады
различных цветковых растений, правил посадки цветковых
растений.

261.
262.
263.
264.
265.
XX.
266.
267.
268.
269.
270.
271.
272.
Итого:

Правила высадки рассады и способы разметки
посадочных рядков на клумбе.
Высадка рассады и семян цветочных растений.
Посев семян цветочных растений.
Высадка рассады цветочных растений.
Высадка рассады томатов в открытый грунт.
Сроки высадки рассады томата в открытый грунт.
Расстояние между рядами и между растениями в
ряду.
Перегной, как лучшее органическое удобрение под
томаты.
Вредители и болезни томата и меры борьбы с ними.
Внесение перегноя в почву перед вскопкой участка
под томаты.
Перекопка почвы.
Высадка рассады томата в открытый грунт.

1
1
1
1
1
7

4
1
1

Формирование знаний о сроках высадки рассады томатов в
открытый грунт.
Формирование умений и навыков выкопки лунок по
разметке для томатов.
Формирование умений и навыков посадки томата в лунки.

3

1
1
1

272

153

Формирование умений и навыков посадки рассады
цветковых растений на клумбе.
Формирование умений и навыков высадки рассады цветов
на клумбы.

1
1
119


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».