Логопедические занятия 8-9 классы

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская школаинтернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора поУВР

Директор школы-интерната

_________З.В.Кердяшова

______________М.В.Тихонова

28 августа 2024 г.

30 августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
(для обучающихся 1 – 4 классов с системным недоразвитием речи
легкой и средней степени на фоне интеллектуальной недостаточности )
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Учитель-логопед Прасулова Н.М.
Высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
От 28 августа 2024 г.
Руководитель__________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №1 от 29.августа 2024 г.

с.Поим 2024 г

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» предназначена для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), обучающимися в 8- 9 классах по адаптированным образовательным программам, и разработана на
основе следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденная приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным
санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. №
38528.
 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В.Воронковой –
М.: ВЛАДОС, 2000 г.
 Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
 Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
 Учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1) обучающихся 5-9
класса ФГОС ОО УО Государственного казенного
общеобразовательного учреждения Пензенской области «Поимская школа – интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам».
 Сборник « Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вариант 1. под редакцией Якубовской Э.В.– М.: Просвещение, 2023;
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» составлена на основе Требований к результатам освоения АООП и
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» способствует реализации рабочей программы воспитания ГКОУ «Поимская
школа-интернат» через использование воспитательного потенциала каждого занятия (инвариантный модуль «Организация коррекционноразвивающей среды»).

Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение
речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
 повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
 закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в коррекционно-развивающую область (коррекционные занятия) и
представлен в 8-9 классах с расчетом 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
 развитие желания вступать в устную коммуникацию для межличностного
 взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
 деятельности;
 умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами русского языка;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
 производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
 дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
 различать гласные и согласные в слове на слух;

образовывать новые слова разными способами;
правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числе и падеже, глаголы в роде и числе;
употреблять личные местоимения в нужной форме;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи;
интонационно оформлять высказывание;
читать правильно, осознанно, целыми словами;
писать под диктовку простой текст;
активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
 быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
 подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость;
 знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова;
 пользоваться различными способами словообразования
и словоизменения;
 осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
 различать и уметь употреблять различные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
 пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
 анализировать речь (на уровне текста, предложения);
 конструировать предложения разных видов и использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль;
 писать изложения и сочинения;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
 владеть различными видами пересказа;
 писать под диктовку тексты (60-65 слов);
 активизировать усвоенную лексику через речевую практику.












Базовые учебные действия
На логопедических занятиях формируются следующие базовые учебные действия:
 личностные учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.

 коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
 регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
 познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному курсу
«Логопедические занятия» в 8-9 классах
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;

 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и
контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию
ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных
работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной
речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения,
характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более
дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней
успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
 высокий – 100 -80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
Полученные значения позволяют отследить динамику речевого развития обучающегося.

Содержание обучения
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых
норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка
(уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и
совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного
высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными
компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения,
при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих
заданий.
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.
Содержание разделов в 8 классе
№
п/п

Название раздела

Количество
часов

1.

Обследование устной и письменной речи

8

2.

Звуки и буквы

4

3.

Предложение. Текст

12

4.

Состав слова

6

5.

Слово

29

6.

Связная устная речь

22

7.

Связная письменная речь

10

8.

Работа над выразительностью чтения

4

9

Обследование устной и письменной речи в конце года

7

Итого

102

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

1.

2.

3.

4.
5.

Название темы

Кол- Предметное содержание
во
часов
1. Обследование устной и письменной речи – 8 часов
Обследование грамматического строя речи
2
Выявление понимания и правильности построения грамматической
структуры предложения; использования падежных форм
существительных; правильное употребление рода различных
частей речи; форм единственного и множественного числа
Обследование словарного запаса и связной
2
Выявление уровня
речи
сформированности развернутого самостоятельного высказывания и
объема словарного запаса
Обследование навыка чтения
2
Чтение текстов.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Пересказ прочитанного текста
Обследование навыка письма
2
Написание диктанта
2. Звуки и буквы – 4 часа
Акустические и артикуляционные свойства
2
Сопоставление и сравнение группы гласных звуков.
гласных и согласных звуков
Признаки и роль в речи гласных и согласных.
Различение на слух и правильное воспроизведение в речи
смыслоразличительных звуковых единиц (гласные: ударные безударные, согласные: твердые - мягкие, звонкие – глухие,
шипящие, свистящие, соноры) Выделение звука на фоне полного слова.
Определение последовательности звуков в словах.

6.

7.

8.

9.

10.

Элементарный фонетический разбор.
Развитие слухового восприятия
Правописание разделительных мягкого и
2
Уточнение и расширение знаний о мягком и твердом
твердого знаков в словах
разделительных знаках.
Различение слитного и
раздельного произношения, звучания слогов, слов с разделительным
твердым и мягким знаками.
Закрепление представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь
разделительный знак.
Развитие навыка
фонематического анализа слов
3. Предложение. Текст – 12 часов
Выделение признаков связного текста. Тема
1
Формирование умения отличать текст от группы предложений.
текста.
Выделение признаков связного текста.
Основная мысль текста
Определение темы текста. Развитие умения выделять средства связи
предложений в тексте.
Развитие чувства языка
Составление предложений из слов.
2
Составление связного текста из отдельных предложений.
Объединение их в связный текст
Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный
порядок слов.
Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к
тексту.
Развитие ориентировки в языковом материале
Деление сплошного текста на отдельные
2
Развитие умения находить границы предложения в не пунктируемом
предложения.
тексте по интонации.
Обозначение границ
Выделение предложений из текста.
предложения на письме
Установление смысловой связи слов в предложении.
Обозначение границ предложения.
Правильное употребление знаков препинания (.,?,!) в конце
предложения.
Развитие слухового вербального анализа
Работа с
2
Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя
деформированны ми
правильные словоформы и
предложениями текста.
вставляя пропущенные предлоги
Грамматическое оформление предложений с
пропущенными

11.

12.

13.

14.

словами
Работа с
деформированными
предложениями текста.
Грамматическое оформление предложений с
повторяющимися словами
Работа с
деформированны ми
предложениями текста.
Грамматическое оформление предложений с
нарушенным порядком слов
Составление связного текста из
деформированных предложений,
данных в правильной грамматической форме
Составление связного текста из
деформированных предложений,
данных в начальной форме

2

1

Формирование умения находить и исправлять речевые и неречевые
(логические) ошибки в предложениях.
Развитие умения составлять сложноподчиненные
предложения из простых. Развитие умения грамотно выражать свои
мысли.
Развитие чувства языка.
Закрепление умения находить и исправлять речевые ошибки в
предложениях.
Развитие умения грамотно выражать свои мысли.
Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления

Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.
Объединение предложений в связный текст.
Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления
1
Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.
Объединение предложений в связный текст.
Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления
4. Состав слова – 6 часов
1
Составляют родственные слова с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс, окончание).
1

15.

Состав слова. Анализ слова по морфемам

16.

Правописание слов с удвоенными
согласными

1

17.

Словообразование слов с помощью
приставок и суффиксов

1

18.

Сложные слова. Правописание сложных слов
с помощью
соединительных гласных звуков

1

Образуют от основ существительных однокоренные слова с удвоенными
согласными с помощью учителя-логопеда.
Упражняются в написании слов с двойными согласными
Закрепление знаний и практических способов словообразования слов
различных частей речи. Формирование умения определять способ
словообразования.
Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и
логического мышления
Закрепление умения образовывать сложные слова путем слияния двух
основ.
Определение корней в сложных словах.
Правильное написание соединительной гласной в сложных словах.
Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами.
Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и

19.

Безударные гласные звуки. Правописание и
способы проверки одной и двух
безударных звуков в словах

20.

Парные звонкие и глухие согласные.
Правописание и способы проверки в словах

21.

Грамматические признаки имени
существительного
Значение имени существительного в речи

22.

Согласование имен существительных с
местоимениями

23.

Правописание имен существительных
мужского и
женского рода с шипящей на конце в
единственном числе и Р.П. множественного
числа
Слова, обозначающие предметы – имена

24.

логического мышления
1
Закрепление правописания одной или двух безударных гласных в корне
слова, проверяемых ударением.
Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах.
Запись слов с пропущенными буквами.
Запись слов с безударными гласными под диктовку.
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие фонематического слуха и восприятия
1
Закрепление умения объяснять правописание слов со звонкими глухими
согласными звуками на конце и в середине слов.
Отработка способов проверки написания слов с помощью
словоизменения и словообразования.
Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и
восприятия
5. Слово - 29 часов
1
Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет.
Совершенствование навыка
дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета.
Развитие умения ставить вопрос к имени существительному.
Употребление в речи в
различных формах в зависимости от связи с другими словами.
Обогащение и расширение словарного запаса.
Развитие зрительного внимания и памяти
1
Развитие умения находить в предложениях и тексте личные
местоимения.
Закрепление умения согласовывать имена
существительные единственного и множественного числа с
местоимениями.
Упражнения в правильном употреблении местоимений в предложении.
Развитие чувства языка
1
Закрепление правописания имен существительных мужского и
женского рода с шипящей на конце.
Развитие орфографической зоркости и чувства языка

1

Закрепление и расширение понятия «антонимы».

существительные. Антонимы

25.

Тренировочные упражнения в выделении
слов- антонимов, обозначающих предмет

1

26.

Слова, обозначающие предметы – имена
существительные. Синонимы

1

27.

Тренировочные упражнения в выделении
слов синонимов, обозначающих предмет

1

28.

Слова, обозначающие предметы – имена
существительные. Омонимы

1

29.

Слова, обозначающие признаки
предметов – имя прилагательное. Значение
имени прилагательного

1

30.

Слова, обозначающие признаки
предметов – имя прилагательное.

1

Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов антонимов из предложенных слов
Составление предложений с антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и
употребления слов- антонимов в речи.
Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к именам
существительным.
Составление предложений с синонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы.
Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся
слово.
Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о словах омонимах.
Работа над семантикой слова (соотнесение слова и
предмета).
Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения
слышать в речи и выделять многозначные слова.
Развитие чувства языка.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи.
Умение находить слова- признаки в предложении и тексте по вопросам.
Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных,
сравнительной степени прилагательных.
Развитие практического навыка в подборе имен
прилагательных
Развитие слухового внимания и памяти
Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов.
Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен

Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде, числе и
падеже

31.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные.
Антонимы

1

32.

Имена прилагательные антонимы,
тренировочные упражнения в их выделении

1

33.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные.
Синонимы

1

34.

Имена прилагательные синонимы,
тренировочные упражнения в их подборе

1

35.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные.
Многозначность прилагательных

1

36.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные. Образные
слова и выражения

1

существительных с именами прилагательными.
Развитие умения находить в предложении сочетания имени
существительного с именем прилагательным.
Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний
имен
прилагательных с именем
Закрепление понятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов антонимов из предложенных слов
Составление предложений с антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Закрепление навыка правильного распознавания, подбора и
употребления слов- антонимов в речи.
Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным.
Составление предложений с
Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы.
Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся
слово.
Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о словах омонимах.
Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов
Чтение стихотворений с многозначными словами.
Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова.
Правильное построение высказывания в соответствии с его значением.
Расширение пассивного и активного словарного запаса.
Развитие чувства языка
Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.
Развитие правильного употребления образных слов и выражений,
которые влияют на яркость и выразительность.

37.

Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Значение глагола.

1

38.

Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Словообразование глаголов – образование
слов, обозначающих
действие предмета, при помощи приставок

1

39.

Правописание разделительного твердого
знака в приставках в именах
существительных и глаголов,
оканчивающихся на согласный звук

1

40.

Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Согласование слов, обозначающих действие
предмета, со словами, обозначающими
предмет, в роде и числе
Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Согласование слов, обозначающих действие
предмета, с личными местоимениями в числе
и лице
Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Антонимы

1

41.

42.

Расширение пассивного и
активного словарного запаса. Развитие чувства языка
Определение синтаксической роли глагола в речи.
Закрепление умения ставить к глаголу вопрос.
Развитие практического навыка в подборе глаголов к именам
существительным Развитие слухового внимания и памяти
Закрепление умения образовывать глаголы префиксальным способом.
Выделение приставки в глаголах. Развитие умения подбирать
подходящую по смыслу
предложения приставку в слова, обозначающие действие предмета.
Развитие и обогащение словарного запаса.
Развитие чувства языка
Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака в
приставках.
Различение раздельного и слитного произношения и звучания глаголов с
приставкой на согласный.
Формирование навыка
фонематического анализа слов и орфографической зоркости
Закрепление умения согласовывать глаголы
прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.
Уточнение и обогащение словарного запаса.
Совершенствование навыков грамматического оформления речи

1

Практическое усвоение навыка согласования глагола с личными
местоимениями.
Изменение словосочетаний глаголов с местоимениями. Развитие чувства
языка и укрепление речевого внимания

1

Закрепление понятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов антонимов из предложенных слов.
Словообразование глаголов префиксальным способом. Составление
предложений с антонимами.
Игра «Скажи наоборот»
Расширение пассивного и активного словарного запаса

43.

Тренировочные упражнения на нахождение
антонимов в контексте

1

44.

Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Синонимы

1

45.

Тренировочные упражнения на развитие
умения подбирать синонимы к словам,
обозначающим действие
предмета

1

46.

Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Многозначность глаголов

1

47.

Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Образные слова

1

48.

Фразеологизмы. Фразеологически е обороты

2

Закрепление навыка правильного распознавания, подбора и
употребления слов- антонимов в речи.
Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к глаголам. Составление
предложений с синонимами.
Игра «Подбери словечко» Расширение пассивного и активного
словарного запаса
Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы.
Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся
слово.
Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о словах омонимах.
Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения
слышать в речи и выделять многозначные слова.
Правильное построение высказывания в соответствии с его значением.
Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие
чувства языка
Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.
Развитие правильного употребления образных слов и выражений,
которые влияют на яркость и выразительность.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса. Развитие чувства языка
Формирование понятия
«фразеологизм»,
«фразеологический оборот»,
«крылатые слова и выражения».
Усвоение признака
фразеологического оборота – устойчивость.
Уточнение лексического и грамматического значения фразеологических
оборотов. Обогащение пассивного и активного словаря
фразеологизмами

49.

50.

6. Связная устная речь – 22 часов
Закрепление умения составлять связный рассказ из предложений.
Составление рассказа из данных
2
Развитие умения определять тему и главную мысль рассказа. Беседа по
предложений. Определение темы, главной
рассказу.
мысли рассказа
Развитие навыка связной устной речи
Составление плана рассказа. Определение
типа текста

2

Развитие умения делить текст на части.
Определение типа текста. Выделение основной мысли рассказа.
Озаглавливание рассказа. Составление плана рассказа.

51.

Устное сочинение. Составление рассказа по

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по плану.
Беседа по рассказу. Развитие умения использовать в тексте
распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной
связной речи.

данному плану

Обогащение и развитие словарного запаса
52.

Устное сочинение. Составление рассказа по
опорным словам

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по опорным
словам. Составление связного высказывания по опорным словам, и
словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на
материале группы родственных слов.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между
предложениями. Развитие навыков устной связной речи.

53.

Устное сочинение. Составление рассказаописания

2

54.

Устное сочинение. Составление рассказа по
вопросам

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по вопросам
учителя-логопеда.
Беседа по рассказу. Развитие умения составлять полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.
Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие
умения использовать в тексте распространённые и сложные
предложения.
Развитие навыков устной связной речи
Закрепление умения составлять описательный рассказ по вопросам
учителя-логопеда.

55.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

Беседа по рассказу. Развитие умения составлять полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.
Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие
умения использовать в тексте распространённые и сложные
предложения. Развитие навыков устной связной речи
Устное сочинение. Составление рассказа по
2
Развитие умения продолжать рассказ, опираясь на его начало. Беседа по
его названию и началу
рассказу.
Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.
Соблюдение последовательности действий при составлении рассказа.
Развитие образного мышления и воображения.
Развитие навыков устной связной речи
Работа над выборочным пересказом
2
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.
Выяснение последовательности действий в рассказе.
Выборочный пересказ по памяти
Работа над полным пересказом
2
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Нахождение главной мысли рассказа.
Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана
рассказа. Полный пересказ
Работа над полным пересказом с заменой в
2
Чтение рассказа.
тексте лица рассказчика
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Нахождение главной мысли рассказа.
Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана
рассказа. Полный пересказ
7. Связная письменная речь – 10 часов
Изложение- повествование на основе
2
Формирование умения писать изложение по вопросам.
зрительного восприятия текста по вопросам к
Закрепление умения устанавливать связь заголовка с темой.
каждому
Составление предложений по вопросам.
предложению
Определение типа текста. Развитие письменной связной речи
Изложение- повествование на основе
2
Формирование умения писать изложение по готовому плану и опорным
зрительного восприятия текста по готовому
словам.
плану, опорным словам
Развитие умения устанавливать последовательность частей в тексте.
Определение типа текста. Развитие письменной связной речи
Сочинение- повествование по серии
2
Знакомство с понятием

картинок и вопросам

63.

64.

65.
66.

67.

68.
69

«сочинение»
Формирование умения письменно излагать рассказ по серии картинок и
вопросам.
Закрепление умения составлять полный ответ на вопрос учителялогопеда, учитывая связь слов в предложении.
Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные
предложения. Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной связной речи
Сочинение – описание предмета
2
Закрепление умения писать сочинение по плану.
Повторение признаков и строения текста-описания. Формирование
умения строить собственное описание по аналогии с образцом.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной связной речи
Сочинение по наблюдениям за сезонными
2
Развитие умение замечать основные признаки времени года
изменениями весной
«Весна».
Закрепление умения писать сочинение по плану, опорным словам.
Использование средств выразительности для описания наблюдений.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной связной речи
8. Работа над выразительностью чтения – 4 часа
Работа над техникой чтения2
Развитие навыков выразительного чтения. Развитие умения правильной
выразительностью прочитанного
постановки логического и интонационного ударения.
Работа над интонационной выразительностью речи.
Работа над техникой чтения. Ударение –
2
Развитие навыков связной устной речи
компонент интонации
9. Обследование устной и письменной речи – 7 часов
Обследование устной речи
2
Чтение слов, предложений, простых текстов.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста
Обследование письменной речи
2
Написание диктанта. Работа над ошибками
Резервные уроки
3

Содержание разделов в 9 классе

№
п/п

Название раздела

1.

Обследование устной и письменной речи

8

2.

Звуки и буквы

4

3.

Предложение. Текст

12

4.

Состав слова

6

5.

Слово

29

6.

Связная устная речь

22

7.

Связная письменная речь

10

8.

Работа над выразительностью чтения

4

9

Итоговое обследование устной и письменной речи в конце
обучения

7

Итого

Количество
часов

102

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п

1.

2.

Название темы

Кол- Предметное содержание
во
часов
1. Обследование устной и письменной речи – 8 часов
Обследование грамматического строя речи
2
Выявление понимания и правильности построения грамматической
структуры предложения; использования падежных форм
существительных; правильное употребление рода различных
частей речи; форм единственного и множественного числа
Обследование словарного запаса и связной
2
Выявление уровня
речи
сформированности развернутого самостоятельного высказывания и
объема словарного запаса

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

Обследование навыка чтения

Чтение текстов.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Пересказ прочитанного текста
Обследование навыка письма
2
Написание диктанта
2. Звуки и буквы – 4 часа
Акустические и артикуляционные свойства
2
Сопоставление и сравнение группы гласных звуков.
гласных и согласных звуков
Признаки и роль в речи гласных и согласных.
Различение на слух и правильное воспроизведение в речи
смыслоразличительных звуковых единиц (гласные: ударные безударные, согласные: твердые - мягкие, звонкие – глухие,
шипящие, свистящие, соноры) Выделение звука на фоне полного слова.
Определение последовательности звуков в словах.
Элементарный фонетический разбор.
Развитие слухового восприятия
Правописание разделительных мягкого и
2
Уточнение и расширение знаний о мягком и твердом
твердого знаков в словах
разделительных знаках.
Различение слитного и
раздельного произношения, звучания слогов, слов с разделительным
твердым и мягким знаками.
Закрепление представлений о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких ь
разделительный знак.
Развитие навыка
фонематического анализа слов
3. Предложение. Текст – 12 часов
Выделение признаков связного текста. Тема
1
Формирование умения отличать текст от группы предложений.
текста.
Выделение признаков связного текста.
Основная мысль текста
Определение темы текста. Развитие умения выделять средства связи
предложений в тексте.
Развитие чувства языка
Составление предложений из слов.
2
Составление связного текста из отдельных предложений.
Объединение их в связный текст
Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный
порядок слов.
Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к
тексту.
Развитие ориентировки в языковом материале
Деление сплошного текста на отдельные
2
Развитие умения находить границы предложения в не пунктируемом
2

предложения.
Обозначение границ
предложения на письме

10.

11.

12.

13.

14.

Работа с
деформированны ми
предложениями текста.
Грамматическое оформление предложений с
пропущенными
словами
Работа с
деформированными
предложениями текста.
Грамматическое оформление предложений с
повторяющимися словами

2

Работа с
деформированны ми
предложениями текста.
Грамматическое оформление предложений с
нарушенным порядком слов
Составление связного текста из
деформированных предложений,
данных в правильной грамматической форме
Составление связного текста из
деформированных предложений,
данных в начальной форме

1

15.

Состав слова. Анализ слова по морфемам

16.

Правописание слов с удвоенными
согласными

2

тексте по интонации.
Выделение предложений из текста.
Установление смысловой связи слов в предложении.
Обозначение границ предложения.
Правильное употребление знаков препинания (.,?,!) в конце
предложения.
Развитие слухового вербального анализа
Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя
правильные словоформы и
вставляя пропущенные предлоги

Формирование умения находить и исправлять речевые и неречевые
(логические) ошибки в предложениях.
Развитие умения составлять сложноподчиненные
предложения из простых. Развитие умения грамотно выражать свои
мысли.
Развитие чувства языка.
Закрепление умения находить и исправлять речевые ошибки в
предложениях.
Развитие умения грамотно выражать свои мысли.
Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления

Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.
Объединение предложений в связный текст.
Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления
1
Развитие умения устанавливать связь слов в предложении.
Объединение предложений в связный текст.
Развитие чувства языка. Развитие вербально-логического мышления
4. Состав слова – 6 часов
1
Составляют родственные слова с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс, окончание).
1

1

Образуют от основ существительных однокоренные слова с удвоенными
согласными с помощью учителя-логопеда.

17.

Словообразование слов с помощью
приставок и суффиксов

18.

Сложные слова. Правописание сложных слов
с помощью
соединительных гласных звуков

19.

Безударные гласные звуки. Правописание и
способы проверки одной и двух
безударных звуков в словах

20.

Парные звонкие и глухие согласные.
Правописание и способы проверки в словах

21.

Грамматические признаки имени
существительного
Значение имени существительного в речи

22.

Согласование имен существительных с

Упражняются в написании слов с двойными согласными
1
Закрепление знаний и практических способов словообразования слов
различных частей речи. Формирование умения определять способ
словообразования.
Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и
логического мышления
1
Закрепление умения образовывать сложные слова путем слияния двух
основ.
Определение корней в сложных словах.
Правильное написание соединительной гласной в сложных словах.
Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами.
Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и
логического мышления
1
Закрепление правописания одной или двух безударных гласных в корне
слова, проверяемых ударением.
Подбор проверочных слов. Постановка ударения в проверочных словах.
Запись слов с пропущенными буквами.
Запись слов с безударными гласными под диктовку.
Расширение и активизация словарного запаса.
Развитие фонематического слуха и восприятия
1
Закрепление умения объяснять правописание слов со звонкими глухими
согласными звуками на конце и в середине слов.
Отработка способов проверки написания слов с помощью
словоизменения и словообразования.
Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и
восприятия
5. Слово - 29 часов
1
Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет.
Совершенствование навыка
дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета.
Развитие умения ставить вопрос к имени существительному.
Употребление в речи в
различных формах в зависимости от связи с другими словами.
Обогащение и расширение словарного запаса.
Развитие зрительного внимания и памяти
1
Развитие умения находить в предложениях и тексте личные

местоимениями

Правописание имен существительных
мужского и
женского рода с шипящей на конце в
единственном числе и Р.П. множественного
числа
Слова, обозначающие предметы – имена
существительные. Антонимы

1

25.

Тренировочные упражнения в выделении
слов- антонимов, обозначающих предмет

1

26.

Слова, обозначающие предметы – имена
существительные. Синонимы

1

27.

Тренировочные упражнения в выделении
слов синонимов, обозначающих предмет

1

28.

Слова, обозначающие предметы – имена
существительные. Омонимы

1

23.

24.

1

местоимения.
Закрепление умения согласовывать имена
существительные единственного и множественного числа с
местоимениями.
Упражнения в правильном употреблении местоимений в предложении.
Развитие чувства языка
Закрепление правописания имен существительных мужского и
женского рода с шипящей на конце.
Развитие орфографической зоркости и чувства языка
Закрепление и расширение понятия «антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов антонимов из предложенных слов
Составление предложений с антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и
употребления слов- антонимов в речи.
Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к именам
существительным.
Составление предложений с синонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Развитие умения подбирать к именам существительным синонимы.
Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся
слово.
Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о словах омонимах.
Работа над семантикой слова (соотнесение слова и
предмета).
Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения

29.

Слова, обозначающие признаки
предметов – имя прилагательное. Значение
имени прилагательного

1

30.

Слова, обозначающие признаки
предметов – имя прилагательное.
Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде, числе и
падеже

1

31.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные.
Антонимы

1

32.

Имена прилагательные антонимы,
тренировочные упражнения в их выделении

1

33.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные.
Синонимы

1

34.

Имена прилагательные синонимы,
тренировочные упражнения в их подборе

1

слышать в речи и выделять многозначные слова.
Развитие чувства языка.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи.
Умение находить слова- признаки в предложении и тексте по вопросам.
Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных,
сравнительной степени прилагательных.
Развитие практического навыка в подборе имен
прилагательных
Развитие слухового внимания и памяти
Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов.
Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен
существительных с именами прилагательными.
Развитие умения находить в предложении сочетания имени
существительного с именем прилагательным.
Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний
имен
прилагательных с именем
Закрепление понятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов антонимов из предложенных слов
Составление предложений с антонимами.
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Закрепление навыка правильного распознавания, подбора и
употребления слов- антонимов в речи.
Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным.
Составление предложений с
Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы.
Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся

35.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные.
Многозначность прилагательных

1

36.

Слова, обозначающие признаки
предметов, имена прилагательные. Образные
слова и выражения

1

37.

Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Значение глагола.

1

38.

Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Словообразование глаголов – образование
слов, обозначающих
действие предмета, при помощи приставок

1

39.

Правописание разделительного твердого
знака в приставках в именах
существительных и глаголов,
оканчивающихся на согласный звук

1

40.

Слова, обозначающие действие
предметов – глагол.
Согласование слов, обозначающих действие
предмета, со словами, обозначающими
предмет, в роде и числе
Слова, обозначающие действие

1

41.

1

слово.
Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о словах омонимах.
Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов
Чтение стихотворений с многозначными словами.
Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова.
Правильное построение высказывания в соответствии с его значением.
Расширение пассивного и активного словарного запаса.
Развитие чувства языка
Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.
Развитие правильного употребления образных слов и выражений,
которые влияют на яркость и выразительность.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса. Развитие чувства языка
Определение синтаксической роли глагола в речи.
Закрепление умения ставить к глаголу вопрос.
Развитие практического навыка в подборе глаголов к именам
существительным Развитие слухового внимания и памяти
Закрепление умения образовывать глаголы префиксальным способом.
Выделение приставки в глаголах. Развитие умения подбирать
подходящую по смыслу
предложения приставку в слова, обозначающие действие предмета.
Развитие и обогащение словарного запаса.
Развитие чувства языка
Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака в
приставках.
Различение раздельного и слитного произношения и звучания глаголов с
приставкой на согласный.
Формирование навыка
фонематического анализа слов и орфографической зоркости
Закрепление умения согласовывать глаголы
прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.
Уточнение и обогащение словарного запаса.
Совершенствование навыков грамматического оформления речи
Практическое усвоение навыка согласования глагола с личными

42.

предметов – глагол.
Согласование слов, обозначающих действие
предмета, с личными местоимениями в числе
и лице
Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Антонимы

местоимениями.
Изменение словосочетаний глаголов с местоимениями. Развитие чувства
языка и укрепление речевого внимания
1

43.

Тренировочные упражнения на нахождение
антонимов в контексте

1

44.

Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Синонимы

1

45.

Тренировочные упражнения на развитие
умения подбирать синонимы к словам,
обозначающим действие
предмета

1

46.

Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.
Многозначность глаголов

1

47.

Слова, обозначающие действие
предметов, глагол.

1

Закрепление понятия
«антонимы».
Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов антонимов из предложенных слов.
Словообразование глаголов префиксальным способом. Составление
предложений с антонимами.
Игра «Скажи наоборот»
Расширение пассивного и активного словарного запаса
Закрепление навыка правильного распознавания, подбора и
употребления слов- антонимов в речи.
Развитие умения закончить предложение словом- антонимом.
Развитие слухового внимания.
Обогащение и активизация словарного запаса
Закрепление понятия
«синонимы».
Развитие умения подбирать слова синонимы к глаголам. Составление
предложений с синонимами.
Игра «Подбери словечко» Расширение пассивного и активного
словарного запаса
Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы.
Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в
предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся
слово.
Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания
Закрепление представлений о словах омонимах.
Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения
слышать в речи и выделять многозначные слова.
Правильное построение высказывания в соответствии с его значением.
Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие
чувства языка
Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.
Развитие правильного употребления образных слов и выражений,

Образные слова

48.

49.

50.

которые влияют на яркость и выразительность.
Расширение пассивного и
активного словарного запаса. Развитие чувства языка
Фразеологизмы. Фразеологически е обороты
2
Формирование понятия
«фразеологизм»,
«фразеологический оборот»,
«крылатые слова и выражения».
Усвоение признака
фразеологического оборота – устойчивость.
Уточнение лексического и грамматического значения фразеологических
оборотов. Обогащение пассивного и активного словаря
фразеологизмами
6. Связная устная речь – 22 часов
Закрепление умения составлять связный рассказ из предложений.
Составление рассказа из данных
2
Развитие умения определять тему и главную мысль рассказа. Беседа по
предложений. Определение темы, главной
рассказу.
мысли рассказа
Развитие навыка связной устной речи
Составление плана рассказа. Определение
типа текста

2

Развитие умения делить текст на части.
Определение типа текста. Выделение основной мысли рассказа.
Озаглавливание рассказа. Составление плана рассказа.

51.

Устное сочинение. Составление рассказа по

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по плану.
Беседа по рассказу. Развитие умения использовать в тексте
распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной
связной речи.

данному плану

Обогащение и развитие словарного запаса
52.

Устное сочинение. Составление рассказа по
опорным словам

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по опорным
словам. Составление связного высказывания по опорным словам, и
словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на
материале группы родственных слов.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между

предложениями. Развитие навыков устной связной речи.
53.

Устное сочинение. Составление рассказаописания

2

54.

Устное сочинение. Составление рассказа по
вопросам

2

55.

Устное сочинение. Составление рассказа по
его названию и началу

2

57.

Работа над выборочным пересказом

2

58.

Работа над полным пересказом

2

59.

Работа над полным пересказом с заменой в
тексте лица рассказчика

2

Закрепление умения составлять описательный рассказ по вопросам
учителя-логопеда.
Беседа по рассказу. Развитие умения составлять полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.
Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие
умения использовать в тексте распространённые и сложные
предложения.
Развитие навыков устной связной речи
Закрепление умения составлять описательный рассказ по вопросам
учителя-логопеда.
Беседа по рассказу. Развитие умения составлять полный ответ на вопрос
учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.
Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие
умения использовать в тексте распространённые и сложные
предложения. Развитие навыков устной связной речи
Развитие умения продолжать рассказ, опираясь на его начало. Беседа по
рассказу.
Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.
Соблюдение последовательности действий при составлении рассказа.
Развитие образного мышления и воображения.
Развитие навыков устной связной речи
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Установление причинно- следственных связей в содержании рассказа.
Выяснение последовательности действий в рассказе.
Выборочный пересказ по памяти
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Нахождение главной мысли рассказа.
Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана
рассказа. Полный пересказ
Чтение рассказа.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Нахождение главной мысли рассказа.
Деление текста на части, озаглавливание частей. Составление плана

60.

61.

62.

63.

64.

65.
66.

рассказа. Полный пересказ
7. Связная письменная речь – 10 часов
Изложение- повествование на основе
2
Формирование умения писать изложение по вопросам.
зрительного восприятия текста по вопросам к
Закрепление умения устанавливать связь заголовка с темой.
каждому
Составление предложений по вопросам.
предложению
Определение типа текста. Развитие письменной связной речи
Изложение- повествование на основе
2
Формирование умения писать изложение по готовому плану и опорным
зрительного восприятия текста по готовому
словам.
плану, опорным словам
Развитие умения устанавливать последовательность частей в тексте.
Определение типа текста. Развитие письменной связной речи
Сочинение- повествование по серии
2
Знакомство с понятием
картинок и вопросам
«сочинение»
Формирование умения письменно излагать рассказ по серии картинок и
вопросам.
Закрепление умения составлять полный ответ на вопрос учителялогопеда, учитывая связь слов в предложении.
Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные
предложения. Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной связной речи
Сочинение – описание предмета
2
Закрепление умения писать сочинение по плану.
Повторение признаков и строения текста-описания. Формирование
умения строить собственное описание по аналогии с образцом.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной связной речи
Сочинение по наблюдениям за сезонными
2
Развитие умение замечать основные признаки времени года
изменениями весной
«Весна».
Закрепление умения писать сочинение по плану, опорным словам.
Использование средств выразительности для описания наблюдений.
Обогащение и развитие словарного запаса.
Развитие навыков письменной связной речи
8. Работа над выразительностью чтения – 4 часа
Работа над техникой чтения2
Развитие навыков выразительного чтения. Развитие умения правильной
выразительностью прочитанного
постановки логического и интонационного ударения.
Работа над интонационной выразительностью речи.
Работа над техникой чтения. Ударение –
2
Развитие навыков связной устной речи
компонент интонации
9. Обследование устной и письменной речи – 7 часов

67.

Обследование устной речи

2

68.
69

Обследование письменной речи
Резервные уроки

2
3

Чтение слов, предложений, простых текстов.
Ответы на вопросы учителя- логопеда.
Пересказ прочитанного (прослушанного) текста
Написание диктанта. Работа над ошибками

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций 8 вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. М.: Издательство ВЛАДОС, 2018 г - Сб. 2.
2. Н. Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник 8-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.
«Просвещение», 2023 г.
3. Н. Г. Галунчикова, Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях.
М.«Просвещение» 2005.
Оборудование и приборы:
компьютер, медиапроектор, экран.
Дидактический материал:
1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах коррекционных
образовательных учреждений VIII вида Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение 2002 г;
2. Аксёнова А.К.. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;
3. Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992;
4. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.:
Просвещение 2005;
5. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Состав слова: Учебное пособие для 5-9 классов.- М. Просвещение, 2002;
6. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Глагол. - М.: Просвещение, 2003;
7. Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку: Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2003;
Цифровые образовательные ресурсы: презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://pedsovet.su
4. http://www.zavuch.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».