Логопедические занятия 1-4 классы

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская школаинтернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора поУВР

Директор школы-интерната

_________З.В.Кердяшова
28 августа 2024 г.

______________М.В.Тихонова
30 августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
(для обучающихся 1 – 4 классов с системным недоразвитием речи
легкой и средней степени на фоне интеллектуальной недостаточности )
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Учитель-логопед Прасулова Н.М.
Высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
От 28 августа 2024 г.
Руководитель__________Кистенёва Н.А.
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №1 от 29.августа 2024 г.

с.Поим 2024 г

Пояснительная записка.
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» предназначена для детей с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), обучающимися в 1- 4 классах по адаптированным образовательным программам, и разработана на
основе следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
 Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным
санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. №
38528.
 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1–4 классов», под редакцией В.В.Воронковой –
М.: ВЛАДОС, 2000 г.
 Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
 Учебный план АООП УО (ИН) (вариант 1) обучающихся 1-4 класса ФГОС ОО УО Государственного казенного
общеобразовательного учреждения Пензенской области «Поимская школа – интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам».
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который
предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях включения в разнообразные формы коммуникации.
Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного
психического развития в целом, имеют сложную структуру и носят характер системного недоразвития речи. У таких детей страдает речь как
целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический
строй, связная речь.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с системным недоразвитием речи, для успешной адаптации в
учебной деятельности и дальнейшей социализации в обществе.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
2. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность);
3.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

4.Формирование фонематического восприятия, навыка звуко - слогового анализа и синтеза;
5.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами, формирование
умения согласовывать слова в предложении, отработка простейших лексических моделей);
6.Формирование и развитие семантических полей;
7.Коррекция и развитие психологической базы речи, высших психических функций;
8.Предупреждение дисграфии, дислексии;
9.Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе
обогащения знаний об окружающей действительности;
10.Формирование коммуникативных навыков;
11.Воспитание мотивации к учению, общению.
Общая характеристика коррекционного курса.
Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы и сопровождаются разнообразными
видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной
системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов.
Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих
процесс становления связной речи.
Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания.
Методика работы по данной программе предусматривает обязательное её использование. Поэтапное планирование представлено перечнем
конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической
базы речи. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых
нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.
Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления правильных речевых навыков тщательно отрабатываются,
часто повторяются логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая психофизическое
состояние, особенности ВНД, работоспособность, уровень несформированности речи, необходимо проводить частую смену видов
деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую. Цели занятия излагаются умственно отсталому ребёнку чрезвычайно
конкретно, в доступной форме.
Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы логопедических занятий применяются следующие
образовательные технологии:
 технология логопедического обследования;
 технология коррекции звукопроизношения;
 технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
 технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
 технологии развития интонационной стороны речи;
 технологии коррекции темпо -ритмической организации устной речи;
 технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую коммуникацию;

здоровьесберегающие;
 информационно-коммуникативные;
 игровые;
 личностно-ориентированные;
 проблемно-поисковые.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта
обучающихся.
В структуру занятия может входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса;
 развитие связной речи.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком
уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных
возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.
Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 1 -4 классов:
1 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:
1 занятие – развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи;
2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков
2 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:
1 занятие – формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и
коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов;
2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков
3 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:
1 занятие – формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и
коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов;
2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
4 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:
1 занятие - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
2 занятия – развитие и коррекция морфологического строя речи (предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии);


Место коррекционных занятий в учебном плане.
«Логопедические занятия» входят в коррекционно-развивающую область вариативной части учебного плана АООП УО (ИН) (вариант1)
обучающихся 1-4 классов ФГОС ОО УО ГКОУ «Поимская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
В соответствии с учебным планом логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня. На индивидуальные занятия
отводится 20 минут на ученика, на занятия с группой - 40 минут, наполняемость 2-6 учеников. Индивидуальные занятия проводятся с
учениками, нуждающимися в постановке звуков. По мере совершенствования произносительной стороны речи ведущими становятся занятия
по коррекции нарушений чтения и письма.
Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения из обучающихся одного класса после проведения
диагностических мероприятий. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное
диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Так, согласно учебному плану, в 1 классе на «Логопедические занятия» отводится 99 часов в год, при 3 часах в неделю (33 учебные
недели). Во 2-4 классах отводится 102 часа, при 3 часах в неделю (34 учебные недели).
Программа обеспечивает достижение учащимися 1-4 классов личностных и предметных результатов.
Изучение коррекционного курса «Логопедия» в 1-4 классах направлено на получение следующих личностных результатов:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
 осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её
восприятию;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо – родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
 писать;
 наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных
носителях);
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.


В программе 4 класса по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предусмотрено два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы.
Предметные результаты.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень

различать звуки на слух и в произношении
 правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
 употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
 уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи, образовывать форму множественного
числа родительного падежа существительных
 следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
 участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
 составлять предложение по образцу, повторять образец рассказа педагога по описанию картины.
 знать наизусть 3-4 коротких стихотворение или четверостишья, разученных с голоса учителя. (В. Чижов «Дождик», Т. Белозёров
«Мороз», «Макушка лета», А. Распопин «Солнечные зайчики»).
Минимальный уровень
 различать звуки на слух и в произношении;
 правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
 употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
 следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
 участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
 составлять предложение по образцу.
Предметные результаты.
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
 анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и
шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух в произношении, написании;
 делить слова на слоги;
 списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
 писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после
предварительного анализа;
 составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;

связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Минимальный уровень
 различать сходные по начертанию буквы;
 делить слова на слоги;
 списывать с печатного текста отдельные слоги и слова;
 составлять с помощью педагога предложения, выделять предложения из речи и текста.
 читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
 связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)
Предметные результаты.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
 различать гласные и согласные, ударные и безударные, дифференцировать оппозиционные согласные; определять количество слогов в
слове по количеству гласных,
 делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
 выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
 списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
 связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)
Минимальный уровень
 Дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
 Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
 Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста;
 Составлять предложения по картинке;
 Подбирать по вопросам названия предметов и действий;
 связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)
Предметные результаты.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
 составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце
предложения;
 анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
 списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
 писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
 знать алфавит;


связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
 составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Минимальный уровень
 с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки
препинания в конце предложения;
 с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность
звуков в слове);
 списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
 писать под диктовку предложения;
 связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
 с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
Методы диагностики и критерии результативности
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеет методологические и теоретические результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу обучающихся, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует
учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько
учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной (лишь для ребенка), в тоже время учитель-логопед
постоянно отслеживает и контролирует достижения ученика, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Заполняется карта логопедического обследования на учащихся, логопедическое представление результатов обследования.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи.
В конце каждой четверти отслеживается динамика речевого развития обучающихся по показателям.


Содержание коррекционных занятий.
Тематическое планирование
1 класс
1 четверть – 24 часа
№
Название темы
Обследование
1
2
Индивидуальное занятие. Знакомство с органами артикуляции и их частей. Сказки «Язычок
и его домик», «Веселый язычок».
3
Лексико-грамматическое занятие «Игрушки».

Кол-во часов
2
1

4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Лексико-грамматическое занятие «Школа. Школьные принадлежности»
6
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
7
Лексико-грамматическое занятие «Осень. Осенняя одежда».
8
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
9
Лексико-грамматическое занятие «Птицы».
10
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
11
Лексико-грамматическое занятие «Овощи. Помидор. Огурец»
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Лексико-грамматическое занятие «Фрукты. Слива. Груша».
2 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Звук и буква А.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Звук и буква У.
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
6
Звук и буква О.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Лексико-грамматическое занятие «Зима. Зимующие птицы»
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные зимой. В гости к лесным друзьям».
11
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
12
Звук и буква М.
13
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
14
Лексико-грамматическое занятие «Новый год».
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3 четверть – 29 часов
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Лексико-грамматическое занятие «Домашние животные. Собака».
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Волк».
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Кол-во часов
3
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Кол-во часов
2
1
2
1
2

Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Лиса».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическая работа «Дикие животные. Заяц».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическое занятие «Дикие и домашние животные».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическое занятие «8 марта. Женские профессии».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическое занятие «Начало весны. Весенняя сказка».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическое занятие «Семья».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Звук и буква Н.
19
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4 четверть – 22 часа
№
Название темы
1
Звук и буква С.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Лексико-грамматическое занятие «Перелетные птицы».
6
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
7
Лексико-грамматическое занятие « Насекомые»
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Звук и буква Х.
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Лексико-грамматическое занятие «Путешествие по временам года»
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
16
Контрольная диагностика
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тематическое планирование
2 класс

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Кол-во часов
1
2
1
2
1
2
1
2
1
3
6

1 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Логопедическое обследование.
2
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3
Лексико-грамматическое занятие «Осень».
4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю.
6
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
7
Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я.
8
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
9
Лексико-грамматическое занятие «Школа. Школьные принадлежности.».
10
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
11
Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё.
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И.
2 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Звуки [п- п’] и буква П.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Лексико-грамматическое занятие «Деревья. Береза. Клен».
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
6
Звуки [б- б’] и буква Б.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Лексико-грамматическое занятие «Фрукты Лимон. Апельсин»
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Дифференциация п- б в словах.
11
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
12
Звуки [ф- ф’] и буква Ф.
13
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
14
Звуки [в- в’] и буква В.
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
16
Дифференциация В-Ф в словах.

Кол-во часов
6
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Кол-во часов
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

3 четверть – 30 часов
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Дифференциация Вь-Фь в словах.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
6
Звуки [т- т’] и буква Т.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Звуки [д- д’] и буква Д.
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Дифференциация Т-Д в словах.
11
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
12
Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные».
13
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
14
Звуки [к- к’] и буква К.
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
16
Звуки [г- г’] и буква Г.
17
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
18
Звук и буква Н.
19
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
20
Звуки [с- с’] и буква С.
4 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Звуки [з- з’] и буква З.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Дифференциация С-З в словах.
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
6
Звук [ш] и буква Ш.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Звук [ж] и буква Ж.

Кол-во часов
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Кол-во часов
2
1
2
1
2
1
2
1

9
10
11
12

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Дифференциация Ш-Ж в словах.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Обследование.

2
1

2
6
Тематическое планирование
3 класс

1 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Логопедическое обследование.
2
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3
Речь. Предложение.
4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Лексико-грамматическое занятие «Прогулка по огороду».
6
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
7
Лексико-грамматическое занятие «Дары осени»
8
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
9
Лексико-грамматическое занятие «Что мы знаем о деревьях и кустарниках».
10
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
11
Лексико-грамматическое занятие «Сезонные изменения».
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Гласные и согласные звуки и буквы.
2 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Дифференциация [с-ш] в словах.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Лексико-грамматическое занятие «Осень в гости к нам пришла».
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
6
Дифференциация [с-ш] в словах и предложениях.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные наших лесов»
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Кол-во часов
6
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Кол-во часов
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1

11
12
13
14
15
16
17

Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическое занятие «Транспорт. Правила дорожного движения».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Дифференциация [з-ж] в словах.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Лексико-грамматическое занятия «Сезонные изменения в природе. Зима».
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

3 четверть – 30 часов
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2
Дифференциация В-Ф в словах.
3
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4
Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
5
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
6
Звуки [т- т’] и буква Т.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Звуки [д- д’] и буква Д.
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Дифференциация Т-Д в словах.
11
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
12
Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные».
13
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
14
Звуки [к- к’] и буква К.
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
16
Звуки [г- г’] и буква Г.
17
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
18
Звук и буква Н.
19
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
20
Звуки [с- с’] и буква С.
4 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

2
1
2
1
2
1

Кол-во часов
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Кол-во часов
2

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Звуки [з- з’] и буква З.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Дифференциация С-З в словах.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Звук [ш] и буква Ш.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Звук [ж] и буква Ж.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Дифференциация Ш-Ж в словах.
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
Звук [щ] и буква Щ
Обследование.

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1

6
Тематическое планирование
4 класс

1 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Логопедическое обследование.
2
Речь и предложение.
3
Текст и предложение.
4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Предложение и слово.
6
Работа с деформированным предложением.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Звуки и буквы.
9
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
10
Гласные и согласные звуки и буквы.
11
Гласные первого и второго ряда.
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Дифференциация гласных А-Я.
14
Дифференциация гласных И-Ы.
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
16
Дифференциация гласных Ё-О.
17
Дифференциация гласных Ю-У.

Кол-во часов
6
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
2 четверть – 24 часов
№
Название темы
1
Слог - как часть слова.
2
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3
Ударение. Ударные и безударные гласные.
4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Дифференциация звуков и букв б-п.
6
Дифференциация звуков и букв в-ф.
7
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
8
Дифференциация звуков и букв к-г.
9
Дифференциация звуков и букв д-т.
10
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
11
Дифференциация звуков и букв ш-ж.
12
Дифференциация звуков и букв с-з.
13
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
14
Звонкие и глухие согласные.
15
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
16
Шипящие согласные. Правописание гласных после шипящих.
17
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
18
Слово. Лексическое значение слова. Переносное значение слова.
19
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3 четверть – 30 часов
№
Название темы
1
Мягкий знак на конце и в середине слова.
2
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3
Разделительный мягкий знак.
4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Слова, обозначающие предмет.
6
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
7
Слова, обозначающие действия предметов.
8
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.

1
Кол-во часов
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1

Кол-во часов
2
1
2
1
3
1
2
1

9
Слова, обозначающие признаки предметов.
10
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
11
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, признаки.
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Имена собственные.
14
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
15
Разделительный твердый знак.
16
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
17
Родственные слова.
18
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
19
Диктант.
20
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
4 четверть – 24 часа
№
Название темы
1
Разделительный твердый знак.
2
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
3
Роль предлогов в предложении. Предлоги с (со), из. Дифференциация предлогов.
4
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
5
Предлоги по, к; за, из-за. Дифференциация предлогов.
6
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
7
Составление предложений из отдельных слов.
8
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
9
Предложение. Составление предложений с употреблением слов косвенных падежах.
10
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
11
Работа с деформированными предложениями.
12
Постановка, автоматизация нарушенных звуков.
13
Пересказ
14
Обследование.

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
Кол-во часов
2
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
6

Содержание предмета
Последовательность и содержание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести
речевого дефекта детей, зачисленных в группу, и включает в себя:
восполнение пробелов в работе над словом и предложением:
восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа;

наблюдение над значением слова;
различение слова и предложения;
работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка;
интонация в предложении;
моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Восполнение пробелов в работе над звуковым и слоговым составом слова:
осознание единства звукового состава слова и его значения;
установление числа и последовательности звуков в слове;
сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками; составление звуковых моделей слов;
сравнение моделей различных слов;
подбор слов к определённой модели;
различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих;
слог как минимальная произносительная единица;
деление слов на слоги;
определение места ударения, смыслоразличительная роль ударения.
Восполнение пробелов в формировании графических навыков и развитие моторики:
различение звука и буквы: буква как знак звука;
овладение позиционным способом обозначения звуков буквами;
буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков;
мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Коррекция звукопроизношения.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Основные виды деятельности.
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития речевого дыхания и голоса;
- упражнения для работы над четкостью дикции;
- упражнения для развития выразительности движений и мимики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации;
-упражнения по развитию высших психических функций;

- упражнения по формированию грамматических категорий и навыков их правильного употребления в самостоятельной речи;
- упражнения для развития связной монологической и диалогической речи в структуре коммуникативных компетенций;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Компьютер в комплекте

Зеркало для логопедических занятий

Логопедические тренажеры

Стол логопедический

Зеркало логопедическое индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики

Набор логопедических зондов для постановки звуков

Учебно-методическая литература.
1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе. – М: Владос, 2002 г.
2. А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2004 г.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные
тенденции в обучении. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В.
Калинникова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. – М: Просвещение, 2003 г.
4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у
детей-олигофренов. – М: Просвещение, 1970 г.
5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция
пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная
Пресса, 2003 г.
6. Игнатьева С .А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в
развитии: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. "Социальная работа" / С.А. 7.Игнатьева, Ю.А. Блинков. М., 2004 г.
7. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной
школы. М.,1957 г.
8. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико
грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие….Тетрадь
для логопедических занятий. Ярославль, 2003 г.
10. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для
логопедических занятий. Ярославль, 2001 г.
11. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь
для логопедических занятий. Ярославль, 2004 г.
12. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических
занятий.
Ярославль, 2006 г.
13. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для
логопедических занятий. Ярославль, 2006 г.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий для
закрепления произношения звуков.М.,1999.
15 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.,
2001 г.
16. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
17. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред.
Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
18. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в
общеобразовательной школе. Москва-Воронеж, 1997 г.
19. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа
исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., «Аквариум Бук», 2004 г.
20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
(олигофренопедагогика). / Под редакцией Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
21. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Спб., 2001 г.
22. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых
школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
23. Письмо Минобразования РФ от 20.06.2002г №29/2194-6
24. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой). М., «Просвещение», 2011 г.
25. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. Учебно-методический комплект серии
«Обновление». М..2008 г.
26. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
27. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
28. Хрестоматия по литературному краеведению. О., 2003 г.
29. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах
VIII вида. М., 2003г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».