Рабочая программа по учебному курсу География 9 класс

Министерство образования пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам"

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________З.В. Кердяшова
августа 2024 уч. года

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы – интерн
__________ М.В.Тихонова
августа 2024 уч. года

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «География»
для обучающихся 9 класса.
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1

Учитель: О.А. Родина
высшая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от « » августа 2024г.
Руководитель___________
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

с. Поим 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1),, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальныхособенностей и возможностей. Программа
составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой, допущенной
Министерством образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012. География 9 класс
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина – 18-е изд.- Москва «Просвещение» 2024.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября
2020 года об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об утверждении
санитарных правил СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
Устав ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География»
в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения
в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного
поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности вслучаях стихийных
бедствий и техногенных катастроф;



овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе определяет
следующие задачи:
- познакомить с культурой и бытом разных народов;
 показать особенности взаимодействия человека и природы;
 помочь усвоить правила поведения в природе;
 содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как
части России;
-учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
 понимать причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять
лексический запас. Развивать связную речь.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«География» в 9 классе
Личностные результаты:
 умение нести личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
 излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
 сформированность ответственного отношения к выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений;
 владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
 осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре
народов родного края;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении; проявление готовности к
самостоятельной жизни.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«География» в 9 классе
Минимальный уровень:
-представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
-владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
-выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
-сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Достаточный уровень:
-применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
-ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
-называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
-ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
-понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
-соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
-классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
-правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:

-ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе
объекта;
-дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
-не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
- дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно,
 нуждается в помощи учителя; испытывает трудности при классификации
объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся
широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Подбор
материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о
материках и океанах. Изучение вопросов физической, экономической и социальной
географии разных стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как
среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития
народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление
национальных проблем. В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее
народа. Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения
своего края, обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос
в данном регионе. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и
культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся
патриотических чувств.

Содержание разделов

№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название раздела
Введение. Политическая карта Евразии
Европа
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия (повторение)
Свой край

Количество
часов
1

3

Контрольные
работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает
использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под
редакцией профессора А. И. Алексеева 9 класс:
9 класс
1. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И.
Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)
2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)
3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)
4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для
учителя)
5. Атлас 9 класс
6. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная
звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
-Мультимедиа - проектор.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».