Министерство образования пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________З.В. Кердяшова
августа 2024 уч. года
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интернат
__________ М.В.Тихонова
августа 2024 уч. года
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «География»
для обучающихся 6 класса.
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: О.А. Родина
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от «» августа 2024 г.
Руководитель___________
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол № 1 от .08.2024 г.
с. Поим 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» 6 класс/ Т.М Лифанрва, Е.Н Соломина –
15-е изд. – М.: Просещение, 2021., составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказомМинистерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Нормативно- правовая база:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. № 273ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. П.1598 «Об утверждении
федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. №1599), предъявляемым к структуре, условиям реализации и планируемыми результатами
освоения АООП;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020 г. Об
утверждении СанПиН 2.4.2648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации
воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 2от 28.01.2021 г. . Об
утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Действующий устав ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Учебный план ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под
редакцией В.В Воронковой;
- АООП ГКОУ «Поимская школа – интернат».
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности вслучаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использованиеэлементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами иявлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие
задачи:
формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;
формирование представлений об опасных природных явлениях,
формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты;
формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к
природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы;
формирование умения применять полученные знания в повседневнойжизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо учебному предмету
«География» в 6 классе
Личностные результаты:
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с задачей, поставленной учителем;
совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм
рельефа местности;
формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших
городов России и родного города;
формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия
(кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в
космос, первые космонавты);
формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин,
землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы).
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «География» в 6 классе
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасуи местным
признакам природы с помощью учителя;
понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителягеографические
объекты;
узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины,
холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на
макетах, рисунках и фотографиях;
называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и карти-ны, опорные слова и
выражения;
использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствийи техногенных катастроф;
знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
применять элементарные практические умения и приемы работы сгеографической
картой для получения географической информации;
определять направления на карте;
вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениямигеографической среды;
сравнивать географические объекты и явления по заданнымкритериям; составлять
описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасуи местным
признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхно сти;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи
учителя на контурной карте.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий
спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся
ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим
положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе
вначале планируется формирование более точных географических представлений орельефе и
водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих
занятиях, готовя к восприятию следующейтемы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формырельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта».
При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола,
класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической
картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с
физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм,
землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты»,
«Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний
в теснойсвязи с элементарными физическими и астрономическими, что создастнаиболее полное
представление о планете Земля. Опасные природные яв лен и я б уд ут и з уч а т ь ся и в
да л ь н ей ш е м применительно к конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью формирования более
точных географических представлений о фор- мах земной поверхности и водоемах местности,
где проживают обучающиеся.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
5
Контрольные работы
1.
Введение
2.
Ориентирование на местности
5
1
3.
Формы поверхности Земли
4
1
4
Вода на Земле
10
1
5
План и карта
7
1
6.
Земной шар
17
1
7.
Карта России
20
2
Итого
68
1
Техническое и информационное обеспечение уроков
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХКОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО
ГЕОГРАФИИДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
5-6 классы
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных
учреждений.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.
Лобжанидзе.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений.
Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений.
Список литературы для обучающих и педагогов
Перечень литературы для педагогов
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение,2020.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А.
Лобжанидзе. М.: Просвещение,2020.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2021.
Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2021.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012.
География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2020.
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2020.
География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2020.
Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2021.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество