Министерство образования пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________З.В. Кердяшова
августа 2024 уч. год
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы -интернат
__________ М.В.Тихонова
августа 2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для обучающихся 8 класса.
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: О.А. Родина
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от августа 2024г.
Руководитель___________
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №1 от августа 2024г.
с. Поим 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к
предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде,
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни своего организма;
− формирование умений и навыков практического применения
биологических знаний: ухода за своим организмом, использование
полученных знаний для решения бытовых использованию знаний для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому
воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим
понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять
лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе определяет
следующие задачи:
− формировать элементарные научные представления о строении организма
человека и его здоровье;
− учить практическому применению биологических знаний: формировать
умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для
решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
− формировать навыки правильного поведения в природе;
− научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного
поведения, поведению в окружающей природе;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Биология» в 9 классе
Личностные результаты:
- сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном
питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных
привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил,
самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения
температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и
лечебных учреждений;
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной части;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей: готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении,
тепловых и солнечных ударах, пожилым людям.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
принятие готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Биология» в 9 классе
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы,
организма человека;
− знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в 7
объеме программы;
− выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные
программой;
− описывать особенности состояния своего организма;
− знать названия специализации врачей;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме
человека;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой
и человеком, органами и системами органов у человека;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений и
животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать названия элементарных функций и расположение основных органов
в организме человека;
− знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови,
состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание
доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов);
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Биология» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального
и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ
(по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных,
итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов
учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его
развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные
и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в
незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии
Оценка «5» ставится если:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4» ставится если:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более
двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не
более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не
более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не
более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета «Биология»«Человек», где человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы
органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных
функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и
пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в
программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной
помощи. Овладению практическими знаниями и умениями по данным вопросам (измерить
давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от
теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом
значимости усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке биологии являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих
методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при
проведении лабораторных и практических работ, опытов, самонаблюдений, описания
особенностей своего состояния, самочувствия; в ходе проведения экскурсий)
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Название раздела
Количество часов
Введение
Общий обзор организма человека
Опорно- двигательная система
Кровь и кровообращение.
Сердечно – сосудистая система
Дыхательная система
Пищеварительная система
Мочевыделительная система
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья человека в
Российской Федерации
Повторение
ИТОГО
1
2
13
7
Контрольные
работы
1
1
2
4
12
2
6
6
6
2
1
1
61
7
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплекс.
Основная литература:
1.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. – М: Просвещение 2003. – 170-175.
2.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 57-62с.
4.Е.Н. Соломина,Т.В. Швырева «Человек» 9 класс/ З.А. Клепинина,– М:
Просвещение 2024.
Дополнительная литература:
1.Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.
2.Комнатные растения мини-энциклопедия. М.АСТ Астрель 2006 г.
3. Занимательный атлас «Растения России». Издательство Атлас.
Дополнительная литература для учащихся и учителя:
1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС Г.В. Семкин Атлас
«Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
2. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТПРСС 1997
3. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
4. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая
Российская энциклопедия». М. 2003
5. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле.
Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003.