[Введите название документа]
Министерство образования пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам"
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________З.В. Кердяшова
августа 2024 уч. год
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интернат
__________ М.В.Тихонова
августа 2024 уч. год
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для обучающихся 8 класса.
Разработана и реализуется в соответствии
С ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1
Учитель: О.А. Родина
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от августа 2024г.
Руководитель___________
ОДОБРЕНО
Решением педагогического совета
Протокол №1 от августа 2024г.
с. Поим 2024 год
[Введите название документа]
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
Биология. Животные 8 класс, автор А.И. Никишов, А.В. Теремов 9-е изд. – М.:
Просвещение 2013
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология»
в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Нормативно- правовая база:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. П.1598 «Об
утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1599), предъявляемым к структуре, условиям реализации и
планируемыми результатами освоения АООП;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября
2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2648-20 «Санитарно эпидемиологические требования
к организации воспитания и (или) обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 2от 28.01.2021 г. . Об
утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Действующий устав ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Учебный план ГКОУ «Поимская школа – интернат»;
- Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией В.В Воронковой;
- АООП ГКОУ «Поимская школа – интернат».
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у
обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни животных;
− формирование умений и навыков практического применения биологических знаний:
ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения
бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию,
усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-
[Введите название документа]
следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и
другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет следующие
задачи:
− формирование элементарных научных представлений о поведении,образе жизни и
особенностях внешнего вида изучаемых животных;
− установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных;
− формирование умений называть признаки сходства и различия между группами
животных, узнавать и различать по внешнему виду вокружающем мире, фотографиях,
рисунках;
− формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных;
− формирование умений применения практических знаний: уход заживотными;
− формирование навыков правильного поведения в природе;
− использование правил здорового образа жизни, поведения в природев окружающей
природе;
− формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости.
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо учебному предмету
«Биология» в 8 классе
Личностные результаты:
воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов,
природным и культурным достопримечательностям страны:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание
необходимости охраны природы, сохранения многообразиямира животных;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть
красоту, гармонию окружающей природы;
овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной
гигиены, используемыми в повседневной жизни;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними
питомцами;
сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода за
животными на ферме и дома;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
[Введите название документа]
Уровни достижения предметных результатовпо учебному предмету
«Биология» в 8 классе
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;
− знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
− знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе,
техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
− выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные
программой;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях
(уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и
человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видомобъекта
(единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные
объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать
их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной
(ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Биология» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может
быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, про- межуточных, итоговых) и
тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень
самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устныйответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программногоматериала;
умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
[Введите название документа]
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации;
не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной
речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
показывает знания всего изученного программного материала;
умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи,
применять полученные знания на практике;
допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдает основные правила куль- туры письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
показывает знания и усвоение изученного программного материала науровне
минимальных требований;
умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры
письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)обучающихся
по биологии
Оценка «5» ставится если:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
четко и правильно даны определения;
вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»ставится если:
наблюдение проведено самостоятельно;
частично раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
[Введите название документа]
Оценка «4» ставится если:
обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не бо-лее одной
негрубой ошибки и одного недочета;
обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не бо-лее двух
недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более двух
грубых ошибок;
обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустилне более
двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.
[Введите название документа]
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность итесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических
знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить
постепенный переход оттеоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с
обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования
жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места
обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинноследственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных,
демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой
природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение
санитарно-гигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним видом дождевого
червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни,
питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.
Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с
представителями речных и морских рыб.
В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими при- знаками земноводных,
средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками
пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание,
дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками,
разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими
признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных
млекопитающих.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскур сий – все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также болееэффективно осуществлять коррекцию
учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
[Введите название документа]
8
[Введите название документа]
9
[Введите название документа]
10
[Введите название документа]
11
[Введите название документа]
12
[Введите название документа]
13
[Введите название документа]
14
[Введите название документа]
15
[Введите название документа]
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количе-ство Контрольные
часов
работы
1
Введение
2
2
Беспозвоночные животные
11
1
3
Позвоночные животные
53
1
3.1
Рыбы
8
1
3.2
Земноводные
3
1
3.3
Пресмыкающиеся
5
1
3.4
Птицы
10
1
3.5
Млекопитающие
15
1
4
Сельскохозяйственные млекопитающие
12
1
5
Обобщение
2
Итого:
68
8
16
[Введите название документа]
17
[Введите название документа]
№
Тема урока
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
1
Многообразие
животного мира.
1
Формирование
представлений о
разнообразии животного
мира
2
Значение животных иих
охрана
1
Формирование
представлений о значении
животных и их охране
Введение – 2часа
Называют по рисункам
позвоночных и беспозвоночных
животных, где в природе живут, чем
одни животные отличаются от
других (размеры, окраска, покровы,
способы питания и передвижения,
места обитания). Называют диких и
домашних животных, используя иллюстрации и помощь учителя
Рассказывают о значении животных
в жизни человека и их охране.По
рисункам называют животных,
занесенных в Красную книгу
Достаточный уровень
Называют отличительные признаки разных
групп животных (позвоночные,
беспозвоночные; дикие, домашние).
Называют места обитания животных ичерты
приспособленности их к условиям жизни
(форма тела, покров, способ передвижения,
дыхание, окраска).Устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и внешним видом.
На слайдах, рисунках показывают и приводят
примеры животных, которыеотличаются друг
от друга по ряду признаков
Приводят примеры значения животных в
природе и жизни человека и их охране.
Узнают на фотографиях и называют
животных, занесенных в Красную книгу;
называют, почему некоторые животные стали
редкими, чтоделают для увеличения их
численности
18
[Введите название документа]
Беспозвоночные животные - 11 часов
3
Общие признаки
беспозвоночных
животных. Общие
признаки червей.
Дождевой червь.
4
Круглые черви- паразиты
человека. Черви-санитары
пресных водоемов и
болот. Черви-сосальщики.
1
Формирование
представлений о
беспозвоночных животных.
Знакомство с общими
признаками
беспозвоночных- черви.
Называют признаки
беспозвоночных животных;
узнают на рисунках и называют
беспозвоночных животных
(черви, медузы, раки, пауки,
насекомые), с опорой на
предложения, предоставленные
учителем
Узнают и называют беспозвоночных животных
по рисункам, сравнивают. называют общие
признаки животных. Записывают в тетрадь
общие признакибеспозвоночных животных.
Описывают особенности внешнего вида
животных, перечисляют отличительные
признаки; делают вывод о многообразии
беспозвоночных
Формирование
представлений о внешнем
виде и образе жизни
червей.
Узнают на рисунках червя
паразита, описывают его
внешний вид, способ питания и
передвижения.
Рассматривают рисунок в рабочей
тетради и подписывают названия
частей тела червя.
Рассказывают о роли червей санитаров в пресных водоемах
и болотах, используя помощь
учителя
Называют общие признаки червей, узнают на
рисунках. Описывают по плану особенности
внешнего строения, образа жизни, питания,
дыхания. Ведут наблюдения за способом
передвижения червя, результаты наблюдений
записывают в тетрадь. Дополняюттекст об образе
жизни этого животного. Составляют рассказ о
роли червей в природе
19
[Введите название документа]
5
Общие признаки
насекомых. Внешнее
строение иобраз жизни
насекомых.
6 Бабочка - капустница.
Яблонная плодожорка.
1
Формирование
представлений об общих
признаках насекомых, их
отличительных признаках.
Изучение внешнего
строения и образ
жизни насекомых
Рассказывают о строении
насекомого по рисунку, называют
части тела.
Узнают на рисунках стрекоз и
тараканов, описывают внешний
вид, отличительные особенности
насекомых.
Раскрашивают части тела
насекомых на рисунках в рабочих
тетрадях.
Описывают одного представителя
по опорным предложениям
Формирование
Узнают на рисунках и в
представлений о бабочках, коллекциях бабочек, описывают
их отличительных
внешний вид бабочки павлиний
признаках, размножении и глаз. По схеме называют этапы
развитии
развития бабочки. Рассказываю о
значении бабочек в природе по
плану, предложенному учителем.
Сравнивают по плану бабочкукапустницу и яблонную
плодожорку.
Узнают и называют по рисункам насе комых
(стрекозы, тараканы), называютих общие
признаки, рассказываю о многообразии
насекомых (отличие по внешнему виду, местам
обитания, питания).
Подписывают в рабочей тетради на рисунках
названия частей и органовтела насекомых
Узнают на рисунках, в коллекциях и внатуре
бабочек (павлиний глаз, траурница, адмирал).
Сравнивают, находят черты сходства и отличия,
указывают черты принадлежности насекомых к
группе бабочек. Дают характеристикубабочек
на примере бабочки павлинийглаз.
Подписывают в рабочей тетради на рисунке
названия стадий развития бабочек
20
[Введите название документа]
7
Майский жук.
8
Комнатная муха
1
Формирование о
представления об
особенностях внешнего
вида насекомых, их
значении в природеи жизни
человека
На
рисунках
подписывают
название частей и органов тела
насекомых.
Называют
по
рисунку
стадии
развития
майского жука. Рассматривают
насекомых-вредителей
сельскохозяйственных растений
в коллекциях насекомых под
руководством учителя
Формирование
Узнают на иллюстрациях и
представления о комнатной фотографиях комнатную муху
мухе
называют отличительные
признаки внешнего вида,
характерные особенности
поведения. Рассказываю о вреде,
приносимой комнатной мухой, о
мерах борьбы, правилах здорового
образа жизни
Знают и называют основные черты строения
насекомого: деление тела наотделы и членики,
наличие крыльев итрех пар конечностей.
Составляют рассказ о внешнем строении жука
по плану. Сравнивают и различают
двух насекомых, находят черты сходства и
отличия; узнают насекомых по внешнему виду
на рисунках, в коллекциях, видео.
Называют отличительные признаки, этапы
развития насекомых, на какой стадии развития
приносят вред или пользу. В рабочей тетради
подписывают стадии развития майского жука.
Узнают на иллюстрациях и в натуре
комнатную муху; описывают характерные
особенности внешнего вида иповедения.
Подписывают на рисунках стадии развития
комнатной мухи.
Составляют рассказ о вреде, приносимом
комнатной мухой, мерах борьбы и правилах
гигиены.
Указывают на взаимосвязь количествамух и
кишечных заболеваний
21
[Введите название документа]
9
Медоносная пчела
10 Тутовый шелкопряд
1
1
Закрепление представлений
о строении насекомых, их
размножении и развитии.
Ознакомление с
отличительными
особенностями внешнего
строения жуков, значением
для человека
Узнают жуков на иллюстрациях
и фотографиях медоносную
пчелу, описывают внешний вид,
называют отличительные
признаки. Выполняют задания в
рабочих тетрадях (заполняют
таблицу, подписывают на
рисунках части тела пчелы). Под
руководством учителя
выполняют практическую
работу: зарисовку медоносной
пчелы в тетради
Узнают в природе и на иллюстрацияхжуков
медоносную пчелу, дают сравнительную
характеристику, находят черты сходства и
выделяют существенные признаки отличия.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом объектов.
Подписывают на рисунках стадии развития
медоносной пчелы. Составляют рассказ о
значении пчел в природе и жизни человека.
Выполняют практическую работу: зарисовка
медоносной пчелы в тетради; делают вывод о
принадлежности медоносной пчелы к группе
насекомых
Формирование
представлений о внешнем
виде и образе
жизни тутового
шелкопряда.
Узнают тутового шелкопряда на
иллюстрациях и фотографиях,
относят его к изученной группе
животных, описывают внешний
вид и образ жизни; рассказываю о
пользе тутового шелкопряда по
иллюстрациям и с опорой на
предложения
Узнают и называют тутового шелкопряда в
коллекции, в натуральном виде, на рисунках;
выделяют существенные признаки внешнего
строения, сравнивают с бабочкойкапустницей, находят черты сходства и
отличия. Имеют представления о
взаимосвязях между изученным объектом и
его местом в окружающем мире; о способах
питания, приносимой пользеи разведении
тутового шелкопряда.
В рабочей тетради подписывают названия
стадий развития тутовогошелкопряда
22
[Введите название документа]
11 Становятся ли к осени
мухи злыми.
1
Расширение представлений
об особенностях внешнего
строения насекомых, их
развитии, значении
для человека.
Узнают и называют на
. Находят нарисунках и называют
иллюстрациях и фотографиях
отличительные особенности внешнего строения
комнатную; описывают внешнее мух. Заполняют схему «Значение насекомых в
строение. В рабочей тетради
природе».
подписывают на рисунки части
Рисуют муху в тетради. Смотрят видеофильм о
тела.
жизни мухи с последующим обсуждением
Под руководством учителя
выполняют практическую работу:
зарисовка мухи в тетради
12 Пчелы-убийцы.
1
Закрепление
представлений о
насекомых
Узнают и называют на
иллюстрациях и фотографиях, в
коллекциях насекомых пчел.
Описывают внешний вид, состав
семьи, особенности жизни.
Рассказывают о правилах
поведения в лесу.
Смотрят видеофильм, отвечают
на вопросы
Узнают и называют пчел на иллюстрациях и
фотографиях, в коллекцияхнасекомых.
Рассказывают об особенностях внешнего вида,
составе семьи насекомых. Рассказывают о вреде
пчел. Составляют памятку «Правила поведения
в лесу», устанавливают взаимосвязь между
природой и человеком. Составляют рассказ по
плану: почему и как надо бороться с пчелами –
убийцами.. Смотрят видеофильм о
жизни пчелы-убийце с последующим
обсуждением
23
[Введите название документа]
13 Опасный пришелец из
Колорадо.
Неутомимые санитары
леса.
14 Общие признаки
позвоночных животных. .
Общие признаки рыб
1
1
Закрепление и расширение
представлений о внешнем
виде и по-ведении
насекомых
Под руководством учителя
проводят наблюдения в
природе: рассматривают
внешний вид колорадского
жука, муравья , ведут
наблюдения заих поведением в
природе. Рассказывают, что
узнали о насекомых
Позвоночные животные – 53 часа
Рыбы – 8 часов
Формирование
На рисунках и фотографиях
представлений об общих
узнают и называют позвоночных
признаках позвоночных
животных; перечисляют их
животных, их
общие признаки по заранее
классификации
выделенным опорным словам;
называют группы позвоночных
животных (рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
Проводят наблюдения в природе за
колорадскими жуками и муравьями. Следят за
образом жизни колорадских жуков и муравьев;
рассматривают их внешнее строение, находят и
называют части тела, определяют черты
принадлежности к группе насекомые;
определяют приспособленность к полету;
наблюдают за поведением насекомых;
сравнивают жука и муравья, находят черты
сходства и отличия. Выполняют зарисовки,
записывают результаты своих наблюдений в
тетрадь, делают выводы о поведении насекомых
в природе
Используя текст учебника, выписывают в
тетрадь общие признаки позвоночных
животных. По рисункам, слайдам, фотографиям
узнают и называют позвоночных животных,
выделяют их существенные признаки,
подписываютна рисунках в тетради.
С учетом оснований для классификации
называют группы позвоночных животных
24
[Введите название документа]
15 Внешнее строение и скелет
рыб. Внутреннее строение
рыб.
1
Формирование
представлений о рыбах, их
строении, образе жизни;
Называют общие признаки рыб,
их внутреннее строение. Узнают
рыб на рисунках, называют
среду их обитания; описывают
по плану и опорным
предложениям особенности
внешнегоивнутреннегостроения в связи
со средой обитания
Узнают и называют рыб на рисунках и
фотографиях, слайдах; сравнивают, выделяют
общие и отличительные признаки. На
основании сравнения называют общие признаки
рыб. Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания, внешним и внутренним видом.
Дополняют текст в рабочей тетради обобщих
признаках рыб
16 Органы дыхания и
кровообращения рыб.
Нервная система рыб.
1
Формирование
представлений о рыбах, их
строении, образе жизни;
внутренних органах и
нервной системой рыб
Называют органы дыхания и
кровообращения, нервную
систему рыб. Описывают
особенности.
Узнают и называют рыб на рисунках и
фотографиях, слайдах; сравнивают, выделяют
общие и отличительные признаки. На
основании сравнения называют общие признаки
рыб. Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания, внешним и внутренним видом.
Дополняют текст в рабочей тетради об
общих признаках рыб
25
[Введите название документа]
17 Размножение рыб.
1
Формирование
представлений о
размножении рыб.
Смотрят видео фильм «Стадии
размножения рыб».
Записывают и зарисовывают в
рабочих тетрадях этапы
размножения рыб.
Называют этапы размножения рыб. Делают
записи в тетрадях.
Дополняют текст в рабочей тетради об этапах
размножения рыб.
18 Речные рыбы.
Морские рыбы.
1
Знакомство с речными
(пресноводными) рыбами.
Формирование
представлений о поведении
и образе жизни речных рыб
Знакомство с морскими
рыбами.
Формирование
представлений о поведениии
образе жизни морских рыб
Называют по рисункам,
слайдам речных рыб: окунь,
щука, карп. Отмечают, по
каким признакам их относят к
рыбам. Описывают
особенности внешнего вида,
отмечают внешние черты
отличия; объясняют, каких рыб
называют речными, используя
помощь учителя.
Называют по рисункам,
фотографиям виды морских
рыб (треска, сельдь и другие).
Рассказывают осреде и месте
их обитания, какой образ жизни
ведут и чем питаются, где
размножаются, используя
помощь учителя
Называют речных рыб (окунь, щука, карп) по
рисункам, слайдам, фотографиям. Сравнивают
их между собой, называют среду обитания.
Дают определение, каких рыб называют
речными.
Отмечают отличительные особенностивнешнего
вида, окраски, поведения в связи со средой
обитания и способом питания. Устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и внешним
ви-дом.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Сравнивают речного окуня ищуку; данные
заносят в таблицу. Называют морских рыб
(треска, сельдьи другие), их среду обитания,
образ
жизни; признаки внешнего строения. На
основании сравнения отмечают, чем сходны
между собой и чем отличаются. Устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и внешним
видом.
Закрепление представлений
о внешнем строении и
образе жизни рыб;
формирование
представлений о питании,
дыхании, способе
передвижения и
размножении рыб
26
[Введите название документа]
19 Рыболовство
и
рыбоводство.
Рациональное
использование и охрана
рыб.
1
Расширение представлений
о значении рыбв жизни
человека, способах ее
разведения, охраны и
рационального
использования. Знакомство
обучающихся с правилами
рыбной ловли. Наблюдение
за рыбной ловлей
Работают под руководством
учителя с текстом учебника:
знакомятся с разведением рыб
человеком в прудах и
естественных условиях.
Рассказывают о правилах
поведения в природе, охранеи
рациональном использовании
рыбы.
Составляют рассказ по плану о
значении рыбы в жизни
человека.
Выполняют задание в рабочей
тетради: в текст «Рыбоводство»
вставляют недостающие слова,
используя слова для справок
Дают определение понятиям и объясняют
значение слов: рыбоводство и рыболовство.
Рассказывают с опорой на текст учебника,
каким способом ведется промысел и разведение
рыбы; как ее охраняют и рационально
используют. Осознают основные взаимосвязи
между природой и человеком (значение
рыбного промысла в жизни человека;
использование рыбы человеком).
Вставляют в текст рабочей тетради
недостающие слова о разведении карпов,
используя слова для справок
27
[Введите название документа]
20 Живые электростанции.
Золотая рыбка.
21 Рыба, которая любит быть
на суше. Рыбы
чистильщики.
Прожорливый ротан.
Морской дьявол.
1
Ознакомление с правилами
содержания и ухода рыб в
домашнемаквариуме.
Узнают аквариумных рыбок на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
аквариумными рыбкамипод
руководством учителя.
Рассказывают об особенностях
размножения, питания, видах
корма.Ведут наблюдения за
аквариумными рыбами под
руководством учителя
Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи,
золотые рыбки) в натуральном виде в
естественных условияхи на картинах, выделяют
существенные признаки аквариумных рыбок.
Рассказываю об особенностях размножения
разных видов аквариумных рыбок, называют
виды живородящих рыб.
Совместно с учителем составляют памятку по
уходу за аквариумными рыбками; дают
характеристику средыобитания: освещение,
температура воды. Называют, какие виды
корма можно использовать при кормлении
аквариумных рыбок. Записывают результаты
наблюдений за аквариумными рыбами в
тетрадь
Ознакомление
В ходе просмотра видеофильма
обучающихся с некоторыми знакомятся с рыбами.
разновидностями рыб.
Описывают . Называют виды
рыб. Рассказывают о правилах
поведения в природе.
Ведут наблюдения за рыбной
ловлей под руководством
учителя
Называют виды рыб, которые обитают в
водоеме, особенности их поведения, питания.
Рассказывают о правилах поведения в природе,
о
взаимосвязи
между
природными
компонентами, природой и человеком. Под
руководством учителя формулируют правила
ловли рыбы.
В ходе просмотра видеофильма ведут
наблюдения за рыбной ловлей.
Оформляют результаты наблюдений втетради
28
[Введите название документа]
Земноводные - 3 часа
22
Общие признаки
Земноводных. Среда
обитания и внешнее
строение лягушки.
1
Формирование
представлений о
земноводных как группе
животных проживающих на
суше и в воде, взаимосвязи
среды обитания и внешнего
вида земноводных.
Называют по рисункам виды
земноводных обьясняют, где
передвигаются, какое значение
имеют в природе. В рабочей
тетради подписывают рисунки
изображенных земноводных,
используя помощь учителя.
Называют представителей разных видов
земноводных разных, отличительные признаки
лягушки и жабы, черты присобления к среде
обитания (части тела, окраска, покровы,
передвижение). Составляют рассказ по плану:
питание, дыхание, размножение (цикл развития),
устанавливают взаимосвязь между строением
органов и их функциями. Выполняют задания в
тетрадях:
,
29
[Введите название документа]
23 Внутреннее строение
земноводных.
Размножение и развитие
лягушки.
1
Знакомство с многообазием
земноводных,их
внутренним строением,
вида и образа жизни
24 Хвостатые родственники
лягушки. Самая крупная
жаба.
1
Формирование
представлений о сходстве и
различии земноводныхи
рыб, пользе земноводных и
их охране
Узнают и различают
земноводных в
окружающем мире, по
рисункам и фотографиям
(жаба, тритон,
саламандра);
подписывают названия
земноводных на рисунках
в рабочей тетради.
Рассказывают об
особенностях строения и
отличительных признаках
разныхпредставителей
земноводных по плану,
предложенному учителем.
В рабочей тетради
подписывают рисунки
стадий развития лягушки,
используя слова для
справок.
Сравнивают по рисункам
внешнее строение
головастика и малька
рыбы, называют черты
сходства.Совместно с
учителем делают вывод о
сходстве и различии
земноводных и рыб.
Рассказывают о пользе
земноводных и их охране
Имеют представление о жабе, тритоне,
саламандре как представителях земноводных.
По рисункам, фотографиям описывают
особенности их внешнего строение, называют
общие и отличительные черты внешнего вида,
делают вывод о многообразии земноводных.
Подписывают в рабочей тетради рисунки
изображенных на нем земноводных
Сравнивают внешнее строение, места обитания
и этапы развития земноводных и рыб. В рабочей
тетради находят и подписывают рисунки черт
сходстваголовастика и малька рыбы (вытянутая
форма тела, хвост, жабры), необходимость воды
для размножения. Отмечают отличительные
признаки земноводных. Выполняют
практическую работу: заполняют таблицу,
сравнивают головастика лягушки и рыбу;
данные записывают в таблицу рабочей тетради.
На основании сравнения записывают втетрадь
вывод о сходстве и различии земноводных и
рыб.Составляют рассказ о пользе земно-водных
и их охране
30
[Введите название документа]
25 Общие признаки
пресмыкающихся.
1
Пресмыкающиеся – 5 часов
Формирование
Узнают и называют по рисункам
представлений об общих
группы пресмыкающихся,
признаках пресмыкающихся, описывают их внешнее
внешнем строении, питании, строение; рассказывают, где
дыхании,размножении
живут животные, чем покрыто
их тело, какиеорганы находятся
на голове, какпередвигаются,
размножаются. Смотрят
видеофильм о разнообразии
пресмыкающихся, отвечают на
вопросы
По рисункам и фотографиям называютгруппы
пресмыкающихся, признаки сходства и отличия
разных групп, особенности внешнего строения.
Описывают внешнее строение прыткой
ящерицы, гадюки, ужа, черепахи, крокодила по
плану, называют признаки сходства и различия
разных групп пре-смыкающихся.
Подписывают в рабочей тетради названия
пресмыкающихся, изображенных на рисунке.
Выполняют классификацию на основе
выделения общих признаков пресмыкающихся.
Делают вывод о взаимосвязи внешнегостроения
и среды обитания. Называют особенности
размножения пресмыкающихся. Устанавливают
взаимосвязь между природными условиями
(наличие тепла) и развитием зародышей
пресмыкающихся. Выполняют практическую
работу: зарисовка в тетради цикла развития
пресмыкающихся.
Выполняют задания в рабочей тетради:
дополняют текст об общих признаках
пресмыкающихся
31
[Введите название документа]
26 Среда обитания. Внешнее
и внутреннее строение
пресмыкающихся.
27 Размножение и развитие
пресмыкающихся.
1
Расширение представления
о местах обитания, образе
жизни, особенностях
питания прыткой ящерицы
Узнают на рисунках,
фотографиях, слайдах прыткую
ящерицу.Описывают
особенности внешнего вида, где
живет, ее образ жизни,
особенности питания.
Рассказывают об особенностях
размножения, где откладывает
яйца, какие условия необходимы
для развития зародыша.
Смотрят видеофильм о местах
обитания и образе жизни
прыткой ящерицы, отвечают на
вопросы, выполняют задания
учи-теля
Формирование
Узнают и называют на рисунках
представления об
змей, называют отличительные
отличительных особенностях особенности животных; чем по
змей
внешнему виду отличается
гадюка и уж. Сравнивают и
называют места обитания,
способ питания, размножения и
развития гадюки и ужа.
Рассказывают об использовании
змеиного яда в медицине, об
оказании первой медицинской
помощи при укусахзмей.
Смотрят
видеофильм
о
разнообразии змей, выполняют
задания учителя, отвечают на
вопросы
Узнают и называют на рисунках, слайдах
прыткую ящерицу. Описывают внешний вид,
находят и называют черты принадлежности к
группе пресмыкающихся, устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и внешним
видом.
Составляют рассказ по плану: где живет, образ
жизни и особенности питания.
Смотрят видеофильм о местах обитания и
образе жизни прыткой ящерицы
Узнают и называют на рисунках, слайдах змей:
гадюку, ужа. Сравнивают ихвнешний вид, места
обитания, питание, размножение и развитие.
Называют отличительные признаки змей, чем
отличается уж и гадюка. Составляют рассказ об
использовании змеиного яда в медицине,
оказании первой медицинской помощи при
укусе змей. Выполняют практическую работу:
«Сравнение ужа и гадюки», данные записывают
в таблицу тетради.
32
[Введите название документа]
28 Серый варан. Безногие
ящерицы. На змеиной
ферме.
29 Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных.
Практическая работа
1
Формирование
представления об
отличительных
особенностяхчерепах и
крокодилов
Закрепление представлений
о пресмыкающихся и
земноводных
Узнают и подписывают на
рисунках черепаху и крокодила.
Называют особенности внешнего
вида, отличительные признаки,
среду обитания, питание,
размножение и развитие.
Смотрят видеофильм: среда
обитания и образ жизни черепах
и крокодилов с последующим
обсуждением
Сравнивают внешний вид и
образ жизни пресмыкающихся и
земноводных, называют
отличительные особенности
животных.В рабочей тетради
подписываютрисунки с
изображением частей тела
животного. Заполняют таблицу
сравнения лягушки и ящерицы,
отвечают на вопросы таблицы
Узнают и называют черепах и крокодилов на
рисунках, слайдах. Описывают их внешний вид,
отмечают отличительные особенности
животных; называют черты принадлежности
животных к группе пресмыкающихся.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видомживотных
Составляют сравнительную характеристику
пресмыкающихся и земноводных.
Выполняют практическую работу: сравнивают
места обитания, внешний вид (части тела,
покровы), органы передвижения, способ
дыхания, питания,размножения и развития
пресмыкающихся и земноводных. Делают вывод
об общих и отличительных признаках строения
и образа жизни пресмыкающихся. Данные
заносят в таблицу рабочей тетради.
33
[Введите название документа]
30 Общие признаки птиц.
Особенности внешнего
строения птиц.
Особенности скелета
птиц.
1
Формирование
представлений об
особенностях строения и
об-разе жизни птиц, как
позвоночных животных.
Сравнение и
распознавание птиц на
рисунках и в природе
31 Особенности внутреннего
строения птиц.
Размножение и развитие
птиц.
1
Ознакомление с
многообразием птиц,
средой их обитания,
образом жизни
Птицы – 10 часов
Называют отличительные
особенности птиц (наличие
крыльев,пуха и перьев на теле).
Рассказывают об особенностях
размножения: кладка яиц и
выведение птенцов.
Рассматривают скелет и чучело
птицы, под руководством учителя, показывают части тела
птицы
Узнают и называют птиц по
рисункам,
фотографиям;
рассказывают о среде обитания,
образе
жизни, особенностях питания
разных групп птиц по опорным
предложениям. Узнают на
рисунках и называют перелетных
и зимующих птиц
Составляют по плану общую характерстику птиц:
наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Отмечают отличительные особенности
размножения птиц: кладка яиц и выведение
птенцов. В рабочей тетради подписывают
названия к рисункам сизображением оболочек и
содержимого
яйца птицы, используя слова для справок.
Рассказывают о строении перьев птиц, описывают
внешний вид по плану какой- либо птицы.
Подписывают названия частей тела птицы на
рисунке. Заполняют пропуски в тексте, дополняют
общую характеристику птиц. Подписывают на
рисунке названия основных частей контурного
пера птицы, используя слова для справок.
Записывают вывод, чем пух и
пуховое перо отличаются от контурногопера;
дополняют предложения текста
Описывают по плану внешний вид разных птиц,
устанавливают взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом разных видов птиц.
Составляют рассказ о среде обитания разных
видов птиц,образе жизни, питании; называют
черты приспособленности к среде обитания.
Называют перелетных и зимующих птиц.Работают
в группах, составляют таблицу,схемы,
анализируют и сравнивают различные группы птиц
и делают выводы, записывают в тетрадь
34
[Введите название документа]
32 Птицы, кормящиеся в
воздухе.
1
Формирование
представлений о птицах,
кормящихся в воздухе,
особенностях внешнего
строения иобраза жизни
Называют по рисункам птиц,
кормящихся в воздухе (ласточки,
стрижи), описывают внешний
вид (по каким внешним
признакам можно узнать в
природе: строение крыльев,
хвоста, ног, клюва).
Рассказывают об образе жизни,
гнездовании и заботе о потомстве
по плану и опорным
предложениям
Называют и показывают на рисунках, таблицах
птиц, кормящихся в воздухе (ласточки, стрижи).
Подписывают изображения птиц в рабочей
тетради. Сравнивают ласточек и стрижа, вносят
данные оних в таблицу.
Рассказывают об особенностях строения и образе
жизни в зависимости от среды обитания, отмечают
черты сходства и отличия, по каким внешним
признакам можно узнать в природе.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм
«Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц»
с последующимобсуждением
35
[Введите название документа]
33 Птицы леса.
Формирование
представлений о птицах
леса, особенностях
образа жизни и внешнего
строения
Называют по рисункам птиц леса
(большой пестрый дятел,
синица) описывают внешний вид
(по каким внешним признакам
можно узнать в природе:
строение крыльев, хвоста, ног,
клюва).Рассказывают об образе
жизни, гнездовании и заботе о
потомстве по плану и опорным
предложениям
Называют и показывают на рисунках,таблицах
птиц леса.
Рассказывают об особенностях строения и образе
жизни в зависимости от среды обитания, отмечают
черты сходства и отличия, по каким внешним
признакам можно узнать в природе.
В рабочей тетради подписывают названия птиц
под их изображениями.
дополняют текст об особенностях строения и
образе жизни изображенных на рисунке птиц леса,
используя слова для справок.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм
«Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с
последующимобсуждением.
36
[Введите название документа]
34 Хищные птицы.
Формирование
представлений о
хищных птицах,
особенностяхвнешнего
строения и образа жизни
Называют по рисункам хищных
птиц (сова, орел), описывают
внешний вид (по каким внешним
признакам можно узнать в
природе птицу-хищника:
строение крыльев, хвоста, ног,
клюва).
Рассказывают об образе жизни,
гнездовании и заботе о
потомстве по плану и опорным
предложениям
35 Птицы пресных
водоемов и болот
Формирование
представлений о
водоплавающих птицах,
особенностях внешнего
строения и образа жизни
Называют по рисункам
водоплавающих птиц (уткакряква, лебедь), описывают
внешний вид (по каким
внешним признакам можно
узнать в природе: строение
крыльев, хвоста, ног, клюва).
Рассказывают об образе жизни,
гнездовании и заботе о
потомстве по плану и опорным
предложениям.
Прослушивают голоса птиц.
Называют и показывают на рисунках, таблицах
хищных птиц (сова, орел). Выполняют задание в
рабочей тетради: определяют по рисунку какие
признаки хищника заметны на внешнем строении
совы и орла. Обводят в кружок номера
предложений, в которых дана характеристика
хищной птицы. Дополняют текст осове, используя
слова для справок.
Рассказывают об особенностях строения и образе
жизни в зависимости от среды обитания, отмечают
черты сходства и отличия, по каким внешним
признакам можно узнать в природе.
Устанавливаютвзаимосвязь между природными
условиями, образом жизни и внешним видом птиц.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм
«Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с
последующим обсуждением.
Называют и показывают на рисунках,таблицах
водоплавающих птиц.
Рассказывают об особенностях строения и образе
жизни в зависимости от среды обитания, отмечают
черты сходства и отличия, по каким внешним
признакам можно узнать в природе.
Сравнивают гоголя и крякву на рисунках,
дополняют текст об образе жизни на водоемах.
Сравнивают утку и серую цаплю,дополняют текст
об особенностях строения ее тела и образа жизни.
Выполняют задание на карточке: определяют, кто
лишний в каждом ряду птиц и почему. Дополняют
текст.
Прослушивают голоса птиц
37
[Введите название документа]
36 Птицы, обитающие близ
жилища человека.
37 Нелетающие птицы.
Птенцы в зимнем
лесу. Птицы, не
знающие своих
детей.
1
Расширение знаний о
птицах, обитающих
близ жилища человека
Называют птиц, обитающих близ
жилища человека (голубь,
ворона, воробей, трясогузка).
Рассказывают об образе жизни
данной
группы
птиц,
гнездовании
и
заботе
о
потомстве,
необходимости
охране птиц по плану и
опорным предложениям
Называют птиц, обитающих, близ жилища
человека (голубь, ворона, воробей,трясогузка). В
рабочей тетради рассматривают рисунки,
подписывают названияптиц, дополняют в тексте
общую характеристику птиц, используя опорные
слова.
Сравнивают и различают по строению и образу
жизни, устанавливают взаимосвязь между
природными условиями, образом жизни и
внешним видом птиц. Заполняют таблицу с
помощью текста
учебника (сравнивают голубя и воробья).Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц» с послеующим обсуждением
Расширение
представлений о птицах
живого уголка на основе
имеющихся знаний:
внешний вид, правила
содержания птиц в
«Зоопраке»
Узнают певчих и декоративных
птиц на иллюстрациях и
фотографиях (попугаи,
канарейки, щеглы), называют
изученные объекты, знакомятся с
правиламивыполнения
несложных действийпо уходу за
певчими и декоративными
птицами под руководством
учителя.
Под руководством учителя
выполняют
практическую
работу: наблюдение и уход за
птицами в «Зоопраке»
Узнают и называют певчих и декоративных птиц
(канарейки, попугаи, щеглы) внатуральном виде в
естественных условиях и на рисунках, выделяют
существенные признаки певчих и декоративных
птиц.
Называют правила ухода и содержанияпевчих и
декоративных птиц.
Выполняют практическую работу:
«Наблюдение и уход за птицами в «Зоопарке»,
делают вывод об особенностях ухода за
домашними птицами
38
[Введите название документа]
38 Домашние куры.
Домашние утки и гуси.
Птицеводство
1
Формирование
представлений о
домашних птицах, их
особенностях строения,
образе жизни,
разведении и
выращивании
Называют
по
рисункам
домашних птиц, описывают их
строение, образ жизни.
В рабочей тетради, используя
слова для справок, подписывают
названия оболочек и
содержимого яйца птицы.
Сравнивают домашних и диких
курей, гусей и уток,
рассказывают, с какой целью
человек их разводит.
Рассказывают, как разводят птиц
на птицеводческих хозяйствах
Узнают по рисункам и называют домашних птиц
(курей, гусей, уток и индюшек).Сравнивают на
рисунке домашних кур с их дикими предками.
Результаты сравнения заносят в таблицу.
Называют особенности их внешнего строения,
сравнивают виды птиц (домашних гусей и
домашних уток), дополняют текст в рабочей
тетради. Выделяют отличительные признаки,
рассказывают об образе жизни (питание,
размножение, развитие).
Зарисовывают куриное яйцо в тетрадь,
подписывают названия оболочек и содержимого
яйца птицы.
Называют правила выращивания и уходаза
домашними птицами.
Дополняют текст в рабочей тетради о содержании, кормлении и разведении птиц в
птицеводческих хозяйствах.
Рассказывают о значении птицеводствапо плану
39 Экскурсия (заочная)
«Прародители домашних
кур».
1
Расширение
представлений об
особенностях строения и
поведения птиц
Под руководством учителя
проводят наблюдения за
поведениемптиц в природе:
кормлением, передвижением,
заботой о потомстве
Под руководством учителя
выполняют
практическую
работу: подкормка зимующих
птиц
Проводят наблюдение за поведением птиц в
природе, отмечают особенности поведения разных
видов птиц, описывают внешнее строение,
устанавливают взаимосвязь между средой
обитания, внешним видом, особенностями
питания.
Результаты наблюдений записывают втетрадь
39
[Введите название документа]
40 Общие признаки
млекопитающих. Внешнее
строение млекопитающих.
1
41 Особенности скелета и
нервной системы.
Внутренние органы
млекопитающих.
1
Млекопитающие – 15 часов
Формирование
Называют общие признаки
представлений об общих млекопитающих, описывают
признаках
внешнее строение
млекопитающих.
изображенного на рисунке
Формирование
животного, особенности
представлений
внешнего вида; по рисункам
обучающихся о
называют разных представителей
разнообразии
млекопитающих, определяют их
млекопитающих
сходство и отличие.
животных.
Составляют рассказ об одном из
животных, по опорным словам, и
словосочетаниям, принимая
помощь учителя
Формирование
Узнают и называют по рисункам
представлений
о грызунов, описывают внешний
строении
вид, среду обитания, образ
млекопитающих.
жизни, питание и размножение
грызунов. Перечисляют общие
признаки грызунов.
Называют характерные
особенности грызунов, с опорой
на предложения и
иллюстративныйматериал,
предложенный учителем.
В рабочей тетради подписывают
рисунки грызунов, используя
помощь учителя
Называют общие признаки млекопитающих
(рождение живых детенышей, вскармливание их
молоком). Называют признаки сходства и
различия между группами животных делают
вывод о разнообразии млекопитающих животных.
На основе выделенных общих признаков
выполняют классификацию.
В рабочей тетради подписывают на рисунке
названия частей тела млекопитающего.
Дополняют текст об особенностяхвнешнего
строения млекопитающих, используя слова для
справок
Узнают и называют на рисунках, слайдах,
фотографиях грызунов. Сравниваютживотных,
описывают особенности их внешнего вида, среды
обитания, образа жизни, питания, размножения. На
основесравнения выделяют и записывают в тетради
общие признаки грызунов.
Подписывают на рисунке название зубов грызунов;
дополняют текст об особенностях зубов грызунов,
используя слова длясправок
40
[Введите название документа]
42 Грызуны. Значение
грызунов в природе и
жизни человека.
1
43 Зайцеобразные.
Разведение домашних
кроликов. Родственники
длинноухих. Нашествие
длинноухих.
1
Формирование
представлений об общих
признаках
отдельных
групп животных.
Ознакомление с
особенностями внешнего
строения, образа
жизни, значением в
природе и жизни
человека
Узнают и называют животных,
относящихся к группе грызунов
(мышь, белка, суслик, бобр).
Описывают особенности
внешнего вида каждого
животного. Рассказывают о
значении грызунов в природе и
хозяйственной деятельности
человека, пользе ивреде,
приносимом грызунами.
Дополняют текст в рабочей
тетради о значении грызунов в
природе и хозяйственной
деятельности человека,
используя слова
для справок и помощь учителя
Формирование
Называют зайцеобразных по
представлений об общих рисункам, описывают внешний
признаках зайцеобразных вид,среду обитания, образ жизни,
питание, значение в природе.
Называют общие признаки
изученных животных.
Подписывают
названия
зайцеобразных
животных,
используя помощь учителя
По рисункам, слайдам называют представителей
грызунов (мышь, белка, суслик, бобр),
подписывают представителей на рисунках в
тетради.
Называют отличительные особенности каждого
животного, описывают внешнийвид и строение в
зависимости от среды обитания.
Дополняют текст в рабочей тетради о значении
грызунов в природе и хозяйственной
деятельности человека. Называют пользу и вред,
приносимый грызунами.
Составляют рассказ по плану «Охранабелок и
бобров»
Называют животных, которые относятсяк
зайцеобразным, их общие признаки: внешний вид,
среда обитания, образ
жизни, питание, значение в природе(заяцрусак, заяц-беляк).
Сравнивают животных, называют черты сходства
и отличия, устанавливают взаимосвязь внешнего
строения со средой обитания.
Подписывают в рабочих тетрадях названия
зайцеобразных, изображенных на рисунке;
дополняют текст об особенностях внешнего
строения, используя слова для справок
41
[Введите название документа]
44 Хищные звери.
1
Продолжение
формирования
представлений о диких
млекопитающих
животных.
Формирование понятия
хищные звери
Узнают и называют по рисункам
хищных зверей. Называю общие
их признаки, описывают
внешний вид, отличительные
особенности. Отмечают
особенности некоторых из них.
Рассказывают об образе жизни,
добыче пищи, называют черты
сходства и различия.
Подписывают на рисунке
названия зубов хищного зверя,
используя помощь учителя
Узнают и называют на рисунках хищныхзверей,
подписывают их название в рабочих тетрадях.
Описывают особенности внешнего вида, называют
отличительныеособенности.
Называют особенности некоторых из них (образ
жизни, добыча пищи, черты сходства и различия).
На основе сравнения формулируют и записывают
в тетрадь общие признаки хищных зверей.
Подписывают на рисунке названия зубовхищного
зверя
45 Дикие пушные звери
1
Продолжение
формирования
представлений о хищных
животных.
Узнают и различают на
фотографиях и рисунках волка и
лисицу;описывают особенности
внешнего вида изученных
животных; сравнивают,
называют общие признаки
изученных животных
Называют и показывают на рисунках, слайдах
псовых: волка, лисицу; сравнивают, называют
особенности внешнего строения, отмечают
сходство и отличие;устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и внешним видом
животных.
Составляют сравнительную характеристику
«Места обитания и образ жизни псовых»
42
[Введите название документа]
46
Разведение норки
на зверофермах
Самый маленький
хищный зверь.
47
Домашние хищные
звери
1
Продолжение
формирования
представлений о хищных
животных.)
Узнают и различают на
фотографиях и рисунках
описывают особенности
внешнего вида изученных
животных; сравнивают,
называют общие признаки
изученных животных (места
обитания, образ жизни)
Называют и показывают на рисунках, слайдах
медведей (бурого, белого); называют особенности
внешнего строения, образа жизни, добычи пищи;
устанавливают взаимосвязь между средой обитания
и внешним видом животных.
Составляют сравнительную характеристику мест
обитания и образа жизни.
Продолжение
формирования
представлений о хищных
животных. Знакомство с
кошачьими: снежный
барс, рысь, лев, тигр
Узнают и различают на
фотографиях и рисунках
снежного барса,рысь, льва,
тигра; описывают особенности
внешнего вида изученных
животных; сравнивают,
называют общие признаки
изученных животных (места
обитания, образ жизни).
Дорисовывают части тела
хищных зверей по
предложенным учителем
трафаретам
Называют и показывают на рисунках слайдах
кошачьих: снежного барса, рысь,льва, тигра;
называют особенности внешнего строения, образа
жизни, добычи пищи; устанавливают взаимосвязь
междусредой обитания и внешним видом
животных.
Составляют сравнительную характеристику
хищных зверей, на основании сравнения
заполняют таблицу с помощью учебника в рабочей
тетради
43
[Введите название документа]
48
Ластоногие.
Формирование
представлений о морских
млекопитающих,
особенностях их строения
в связи с водным образом
жизни
Узнают на рисунках животных
млекопитающих, обитающих в
морях и океанах (тюлень, морж),
называют общие признаки
животных, особенности
внешнего вида, среды обитания,
питания, размножения и
развития; что им помогает жить
в воде. Рассказывают, чем
отличаются животные,их
распространение и значение
Называют морских животных, которые относятся
к группе ластоногих (тюлень,морж).
В рабочей тетради подписывают названия
изображения животных и их общееназвание;
дополняют предложения о сходстве животных
между собой.
Описывают их внешний вид, места обитания,
питание.
Называют отличительные особенности: способ
передвижения, образ жизни в связи с обитанием в
воде; особенности вскармливания детенышей, как
представителей млекопитающих. Устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и внешним
видом животных; называют черты
приспособленности к водной средеобитания;
называют признаки сходства иразличия.
Рассказывают о распространении и значении
морских животных
44
[Введите название документа]
49
Китообразные.
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
видаи образе жизни
китообразных
Узнают на рисунках
китообразных (кит, дельфин),
называют общие признаки
животных, особенности
внешнего вида, места обитания,
питания.
Рассказывают о способе
передвижения в воде,
особенностях вскармливания
детенышей.
Дополняют текст об
особенностях строения
китообразных, используя слова
для справок в рабочей тетради и
помощь учителя.Рассказывают о
значении китообразных по плану
и опорным предложениям
Называют морских животных, которые относятся
к группе китообразные (кит,дельфин).
Описывают их внешний вид, места обитания,
питание.
Называют отличительные особенности: способ
передвижения, особенности водного образа жизни;
вскармливания детенышей, как представителей
млекопитащих.
Заполняют таблицу с помощью учебника:
записывают признаки млекопитающих и
приспособления к жизни в воде китообразных.
Дополняют текст об особенностях строения
китообразных, используя слова для справок в
рабочей тетради.
Составляют рассказ о значении китообразных по
плану
45
[Введите название документа]
50
Парнокопытные.
Лесной великан.
Свидетели
великого
оледенения.
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
строения и образа жизни
парнокопытных
Узнают и различают на
фотографиях и рисунках
копытных животных (кабан,
лось). Описываютособенности
внешнего вида, образ жизни,
питание, места обитания.
Называют общие признаки
изученных групп животных.
Рассказывают
о
правилах
поведения в природе, охране
животных.
Используя помощь учителя,
зарисовывают в тетрадь копыта
парнокопытных
Узнают на рисунках, слайдах и называюткопытных
диких животных. Сравнивают на рисунке кабана и
лося, называют черты сходства животных.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
На основании сравнения называют признаки
сходства и различия между группами животных
парнокопытных
Рассказывают об образе жизни, питании, местах
обитания, необходимости охраныживотных.
Выполняют задание в рабочей тетради:
используя слова для справок, дополняют
предложения о копытных животных.
46
[Введите название документа]
51
Непарнокопытные.
52
Лошадь не лошадь,
осел не осел.
1
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
строения и образа жизни
непарнокопытных.
Узнают и различают на
фотографиях и рисунках
непарнокопытных животных
(лошадь). Описывают
особенности внешнего вида,
образ жизни, питание, места
обитания.
Называют общие признаки
изученных групп животных.
Рассказывают
о
правилах
поведения в природе, охране
животных.
Используя помощь учителя,
зарисовывают в тетрадь копыта
парнокопытных
Узнают на рисунках, слайдах и называюткопытных
диких животных (лошадь). Сравнивают на рисунке
лошадь и зебру, называют черты сходства
животных.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
На основании сравнения называют признаки
сходства и различия между группами животных
непарнокопытных
Рассказывают об образе жизни, питании, местах
обитания, необходимости охраныживотных.
Выполняют задание в рабочей тетради:
используя слова для справок, дополняют
предложения о копытных животных
Закрепление знаний о
млекопитающих.
Узнают и различают на рисунках
охраняемых животных.
Описывают особенности их
внешнего вида, места обитания.
Рассказывают о значении
животных в природе и жизни
человека.Знакомятся с Красной
книгой, рассказывают о ее
значении, о
причинах необходимости охраны
млекопитающих
Называют морских животных, занесенных в
Красную книгу. Описываю их внешний вид, среду
и места обитания, значение для человека и в
природе. Называют правила поведения в природе,
называют причинынеобходимости охраны
животных.
Устанавливают взаимосвязь между природными
компонентами, природой и человеком.
47
[Введите название документа]
53
Приматы.
Двоюродная родня
человека.
54
Экскурсия в
краеведческий музей
1
Формирование
представлений об общих
признаках приматов,
ознакомление с
отельными
особенностями различных
групп
Называют обезьян,
изображенных на рисунках,
рассказывают об особенностях
их внешнего вида, чем они
отличаются от других
млекопитающих. Отвечают на
вопросы, с помощью текста
учебника; используя слова для
справок, дополняют
предложения о
человекообразных обезьянах.
Смотрят видеофильм «Жизнь
приматов», отвечают на вопросы.
Узнают приматов по внешнему виду на рисунках,
слайдах. На основании сравнения разных групп
приматов выделяют общие признаки; называют
чем они отличаются от других млекопитающих.
Отвечают на вопросы с помощью текстаучебника
в рабочей тетради.
Дополняют с помощью текста учебника
предложения о человекообразных обезьянах.
Составляют характеристику по плану, записывают
в тетрадь отличительные признаки приматов
(расположение глаз, величина черепа, пальцы рук и
ног, млечные железы).
Рассказывают о питании, уходе за
потомством, местах обитания.
Делают вывод, что приматы наиболее
высокоразвитые млекопитающие
Расширение
представлений о
млекопитающих
животных своей
местности, их
разнообразии
Под руководством учителя
рассматривают разных
представителей животных своей
местности, узнают по внешнему
виду млеко-питающих,
описываю их отличи-тельные
особенности; рассказывают о
значении животных для
человека, как необходимо их
охранять. Составляют рассказ
ободном из представителей
животных по предложенным
учителем вопросам
Знакомятся с отдельными видами млекопитающих животных, составляют рассказо
внешнем виде, чем похожи и называют
отличительные признаки. Рассказывают оместах
обитания животных, их численности, значении для
природы и человека, необходимости охраны.
Результаты наблюдений записывают втетрадь
48
[Введите название документа]
55
Корова. Отличительные
особенности внешнего
строения.
56
Содержание коров на
фермах.
Сельскохозяйственные животные - 12 часов
Формирование
Рассматривают корову на
представлений о
рисунках, описывают ее
сельскохозяйственных
внешний вид,сравнивают с
животных. Ознакомление другими млекопитающими
с коровой, внешним
животными, находят черты
видом и характерными
сходства.
особенностями
Называют породы коров с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенныйучителем
1
Продолжение
формирования
представлений о
сельскохозяйственных
животных. Ознакомление
с особенностями
внешнегостроения и
содержания коров
Рассматривают корову на
рисунках, описывают ее
внешний вид,сравнивают с
другими млекопитающими
животными, находят черты
сходства.
Называют породы коров с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенныйучителем
Узнают корову на рисунках, называют
отличительные признаки внешнего строения, ее
образ жизни, сравнивают и называют породы
коров. Устанавливают взаимосвязь между
питанием коров и их молочной продуктивностью.
Рассказывают о правилах заготовки кормов.
Заполняют таблицу с помощью текста учебника в
рабочей тетради «Породы коров. Отличительные
признаки».
Узнают корову на рисунках, называют
отличительные признаки внешнего строения, ее
образ жизни, сравнивают и называют породы
коров. Устанавливают взаимосвязь между
питанием коров и их молочной продуктивностью.
Рассказывают о правилах заготовки кормов.
Заполняют таблицу с помощью текста учебника в
рабочей тетради «Породы коров. Отличительные
признаки».
49
[Введите название документа]
57
Выращивание телят
Продолжение
формирования
представлений о
содержании коров и
телят
Рассказывают о содержании
телят на современных фермах по
плану и опорным предложениям.
Называют некоторые местные
породы с опорой на
иллюстративный материал,
предложенный учителем.
Записывают новые термины в
тетрадь, используя выделенный
шрифт учебника. Дают краткую
характеристику стойлового и
бесстойлового содержания телят
с опорой на текст учебника и с
помощью учителя.
Рассказывают, какое значение имеет корова в
жизни человека, как содержат телят на
животноводческих фермах, как выращивают и
содержат телят на современных фермах.
Записывают новые термины в тетрадь. Дают
краткую характеристику стойлового и
бесстойлового содержания коров. Дополняют
текст в рабочей тетради о содержании телят на
фермах
50
[Введите название документа]
58
Овца. Содержание овец
и выращивание ягнят.
Продолжение
формирования
представлений о
сельскохозяйственных
животных. Ознакомление
с особенностями
внешнеговида и
содержанием овец
По рисункам называют овец.
Записывают в тетрадь название
некоторых пород овец.
Описывают внешний вид с
опорой на предложенные
учителем предложения;
называют общие признаки.
Составляют по плану краткий
рас- сказ об особенностях
питания (способность к
поеданию низко- рослых
растений, а также растений,
имеющих горький и соленый
вкус). По картинкам, слайдам
составляют рассказ о содержании
овец в зимний и летний периоды,
значении овец в жизничеловека.
Узнают и называют овец по рисункам, слайдам;
описывают особенности внешнего вида.
Составляют рассказ о распространении овец, их
особенностях питания(способность к поеданию
низкорослых растений, а также растений, а также
растений, имеющих горький и соленый вкус).
Называют породы овец, используя
иллюстративный материал, предложенный
учителем.
Рассказывают о содержании овец в зимнее и
летнее время, о значении разведения овец для
экономики страны и в жизни человека.
Сравнивают изображенных на рисунке овцу и
корову, заполняют таблицу в рабочей тетради
«Сходство и различия». Заполняют таблицу с
помощью текста учебника «Породы овец»
51
[Введите название документа]
59 Верблюды
60 Северные олени.
1
1
Формирование
представлений о
верблюдах особенностях
их внешнего вида,
значении в народном
хозяйстве
Описывают внешний вид
верблюда с опорой на
предложения, предложенные
учителем. Составляютрассказ об
уходе и кормлении верблюда с
опорой на учебник.
Рассказывают о значении
для человека по предложенным
учителем иллюстрациям и
предложениям.
Заполняют таблицу с помощью
учебника в рабочей тетради об
использовании разных пород
верблюдов в жизни человека
Описывают верблюда по внешнему видупо
рисункам или слайдам, по плану, отмечают
особенности внешнего строения.
. В рабочей тетради заполняют таблицу с
помощью учебника о признаках разных пород и
использовании вжизни человека. Называют и
записываютв таблицу признаки сходства и
различия пород.
Рассказывают об использовании различных пород
в жизни человека.
Составляют рассказ по плану: «Уход икормление
верблюда»
Формирование
представлений о северном
олене, его внешнем виде и
значении для человека
Рассматривают рисунки,
описывают внешний вид
северного оленя, используя
иллюстрации ипредложения
учителя.
Составляют краткий рассказ о
северном олене, опираясь на
план ипредложения,
предложенные учителем:
особенности питания,
приспособленность к условиям
жизни, значении для человека
Описывают внешний вид и места обитания
северного оленя.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом животного.
Называют особенности строения, питания в связи
с условиями жизни, приспособления к жизни в
условиях севера.
Рассказывают, с какой целью разводятсеверных
оленей.
Составляют рассказ об оленеводстве поплану.
52
[Введите название документа]
61
Домашние свиньи.
Содержание свиней на
свиноводческих фермах.
62
Выращивание поросят.
Формирование
представлений об
особенностях внешнего
строения и содержанием
свиней.
1
Расширение знаний о
выращивании
поросят,
закрепление знаний о
выращивании и уходе за
сельскохозяйственными
животными.
Рассматривают рисунок и
описывают внешний вид
домашней свиньи, отмечают
особенности кожного покрова
(жировая прослойка); составляют
рассказ, используя рисунки и
помощь учителя, об уходе и
кормлении (откорме),
содержании свиней на
свиноводческих фермах
(внутреннем устройстве
свинарника, об условиях
выращивания поросят).
Записывают в тетрадь новые
термины
Рассматривают рисунки,
описывают внешний вид
поросенка, используя
иллюстрации и предложения
учителя. В рабочей тетради
описывают этапы выращивания
поросенка.
Составляют краткий рассказ,
опираясь на план и предложения,
предложенные учителем, об
особенностях питания,
приспособленности к условиям
жизни, значении для человека.
Называют места проживания,
для чего их разводит человек
Узнают свинью на иллюстрациях по
внешнему виду.
Сравнивают изображенных на рисунке
домашних свинью и дикого кабана.
Заполняют таблицу в рабочей тетради о сходстве
и различии домашней свиньи идикого кабана.
Составляют по плану краткое описание внешнего
вида. Отмечают особенности внешнего строения,
кожного покрова (жировая прослойка), ухода и
кормления(откорма)
Называют породы домашних свиней. Дополняют
текст о причинах разведениясвиней человеком
Описывают по рисункам внешний вид поросенка,
подписывают на рисунке в рабочей тетради этапы
выращивания.
Дополняют текст, используя слова для справок,
об отличии поросят от других животных.
По иллюстрациям описывают места проживания,
называют черты приспособленности к условию
жизни (особенности строения, питания).
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом животного.
Составляют рассказ по плану о значении
верблюдов для человека
53
[Введите название документа]
63
Домашние лошади
64 Содержание лошадей и
выращивание жеребят.
1
Закрепление и
расширение
представлений о
сельскохозяйственных
животных, условиях их
содержания иразведения,
значении для человека
Записывают в тетрадь ответы на
вопросы карточки с опорой на
текст учебника, иллюстративный
материал, предложенный
учителем по изученным группам
сельскохозяйственных животных
(3-4по выбору учителя).
Составляют краткую
характеристику изученных
сельскохозяйственных животных
по опорным предложениям и
вопросам
Формирование
Узнают и называют собак на
представлений об
иллюстрациях и фотографиях,
особенностях внешнего
относят лошадей и жеребят к
вида,содержании и уходе группе домашних животных, к
за лошадьми и
млекопитающим.
жеребятами.
Описывают внешний вид, породы по плану с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный
учителем.Рассказывают о
правилах выполнения действий
по уходу за жеребятами под
руководством учителя.
Называют санитарногигиенические требования к
содержаниюи уходу ; о
заболеваниях и оказании первой
помощи
животным, используя помощь
учителя
Выполняют задания по карточкам, описывают
внешний вид, породы животных, условия
содержания (кормление, уход), выращивание;
значение для человека сельскохозяйственных
животных. Составляют краткую характеристику
изученных сельскохозяйственных животных по
плану
Выделяют существенные признаки лошадям,
относят к определенным группам (млекопитающие,
домашние животные, выездные, породистые ).
Сравнивают жеребят по внешнему виду, называют
признаки сходства и различия,выполняют
классификацию на основе выделения общих
признаков; называют породы.
Составляют памятку «Санитарно-гигиенические
требования к содержанию лощадей и жеребят».
Составляют рассказ о заболеваниях иоказании
первой помощи животным
54
[Введите название документа]
65
Экскурсия на
свиноводческую ферму.
Закрепление знаний о
животных.
Расширение понятийо
домашних животных,
правилах содержания на
ферме.
Узнают животных на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты,
описывают особенности их
внешнего вида, образа жизни по
плану и опорным словам.
По предложенным учителем
предложениям рассказывают о
правилах выполнения действий
по уходу на ферме и кормлении
животных
Выделяют существенные признаки.
Сравнивают животных по внешнему виду,
называют признаки сходства и различия,
выполняют классификацию на основе выделения
общих признаков (способы содержания).
Дополняют с помощью учебника текст врабочей
тетради о домашних хищных.
Составляют памятку «Санитарно-гигиенические
требования к содержанию животных на ферме».
Составляют рассказ о заболеваниях иоказании
первой помощи животным
66
Экскурсия на
животноводческую
ферму.
Расширение понятийо
домашних животных,
правилах содержания на
ферме.
Узнают животных на
иллюстрациях и фотографиях.
Называют изученные объекты,
описывают особенности их
внешнего вида, образа жизни по
плану и опорным словам.
По предложенным учителем
предложениям рассказывают о
правилах выполнения действий
по уходу на ферме и
кормлении животных
Выделяют существенные признаки.
Сравнивают животных по внешнему виду,
называют признаки сходства и различия,
выполняют классификацию на основе выделения
общих признаков (способы содержания).
Дополняют с помощью учебника текст врабочей
тетради о домашних хищных.
Составляют памятку «Санитарно-гигиенические
требования к содержанию животных на ферме».
Составляют рассказ о заболеваниях и оказании
первой помощи животным
55
[Введите название документа]
Обобщение - 2 часа
67
Обобщающий урок по
теме
«Позвоночные
животные»
68
Обобщающий урок
«Что вы узнали о
животных?»
Закрепление знаний о
группах
позвоночных
животных, их отличительных
особенностях
строения и образа
жизни.
Систематизация знаний
об изученных животных
Называют группы позвоночных
животных, характерные
особенности каждой группы с
опорой на предложения и
иллюстративный материал,
предложенный учителем
Называют беспозвоночных и
позвоночных животных, в каких
средах обитают, как питаются,
передвигаются, какое значение
имеют в жизни человека
используя помощь учителя.
Подписывают названия
животных на рисунках
Дают краткую характеристику каждой группы
позвоночных животных с опоройна рисунки,
слайды, схемы, иллюстрациииспользуя помощь
учителя
Называют признаки беспозвоночных и
позвоночных животных, выполняют
классификацию на основе выделенныхобщих
признаков.
Составляют краткое описание беспозвоночных и
позвоночных животных по плану и опорным
понятиям
56
[Введите название документа]
Литература
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014,
под редакцией В. В. Воронковой.
2. Учебник – Биология. Животные. 8 класс: учебник для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы
/ А.И. Никишов, А.В. Теремов – 17-е изд.-М.: Просвещение, 2020г.
3. Энциклопедия Пензенского района
4. Пензенская область. Краткий справочник. 2006г.
Электронные образовательные продукты
1. CD Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс (DVD-BOX).
2. CD Анатомия. Физиология. Гигиена. 8-9 классы.
3. CD Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Жизнедеятельность животных.
4. CD Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Природа в состоянии
динамического равновесия.
5. CD Биологический энциклопедический словарь (DVD-BOX).
6. CD Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Функции и среда обитания
животных организмов.
7. CD Занимательная зоология.
8. CD Уроки биологии КиМ. Животные. 8 класс (DVD-BOX).