Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В
« 28» августа 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«29» августа 2024г.
Рабочая программа по предмету
«Основы социальной жизни»
5-9 класс
2024-2025 учебный год.
Учитель: Боронина ТГ
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1_заседания МО учителей
от «28» августа 2024 г.
Руководитель_ ______Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024_г.
с. Поим 2024год.
Рабочая
программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
5-9 классы
Пояснительная записка
Программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе «Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и «Адаптированной основной образовательной
программы» образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
Нормативно-правовую основу разработки составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014г №1599
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федераци и № 28 от
28 сентября 2020года «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин №1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»
-Устав школы;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»
под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. №
1.
Программа по ОСЖ является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ, которые
определены стандартом
АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 5 лет
Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений,
навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.
Основные задачи:
- формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и
умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья
школьника и их социально-психологической адаптации;
- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для
осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и
представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы
систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала
использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся
у них умений и навыков и формирования новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое
продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных
на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе
прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит
достичь желаемых результатов.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для
учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов
практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются
санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей учащихся с
легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), уровня их
знаний и умений и ориентирована на:
-развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
-усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях;
-понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства,
в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и
психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются
социально- бытовые компетентности:
1.
«Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены,
пропаганда ЗОЖ.
2.
«Охрана здоровья - знание и порядок оказания различных видов медицинской
помощи, уход за больным в домашних условиях.
3.
«Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять
планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться
электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка,
стиральные машины).
4.
«Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами
одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление
срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование
соответствующих электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
5.
«Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания
человека; основных видов продуктов питания, правила и порядок приготовления пищи.
6.
«Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание
правил пользования общественным и междугородним транспортом.
7.
«Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи:
телефонной, сотовой, почтовой, интернет услугами, телеграфной и т.д.
8.
«Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных
учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и
сельской администрации.
9.
«Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе
уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое
распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в
следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному
и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более
легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в
последующих класса.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения;
используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа
В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы
обучения:
-объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими
картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
-репродуктивные (работа по образцам);
-частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование
дидактических игр);
-предметно – практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);
-система специальных коррекционно – развивающих методов;
-методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
-методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
поручение);
-методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Так же на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приёмы и
средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные,
интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты
из средств массовой информации, аудио и видео материалы. Использование перечисленных
приемов и средств обучения способствует наиболее полному и глубокому усвоению
жизненного опыта и показанию его практической значимости в глазах обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся
определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению
общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально – этические
нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной
жизни» с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение», «Математика»,
«Природоведение»,
«Биология». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а
не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области
«Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в
неделю в 5-9 классах – 2часа, общее количество часов – 68 ч.
Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана
образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями). При проведении уроков деление обучающихся на подгруппы не
предполагается.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
1.
Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2.
Уметь осмысливать социальное окружение, своё место в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3.
Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения как собственные, так и
своих одноклассников;
4.
Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
5.
Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность
к организации взаимодействия с ней;
6.
Проявлять
уважительное
и бережное
отношение
к людям
различных профессий и результатам их деятельности;
7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
9. Коммуникативные учебные действия:
1.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель− класс);
2.
Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками
и учителем;
3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
7.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
3.
Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
4.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов;
5.
Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
6.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
7.
Адекватно реагировать н внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность;
8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
2.
Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, простейших причинно – следственных связей) на наглядном
доступном вербальном материале;
3.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
5.
Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами
окружающей действительности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка достижения обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
В текущей
оценочной
деятельности целесообразно соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками:
-оценка «5» - «отлично», если учащимся выполнено верно и в соответствии с заданием
свыше 65% заданий.
-оценка «4» - «хорошо», если выполнено от 51% до 65% заданий.
-оценка «3» - «удовлетворительно» если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий;
-оценка «2» (неудовлетворительно) не ставится.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, который
будут отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе усвоения программы
«Основы социальной жизни».
Мониторинг проводится в 3 этапа (стартовый – сентябрь, промежуточный – по мере
изучения отдельных тем, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в
результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении
практических заданий социальной и бытовой направленности.Оценка базовых учебных
действий производится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных
действий обучающихся БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для
обучающихся с ОВЗ».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
«Диагностика»
Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная
гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Питание».
«Введение»
Вводное
занятие.
«Личная гигиена и здоровье»
Утренний и вечерний туалет. Личные вещи. Правила содержания личных вещей. Практическая
работа «Выполнение утреннего и вечернего туалета».
«Охрана здоровья»
Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения. Практическая
работа «Заваривание травяного чая».
«Жилище»
Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности.
Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.
Практическая работа: «Написание адреса на конверте».
«Одежда и обувь»
Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные
уборы и их назначение. Виды обуви. Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».
«Питание»
Продукты питания. Значение питания в жизни человека. Место и условия приготовления
пищи. Кухонные принадлежности и приборы. Приготовление завтрака. Меню завтрака. Хлеб и
хлебобулочные изделия. Яйца, блюда из яиц. Чай, кофе, фруктовые напитки.
Практическая работа «Приготовление бутербродов и канапе», «Блюда из яиц: яйца отварные;
яичница-глазунья, омлет», «Заваривание чая, варка кофе».
«Транспорт»
Городской общественный транспорт. Маршрут движения, стоимость проезда до школы, дома.
Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.
Практическая работа «Поездка в общественном транспорте»
«Средства связи»
Основные средства связи.
«Семья»
Семья.
Личные
ые
отношения.
взаимоотношения
в
семье.
Состав
семьи,
родственн
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционновоспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков
самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально
оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами.
Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких
жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и
умения.
Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и
раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных
знаний.
Печатные пособия
1.
2.
3.
4.
Адрес
Гигиена питания
Гигиена полости рта
Движение учащихся группами и в колонне
5. На улицах города
6. Оборудование кухни и требования к ее содержанию
7. Обход транспорта
8. Переход улиц и дорог
9. Пешеходные переходы
10. Правила безопасной работы приспособлениями
11. Правила безопасной работы с газовой плитой
12. Правила безопасной работы с горячей жидкостью
13. Правила безопасности при работе с ручными инструментами
14. Правила дорожного движения для велосипедистов
15. Правила личной гигиены
16. Правила личной гигиены
17. Правила поведения в кабинете СБО
18. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
19. Предупреждение воздушно-капельных инфекций
20. Причины дорожно-транспортных происшествий
21. Суточная потребность в витаминах
22. Транспортные средства
23. Требования к обработке и хранению продуктов
Учебно-практическое оборудование
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
Зеркало
Зубные щетки, зубные пасты
Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
Маникюрный набор (ножницы, пилка)
Полотенца (для тела, лица, ног)
Расчёски, массажные щетки для волос
Раздел «»Одежда и обувь»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
Крем для обуви, блеск для обуви
Образцы взрослой детской обуви из различных материалов
Образцы взрослой и детской одежды
Образцы тканей
Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема
Раздел «Жилище»
1.
2.
3.
4.
Веник
Моющие и чистящие средства
Шкаф комбинированный для одежды
Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола
Раздел «Питание»
1. Доски разделочные
2. Кухонный гарнитур
3. Мойка с подводкой горячей и холодной воды
4. Набор кухонных ножей
5. Набор мисок
6. Набор столовых приборов
7. Набор эмалированных кастрюль
8. Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
9. Обеденная зона
10. Обеденный сервиз
11. Сушилка для посуды
12. Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
13. Хлебница
14. Холодильник «Атлант»
15. Чайник электрический
16. Чайный сервиз
17. Электро плита
18. Яйцерезка
Раздел «Транспорт»
1.
2.
3.
4.
Знаки дорожного движения
Образцы проездных билетов
Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
Правила пользования автобусом
Раздел «Охрана здоровья»
1. Географический атлас Омской области
2. Набор лекарственных трав
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор;
2.
Компьютер.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебная литература
1. Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
2. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
3. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
4. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных
(коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
Научно – методическая литература
1. Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М., ВЛАДОС, 2006
2. Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М., ВЛАДОС, 2005
3. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников
вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей
вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М.,
ВЛАДОС,2012
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» С
ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. Планируемые предметные результаты освоения учебногопредмета
В результате реализации АРП учебного предмета ОСЖ у детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должны быть сформированы теоретические знания, трудовые
умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе,
ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
5 класс
Учащиеся должны знать:
- Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила
чистки зубов, ушей, мытья головы; правила освещения помещения, правила охраны зрения при
чтении и просмотре телевизионных передач.
- Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.
- Виды посуды, правила и приемы ухода.
- Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи
назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования ножом, электроплитой,
микроволновой печью.
- Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и
расставании, формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании, культуру
поведения за столом во время приема пищи.
- Виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школыинтерната.
- Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда различными
видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный
маршрут, основные знаки дорожного движения.
- Основные виды торговых предприятий, их назначение, виды отделов в продовольственных
магазинах и порядок покупки товаров в них, а также значение срока годности продуктов питания,
их хранение.
Учащиеся должны уметь:
- Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет,
мыть и причесывать волосы, выбирать прическу.
- Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду,
подбирать крем и чистить кожаную обувь, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
- Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, нарезать вареные овощи кубиками и
соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, мыть и чистить кухонные и столовые
принадлежности и посуду.
- Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя, правильно вести себя
при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и
незнакомыми) в различных ситуациях, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и
взрослым. Тактично вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести
себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать
пищу).
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета,
поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
- Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать
покупку, правильно хранить продукты питания и готовую пищу в домашних условиях.
6 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены во время
выполнения физических упражнений, походов, правила ухода за руками.
- Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами,
электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
- Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность
родителей, правила поведения в семье.
- Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения
и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
- Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарно-гигиенические требования и
правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила
пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила
хранения продуктов в холодильнике и без него.
- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности проведения
уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение пылесоса и уход за ним.
- Основные транспортные средства, стоимость проезда на пригородном железнодорожном
транспорте, порядок приобретения билетов.
- Виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок
приобретения товаров.
- Виды медицинской помощи и медицинских учреждений, функции основных врачейспециалистов.
- Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при
отправлении писем различного вида.
- Виды детских учреждений и их назначение, адрес Дома культуры, какие кружки и секции в нем
имеются.
Учащиеся должны уметь:
- Мыть руки, стричь ногти на руках и ногах; подбирать косметические средства для ухода за
кожей рук.
- Пришивать пуговицы. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия из
хлопчатобумажных тканей.
- Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при
посещении массовых мероприятий.
- Варить кашу на воде, отваривать картофель и готовить пюре, заваривать чай, оформлять готовые
блюда.
- Производить сухую и влажную уборку помещения с использованием пылесоса, ухаживать за
мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые химические средства.
- Оплачивать проезд на всех видах транспорта, приобретать билет на железнодорожной станции на
пригородные поезда.
- Выбирать доброкачественные продукты питания в продовольственном магазине, обращаться к
продавцу, кассиру.
- Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
- Записывать почтовые адреса с индексом на конвертах.
7 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и
постельного белья.
- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата. Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке с
помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки брюк и спортивной
одежды. Назначение прачечной, виды услуг и правила пользования. Некоторые тихие и
подвижные игры для младших школьников.
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления
блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их,
санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила
пользования столовыми приборами.
- Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и приема
подарков.
- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и
периодичность ухода за полом в зависимости от его покрытия, виды моющих средств.
- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость
билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер
хранения, сроки и стоимость хранения багажа.
- Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость посылаемых
предметов, виды и способы упаковки посылки.
- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, входящих в
состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки незначительных
порезов и наложение повязки.
- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных
объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью стиральной
машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду.
- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с
ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.
- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать
подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
- Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
- Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать моющие
средства.
- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за
справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.
- Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки.
- Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать
раны при микротравмах.
8 класс
Учащиеся должны знать:
- Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
- Способы и последовательность приготовления изделий из теста, заморозки овощей и зелени.
- Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
- Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и
пеленание грудного ребенка.
- Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний
вид.
- Правила и периодичность уборки кухни, моющие средства.
- Основные автобусные маршруты.
- Правила пользования телефонным справочником, виды заказов междугороднего телефонного
разговора.
- Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: ожог, обморожение,
тепловой и солнечный удар.
- Основные статьи доходов и расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и
периодичность оплаты электроэнергии.
- Ассортимент товаров в различных специальных магазинах, стоимость промышленных и
продовольственных товаров.
- Адрес муниципалитета, функции отделов муниципалитета.
Учащиеся должны уметь:
- Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и рубашек.
- Готовить изделия из разных видов теста, заморозить зелень и овощи.
- Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.
- Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.
- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать
прическу, одежду, учитывая свой возраст.
- Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим
средствам.
- Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.
- Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
- Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, тепловом и солнечном ударе.
-Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной
электроэнергии, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности,
планировать крупные покупки.
9 класс
Учащиеся должны знать:
- О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
- Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарногигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен.
- Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых
обязанностей между членами семьи.
- Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила
приема гостей.
- Способы приготовления национальных и диетических блюд, правила сервировки праздничного
стола.
- Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок
приобретения авиабилетов, правила регистрации билета и багажа, правила посадки и безопасного
поведения в самолете.
- Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.
- Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по
болезни и ухода за больным).
- Учреждения и отделы по трудоустройству.
- Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.
- Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и
других деталей интерьера.
- Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
- Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
- Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Учащиеся должны уметь:
- Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические
норы в семье и обществе.
- Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
- Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами,
выводить пятна различными способами и средствами.
- Сервировать праздничный стол, готовить национальные блюда и блюда диетического питания,
составлять меню праздничного стола.
- Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо
обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.
- Ориентироваться в расписании авиарейсов, определять маршрут и выбирать транспортные
средства.
- Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.
- Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода.
- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, учебу, автобиографию, обращаться в
отделы кадров для устройства на работу.
- Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
Содержание учебного предмета
Согласно учебному плану ГКОУ «Поимская школа-интернат" на изучение учебного предмета
«ОСЖ» в 5 – 9 классах отводится 2 часа в неделю для каждого класса:
Класс
5
6
7
8
9
Кол-во часов
68
68
68
68
68
Тематическое планирование 5 класс
№
Темы
Всего
1.
Введение
2
2.
Личная гигиена
11
3.
Одежда и обувь
8
4.
Культура поведения
6
5.
Питание
20
6.
Семья
5
7.
Жилище
6
8.
Транспорт
4
9.
Торговля
6
10.
Подведение итогов за год
1
Всего:
68
Вводное занятие
Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ.
Личная гигиена
Личная гигиена, ее значение для жизни и здоровья человека. Правила личной гигиены в течение
дня.
Предметы и средства личной гигиены.
Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей.
Уход за волосами.
Гигиена зрения, правила бережного отношения к зрению. Практическая работа. Разучивание
комплекса упражнений для разминки мышц глаз.
Практические работы
Выполнение утреннего туалета.
Стирка личных вещей.
Причесывание волос.
Разучивание комплекса упражнений для разминки мышц глаз.
Одежда и обувь
Виды одежды и головных уборов по назначению.
Правила и способы повседневного ухода за одеждой.
Виды обуви, их назначение.
Повседневный уход за обувью.
Практические работы
Сушка и чистка обуви.
Культура поведения
Значение осанки для общего состояния здоровья.
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.
Культура поведения за столом.
Практические работы
Изучение комплекса упражнений для осанки.
Сюжетно-ролевые игры
«Встреча друзей». «В кафе…».
Питание
Значение продуктов питания в жизни и деятельности человека.
Режим питания школьника, его влияние на здоровье.
Место приготовления пищи и его оборудование. Санитарно-гигиенические требования и правила
безопасной работы на кухне.
Кухонная и столовая посуда, приборы, приспособления - назначение.
Правила и приемыухода за кухонной и столовой посудой.
Чайная посуда, приборы - назначение.
Правила и приемы ухода за чайной посудой.
Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Бутерброды, их виды и правила
Приготовления.
Приготовление блюд из яиц.
Практические работы
Чистка и мытье кухонной и столовой посуды.
Приготовление горячих бутербродов.
Отваривание яиц.
Приготовление винегрета.
Семья
Семья. Родственные отношения в семье.
Жилище
Виды жилых помещений в городе и селе (жилой дом, квартира, общежитие).Почтовый адрес.
Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки.
Правила вытирания пыли, подметания и мытья полов.
Практические работы
Уборка класса.
Экскурсии
Чтение названия улиц. Почтовый адрес школы-интерната.
Транспорт
Виды транспортных средств.
Проезд в школу-интернат (маршрут, вид транспорта).
Правила поведения в пассажирском транспорте и на улице.
Правила и знаки дорожного движения.
ИКИ «По дороге со «Смешариками».
Сюжетно-ролевые игры
«Оплата проезда в маршрутном такси».
Торговля
Виды торговых предприятий.
Продуктовые магазины, их отделы.
Сюжетно-ролевые игры
« Я - покупатель». «В магазине».
Экскурсии
В продовольственный магазин.
Тематическое планирование 6 класс (68 часов)
№
Темы
Всего
1.
Личная гигиена
6
2.
Одежда
6
4.
Семья
4
5.
Культура поведения
6
6.
Питание
10
7.
Жилище
8
8.
Транспорт
4
9.
Торговля
6
10.
Медицинская помощь
6
11.
Средства связи
6
12.
Учреждения и организации
4
13.
Подведение итогов за год.
1
Всего:
68
Личная гигиена
Значение закаливания организма для здоровья человека.
Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур.
Правила и приемы ухода за кожей рук.
Правила и приемы ухода за ногами.
Практические работы
Нанесение питательного крема на кожу рук.
Стрижка ногтей на ногах.
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека.
Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практические работы
Пришивание пуговиц.
Стирка изделий из х / б тканей.
Глажение фартуков, косынок.
Семья
Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
Запись сведений о членах семьи.
Составление родового древа.
Культура поведения
Правила поведения в театре, кинотеатре.
Правила поведения в музее, библиотеке.
Правила поведения в школе во время занятий и на перемене.
Ролевые игры
«Посещение кинотеатра».
Экскурсии
В сельскую библиотеку.
Питание
Правила безопасной работы на кухне.
Хранение продуктов питания и готовой пищи ( в холодильнике и без него).
Блюда из круп.
Картофель. Приготовление блюд из картофеля.
Чай. История чаепития в России.
Практические работы
Приготовление каши на воде.
Приготовление картофельного пюре.
Заварка чая.
Экскурсии
В продуктовый магазин.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии.
Повседневная сухая и влажная уборка помещения.
Пылесос. Использование в уборке пылесоса.
Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.
Практические работы
Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса.
Чистка пылесоса после уборки.
Транспорт
Пригородные поезда.
Расписание, направления, зоны.
Способы приобретения билетов.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.
Торговля
Специализированные продовольственные магазины.
Виды товаров, отделы.
Практические работы
Определение срока годности товара на упаковке.
Экскурсии
В продовольственный супермаркет «Магнит».
Медицинская помощь
Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в
оказании медицинской помощи.
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший
медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём,
госпитализация.
Сюжетно-ролевые игры
«Вызов скорой помощи».
Экскурсии
В аптеку.
Средства связи
Почта. Виды почтовых отправлений.
Виды писем. Порядок отправления письма различного вида.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практические работы
Написание почтового адреса на конверте.
Экскурсии
На почту-телеграф.
Учреждения и организации
Дошкольные учреждения, их назначение.
Школьные учреждения, их назначение.
Дом культуры, его назначение для жителей.
Экскурсии. А
В Дом культуры с.Поим
Тематическое планирование 7 класс (68 часов)
№
Темы
Всего
1
Вводное занятие
1
2
Личная гигиена
6
3
Одежда и обувь
9
4
Семья
6
5
Питание
10
6
Культура поведения
6
7
Жилище
4
8
Транспорт
6
9
Средства связи
6
10
Медицинская помощь
5
11
Учреждения и организации
4
12
Торговля
4
13
Подведение итогов за год
1
Всего:
68
Личная гигиена
Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.
Особенности ухода за кожей лица, волосами.
Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные.
Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практические работы
Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния.
Одежда и обувь
Значение продления срока служения одежды.
Виды штопок, наложение заплат.
Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей.
Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды.
Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
Практические работы
Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.
Стирка изделий из х/б тканей с помощью стиральной машины.
Глажение брюк.
Экскурсии
В школьную прачечную.
Семья
Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание, обувание,
причесывание.
Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома.
Практические работы
Оказание помощи первокласснику в одевании, обувании на прогулку.
Оказание помощи первоклассникам в уборке класса.
Разучивание тихих и подвижных игр для младших школьников.
Самостоятельные работы.
Проведение игр с младшими школьниками.
Питание
Виды питания. Пищевая ценность продуктов.
Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление.
Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами.
Этикет. Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Приготовление щей из свежей капусты.
Подбор и чтение рецептов приготовления киселя, компота.
Приготовления киселя из замороженных ягод.
Сервировка стола к обеду.
Культура поведения
Правила приема приглашения в гости и формы отказа.
Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки.
Правила вручения подарка.
Сюжетно-ролевые игры: « Меня пригласили в гости».«В гостях…».
Практические работы
Изготовление несложных сувениров.
Жилище
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения.
Подготовка квартиры и дома к весне, лету.
Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер),
средства ухода за полом.
Практические работы
Мытье полов с использованием химических моющих средств.
Транспорт
Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на ж-д вокзал.
Средства связи
Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления.
Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.
Практические работы
Упаковка посылки.
Экскурсии
В почтовое отделение.
Медицинская помощь
Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах.
Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки.
Лекарственные растения в домашней аптечке.
Практические работы
Измерение температуры, обработка раны при незначительном порезе.
Упаковка домашней аптечки.
Приготовление витаминизирующего отвара.
Учреждения и организации
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей
города и села.
Культура поведения в общественных местах.
Экскурсии
На швейную фабрику.
Торговля
Универмаги и универсамы, их назначение.
Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи).
Экскурсии
В универсам – самостоятельное нахождение указанного отдела.
Тематическое планирование 8 класс (68 часов)
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Одежда и обувь
6
2
4
2.
Питание
8
3
5
3.
Личная гигиена
6
4
2
4.
Семья
4
3
1
5.
Культура поведения
4
3
1
6.
Жилище
4
2
2
7.
Транспорт
4
2
2
8.
Средства связи
8
5
3
9.
Медицинская помощь
4
2
2
10.
Экономика домашнего хозяйства
12
6
6
11.
Торговля
4
2
2
12.
Учреждения и организации
2
2
-
13.
Подведение итогов за год
2
2
-
Всего:
68
38
30
Одежда и обувь
Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.
Правила и приемы глажения блузок, рубашек.
Практические работы
Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
Глажение рубашек.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия в химчистку.
Питание
Меню. Составление меню на день, неделю.
Способы приготовления изделий из теста.
Заготовка продуктов впрок. Замораживание овощей и зелени.
Практические работы
Приготовление песочного печенья.
Подготовка и нарезка овощей для заморозки.
Подготовка и нарезка зелени для заморозки.
Личная гигиена
Значение косметики и дезинфицирующих средств, для юноши и девушки.
Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием дезинфицирующих средств.
Значение здоровья для жизни и деятельности человека.
Пагубное влияние табака на здоровье человека.
Практические работы
Выбор косметических и дезинфицирующих средств.
Протирание кожи лица огуречным лосьоном.
Семья
Грудной ребенок в семье.
Правила ухода за грудным ребенком.
Правила содержания в чистоте детской посуды, постели, игрушек.
Практические работы
Упражнения в купании, одевании и пеленании грудного ребенка.
Культура поведения
Культура общения юноши и девушки.
Внешний вид молодых людей.
Виды галстуков и способы их завязывания.
Сюжетно-ролевые игры
«Первое свидание», «Знакомство».
Жилище
Уборка кухни, санузла и ванной комнаты.
Химические моющие средства, используемые при уборке. Техника безопасности при работе.
Практические работы
Чистка раковины на кухне.
Мытье кафельных стен и пола на кухне.
Транспорт
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение.
Основные автобусные маршруты. Расписание движения.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на автовокзал.
Средства связи
Телефон. Виды телефонной связи.
Правила пользования телефонным справочником.
Вызов экстренных аварийных служб.
Правила ведения разговора.
Междугородняя телефонная связь.
Виды заказов междугороднего телефонного разговора.
Сюжетно-ролевые игры
«Вызов экстренной помощи».
Экскурсии
Виртуальная экскурсия на переговорный пункт.
Медицинская помощь
Первая помощь при несчастных случаях (утопление).
Солнечный и тепловой удар. Первая помощь.
Сюжетно-ролевые игры
« Оказание первой помощи спасенного из водоема».
« Оказание первой помощи при солнечном ударе».
Экономика домашнего хозяйства
Бюджет семьи. Источники доходов.
Основные статьи расходов. Обязательные платежи.
Расходы на приобретение крупных, дорогостоящих покупок.
Незапланированные расходы – повышение уровня культуры: покупка книг, посещение кинотеатра
и т.д.
Сбережения. Значение и способы экономии расходов.
Назначение сбережений. Виды хранения сбережений.
Практические работы
Определение суммы доходов семьи за месяц.
Снятие показателей электросчетчика.
Расчет стоимости израсходованной электроэнергии.
Планирование крупных, дорогостоящих покупок.
Экскурсии
Виртуальная экскурсия в сбербанк
Торговля
Специализированные магазины. Правила поведения в магазине.
Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу-консультанту.
Экскурсии
В магазин «Бытовой техники».
Учреждения, организации и предприятия
Департамент, муниципалитет, их назначение.
Префектура, полиция, их назначение.
Тематическое планирование 9 класс (68 часов)
№
Темы
Всего
1
Вводный урок
1
2
Одежда и обувь
6
Семья
4
Культура поведения
3
Питание
10
Жилище
4
Транспорт
4
Торговля
2
Средства связи
6
Медицинская помощь
6
Профориентация и
трудоустройство
16
Учреждения, организации и
предприятия
2
Подведение итогов за год
2
Личная гигиена (повторение)
2
Всего:
68
Одежда и обувь
Мода. Стиль одежды.
Способы определения собственного размера одежды и обуви.
Правила и способы выведения мелких пятен на одежде.
Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде.
Практические работы
Определение собственного размера обуви и одежды.
Экскурсии
В специализированный магазин «Одежда», «Обувь».
Семья
Российская семья. Основы семейных отношений.
Условия создания семьи.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства и семейного бюджета.
Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье.
Культура поведения
Соседи. Приём гостей и правила хорошего тона при общении.
Сюжетно-ролевые игры
« Мои соседи».
Питание
Диетическое питание, его виды.
Национальные блюда, их виды.
Составление меню диетического питания.
Меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Приготовление диетического блюда.
Подбор, чтение и запись рецептов национальных блюд.
Приготовление вареников с картофелем.
Составление меню и сервировка праздничного стола.
Жилище
Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере.
Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.
Практические работы
Рациональная расстановка мебели (макет).
Транспорт
Назначение авиатранспорта. Аэропорт.
Авиамаршруты. Порядок приобретения билетов. Примерная стоимость перелёта.
Правила поведения в аэропорту. Правила посадки и безопасного поведения в самолете.
Сюжетно-ролевые игры
« Я - пассажир авиатранспорта», «Ситуации в полете».
Торговля
Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, оптовые, мелкооптовые и др.
Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену.
Средства связи
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через Интернет).
Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет.
Правила безопасного пользования интернетом.
Практические работы
Заполнение бланка почтового денежного перевода.
Экскурсии
В салон сотовой связи, почтовое отделение.
Медицинская помощь
Инфекционные заболевания.
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний.
Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности.
Сюжетно-ролевые игры
«Больной в доме».
Практические работы
Чтение назначений врача в рецепте, чтение аннотаций.
Профориентация и трудоустройство
Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения.
Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних.
Документы, необходимые для поступления на работу.
Правила составления деловых бумаг.
Ситуация выбора после окончания 9 класса.
Экскурсии
В Центр занятости населения.
Впрофессиональные учебные заведения.
Сюжетно-ролевые игры
«Я подаю документы ...».
Личная гигиена
Я - выбираю здоровый образ жизни!
Правила безопасного поведения во время летнего отдыха.
III. Формы организации учебных занятий
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует
использования на уроке ОСЖ различных методов обучения:
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов,
используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового
материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках ОСЖ
используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала;
рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий
материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых
знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает
небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части
подбирает вопросы. Учитываются знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа
является одним из основных методов обучения на уроках ОСЖ.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5
человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности
кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как
коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и
подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в АРП. Экскурсии могут быть вводные, текущие и
итоговые. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного
материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими
организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические
работы.
Сюжетно-ролевые игры - применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с
другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов,
как «Торговля», «Медицинская помощь», «Культура поведения» и др.
Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного
материала.