Рабочая программа по курсу ИЗО 5 класс

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В
« 28» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«29» августа 2024г.

Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
5 класс
2024-2025 учебный год.

Учитель: Боронина ТГ

РАССМОТРЕНО
Протокол № 1_заседания МО учителей
от «28» августа 2024 г.
Руководитель_ ______Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024_г.
с. Поим 2024год.

Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительное искусство» - 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Изобразительное искусство»составлена на основе
«Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) и «Адаптированной
основной образовательной программы» образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно- правовую основу разработки программы составляют:
-Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)от «19» декабря 2014 г.№1599
-Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Поимская школаинтернат»
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября
2020 года «Об утверждении санитарных правил СанПин2.4.3648-20 «Санитарноэпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об утверждении
санитарных правил и норм Сан Пин1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»
- Устав школы;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимкая школа –интернат» Программа составлена
на основе Государственного образовательного стандарта, примерной программы
основного общего образования, по программе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел
«Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков). Москва: Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1; и отвечает требованиям образовательной
программы школы.
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств,
умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического
отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся
с интеллектуальной недостаточностью

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими
недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в
школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении
к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют
социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная
значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и
учебных предметов для решения технических и технологических задач;
--применение полученного опыта практической деятельности для выполнения
общественно полезных обязанностей.
Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:






коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и
общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование
хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой
предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта
практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные
по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных
пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и
образцов рисунков, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового
материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических
особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы
расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное
изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать
совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им
навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих
заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную
жизнь.


Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических
чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы.
Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению
морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми,
развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает
в себя основные теоретические сведения, практические работы

Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
Коммуникативные учебные действия
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Регулятивные учебные действия
Входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве
класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
Познавательные учебные действия
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие
обобщения, сравнивать. Практическое рисование с натуры предметов быта и явлений

окружающей жизни; Составление узоров, предназначенных для украшения предметов
обихода, оформления праздничных открыток, плакатов Составление сюжетных
композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям .Демонстрация
произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров
Межпредметные связи:


ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение
частей рисунка/;
ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого
дела до конца/.
Учебно-тематический план по изобразительному искусству
предусматривает следующее распределение по часам:




По федеральному учебному плану – 2 ч. в неделю, 68 часов в год ;
Количество часов по рабочей программе – 2 ч. в неделю, 68 часов в год

Реализация коррекционной работы :
- Развитие воображения и творческого мышления

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета,
сравнении величины составных частей предмета.
- Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта
и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на
листе бумаги, в используемой геометрической форме.
- Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного
искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения,
чувства красоты.
- Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие
художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и
сравнивать свои работы.
- Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.
5 класс
Краткое содержание тем
Рисование с натуры
Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема,
цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов
симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в
соответствии с натуральным цветом предмета.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате,
круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность,
сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная
закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.
Рисование на темы
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного
произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование
наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным
праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.
Беседы об изобразительном искусстве
Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративноприкладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в
военных баталиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В 5 классе:

1. Обучающиеся должны знать:





Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры,
декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративноприкладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель,
гуашь);
Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)

2. Обучающиеся должны уметь:








Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки
правильности рисунка;
Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в
рисунках на темы;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в
рисунке ошибки;
Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в
изобразительной деятельности;
Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия
рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности
изделий народных мастеров.

НОРМЫ ОЦЕНОК
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются

по

результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» -

выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

«Оценка 4» -

выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы,

но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая
корректировку со стороны учителя.
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий
по предмету ИЗО
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей
– Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.
3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.

4. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
5. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
6. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010
Содержание программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».