В гостях у сказки 1 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В
« 28» августа 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«29» августа 2024г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
(направление: художественно- эстетическая творческая деятельность )
1 класс 2024-2025 учебный год
Учитель: Боронина ТГ
РАССМОТРЕНО
Протокол № 1_заседания МО учителей
от «28» августа 2024 г.
Руководитель_ ______Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решение педсовета
Протокол № 1 от « 29 » августа 2024_г.

с. Поим 2024год.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

Направление: художественная творческая деятельность
Боронина Татьяна Геннадьевна
Поим 2024-2025
Пояснительная записка
Программа "В гостях у сказки " составлена на основе «Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и «Адаптированной основной образовательной программы»
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовую основу разработки составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от «19» декабря 2014г №1599
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федераци и № 28 от 28 сентября 2020года «Об утверждении
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин №1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»
-Устав школы;
-Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат»
Программа является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены
стандартом
Программа "В гостях у сказки" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе и
корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста.
Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к
личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности

ребёнка.
Главные задачи современной школы –
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее
образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов
образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития,
воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,
воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Сказка –
наиболее привлекательный материал для детей и наиболее соответствует мировосприятия ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и
неповторим по своим возможностям. Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, можно использовать русскую народную сказку еще с
одной целью — коррекционно-развивающей.Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся коррекционной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их
отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения,
характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия
жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий
требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением
доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы
детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция
детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в
беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него
воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и
социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе
воспитания и социализации. Работая много лет с младшими школьниками, я заметила, что с каждым годом становится все больше детей,
которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают
американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни
нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд.
В связи с этим я разработала программу дополнительных занятий “В гостях у сказки”.
Дети с ОВЗ в школе VIII вида - это дети с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта (помимо
умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Возможности
их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения.
Программа «В гостях у сказки» предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью.
Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для
своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им
одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят

читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и
человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью
программы “В гостях у сказки” стало: формирование познавательного интереса и творческих способностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Место внеурочного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет . В 1 классе– 33 часа , проводятся 1 раз в неделю по 30- 35 минут минут
Предлагаемое тематическое планирование дополнительных занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и
театральное искусство, просмотр сказок, прослушивание аудиозаписи.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В
интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и
ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Цель программы:- подробное изучение литературного жанра – сказки;
коррекция и развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;
- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей с ОВЗ на примере сказок.
Задачи программы:В ходе ее достижения решаются задачи:
•

Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ.

•

Коррекция и развитие эмоционального восприятия детей с ОВЗ.

•

Развитие речи.

•

Развитие общей и мелкой моторики.

•

Развитие пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации.

•

Развитие фантазии и воображения.

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
развитие прикладных умений и навыков;
развитие мелкой моторики;

-

развитие устной речи, навыков общения;
воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
деятельностный подход;- личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
1. Беседа, рассказ учителя.
2. Слушание.
3. Различные виды чтения.
4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
5. Устный журнал, театрализация.
6. Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
8. Конкурсы, викторины.
9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек. обеспечение программы
10. Просмотр мультфильмов
1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия
педагогических форм и методов работы;
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового
отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. Использование интернет-ресурсов:
Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
4. Использование ресурсов видеотеки
Межпредметные связи на занятиях:


с уроками чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;

-

-




с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в
выставках рисунков при защите проектов;
с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.

Личностные и метапредметные результаты
Результаты
Личностные

Формируемые умения
- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в
самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания,

Средства формирования
- Организация на занятии парно-групповой работы

- развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать
конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

- В сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу
впознавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве.
- Осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета

- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной

- Учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве;

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.

- продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников.

Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские народные сказки;
- популярные сказки разных народов;
- сказки отечественных и зарубежных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности
за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Список используемой литературы:
1. “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
2. Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
3. Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
4. “Волшебный мир” Сказки зарубежных писателей – СПб: СКФ “Человек”, 1993
5. Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
6. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
7. “Три голубя” Сказки народов Поволжья – Казань: “Татарское книжное издательство”, 1990
8. НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
9. НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
10. НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
11. НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”
Содержание программы
№ Содержание
1
2
3
4
5
6

Вводное занятие
Тема : «Русские народные сказки»
Тема : «Сказки народов России»
Тема : «Авторские сказки»
Тема « Сказки народов мира»
Итоговое занятие
Итого 33 часа

Кол-во
часов
1
15
4
7
5
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».