Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированный образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Кердяшова З.В.
«__»___2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы-интерната
__________ Тихонова М.В.
«__»___2024г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Информатика»
для обучающихся 9 класса
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Учитель: Синельникова Е.С.
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от «__»___ 2024г.
Руководитель __________ Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №1 от «__»___ 2024г.
с. Поим 2024 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая адаптированная программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии
- Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 « Об
утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемыми
результатами освоения АООП.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28 сентября
2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и (или)обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г. Об
утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
- Действующего Устава школы - интернат
- Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией В.В.Воронковой;
- Учебного плана образовательного учреждения.
-АООП ГКОУ « Поимская школа- интернат»
- Устав школы-интерната
Место предмета
На изучение предмета «Информатика» в рабочей программе берётся 34 учебных часа,
1 час в неделю.
Цель и задачи учебного предмета «Информатика»
Цель начального образования по информатике как фундамента последующего
образования — сформировать у учащихся систему понятий об информатике и
информационных технологиях, комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих
способность к самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательных умений
(работа с информацией, с учебными моделями, умение использовать различные схемы
решения, умение выполнять сравнения, анализ текста, обобщать, классифицировать, и так
далее), развитие регулятивных способностей, то есть способностей управлять своей
деятельностью, осуществлять за ней контроль и корректировать её, проявлять инициативу и
самостоятельность; развитие коммуникативных способностей, то есть речевой деятельности и
навыков сотрудничества.
Перед преподаванием курса информатики в 9 классе поставлены следующие задачи:
- формировать УУД и элементы информационной культуры (умение работать с информацией);
- формировать умения видеть окружающую действительность с точки зрения
информационного подхода;
- формировать умения работать с электронными документами;
- формировать начальные навыки использования компьютерной техники для решения
учебных задач.
Основной задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение
учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее ИКТкомпетентности); научить детей работать с информацией, в том числе с помощью
компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные
представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными
объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам
необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами
необходимые действия с помощью компьютера.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
В результате изучения курса информатики у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) будут сформированы представления, знания и умения,
необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приемами работы с компьютером и другими средствами икт,
необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и
профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать
коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их индивидуальных
возможностей.
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем
и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в
содержании курса:
• основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
• основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами
поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных
видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
• основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с
приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности,
которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка
для приема и передачи информации.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок
успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях,
связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного
познания как части культуры человечества.
Содержание учебного предмета.
Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода, обработки информации, включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств, клавиатура, элементарное представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового
редактора. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование небольших текстов.
Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе. Организация системы
файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и
папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на
электронных носителях.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других
людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата
эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (минизарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных
устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата
эргономичные приемы работы, выполнение компенсирующих физических упражнений (минизарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстами, рисунками), доступными электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и
передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с
помощью инструментов ИКТ.
Содержание тем учебного курса
Информация в технике. Информационные технологии. Компьютер и информация. Средства
передачи информации. Электронная почта и интернет. Представление признаков объектов в
форме таблицы. Группа и подгруппа. Сложные высказывания со словами «и», «или».
Представление высказываний с помощью схем. Правило «если», «то». Логические суждения.
Исполнители алгоритма. Известные исполнители. Ветвление в алгоритме. Циклические
алгоритмы. Инструменты графического редактора. Изменение формы рисунка. Создание
симметричных фигур. Мозаика и узоры. Печать рисунка. Рисунок с текстом. Набор текста.
Работа с текстом. Упорядочение текста. Подготовка документа к печати.
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Информация
1
2
3
4
Информация в технике. Информационные технологии
Компьютер и информация. Средства передачи информации
Диагностическая контрольная работа
Электронная почта и интернет
1
1
1
1
Алгоритм
5
6
7
8
Представление признаков объектов в форме таблицы. Группа и подгруппа
Сложные высказывания со словами «и», «или». Представление
высказываний с помощью схем
Правило «если», «то». Логические суждения
Контрольная работа за 1 четверть
1
1
1
1
9
Исполнители алгоритма. Ветвление в алгоритме. Циклические алгоритмы
1
Работа на компьютере
10
11
12
13
14
Инструменты графического редактора
2
Инструменты графического редактора
2
Инструменты графического редактора
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Контрольная работа за 2 четверть
Работа над ошибками
1
1
2
Изменение формы рисунка
Создание симметричных фигур
2
Мозаика и узоры
Печать рисунка
Рисунок с текстом
Мозаика и узоры
Печать рисунка
Контрольная работа за 3 четверть
1
1
1
1
1
1
2
Рисунок с текстом
Набор текста
2
Упорядочение текста
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками
Итоговый урок
1
1
1
1
Традиционная система отметок по 5-балльной шкале.
Устный ответ:
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформировать
ответ.
Оценка «4» - при ответе допускает неточности; ошибки в речи; ошибки исправляет только
при помощи учителя.
Оценка «3» - материал излагает недостаточно полно и последовательно; допускает ряд
ошибок в речи; ошибки исправляет при постоянной помощи учителя и учащихся.
Письменный ответ:
Оценка «5» - если ученик выполнил работу без ошибок;
Оценка «4» -если ученик допустил в работе 1 или 2 ошибки;
Оценка «3» - если ученик допустил в работе 5 ошибок;
Оценка «2» - если ученик допустил в работе 6 и больше ошибок.
Практическая работа на ПК оценивается следующим образом:
оценка «5» ставится, если:
ученик самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое
представление результата работы;
оценка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное
владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех
ошибок;
работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к
решению поставленной задачи.
оценка «3» ставится, если:
работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет
основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.