Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированный образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Кердяшова З.В.
«__»___2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы-интерната
__________ Тихонова М.В.
«__»___2024г.
Адаптированная рабочая программа
по внеурочной деятельности «Я - подросток» для обучающихся 6 класса
(«Коммуникативное направление»)
2024-2025 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Учитель: Синельникова Е.С.
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания МО учителей
от «__»___ 2024г.
Руководитель __________ Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №1 от «__»___ 2024г.
с. Поим 2024 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая адаптированная программа внеурочной деятельности «Я - подросток» для
обучающихся 6 класса 2024-2025 учебный года (Коммуникативно направление)
составлена на основе
- Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации»- от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №
1015 « Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. п.1598 « Об
утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. N 1599), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемыми результатами освоения АООП.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от. 28
сентября 2020 г. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и (или)обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021г.
Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
- Действующего Устава школы - интернат
- Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В.Воронковой;
- Учебного плана образовательного учреждения.
-АООП ГКОУ « Поимская школа- интернат»
- Устав школы-интерната
Место курса
На изучение внеурочной деятельности «Я - подросток» берётся 34 учебных часа, 1
час в неделю.
Цель и задачи внеурочной деятельности «Я - подросток»
Цель программы:создание оптимальных условий для формирования свободной,
социально зрелой и ответственной личности, ориентированной на гуманистические
ценности в выборе решений, готовой к самореализации.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
создать комфортную обстановку и благоприятные условия для социализации и
успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом
его интересов и имеющегося жизненного опыта;
формировать толерантность, подготовить учащихся к бесконфликтному,
конструктивному взаимодействию с другими людьми;
создать условия для нравственного самовыражения личности.
развивать духовно-нравственные ценности и закрепить их в сознании и
поведении учащихся.
Общая характеристика
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-подросток». Предлагаемый курс
рассчитан на подростков, обучающихся в 6 классе. Соответственно, программа строится с
учетом возрастных интересов подростков. За основу данной программы взята авторская
программа А.В.Микляевой «Я-подросток».
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска". Разные люди, в силу
различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под
ног". Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменение
самовосприятия, и появление чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время
поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.
Интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию
друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются
по-новому, либо возникают впервые. Их распознание и адекватная оценка вызывают
затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей
работы. К тому же внутренние противоречия, возникающие в подростковом периоде,
проявляются в неустойчивости, изменчивости эмоциональной сферы ребенка.
Эмоциональные переживания в этот период характеризуются напряженностью,
беспокойством. Большинство авторов отмечают, что типичными чертами подростков
является также раздражительность, возбудимость. Соответственно, для снижения
эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую
работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства,
значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится
небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога —
научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, избегать «застревания
аффекта».
Преимущество «уроков психологии» в том, что, во-первых - они позволяют проводить
психопрофилактическую работу не только с детьми «группы психолого – педагогического
риска», но и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания учителей или
школьного психолога. Благодаря этому появляется возможность предложить детям
«информацию к размышлению» по тем темам, которые могут быть для них актуальными.
Содержание курса
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил
индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта.
Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в
начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и
работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогам и
родителям.
Формирование учебной мотивации. Развитие навыков совместной деятельности и
чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения
внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.
Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Создание
условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика,
пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций
другого человека. Создание условий: для обращения подростков к телесному опыту
переживания эмоций, к особенностям собственного эмоционального мира; для осознания
подростками амбивалентности эмоций; для «нормализации» переживания социально
неодобряемых эмоций; для осознания необходимости управления собственными
эмоциями как свободного выбора. Актуализация запроса на информацию о способах
управления своими чувствами. Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный
дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального
состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. Создание условий
для самоисследования своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение
отдельных эмоций в игровой форме. Определение основных причин, по которым люди
скрывают свои чувства. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных
проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная
проработка и разрядка страхов (тревоги). Обучение способам безопасной разрядки
агрессии.
Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое
искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?
Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие
профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление
словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера
и темперамента
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика
уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Достойно выражать свои чувства.
Преодолевать трудности в учебе и поведении.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей.
Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике.
Использовать элементы причинно-следственного анализа.
Коммуникативные УУД:
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся
или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006
2. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.:
Издательство «Речь», 2011
3. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград :
ИТД «Корифей», 2006
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения:
практическое пособие: в 4т М.:2010
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.:
Генезис, 2005
№
п/п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Тема занятия
Что значит – «я подросток».
Как узнать эмоцию?
Я – наблюдатель.
Мои эмоции.
Эмоциональный словарь.
Чувства «полезные» и «вредные».
Сказка «Страна Чувств».
Нужно ли управлять своими эмоциями?
Что такое «запретные чувства»?
Какие чувства мы скрываем?
Маска.
Я в «бумажном зеркале».
Бумажное отражение.
Что такое страх?
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Страхи и страшилки.
Страшная-страшная сказка
Побеждаем все тревоги.
А что они обо мне подумают
Страх оценки.
Злость и агрессия
Как справиться со злостью?
Лист гнева.
Обида.
Как простить обиду.
Ах, в чем я виноват.
Что такое эмпатия?
Зачем мне нужна эмпатия?
Развиваем эмпатию.
Еще раз про эмпатию.
Эмпатия в действии.
Способы выражения чувств.
Тренировка «Я высказываюсь».
Комплименты.
Итоговое занятие.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34