Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Поимская
школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Кердяшова З.В..
«28 » 08 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интерната
__________Тихонова М.В.
«30» 08 2024г.
Рабочая программа
по учебному предмету « Русский язык»
9 класс
( адаптированная)
2024-2025 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
( вариант 1)
Учитель высшей
квалификационной категории Кердяшова З.В.
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседание МО учителей
от «28 » 08 2024г.
Руководитель________Кистенева Н.А.
ОДОБРЕНО
Решением педсовета
Протокол №1 от «29 »08 2024 г.
2024 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся
9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ ( с изменениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки
РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации №1026 от 24.11.2022г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
№ 28 от. 28 сентября 2020 года Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от
28.01.2021г. Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21« Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека
факторов среды обитания»
АООП ГКОУ « Поимская школа-интернат»,2024г.
Устав школы-интерната
Учебный план образовательной организации.
Русский язык как учебный предмет является одним из основных учебных
предметов и служит базой для общения и изучения других школьных
дисциплин, средством развития психических функций, воображения,
познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному
развитию,
обеспечивают
гражданское,
нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации.
Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение цели –
овладение системой теоретических знаний и практических умений,
необходимых
для разностороннего развития личности и социальной
адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с индивидуальными возможностями
посредством содержания учебного предмета.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих
задач:
совершенствование грамматических умений в области фонетики,
морфологии и синтаксиса; совершенствование графических навыков;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений
для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
совершенствование
речевой
и
мыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским
языком в разных сферах и ситуациях его использования;
формирование
пунктуационной
зоркости,
речевых
умений,
обеспечивающих
восприятие, воспроизведение и создание
высказываний в устной и письменной форме;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
обогащение словарного запаса и коррекция грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности
и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Обучение русскому языку будет действенным при установлении тесной
связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения
анализировать,
обобщать,
группировать,
систематизировать
даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны
способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности
учащихся.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков,
на
которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах, а также самостоятельная работа с
дополнительной литературой.
При проведении уроков русского языка предполагается использование
следующих методов:
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности;
методов исследования (наблюдение, анкетирование);
метода изучения продуктов творчества (сочинений,
эстетического творчества).
результатов
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
принцип коррекционно — речевой направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
Для реализации основных целей и задач курса русского языка
применяются разнообразные типы уроков:
урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения
материала);
урок закрепления знаний, умений, навыков;
урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий
урок);
комбинированный урок;
нестандартные уроки.
II.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как
направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетенции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Успехи в изучении русского языка во многом определяют
качество подготовки учащихся по другим школьным предметам, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
В процессе обучения русскому языку акцент делается на осознанное
усвоение полученных ими предметных знаний. Постоянное повторение
изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.
Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, включение изученных
понятий в новые связи и отношения позволяют обучающимся овладеть ими
сознательно и прочно.
В результате освоения предметного содержания курса русского языка у
обучающихся с нарушением интеллекта должны сформироваться как
предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной
деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том
случае, если учащийся будет испытывать мотивацию к деятельности, для него
будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и
представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия
учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках русского
языка знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности,
качество усвоения материала возрастает.
Содержание
программы
имеет
концентрическое
строение,
предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся
к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В данной программе сохранены все разделы и темы, но для реализации
программы меньше времени на уроке отведено на изучение теоретических
основ предмета, за счет этого увеличено время на практическую работу по
закреплению навыков орфографии и пунктуации. На уроках будут
использованы формы занятий и виды деятельности, развивающие творческие
способности, вырабатывающие навыки контроля и оценки своей деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающегося
таких важных умений, как информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие умения
работать по письменной и словесной инструкции. При изучении учебного
материала необходимо создать специальные условия в системе коррекционноразвивающего обучения: конкретность указания действий и вариативных
тренировочных упражнений, поэтапного обобщения, памяток-инструкций,
опоры на наглядность, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
В основу программы по русскому языку взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление
на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество
контрольных и проверочных работ.
Программа по русскому языку в 9 классе включает следующие разделы:
1. Повторение
2. Морфология
3. Части речи
4. Предложение
5. Повторение
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от
особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в
процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся
конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет
морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для
выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования
навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно
отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо
организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у
обучающихся навыки построения простого предложения и сложного
предложения.
Одновременно
закрепляются
орфографические
и
пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи,
так как возможности умственно отсталых учащихся излагать свои мысли в
письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения,
обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений,
связному устному и письменному высказыванию. В 9 классе продолжается
работа над деловым письмом (оформление деловых бумаг). В то же время
предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется
внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.
Программой предусмотрены уроки развития речи в соответствии с
особенностями изучаемой темы.
В конце учебного года при изучении раздела «Повторение»
рекомендуется предлагать обучающимся задания занимательного характера
различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету,
развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных
заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной
составной частью процесса обучения учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Целью контроля является определение
качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и
корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной
работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя
за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения
уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником
осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок,
анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем
программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский
язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе в соответствии
с учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34
учебных недели).
Количество часов по четвертям
I
четверть
II
четверть
III
четверть
IV
четверть
Всего за
год
8 недель - 32 ч
8 недель -32 ч
10 недель – 40 ч
8 недель – 32 ч
136 ч
Раздел
Повторение
Морфология
Части речи
Имя существительное
Прилагательное
Местоимение
Глагол
Наречие
Числительное
Предложение
I
четверть
Количество часов
II
III
IV
За год
четверть четверть четверть
6
6
12
12
17
1
22
14
4
Повторение
36
9
17
16
13
22
14
13
15
15
8
8
15
13
28
40
32
136
IV. Планируемые результаты освоения программ
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«Русский язык» для учащихся 9 класса включают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные
результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной
оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют
опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые
умения,
необходимые
для
обеспечения
коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных
грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным
для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 9 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного
алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на
представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу или вопросам
учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на
виды (с помощью учителя);
различение предложений, разных по интонации;
участие
в
обсуждении
фактического
материала
высказывания,
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по
существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, местоимения, глагола, наречия,
числительного) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение
орфографической
трудности
в
слове
и
решение
орфографической задачи под руководством учителя;
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных распространенных
предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с
использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
различение предложений различных по цели высказывания (с помощью
учителя);
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной
мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих
теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Критерии и нормы оценки достижения планируемых предметных
результатов освоения программы учебного предмета
Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку
проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий,
контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит
средством
проверки
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней
трудности с расчетом на возможность
выполнения всеми детьми, но
дифференцированного подхода к написанию.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных
предложений. Контрольные работы выполняются и оцениваются с учетом
индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым
учеником:
- отметка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1
негрубой орфографической ошибки;
- отметка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических
ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок,
если среди них есть однотипные;
- отметка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и
более орфографических и пунктуационных ошибок.
- отметка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь
ошибок.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава
слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена
гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении отметки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
При выставлении отметок «5» и «4» учитывается также аккуратность
выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные
правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические и
логопедические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 9 классе –
75 - 85 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое
проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50%
от числа слов текста.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается
на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуальных успехов учащихся.
Грамматический разбор - средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения
грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание
которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных
списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками
препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка
письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста
без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный
пересказ, соблюдая правила русского языка. Для изложений предлагаются
тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно
можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.
п.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе
творческие – сочинения и изложения оцениваются с учетом правильности,
полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения
или сочинения выводится одна общая отметка, охватывающая все стороны
данной работы:
- отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,
употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не
влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении
предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении
предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного
смысла, 5-6 орфографических ошибок.
- отметка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются
значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется
более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более
шести орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при
оценке изложения или сочинения.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на
установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
Изучение предмета «Русский язык» в 9 классе
формирование следующих базовых учебных действий.
направлено на
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и других
обучающихся;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно - пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Диагностика БУДов проводится в формирования базовых учебных
действий», организации.
V. Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
Раздел 1. «Повторение»
Простые предложения. Сложные предложения.
предложений. Составление сложных предложений.
Распространение
Раздел 2. «Морфология»
Корень. Однокоренные слова. Образование слов с помощью суффикса.
Образование слов с помощью приставок. Правописание приставок.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Сложные слова. Сложносокращенные слова. Состав слова.
Закрепление знаний.
Деловое письмо. Расписка.
Раздел 3. «Части речи»
Имя существительное.
Общее значение. Существительные, близкие и противоположные по
значению. Существительные, обозначающие черты характера. Использование
существительных для сравнения одного предмета с другими.
Склонение имен существительных. Склонение существительных в
единственном и множественном числе. Правописание безударных окончаний
существительных.
Несклоняемые имена существительные. Знакомство с несклоняемыми
существительными.
Сочетание
прилагательных
с
несклоняемыми
существительными. Употребление глаголов в прошедшем времени с
несклоняемыми существительными. Имя существительное. Закрепление
знаний.
Деловое письмо. Личные записки.
Имя прилагательное.
Значение в речи.
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
Склонение
имен
прилагательных.
Согласование
имени
прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. Правописание
родовых и падежных окончаний имен прилагательных. Знакомство с именами
прилагательными, обозначающими признак по принадлежности. Склонение
прилагательных в мужском и среднем роде на –ий, -ье. Склонение имен
прилагательных в женском роде на –ья. Склонение имен прилагательных во
множественном числе на –ьи. Склонение имен прилагательных. Закрепление
знаний. Имя прилагательное. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Деловые записки: объяснительная записка.
Местоимение.
Значение местоимений в речи. Употребление местоимений в тексте. Лицо
и число местоимений.
Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам.
Правописание местоимений с предлогами. Правописание местоимений 3-го
лица. Местоимение. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Письмо.
Сочинение с привлечением сведений из практической деятельности.
Глагол как часть речи.
Значение глагола. Глаголы, близкие и противоположные по значению.
Использование глаголов для выражения сравнения. Употребление глаголов в
прямом и переносном значении. Употребление глаголов со значением
отрицания.
Неопределенная форма глагола. Выделение глаголов в неопределенной
форме. Правописание глаголов в неопределенной форме.
Изменение глагола по лицам и числам. Различение глаголов по лицам
и числам. Изменение формы лица и числа глаголов. Правописание глаголов 2го лица единственного числа.
Повелительная форма глагола. Знакомство с повелительной формой
глагола. Правописание глаголов в повелительной форме. Использование в речи
глаголов в повелительной форме. Правописание глаголов. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Анкета
Наречие.
Наречие как часть речи.
Значение наречий в речи. Наречия, противоположные и близкие по
значению. Употребления наречий с глаголами, обозначающими речевую
деятельность. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и
переносном значении.
Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с
гласной а и о на конце. Правописание наречий с гласными а и о на конце.
Различение наречий и прилагательных. Наречие. Закрепление знаний.
Сочинение творческого характера.
Имя числительное.
Понятие об имени числительном. Простые и составные числительные.
Словосочетания с числительными.
Правописание числительных. Правописание числительных от 5 до 20 и
30. Правописание числительных от 50 до 80;от 500 до 900. Числительные с
мягким знаком на конце и в середине слова. Правописание числительных 90,
200, 300, 400. Числительные. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Доверенность.
Раздел 4. «Предложение»
Простые и сложные предложения.
Различение простых и сложных предложений. Союз и в простых и
сложных предложениях.
Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда.
Сложные предложения с союзом что. Сложные предложения с союзом чтобы.
Сложные предложения с союзом потому что. Сложные предложения с союзом
когда. Сложные предложения. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и
задания.
Деловое письмо. Автобиография.
Раздел 5. «Повторение»
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Наречие. Имя
числительное. Сложные предложение с союзами что, чтобы, потому что,
когда. Закрепление знаний.
Словарные слова, изучаемые в 9 классе
Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран,
владелец, жестокость, иждивенец, кафе, компьютер, конфликт, мужество,
население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат,
сбербанк, свидетельство, традиция
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
4 часа в неделю-136 часов
№
п/
п
Раздел/тема
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Колво
часов
РАЗДЕЛ № 1. Повторение (6ч)
1
2
3
4
5
6
Простые предложения
- обобщить знания о простом и сложном предложениях, объясняя схемы
предложений и постановку знаков препинания в них;
- называть и подчеркивать главные члены простого и сложного
предложения;
- объяснять постановку запятых в простых и сложных предложений;
- дополнить сложные предложения одной или двумя частями;
- ставить подходящие по смыслу союзы между частями сложного
Сложные предложения
предложения;
Распространение предложений - чертить схемы предложений;
- тренироваться в распространении простых предложений и частей
сложных предложений второстепенными членами;
Распространение предложений - распространять каждую часть сложного предложения второстепенными
членами;
- записывать текст нераспространенными предложения;
Составление сложных
- составлять сложные предложения, путем подбора второй части;
предложений
- коллективно сочинять вторую часть сложных предложений, стараясь
Составление сложных
подобрать как можно больше разных вариантов;
предложений
- коллективно сочинять сложные предложения для подкрепления основной
мысли в тексте фактами.
РАЗДЕЛ № 2. Морфология (12ч)
1
1
1
1
1
1
7
Корень. Однокоренные слова
8
Образование слов с помощью
суффиксов
9
Образование слов с помощью
приставок
10
Правописание приставок
11
12
Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких
и глухих согласных в корне
слова
Сложные слова
13
Правописание сложных слов
14
Сложносокращенные слова
15
Состав слова. Закрепление
знаний
16
Диктант по теме:
«Повторение»
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
- обобщить знания о составе слова, опираясь на рисунок, слова к рисунку и
условные обозначения;
- практиковаться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах,
опираясь на смысл словосочетания и предложения;
- графически выделять на письме приставки, суффиксы;
- определять значение приставок, суффиксов;
- тренироваться в нахождении орфограмм в корне и приставке, различать
способы проверки орфограмм, подбирать примеры;
- вспомнить правило правописания приставок, практиковаться в
правописании приставок;
- обобщить знания о сложных словах;
- повторить знания о способах образования сложных слов;
- сравнивать и практиковаться в образовании сложных слов разными
способами;
- познакомиться со сложносокращенными словами, способами образования
и особенностями использования;
- приводить примеры таких слов, тренироваться в употреблении
сложносокращенных слов в устной и письменной речи;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- слушать учителя;
- применять правила правописания при письме;
- писать под диктовку;
- осуществлять самопроверку;
- выполнять грамматическое задание
- выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
Работа над ошибками. Состав
слова.
- познакомиться с деловой бумагой-распиской, их тематикой;
- составлять расписку из отдельных структурных частей;
- дополнять текст расписки пропущенными структурными частями
18
1
1
Деловое письмо. Расписка
РАЗДЕЛ № 3. Части речи (18ч)
Имя существительное
19
20
21
22
23
24
25
26
Общее значение
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
Существительные, близкие и
противоположные по значению. - выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
Существительные,
обозначающие черты характера - находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
- выделять в тексте существительные;
Использование
- обобщить знания о грамматических признаках существительных,
существительных для
- описывать предмет или явление другими существительными;
сравнения одного предмета с
- различать и подбирать близкие и противоположные по значению
другим
существительные, использовать их в речи;
Склонение имен
- практиковаться в выборе из двух близких по значению существительных,
существительных
подходящих по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и
Склонение существительных в предложения;
единственном и множественном - подбирать существительные, обозначающие черты характера; объяснять
числе
значение данных слов, включая в предложения;
Правописание безударных
- сравнивать один предмет с другим с помощью существительных;
окончаний существительных
- обобщить знания о склонении существительных в единственном и
множественном числе, правописание безударных окончаний;
Правописание безударных
- выделять безударные окончания, объяснять их правописание;
окончаний существительных
- ставить существительные в начальную форму;
Несклоняемые имена
- находить и исправлять ошибки в употреблении падежных окончаний
существительные
существительных для связи слов в словосочетаниях;
Знакомство с несклоняемыми
1
1
1
1
1
1
1
1
существительными
27
Несклоняемые имена
существительные
28
Сочетание прилагательных с
несклоняемыми
существительными
29
Сочетание прилагательных с
несклоняемыми
существительными
30
Употребление глаголов в
прошедшего времени с
несклоняемыми
существительными
Имя существительное.
Закрепление знаний
31
32
Контрольный диктант
по теме: «Имя
существительное».
33
Работа над ошибками
- познакомиться с несклоняемыми существительными, выяснить
особенность их использования в речи;
- вставлять вместо точек в тексте несклоняемые существительные;
- дополнять словосочетания несклоняемыми существительными;
- записывать сочетания прилагательных с существительными, указывая
род и число;
- ставить прилагательные в нужную форму в составе с несклоняемыми
существительными в тексте;
- сравнить использования в тексте глаголов прошедшего времени и
несклоняемых существительных в роде;
- различать употребление глаголов прошедшего времени и несклоняемых
существительных в мужском и среднем роде;
- коллективно обсудить содержание незаконченного диалога; придумать
его конец, используя в разговоре несклоняемые существительные;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- объяснять в тексте известные орфограммы.
- слушать учителя;
- применять правила правописания при письме;
- писать под диктовку;
- осуществлять самопроверку;
- выполнять грамматическое задание
- выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем.
1
1
1
1
1
1
1
34
Имя существительное.
Закрепление знаний
35
Деловое письмо. Личные
записки
36
Имя существительное.
Закрепление знаний
37
Изложение содержания текста
биографии писателя по
коллективно составленному
плану
Имя прилагательное
1
2
3
4
5
6
Значение в речи
- обобщить знания о деловой бумаге как записка;
- потренироваться в написании записок, включая в их написание
несклоняемые существительные;
- учиться корректировать содержание записок в смс-сообщениях;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- объяснять в тексте известные орфограммы.
- писать изложение по содержанию текста биографии писателя, составлять
план изложения.
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
Употребление прилагательных в - выполнять задания по образцу, самостоятельно;
прямом и переносном значении - выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
Спряжение имен
- работать в группе, в паре;
прилагательных
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
Согласование имени
- обобщить знания о грамматических признаках прилагательных,
прилагательного с
существительным в роде, числе, используя сокращенные обозначения;
- использовать прилагательные разных семантических групп для описания
падеже
предмета;
Правописание родовых и
- определять значение прилагательных в тексте;
падежных окончаний имен
- употреблять прилагательные в прямом и переносном значении в
прилагательных
словосочетаниях и предложениях;
Правописание родовых и
- определять где прилагательное употреблено в переносном значении, а где
падежных окончаний имен
в прямом;
прилагательных
- доказывать смысловую и грамматическую связь прилагательных с
Знакомство с именами
существительными на примерах словосочетаний;
прилагательными,
- подбирать к прилагательному разные существительные так, чтобы
обозначающими признак по
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
принадлежности
7
8
9
10
11
12
13
14
Склонение имен
прилагательных в мужском и
среднем роде на –ий, -ьи
Склонение имен
прилагательных в мужском и
среднем роде на –ий, -ьи
Склонение имен
прилагательных в женском роде
на -ья
Склонение имен
прилагательных в женском роде
на -ья
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе на -ьи
Склонение имен
прилагательных. Закрепление
знаний
Склонение имен
прилагательных. Закрепление
знаний
Имя прилагательное.
Закрепление знаний
15
Диктант по теме: «Имя
прилагательное».
16
Работа над ошибками. Деловое
письмо. Деловые записки:
объяснительная записка
прилагательные меняли род и число;
- подбирать по смыслу прилагательные из скобок;
- находить и исправлять ошибки в согласовании прилагательных с
существительными;
- объяснять и проверять написание безударных окончаний имен
прилагательных;
- познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по
принадлежности, и потренироваться в постановке вопросов к данным
прилагательным;
- из двух существительных образовывать и записывать сочетания
прилагательного существительным;
- учиться склонять притяжательные прилагательные и верно записывать
их в разных падежных формах, сохраняя разделительный мягкий знак
перед падежными окончаниями;
- объяснять правописание падежных окончаний прилагательных;
- ставить словосочетания с прилагательным в нужном падеже во
множественном числе;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- объяснять в тексте известные орфограммы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
- вспомнить оформление объяснительной записки;
- обсудить тематику объяснительных записок;
- обсудить случаи написания объяснительных записок;
- практиковаться в написании объяснительных записок.
1
Местоимение
17
Значение местоимений в речи.
Употребление местоимений в
тексте
18
Лицо и число местоимений
19
Лицо и число местоимений
20
Склонение местоимений
Изменение местоимений по
падежам
Правописание местоимений с
предлогами
21
22
Правописание местоимений 3го лица
23
Правописание местоимений 3го лица
24
Местоимение. Закрепление
знаний
25
Деловое письмо. Письмо
12
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
- обобщить знания о местоимении, используя сокращенные обозначения;
- объяснить значение местоимений в речи на примерах употребления их
вместо существительных в рядом стоящих предложениях;
- заменять повторяющееся существительное на местоимение, и наоборот,
местоимения- существительными;
- определять в тексте действующих лиц, указывать лицо и число;
- составлять коллективно предложения к рисункам, используя
местоимения;
- ставить личные местоимения в нужный падеж, опираясь на вопрос;
- выписывать словосочетания с вопросами, вместо вопросов вставлять
местоимения;
- дополнять парные словосочетания местоимениями 3-го лица, к каждой
паре подбирать по смыслу одно местоимения с предлогами и без;
- учиться находить и исправлять речевые ошибки использования
местоимений в предложении и тексте;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- объяснять в тексте известные орфограммы.
1
- слушать учителя;
- применять правила правописания при письме;
- писать под диктовку;
- осуществлять самопроверку;
- выполнять грамматическое задание
1
1
1
1
1
1
1
1
26
Контрольный диктант
по теме: «Местоимение»
27
Сочинение с привлечением
сведений из практической
деятельности
- выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем.
- обобщить знания о оформление писем и их тематику;
- проанализировать текст письма внука бабушке;
- написать письмо своей бабушке, используя данные словосочетания с
местоимениями.
1
1
- учиться писать сочинение с элементами рассуждения; выражать свою
точку зрения, делать выводы на заданную тему;
- обсудить план написания сочинения-рассуждения;
- практиковаться в написании сочинения.
28
Сочинение с привлечением
сведений из практической
деятельности
Глагол как часть речи
1
Значение глагола
2
Глаголы, близкие и
противоположные по значению
3
Использование глаголов для
выражения сравнения
4
Употребление глаголов в
прямом и переносном значении
5
Употребление глаголов со
значением отрицания
1
22
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
- обобщить знания о грамматических признаках прилагательных,
используя сокращенные обозначения;
- определять значение глаголов каждого ряда;
- практиковаться в описании действия предмета с помощью однородных
членов;
- находить противоположные по значению глаголы и читать их парами;
- использовать глаголы для выражения сравнения одного предмета с
1
1
1
1
1
6
7
Неопределенная форма
глагола
Выделение глаголов в
неопределенной форме
Правописание глаголов в
неопределенной форме
8
Правописание глаголов в
неопределенной форме
9
Изменение глаголов по лицам
и числам
Различение глаголов по лицам и
числам
Изменение формы лица и числа
глаголов
10
11
Правописание глаголов 2-го
лица единственного числа
12
Правописание глаголов 2-го
лица единственного числа
13
Повелительная форма
глагола
Знакомство с повелительной
формой глагола
Правописание глаголов в
повелительной форме
14
15
Правописание глаголов в
повелительной форме
другим по их действию;
- определять, где глагол употреблен в переносном значении, а где в
прямом;
- подбирать глаголы в прямом и переносном значении в словосочетаниях и
предложениях;
- практиковаться в выборе из двух близких по значению глаголов,
подходящих по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и
предложения;
- обобщить знания о употреблении частицы не с глаголами, приводить
примеры правописания, дополнить вывод о значении;
- обобщить знания об изменении глагола по лицам и числам;
- различать глаголы по временам, изменять по числам, ставить вопросы к
глаголам;
- правильно писать глаголы в неопределенной форме;
- ставить глаголы в неопределенную форму;
- находить и исправлять ошибки в употреблении глаголов в
неопределенной форме и со значением отрицания;
- повторить и закрепить правописание глаголов 2-го лица единственного
числа;
-познакомиться с повелительной формой глагола;
- практиковаться ставить вопросы к глаголам в повелительной форме
единственного и множественного числа;
- различать глаголы со значением просьбы, приказа, совета;
- ставить глаголы в повелительную форму;
- запомнить правило правописания мягкого знака перед –те и –ся у
глаголов в повелительной форме;
- использовать в устной и письменной речи глаголы в повелительной
форме;
- заменять выделенные слова глаголами в повелительной форме
единственного числа;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- объяснять в тексте известные орфограммы.
- обобщить знания о правописании глаголов;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Использование в речи глаголов
в повелительной форме
17
Использование в речи глаголов
в повелительной форме
18
Правописание глаголов.
Закрепление знаний
19
Проверочный диктант
по теме «Глагол»
- находить в повествовательном тексте скрытый диалог и переделывать
текст в диалог, опираясь на схему и вопросы;
- использовать в речи собеседников глаголов в повелительной форме.
- слушать учителя;
- применять правила правописания глагола;
- писать под диктовку;
- осуществлять самопроверку;
- выполнять грамматическое задание;
- закреплять полученные знания.
- познакомиться с деловой бумагой – автобиографией, ее структурных
частей;
- составлять автобиографию из отдельных ее частей, по образцу, вопросам
-тренироваться в заполнении анкеты автобиографического содержания
1
1
1
1
20
Работа над ошибками.
21
Закрепление знаний
1
22
Деловое письмо. Анкета
1
Наречие
14
23
Наречие как часть речи
24
Значений наречий в речи
Наречия, противоположные и
близкие по значению
Употребление наречий с
глаголами, обозначающими
речевую деятельность
25
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
- обобщить знания о наречии, дополнить определение;
- ставить вопросы от глаголов к наречиям и записывать словосочетания;
1
1
1
1
26
Употребление наречий с
глаголами, обозначающими
речевую деятельность
27
Употребление сочетаний
наречий с глаголами в прямом и
переносном значении
28
Употребление сочетаний
наречий с глаголами в прямом и
переносном значении
29
30
31
32
33
Правописание наречий
Наблюдение за правописанием
наречий с гласными а и о на
конце
Правописание наречий с
гласными а и о на конце
Правописание наречий с
гласными а и о на конце
Различение наречий и
прилагательных
Наречие. Закрепление знаний.
- наблюдать, как меняет форму глагол в словосочетаниях и изменяется ли
1
при этом форма наречия;
- находить наречия, близкие и противоположные по значению, составлять
из них пары;
- использовать в предложениях словосочетания с наречиями;
- практиковаться в использовании наречий с глаголами, обозначающими
1
речевую деятельность;
- составить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия,
близкие и противоположные по значению;
- сопоставить употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и
переносном значении; упражняться в использовании подобных
словосочетаний при составлении предложений;
- учить правило правописания наречий с гласными а и о на конце;
1
- упражняться в образовании данных наречий с помощью приставок;
- различать наречия и прилагательные;
- сравнивать однокоренные наречия и прилагательные; коллективно
составлять предложения с ними;
- использовать наречия в описании картин бытового жанра;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем
- слушать учителя;
- применять правила правописания на орфограммы;
- писать под диктовку;
- осуществлять самопроверку;
- выполнять грамматическое задание;
- закреплять полученные знания;
- писать сочинение по сюжетной картине по предложенному плану в
учебнике
1
1
1
1
1
34
Контрольный диктант по
теме: «Наречие»
1
35
Работа над ошибками.
Закрепление знаний
1
36
Сочинение творческого
характера картине
1
Имя числительное
1
2
Понятие об имени
числительном
Простые и составные
числительные
3
Правописание числительных от
50 до 80; от 500 до 900
4
Правописание числительных от
50 до 80; от 500 до 900
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
- познакомиться с числительным как частью речи;
- порассуждать с одноклассниками, почему числительное называют
молодой частью речи;
- находить в тексте и подчеркивать слова, называющие числа;
- выписывать числительные по вопросам;
- составлять словосочетания числительных с существительными, подбирая
примеры
- учиться различать простые и составные числительные; количественные и
порядковые;
- запомнить, в каких случаях существительные употребляются с
числительными в единственном числе, а в каких случаях- во
множественном числе;
- узнать и запомнить правило о правописании числительных;
13
1
1
1
1
5
Числительные с мягким знаком
на конце и в середине слова
- наблюдать, какие словосочетания указывают на точное количество, а
какие – на приблизительное;
- поупражняться в переводе чисел в числительные;
- объяснять правописание числительных;
- различать числительные с мягким знаком (ь) на конце и в середине
слова;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
- познакомиться с деловой бумагой – доверенностью, ее структурных
частей;
- исправлять в доверенности недочеты;
- составлять доверенность по образцу
6
Числительные с мягким знаком
на конце и в середине слова
7
Правописание числительных
90, 200, 300, 400
8
Правописание числительных
90, 200, 300, 400
9
Числительные. Закрепление
знаний.
1
10 Числительные. Закрепление
знаний.
1
11 Деловое письмо. Доверенность
1
1
1
1
1
РАЗДЕЛ № 4. Предложение (15ч)
10
11
Простые и сложные
предложения
Различение простых и
сложных предложений
Союз и в простых и сложных
предложениях
- слушать объяснение учителя;
- выполнять действия по инструкции учителя;
- выполнять задания по образцу, самостоятельно;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку;
- осуществлять самооценку;
- работать в группе, в паре;
- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;
1
1
12
Союз и в простых и сложных
предложениях
13
Сложные предложения с
союзом что
14
Контрольный диктант
по теме: «Предложение»
15
Работа над ошибками.
Деловое письмо.
Автобиография
Сложные предложения с
союзом что
Сложные предложения с
союзом чтобы
16
17
18
Сложные предложения с
союзом чтобы
19
Сложные предложения с
союзом потому что
20
Сложные предложения с
союзом потому что
21
Сложные предложения с
союзом когда
22
Сложные предложения с
союзом когда
23
Сложные предложения.
Закрепление знаний
-обобщить знания о простых и сложных предложениях, учиться подбирать
примеры;
- сравнивать простое и сложное предложение;
- определять сколько частей в каждом сложном предложении;
- подчеркивать грамматические основы;
- тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей,
дополнять сложные предложения недостающей частью;
- распространить предложения второстепенными членами
- составлять схемы сложных предложений;
- подбирать к схемам предложения;
- распространять части сложного предложений второстепенными членами.
- расставлять в сложном предложении между частями запятые и по смыслу
союзы;
- объяснять расстановку запятых в сложных предложениях;
- узнать о правописании сложных предложений с союзами что, чтобы,
потому что, когда.
- учиться верно использовать данные союзы в предложении по их
смысловому содержанию;
- поупражняться, соединяя части сложных предложений союзами,
дописывая вторую часть сложного предложения, заканчивая мысль в
сложном предложении по вопросу;
- составлять разные по содержанию объяснительные записки, используя
план и «отрезки» предложений с союзами что, чтобы, потому что, когда;
- выполнять упражнения, задания на закрепление пройденных тем;
1
- слушать учителя;
- писать под диктовку;
- осуществлять самопроверку;
- выполнять грамматическое задание;
- выполнять работу над ошибками;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Контрольный диктант
по теме: «Повторение
изученного за год»
1
РАЗДЕЛ № 5. Повторение (8 ч)
25
26
27
28
29
30
31
32.
Части речи
Имя существительное.
Имя прилагательное
Глагол. Наречие. Имя
числительное
Сложные предложение с
союзами «что», «чтобы»,
Сложные предложение с
союзами «потому что»,
«когда»
Закрепление знаний
- подчеркивать в словах знакомые орфограммы, объяснять их написание;
- различать в тексте имя прилагательное, существительное, местоимение,
глагол и наречие.
- определять грамматические признаки и роль в предложении имени
прилагательного, имени существительного, местоимения, глагола, имени
числительного и наречия
1
1
1
1
1
1
1
1
VII. Учебно-методическое обеспечение программы
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе - Москва «Владос», 2004г.
2. Аксенова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания»
в
5 –
9
классах специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя/ А. К. Аксёнова,
Н. Г. Галунчикова. - Москва «Просвещение», 2002 г.
3. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII
вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В.
Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
5. Плешакова Е.П. «Русский язык». Коррекционно – развивающие задания и
упражнения. Волгоград - 2009.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.
8. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык.
Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова,
И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.
9. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2021.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599.
11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ. ( с изменениями)