Рабочая программа по учебному курсу История Отечества 9 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Адаптированная рабочая программа по предмету
«История Отечества»
для обучающихся 9 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
вариант 1

2024-2025 учебный год

Учитель: Синельникова Ю.С.
высшая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.

ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г.

с. Поим, 2024 год.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
 Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством
образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2012;
 Учебника - «История Отечества», 9кл., И.М.Бгажнокова, Л.В.СмирноваМ.Просвещение, 2021 г.;


Программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учрежденийVIII вида. Москва. История России. Автор
О.И.Бородина, В.М. Мозговой. ВЛАДОС. 2011г.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19
декабря 2014г. №1599;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28
сентября 2020 года Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.4.364820 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об
утверждении санитарных правил СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
 Устав школы;
 Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
В основу рабочей программы положен коммуникативный и личностно
ориентированный подход.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания
образования по предмету. Одной из важнейших задач является обеспечение условий для
индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени
нуждается в специальных условиях обучения — детей с интеллектуальными
нарушениями.
Рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями— это
комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в
развитии детей и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной
программы начального общего образования.
Учебный материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать,
понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на
уроках истории расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом,
помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением
интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также они отличаются от своих

нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом
конкретных представлений о явлениях реальной действительности.
Учащимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои
исторические представления. Способность к правильному распознаванию изученных
исторических событий и явлений намного превышает у них развитие умения
рассказать о них.
Важнейшую роль в овладении историческими понятиями играют логические
действия: сравнение и установление причинно – следственных связей.
Специфические особенности памяти учащихся - отставание процессов
преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного,
неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений
для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения
материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна
важность качественного усвоения этих сведений учащимися для подготовки их к
жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных
контактов с людьми.
Познание исторического прошлого мира предполагает изучение системы
взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс
имеет много смежных тем с географией, русским языком, чтением, математикой,
социально-бытовой ориентировкой и другими предметами.
В процессе обучения по адаптированной программе ученики должны овладеть
более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню
обобщенности системой основных исторических сведений.
Цель: формирование у обучающихся системы нравственных ценностей.
Задачи:
Формирование представлений и понятий об основных этапах развития
многонационального российского государства;
Формирование учебных действий;
Развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с
ипользованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности
обучающихся: познавательно-поисковой, творческой, игровой и т.д.;
Формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к
источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона.
Место предмета в базисном плане
Базисный учебный план ГКОУ «Поимская школа-интернат» предполагает нагрузку в 9
классе – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события изучаемого периода;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических
событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- пользоваться учебником и картой;
- использовать часть понятий в активной речи;
- использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;
- уметь самостоятельно исправить ошибки.



















Образовательные результаты
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых
закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные результаты
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие результаты
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи,
эмоционально – волевой сферы.
Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью
вопросов учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану (с помощью учителя);

- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с
помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию
в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание курса
Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война 20 ч
Тема 1. Великая российская революция: февраль. 3 ч
Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Падение
монархии. Основные политические партии в 1917 г.
Тема 2. Великая российская революция : октябрь. 3 ч
Партия большевиков, ее влияние на общественную и политическую жизнь государства.
Программа большевиков. Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра
Георгиевича Корнилова. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов
рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле»..
Тема 3. Установление советской власти. 4ч
Установление советской власти на основной территории бывшей империи. Созыв и
роспуск Учредительного собрания. Конституция РСФСР. Брестский мир. Экономическая
политика большевиков. Судьба царской семьи. Церковь и государство.
Тема 4. Гражданская война 1918-1920 гг.10ч
Причины
Гражданской
войны.
Политика «военного коммунизма». Белая Армия.
Рабоче-крестьянская Красная
армия и Рабоче-крестьянского социалистического Красного флота.
Ход гражданской войны. Окончание Гражданской войны. Эмиграция.
Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период Гражданской войны.
Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на
Урале.
СЛОВАРЬ: Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация,
эмиграция.
Глава 2. . Советское государство в 1920-1930-е годы 14ч
Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х годов 2ч
«Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте. Отношения РСФСР со странами
Европы.
Тема 2.Новая экономическая политика (нэп) 2ч
Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее
продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе.
Финансовая реформа 1922-1924 гг. Промышленное производство в период нэпа. План
электрификации РСФСР. Итоги нэпа. М.Н. Тухачевский. Л.Д. Троцкий.
Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик 3ч
Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность И. В. Сталина, его приход к власти. Создание
пионерской и комсомольской организаций. Объединение советских республик.
Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина.
СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп.
Тема 4. Индустриализация в СССР3 ч
Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг): ускоренное развитие
промышленности.
Коллективизация
сельского
хозяйства
(колхозы).
Итоги
коллективизации. Вторая пятилетка (1933-1937гг). Конституция 1936 г.
Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны. 4 ч
Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система ГУЛАГ. Советское общество в
1930-е гг. Образование и культура в 1930-е гг. М. Горький. М.А. Шолохов. Ситуация в
мире в 1930-е гг.
Возникновение и развитие в центре Европы военной машины
Германии, ее бурный экономический, технический рост, стремление к насильственному

переделу территорий и сфер влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи
мирового
господства.
Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония.
Положение
на
Дальнем
Востоке.
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Герои первых пятилеток:
А. Стаханов. Вклад в мировую литературу: Нобелевская премия. Новая советская школа:
педагог Макаренко С.И. Развитие спорта.
СЛОВАРЬ: фашистское государство, Лига Наций, Европа, переговоры.
Глава 3. СССР в Великой отечественной войне. 15 ч
Тема 1. Накануне Великой отечественной войны 2ч
Нападение
гитлеровской
армии
на
Польшу
(1.09.39
г.).
Действия СССР в начале Второй мировой войны. Отказ Финляндии от подписания
договора об изменении ее границ с СССР. «Зимняя» война 1939—1940 гг..
Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности страны. Ослабление
Красной армии и флота из-за репрессий высшего командного состава.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (июнь-1941-осень 1942гг)(2ч)
22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны. Реакция
запада на начало великой Отечественной войны.Заявление президентов США и Англии о
поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской
коалиции
государств.
Оборона
Москвы.
Разгром фашистов под Москвой — первая значительная победа Красной армии в
Великой Отечественной войне. Герои первых военных дней: защитники брестской
крепости. Подвиг Н. Гастелло и В. Талалихина. Блокада Ленинграда..
Тема3. Все для фронта, все для победы!2 ч
Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из
европейской части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой
героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными
профессиями,
жизнь
во
имя
победы.
Наука и образование.
Партизанская война и подпольное движение: создание на оккупированных территориях
подполья, сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского
движения. «Молодая гвардия», Методы партизанской войны, координация действий
партизанских соединений, создание Центрального штаба партизанского движения.
Мастера культуры – фронту.
Тема
4.
Коренной
перелом
в
ходе
войны
(осень1942-1943гг)
4ч
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга
России. Неудачи советских войск в Крыму. Оборона Севастополя. Сталинградская битва.
Битва на курской дуге. Битва за Днепр. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская
конференция. Приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 227 от 28 июля
1942 г. «Ни шагу назад!».
Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба
белорусской деревни Хатынь). Массовые уничтожения евреев на территории СССР и
других
европейских
стран.
Блокада
Ленинграда
и
ее
последствия.
СЛОВАРЬ: блокада, осадное положение, резервы.
Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945) 5 ч
Усиление военно-экономической мощи СССР. Освобождение территории СССР и
Европы от фашистских захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция. Взятие берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР с Японией.
Хиросима и Нагасаки – атомные удары. Нюрнбергский процесс над фашистскими
преступниками. Послевоенный Парад Победы (24 июня 1945 г)
СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл, подполье, партизаны, рейды, диверсии.

Насильственное переселение советских людей в Германию для рабского труда.
Бесчеловечное отношение к советским военнопленным и гражданским лицам в
концентрационных
лагерях
(Освенцим,
Дахау,
Бухенвальд).
блокада,
переселение,
концентрационный
лагерь.
коалиция, капитуляция, рейхстаг, трибунал.
Глава 4 . Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце 20 начале 21
в. 19 ч
Тема 1. СССР после войны 4ч
Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после войны. Возвращение
СССР к мирной жизни. Государственное устройство СССР после войны. Наука 1945начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945-начала 1950-х гг.
Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг) 4ч
Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности. Курс на строительство коммунизма.
Социальная и хозяйственно-экономическая деятельность Н.С. Хрущева. СССР в
международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг. Покорение космоса. Оттепель в
советском искусстве. Образование в 1950-начале 1960-х гг.Образование в 1950- анчале
1960-х
гг.
Ю.
Гагарин.
В.
Терешкова
Тема 3. Советский Союз в середине 196о-х —1980 гг.: от стабильности к кризису. 4ч
Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в жизни
советских
людей
Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса.Образование и
спорт. Советское искусство 1970-1980-х гг. Л.И. Брежнев. И. Роднина. Олимпиада 1980 г.
Тема 4. Распад СССР . Россия в 1990-е гг. 3ч
Политическая ситуация после смерти Л.И. Брежнева. Начало перестройки. Период
гласности и свободы мнений. Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи
Конституции СССР. Первые демократические выборы. Распад СССР. Россия после
распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг. Чеченский кризис: борьба за
целостность государства. Отставка президента Бориса Ельцина.
Тема 5. Россия в начале 21 –ого в. 4ч
Первые реформы В. Путина. Экономическое и социальное развитие в 2000-2008-м гг.
Развитие образования, науки, культуры, спорта. Новый этап реформ. Отношения России с
другими странами в 21-м в. Духовное возрождение современной России. Государственное
устройство современной России.

Учебно-тематическое планирование
Название раздела
Глава 1. Великая российская революция и Гражданская
война 20 ч

Количество часов
по рабочей
программе
20

Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы 14ч

14

Глава 3. СССР в Великой отечественной войне. 15 ч

15

Глава 4. Послевоенное развитие СССР. Российская
Федерация в конце 20 начале 21 в. 19 ч

19

Всего

68

Критерии оценивания знаний и умений:
На уроках истории возможны короткие проверочные работы для выявления пробелов в
знаниях и умениях. В каждом устном ответе выделяются ключевые слова (исторические
термины, понятия, названия предметов и др.), которые могут быть положены в основу
кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
- при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность,
последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения,
умение сослаться на текст учебника, пользоваться исторической картой.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и
сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи
исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается
ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь
учителя и учащихся.

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение.
Учебник:
1. И.М. Бгажнокова ,Л.В.Смирнова. История Отечества 9 класс: учеб.для
общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2021 г.
Методическое пособие учителя:
2. И. М. Бгажнокова И. В. Карелина Мир истории, История Отечества. Методические
рекомендации 6-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы М.:«Просвещение» 2019 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».