Рабочая программа по учебному курсу История Отечества 8 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор школы-интерната

____________Кердяшова З.В.

__________Тихонова М.В.

«_____» ______20____г.

«_____» _______20____г.

Адаптированная рабочая программа по предмету
«История Отечества»
для обучающихся 9 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

2024-2025 учебный год

Учитель: Синельникова Ю.С.
высшая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.

ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г.

с. Поим, 2024 год.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
 Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки РФ,
Москва «ВЛАДОС» 2012;
 Учебника - «История Отечества», 8кл., И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова-М.Просвещение, 2-е
издание, переработанное, 2021 г. (для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные программы для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями);


Программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учрежденийVIII вида. Москва. История России. Автор
О.И.Бородина, В.М. Мозговой. ВЛАДОС. 2012г.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г. №1599;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Поимская школа интернат»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020
года Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об утверждении
санитарных правил СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
 Устав школы;
 Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
В основу рабочей программы положен коммуникативный и личностно ориентированный
подход.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания
образования по предмету. Одной из важнейших задач является обеспечение условий для
индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени
нуждается в специальных условиях обучения — детей с интеллектуальными нарушениями.
Рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями— это комплексная
программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей и оказание
помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего
образования.
Учебный материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями
для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями
интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать, понимать причинноследственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет
лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им п равильно употреблять
новые слова в связной речи.
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта –
недоразвитие операции обобщения, а также они отличаются от своих нормальных
сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений о
явлениях реальной действительности.

Учащимся с нарушениями интеллекта очень трудно словесно оформлять свои
исторические представления. Способность к правильному распознаванию изученных
исторических событий и явлений намного превышает у них развитие умения рассказать о них.
Важнейшую роль в овладении историческими понятиями играют логические действия:
сравнение и установление причинно – следственных связей.
Специфические особенности памяти учащихся - отставание процессов преднамеренного и
непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота
воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала –
конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с
социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений
учащимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к
осуществлению разговорных контактов с людьми.
Познание исторического прошлого мира предполагает изучение системы
взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс имеет
много смежных тем с географией, русским языком, чтением, математикой, социальнобытовой ориентировкой и другими предметами.
В процессе обучения по адаптированной программе ученики должны овладеть более
упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности
системой основных исторических сведений.
Цели и задачи курса
Цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни;
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных,
коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание
некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления,
речи, эмоционально – волевой сферы.

Место предмета в базисном плане
В базисном учебном плане ГКОУ «Поимская школа-интернат» на изучение истории в 8 классе для
умственно отсталых учащихся с легкой степенью отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе
проводятся в форме урока (40 мин) с одной динамической паузой (2 мин).
Данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и
объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более
прочному усвоению элементарных исторических знаний умственно отсталыми учащимися.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:


изложение собственного мнения в соответствии с возрастными возможностями;

формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;


уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;



следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными
возможностями.

Метапредметные результаты:


собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и критически оценивать её
достоверность (под руководством учителя);



ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;



логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато,
полно, выборочно);



решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание,
монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

Предметные результаты:


овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой
основой миропонимания и познания общества;



знать имена выдающихся деятелей XVIII в.(история , важнейшие факты их биографии;



основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIIIв.в.;



важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;



изученные виды исторических источников;



соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;



использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных
учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;



показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;



рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических
источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том
числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;



соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события
по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;



определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических
событий;



объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;



использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения,
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
 Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному
плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
 Минимальный уровень
 Учащиеся должны знать:
- когда произошли события в период от начала XVII до XIXвека (с помощью вопросов
учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
 Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному
плану (с помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с
помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических



нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип
систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок.
Применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов, мультимедиа, презентации по темам.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов,
проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает
учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого учащегося. Контроль
осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль).
На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится
итоговый контроль знаний по изученным темам.
Рекомендуемые виды практических заданий по курсу.
Чтение текстов, словарная работа, рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с
изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к
различным историческим эпохам.
Экскурсии в краеведческий, исторический музеи, ознакомление с историческими
памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми), составление вопросов для
викторин, просмотр фильмов о культурных памятниках.
Творческие задания
Изготовление альбомов, подготовка и проведение тематических игр, викторин.

Содержание курса истории Отечества.
8 класс (2 ч. в неделю)
Введение
1. Единая Россия (начало XVII века)
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт
и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт,
нравы и традиции. Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил.
Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение
патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния
католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке.
Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа
укрепления православной веры..
2. Великие преобразования России в XVIII веке.
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол.
Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская
битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император.
Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение
европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.
Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты,
введение нового календаря, обучение детей дворян за границей. Поражение под Нарвой и
первые победы над шведами. Основание Петербурга. Продолжение Северной войны. Разгром
шведов под Полтавой и завершение Северной войны. Промышленность и сельское хозяйство
при Петре1. Изменения в управлении государства. Табель о рангах. Указ о единонаследии.
Образование и культура при Петре1. Личность Петра 1 в истории.Первая женщинаимператрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России,
присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на
российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета,
Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого
Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым.
Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр
Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в
области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт
благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого
словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского
управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание
Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И.
Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
3. История нашей страны в период XIX века.
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с
Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию.
Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской
армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество
русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим
Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии
Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева.
Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с
декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом
Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена
военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига.
Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и
железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами.
Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и
фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н.
Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И.
Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф.
И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.

Учебно-тематический план:
№ п/п
1
2
а
б
в
г
д
3
4

Наименование раздела
Введение в историю. Единая Россия (начало XVII века) (3 ч).

Великие преобразования России в XVIII веке.
Пётр І— первый российский император.
Екатерина І и Пётр ІІ
Анна Иоановна и ИванVІ
Елизавета Петровна
Екатерина Великая
Российская империя в первой половине 19 века
Российская империя в конце 19 начале 20 века
Итого:

Кол-во часов
3
41
20
3
4
5
9
18
6
68

Критерии оценивания
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных
опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты и контрольно-измерительные материалы
создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль
осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные
работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по
изученным темам
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:


устный опрос;



практическая работа;



тестирование;



анализ текста;



творческая работа (реферат, сообщение, доклад и т.д.).
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.



«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении
программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может
применять на практике.



«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными
требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.



«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с
ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.



«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного
материала недоступно.



«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.

Учебно-методическое обеспечение
Литература основная:
1.Учебника - «История Отечества», 8кл., И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова-М.Просвещение, 2-е
издание, переработанное, 2021 г. (для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
Дополнительная:
1.Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2018 г.
2.Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова.
Гуманитарный издательский центр Владос М: 2013 г.
3.Методика преподавания истории в школе, В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2017.
Россия великая судьба. С. Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2017 г.
3.Программы специальной (коррекционной общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./
Под ред. В. В. Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2021.- Сб. 1. -232 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».