Рабочая программа по учебному курсу История Отечества 7 класс

Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.

Адаптированная рабочая программа по предмету
«История Отечества»
для обучающихся 7 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
2024-2025 учебный год
Учитель: Синельникова Ю.С.
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г.
с. Поим, 2024 год.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и «Адаптированной основной образовательной программы» образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014г. №1599;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020 года Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об утверждении санитарных правил СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
 Устав школы;
 Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:






усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные;


гражданское воспитание учащихся,



патриотическое воспитание,



воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,



нравственное воспитание,



эстетическое воспитание,



трудовое воспитание,



правовое воспитание,



формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно – развивающие:


развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.



учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.



содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.



расширять лексический запас, развивать связную речь.

Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для
учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая
роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи.
Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к
периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При
этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей
учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративнотекстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков
был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность
уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием
исторических дат.
Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом,
культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В
настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:

- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами
и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля
в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном,

доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и
деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Краткий учебный курс.
№

Раздел

Количество
часов
11

1

Древняя Русь.

2

Древнерусское
государство. Киевская
Русь.

12

3

Крещение Киевской
Руси (X в.) Расцвет
Русского государства.

16

4

Русь в борьбе с
завоевателями(XIII—
XV вв.)

18

Краткое содержание курса
Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная
западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на
Византию. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их
опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины,
полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития внутренних и внешних
связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева
и Новгорода. Истоки славянского язычества.
Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством:
великий князь, дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов,
Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском
государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами.
Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода
Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения
границ государства и покорения соседних племен.
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии
соседних государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное
Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при
Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы. Законотворчество в
Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада единого государства
на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская
боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение РостовоСуздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке
Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и
городов Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь, Москва,
Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига
как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский
князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.

5

Единое Московское
государство.

11

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного
государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского
государства от Золотой Орды.
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV
(Грозного). Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение
Сибири. Положение крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные
успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву,
захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания.
Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр
Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и
Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового
русского царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров.
Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание
удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Век великих географических открытий
Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и
высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Контрольно-оценочная деятельность
Дата

Обобщающие уроки

Дата

Источник вопросов:
И.М.Бгажнокова. История Отечества: Учебник для 7
класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида

I четверть
Древняя Русь

Стр. 36
II четверть

Древнерусское государство.
Киевская Русь. Крещение
Киевской Руси

Cтр. 68, Стр.78.
III четверть

Русь в борьбе с завоевателями

Стр. 170
IV четверть

Единое Московское
государство.

Стр.220.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».