Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Адаптированная рабочая программа по предмету
«История Отечества»
для обучающихся 7 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
2024-2025 учебный год
Учитель: Синельникова Ю.С.
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г.
с. Поим, 2024 год.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и «Адаптированной основной образовательной программы» образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) от 19 декабря 2014г. №1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28 сентября 2020 года Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об утверждении санитарных правил СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
Устав школы;
Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
расширять лексический запас, развивать связную речь.
Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для
учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая
роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи.
Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к
периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При
этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей
учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративнотекстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков
был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность
уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием
исторических дат.
Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом,
культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. В
настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 ч в год, 2 ч в неделю.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни овладения предметными результатами.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными;
-Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-Кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме.
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя);
- кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов);
- Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами
и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач. Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля
в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и
деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Краткий учебный курс.
№
Раздел
Количество
часов
11
1
Древняя Русь.
2
Древнерусское
государство. Киевская
Русь.
12
3
Крещение Киевской
Руси (X в.) Расцвет
Русского государства.
16
4
Русь в борьбе с
завоевателями(XIII—
XV вв.)
18
Краткое содержание курса
Славяне — коренное население Европы. Ветви славян и славянских языков: восточная
западная, южная. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на
Византию. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их
опора — дружина. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины,
полюдье. Быт восточных славян. Речные пути как условие развития внутренних и внешних
связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Возникновение городов Киева
и Новгорода. Истоки славянского язычества.
Первое Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.). Управление государством:
великий князь, дружина, знать. Развитие древних городов Руси: Киев, Переславль, Чернигов,
Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском
государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами.
Торговые пути к греческим черноморским колониям. Первые русские князья и основание рода
Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения
границ государства и покорения соседних племен.
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Языческая религия Киевской Руси и религии
соседних государств. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное
Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Расцвет и могущество Руси при
Ярославе Мудром. Киев — один из крупнейших городов Европы. Законотворчество в
Киевской Руси. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Причины распада единого государства
на отдельные княжества. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская
боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение РостовоСуздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147).
Монгольские кочевые племена. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Сражение на реке
Калке. Поражение русско-половецкого войска кочевниками. Восстановление хозяйства и
городов Руси после нашествия войск Батыя. Развитие новых центров (Тверь, Москва,
Кострома и др.). Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига
как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский
князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
5
Единое Московское
государство.
11
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного
государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского
государства от Золотой Орды.
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV
(Грозного). Реформаторская деятельность Ивана Грозного. Продвижение в Сибирь, освоение
Сибири. Положение крепостных крестьян. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные
успехи. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву,
захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания.
Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр
Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и
Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового
русского царя из рода Романовых. Распространение рукописных книг. Иван Федоров.
Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание
удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Век великих географических открытий
Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Быт народа и
высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Контрольно-оценочная деятельность
Дата
Обобщающие уроки
Дата
Источник вопросов:
И.М.Бгажнокова. История Отечества: Учебник для 7
класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
I четверть
Древняя Русь
Стр. 36
II четверть
Древнерусское государство.
Киевская Русь. Крещение
Киевской Руси
Cтр. 68, Стр.78.
III четверть
Русь в борьбе с завоевателями
Стр. 170
IV четверть
Единое Московское
государство.
Стр.220.