Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Кердяшова З.В.
«_____» ______20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
__________Тихонова М.В.
«_____» _______20____г.
Адаптированная рабочая программа по предмету
«Мир истории»
для обучающихся 6 класса
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
2024-2025 учебный год
Учитель: Синельникова Ю.С.
высшая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
Руководитель_______________
«___»______20____г.
ОДОБРЕНО
решением педсовета
Протокол №___ от «___» _______20___г.
с. Поим, 2024 год.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» и «Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19
декабря 2014г. №1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ «Поимская школа-интернат»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28
сентября 2020 года Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.4.364820 «Санитарно-эпидемические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 Об
утверждении санитарных правил СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания»;
Устав школы;
Локальные акты и Положения ГКОУ «Поимская школа-интернат».
Пропедевтический курс «Мир истории» предназначен для обучающихся 6 класса,
изучающих историю первый год.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика)
положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об
окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у
учащихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно
назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный
город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют
объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни,
настоящее, прошлое и многие другие понятия.
Цель программы: подготовить обучающихся к усвоению курса «История
Отечества» в VII – XI классах.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека наразличных исторических этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом
времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых
других;
формирование умений работать с «лентой времени»;
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты;
делать простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами,
коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование
личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к
жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую
направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности
обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и
последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При проведении уроков используются методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
Практические – упражнения, работа с исторической картой, картиной, схемами.
Проблемный;
Частично-поисковый;
Исследовательский;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный
урок);
Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты кино, мультфильмов,
мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные
работы.
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении
итоговой оценки учитывается как уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой
оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса,
тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы
здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз,
упражнения по коррекции и охране здоровья.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир истории» относится к образовательной области «История России» и рассчитан на 1
год обучения.
Программа предусматривает следующее количество часов в год:
6 класс – 2 часа – 34 учебных недели – всего 68 часов.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных
вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное
исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций,
опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью
учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Класс
6класс
Обучающиеся должны уметь:
объяснять какие родственники
называются близкими, а какие
дальними;
называть свой адрес (округ,
область, район, поселок);
ориентироваться в понятиях
сегодня, завтра, вчера;
ориентироваться в частях века:
начало, середина, конец;
по иллюстрациям описывать
внешний вид человека умелого,
человека прямоходящего,
древнейшего человека;
описывать основные занятия
древних людей;
объяснять причины
Обучающиеся должны знать:
что такое даты жизни;
основные занятия жителей округа;
название страны, в которой живем;
государственные символы своей
страны (флаг, герб, гимн);
название планеты, на которой
живем;
какое время называется прошлым,
настоящим, будущим;
какое время называется
историческим;
чем питался древний человек.
зарождения религиозных верований.
Базовые учебные действия:
Регулятивные УД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.).
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД:
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности.
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оформлять свои мысли в устной речи.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
5. Содержание учебного предмета
Наименование Количество
разделов и тем
часов на
учебного
изучение
предмета
раздела
Введение
Представление 7 часов
о
себе
и
окружающем
мире
Представления 4 часа
о времени в
истории
Содержание тем учебного
предмета
Практич
еская
часть
Твое имя, отчество, фамилия.
История имени. Возникновение и
значение имен. Отчество в имени
человека.
Происхождение
фамилий. Семья: близкие и
дальние
родственники.
Поколения, предки, потомки,
родословная.
Даты
жизни.
Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь.
Место нахождения твоего дома
(регион, город, поселок, село),
кто и когда его построил. Твои
соседи.
Пословицы и поговорки о доме,
семье, соседях.
История улицы. Названия улиц,
их происхождение. Улица твоего
дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город,
село). Происхождение названия
местности.
Край
(область,
республика), в котором мы
живем; главный город края,
национальный состав, основные
занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы
живем: ее столица, население,
национальный
состав.
Республики в составе Российской
Федерации.
Государственные
символы РФ.
Руководитель
страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с
примерами). Планета, на которой
мы живем.
Представление о времени как о 2прошлом, настоящем и будущем. самостоят
Понятия: вчера, сегодня, завтра. ельные
Меры
времени.
Измерение
времени.
Календарь
(происхождение, виды).
Представление об историческом
Реализация РК
РК. Составление
собственной
родословной
и
автобиографии
РК. Рисунок «Мой
дом».
Составление
рассказа
«Мои
соседи»
РК. Рисунок «Моя
улица»
РК. Составление
рассказа « Мой
край»
РК.
Распределение
основных
событий из жизни
на
«ленте
времени»
Начальные
представления
об истории
5 часов
11 часов
История
Древнего мира
времени:
век,
(столетие),
тысячелетие,
историческая
эпоха (общее представление).
«Лента
времени».Краткие
исторические
сведения
о
названии
месяцев
(римский
календарь,
русский
земледельческий
календарь).
Части
века:
начало
века,
середина века, конец века,
граница двух веков (конец
одного века и начало другого);
текущий
век,
тысячелетие.
Основные события ХХ века
(обзорно, с примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).
История
наука о прошлом (о 1- тест
жизни и деятельности людей в
прошлом).
Значение
исторических
знаний
для
людей.Историческая
память
России.
Науки, помогающие добывать
исторические
сведения:
археология,
этнография,
геральдика,
нумизматика
и
др.(элементарные представления
на конкретных примерах).
Источники исторических знаний:
вещественные (предметы быта;
памятники
зодчества,
строительства и архитектуры;
живопись
и
т.д.),
устные
(фольклор),
письменные
(летописи, старинные книги,
надписи и рисунки и т.д.).
Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое
пространство.
Историческая карта.
Версии о появлении человека на 1- тест
Земле (научные, религиозные).
Отличие человека от животного.
Время появления первобытных
людей, их внешний вид, среда
обитания,
отличие
от
современных людей.
Стадный образ жизни древних
людей. Занятия. Древние орудия
труда. Каменный века.
Постепенные
изменения
во
внешнем облике. Зарождение
РК.
Музеи
Пензенской
области
РК. История
появления
Пензенской
губернии
речи. Совершенствование орудий
труда и занятий. Защита от
опасностей. Образ жизни и виды
деятельности.
Причины
зарождения
религиозных
верований. Язычество.
Изменение
климата
Земли,
наступление ледников. Смена
образа жизни древних людей изза
климатических
условий:
борьба за выживание. Способы
охоты на диких животных.
Приручение диких животных.
Пища
и
одежда
древнего
человека.
Конец ледникового периода и
расселение людей по миру.
Влияние
различных
климатических
условий
на
изменения во внешнем облике
людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых
орудий труда. Начало бронзового
века. Оседлый образ жизни.
Коллективыдревних
людей:
семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного
и
социального
неравенства,
выделение знати.
Зарождение обмена, появление
денег. Первые города Создание
человеком искусственной среды
обитания.
Возникновение
древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней)
История
5 часов
Источники огня в природе.
освоения
Способы добычи огня древним
человеком огня,
человеком.
Очаг.
Причины
энергии
сохранения
огня
древним
человеком,
культ
огня.
Использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких
животных.
Использование
огня
в
производстве:
изготовление
посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и
др.
Огонь
в
военном
деле.
Изобретение
пороха.
Последствия этого изобретения в
истории войн.
РК.
Использование
огня.
РК.
Способы
получения
энергии
для
населения.
История
4 часа
использования
человеком воды
История
жилища
человека
3часа
Огонь и энергия. Виды энергии:
электрическая, тепловая, атомная
(общие
представления).
Изобретение электричества как
новый этап в жизни людей.
Современные способы получения
большого
количества
энергии.
Экологические
последствия при
получении
тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых (угля,
торфа,
газа),
лесов.
Роль
энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.
Вода в природе. Значение воды в
жизни человека. Охрана водных
угодий.
Причины поселения древнего
человека на берегах рек, озер,
морей.
Рыболовство.
Передвижение человека по воде.
Судоходство,
история
мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное
земледелие,
причины
его
возникновения. Роль поливного
земледелия,
вистории
человечества.
Использование человеком воды
для получения энергии: водяное
колесо,
гидроэлектростанция.
Использование воды при добыче
полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с
освоением энергии и водных
ресурсов.
Понятие о жилище. История
появления жилища человека.
Первые
жилища:
пещеры,
шалаш,
земляные
укрытия.
Сборно-разборные
жилища.
Материалы, используемые для
строительства жилья у разных
народов (чумы, яранги, вигвамы,
юрты и др.). История совершенствования жилища. Влияние
климата
и
национальных
традиций
на
строительство
жилья
и
других
зданий.
Архитектурные памятники в
строительстве, их значение для
РК Использование
воды.
РК.
Строительство
первых жилищ.
История
появления
мебели
3часа
История
питания
человека
5часов
История
появления
посуды
5 часов
изучения истории.
Назначение и виды мебели,
материалы для ее изготовления.
История
появления
первой
мебели. Влияние исторических и
национальных
традиций
на
изготовление
мебели.Изготовление мебели как
искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с
изготовлением мебели.
Питание как главное условие
жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о
пище человека в разные периоды
развития общества.
Добывание
пищи
древним
человеком как борьба за его
выживание. Способы добывания:
собирательство,
бортничество,
рыболовство, охота, земледелие,
скотоводство.
Приручение
человеком животных. Значение
домашних животных в жизни
человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления
продуктов питания.
Влияние природных условий на
традиции приготовления пищи у
разных народов. Употребление
пищи как необходимое условие
сохранения здоровья и жизни
человека.
Посуда,
ее
назначение. 1-тест.
Материалы для изготовления
посуды. История появления посуды.
Глиняная
посуда.
Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение
для
развития
производства
глиняной посуды. Народные
традиции
в
изготовлении
глиняной посуды.
Деревянная посуда. История
появления
и
использования
деревянной посуды, ее виды.
Преимущества деревянной по
суды для хранения продуктов,
народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов.
РК.
Сурская
мебельная
фабрика.
РК. Земледелие и
скотоводство
Пензенской
области.
РК.
Пензенские
хлебозаводы
и
пекарни.
РК.
Птицефабрики и
свинокомплексы
Пензенской
области.
РК.
Блюда
народов
Пензенской
области.
РК. Хрустальный
завод г.Никольск.
Изготовление
посуды
как
искусство.
Профессии людей, связанные с
изготовлением посуды.
История
появления
одежды
обуви
История
человеческого
общества
5 часов
и
11 часов
Уточнение представлений об
одежде и обуви, их функциях.
Материалы для изготовления
одежды и обуви. Различия в
мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты
человеческого организма от
неблагоприятных условий среды.
Виды одежды древнего человека.
Способы
изготовления,
материалы,
инструменты.
Совершенствование
видов
одежды в ходе развития земледелия
и
скотоводства,
совершенствование
инструментов для изготовления
одежды. Влияние природных и
климатических
условий
на
изготовление одежды. Народные
традиции изготовления одежды.
Изготовление
одежды
как
искусство. Изменения в одежде и
обуви в разные времена у разных
народов. Образцы народной
одежды (на примере региона).
История
появления
обуви.
Влияние климатических условий
на возникновение разных видов
обуви.
Обувь
в
разные
исторические времена: лапти,
сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с
изготовлением одежды и обуви.
Представления древних людей об
окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов,
открытие
новых
земель,
изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых
религий: иудаизм, христианство,
буддизм,
ислам.
Значение
религии для духовной жизни
человечества.
Зарождение науки, важнейшие
человеческие изобретения.
Направления
в
науке:
астрономия,
математика,
РК. Одежда и
обувь
народов
Пензенской
области.
1- тест
РК. Церкви
храмы
Пензенской
области.
и
география и др. Изменение среды
и общества в ходе развития
науки.
Значение устного творчества для
истории: сказания, легенды,
песни, пословицы, поговорки.
История возникновения письма.
Виды
письма:
предметное
письмо,
клинопись,
иероглифическое
письмо.
Латинский
и
славянский
алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель
культуры. Искусство как особая
сфера
человеческой
деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения
государства. Аппарат власти.
Право, суд, армия. Гражданин.
Виды государств: монархия,
диктатура,
демократическая
республика.
Политика
государства,
гражданские
свободы,
государственные
законы.
Экономика
как
показатель
развития общества и государства.
История
денег,
торговли.
Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения
войн. Исторические уроки войн.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении
социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится с
помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение
уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ:
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
- обнаруживает
понимание материала;
-обнаруживает
понимание материала;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-самостоятельно
формулирует ответы;
-обнаруживает
знание и понимание
основных положений
темы;
-допускает единичные
ошибки и сам
исправляет
-допускает ошибки в
подтверждении ответов
примерами и
исправляет их с
помощью учителя (1-2
ошибки);
-обнаруживает
незнание большей
или наиболее
существенной
части изученного
материала;
-допускает ошибки в
речи (1-2 ошибки);
-излагает материал
недостаточно полно
и последовательно;
-допускает ряд
ошибок в речи;
-затрудняется
самостоятельно
подтвердить пример;
-нуждается в
постоянной помощи
учителя;
-допускает ошибки
в формулировке
ответа, искажает
его смысл;
-делает грубые
ошибки;
-не использует
помощь учителя;
Письменная работа:
При оценке комбинированных работ
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
Оценка «1»
Если вся работа
выполнена без
ошибок;
Если в работе
имеются 2-3
негрубые
ошибки;
Правильно
выполнена
большая часть
заданий;
Выполнено
менее
половины
других
заданий;
Если ученик не
приступал к
заданию, не
выполнил
правильно ни
одного задания;
Время выполнения контрольных работ в 6 классе - 35-40 минут. За указанное
время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение – написание тех слов и словосочетаний, которые широко
используются на уроках истории.
Учебно-методический комплекс
Список учебно-методической литературы:
1.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Гуманитарный
издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год.
2.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Сборник 1 5 – 9 классы под редакцией А.К. Аксеновой, И.М. Бгажноковой. - Москва,
«Просвещение», 2015 год.
Учебники:
1.
И.М.Бгажнокова, Л. В. Смирнова Учебник для 6 класса,- Москва
«Просвещение»,2022 год.
Литература для учителя:
1. Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика
обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».
2. Учебно – методическое пособие под редакцией Б.П.Пузанова, О.И.Бородиной, «Уроки
истории в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида»,
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г.
Дидактический материал:
1. Таблицы, схемы; Словарные слова.
2. Карточки с индивидуальными заданиями;
3. Тестовые задания;
4. Репродукции исторических событий, портреты
5. Контурные карты.